Проект программы по улучшению условий и охране труда в Хабаровском крае
Проект программы по улучшению условий и охране труда в Хабаровском крае
1.
КОНЦЕПТУАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1
Охрана труда в Российской Федерации: состояние,
проблемы и перспективы развития
Под охраной труда
понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой
деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические,
санитарно-гигиенические мероприятия (ст. 1 ФЗ "Об основах охраны труда в
РФ"). Конституция РФ в главе "Основы конституционного строя"
провозглашает, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей.
Охрана труда - одно из
важнейших направлений деятельности любого предприятия, затрагивающее интересы
всех работников. Основная цель всей системы охраны труда - это
сохранение жизни и здоровья работников и одним из этапов по реализации этой
цели является профилактика и предотвращение опасностей, ликвидация и снижение
риска в процессе производственной деятельности.
Государственное управление
охраной труда в РФ осуществляется в соответствии со статьей 216 Трудового
кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации,
а также по его поручению Минздравсоцразвития России - федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, другими
федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
По данным Росстата, за
пятилетний период с 2003 по 2007 годы снижение производственного травматизма в
целом по стране с утратой трудоспособности на один рабочий день и более
произошло на 38,1%, в том числе со смертельным исходом на 15,6% (см. приложение
А, Б). В 2007 году снижение количества
погибших на производстве отмечено в 35 субъектах Российской Федерации, в т.ч. в
республиках: Адыгея, Башкортостан, Ингушетия, Саха (Якутия), Чувашия, Хакасия;
в Брянской, Ивановской, Орловской, Ярославской, Волгоградской, Кировской,
Омской, Читинской областях; в Краснодарском, Хабаровском краях. В то же время в
43 субъектах Российской Федерации произошло увеличение количества погибших по
сравнению с 2006 годом.
Причинами
существенных различий в уровнях производственного травматизма по субъектам
Российской Федерации являются: во-первых - общее состояние
социально-экономического развития регионов; во-вторых – отличия в структуре
занятости по видам экономической деятельности; в третьих - климатические
условия; в четвертых – уровень организации работ по охране труда в
конкретном субъекте Российской Федерации и др.
В
2007 году наибольший удельный вес пострадавших на производстве, в том числе со
смертельным исходом, выявлен в обрабатывающих производствах, сельском хозяйстве
(включая охоту и лесное хозяйство), на транспорте и в связи, в строительстве,
при добыче полезных ископаемых (см. приложения В). Доля погибших в организациях
наиболее травмоопасных видов экономической деятельности приведена в приложении Г.
При этом следует
отметить, что 25,6% несчастных случаев на
производстве произошло по причинам организационного характера
(неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении
работников по охране труда, неудовлетворительное содержание и недостатки
в организации рабочих мест и т.д.), а
несчастных случаев со смертельным исходом по этим причинам – 20,8% (см. приложение
Д).
В Российской Федерации за
последние пять лет наблюдалось динамичное снижение случаев профессиональных
заболеваний, и в 2007 году по сравнению с 2003 годом число профзаболеваний
сократилось в 1,3 раза (см. приложение Е).
В то же время
последовательно нарастало количество случаев профзаболеваний,
зарегистрированных на предприятиях с негосударственной формой собственности,
уровень которых составлял: в 2003 г.– 43,1%; 2004 г. – 47,2%; 2005 г. – 49,5%;
2006 г. – 51,4%; в 2007 г. – 55,6%. При этом относительно стабильным оставался
уровень профзаболеваний на предприятиях государственной формы собственности
(см. приложение Ж).
По
данным Росстата в 2007 году наибольший удельный вес работников, занятых в
условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, доля которых возросла с
26,0% в 2006 году до 27,2%, отмечен в промышленности. Выросла доля занятых в
неблагоприятных условиях труда в строительстве – с 12,1% в 2006 году до 14,0% в
2007 году, на транспорте – с 26,5% до 29,9% (см. приложение З).
Наиболее высокий
удельный вес работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим
нормам, наблюдался в Дальневосточном (33,2%), Уральском (31,1%), Сибирском
(30,8%) Северо-Западном (25,1%) федеральных округах (см. приложение И), причем
в Дальневосточном федеральном округе показатели превышали среднероссийский
уровень во всех субъектах, за исключением Сахалинской области (см. приложение К).
По
прогнозу Минэкономразвития России в ближайшие 10–15 лет в организациях основных
видов экономической деятельности будет работать 50,1 млн. человек, около 7
млн. из которых, в т.ч. 1,6 млн. женщин, будет занято на работах с вредными и
(или) опасными условиями труда.
Рабочие места с вредными условиями труда
отрицательно влияют на состояние рынка труда. Падение престижа ряда профессий
и специальностей из-за вредных и (или) опасных условий труда ведет к росту
дефицита кадров по рабочим специальностями необходимости привлечения
иностранной, в основном неквалифицированной рабочей силы.
Низкое качество рабочих мест
оказывает негативное влияние на конъюнктуру рынка труда – приводит к высокой
текучести и нехватке рабочей силы на работах, связанных с тяжелым физическим
трудом, вредными и опасными условиями труда и, как следствие, к потере кадровых
ресурсов в связи с производственным травматизмом и профессиональными
заболеваниями.
Для обеспечения
конкурентоспособности российских предприятий в новых условиях необходимы
реструктуризация и диверсификация вредных производств по видам экономической
деятельности. Указанные процессы должны сопровождаться сокращением
неэффективных рабочих мест, высвобождением и переучиванием работников,
расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности,
возникновением новых профессий.
Действующая в настоящее
время система управления охраной труда построена в большей степени на принципах
реагирования на страховые случаи, а не на принципах их профилактики.
Несмотря
на фиксируемое в 2007 году органами государственного надзора и контроля и
государственной статистики снижение уровня производственного травматизма и
профессиональных заболеваний в организациях большинства видов экономической
деятельности, состояние условий и охраны труда в целом остается неудовлетворительным,
а характеризующие ее показатели не обеспечивают в полной мере достоверность
получаемой информации.
По
сравнению с 2006 годом отмечается рост показателей, характеризующих
производственный травматизм со смертельным исходом (в результате несчастных
случаев на производстве в 2007 году погибло на 105 человек больше, чем в 2006
году), что обусловлено крупными авариями с большим количеством погибших в
организациях, занятых добычей полезных ископаемых.
Отмечается
рост удельного веса отягощенных случаев профзаболеваний (с двумя и более
одновременно установленными диагнозами). При этом у 81,3% от общего числа лиц с
впервые установленными профзаболеваниями выявлены тяжелые формы
профзаболеваний, что свидетельствует о недостаточной эффективности системы
медицинских осмотров и профпатологической помощи.
Состояние
условий труда остается неудовлетворительным. По данным Росстата продолжилось
увеличение удельного веса работников, работающих в условиях, не отвечающих
санитарно-гигиеническим нормам, который на конец 2007 года составил 24,9% (в
2006 г. – 23,4%). Сохраняются стабильно высокими показатели, характеризующие
занятость женщин во вредных условиях труда, а также показатели
профзаболеваемости среди женщин. Остаются неудовлетворительными условия труда в
организациях малого бизнеса, в которых коэффициент частоты производственного травматизма
почти в 3 раза выше, чем в среднем по Российской Федерации, что обусловлено
несоблюдением работодателями требований законодательства об охране труда.
Приоритетные
направления деятельности по улучшению условий и
охраны труда предусмотрены Концепцией демографической политики Российской
Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской
Федерации от 09.10.2007 г. № 1351, Планом мероприятий по реализации Концепции в
2008-2010 годах, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации
от 14 февраля 2008 г. № 170-р, которым предусматривается разработка и
реализация Программы действий по улучшению условий и охраны труда по
отдельному плану.
Реализация Программы
будет осуществляться в три этапа – 3, 5 и 10 лет.
На первом этапе
(2008-2010 гг.) планируется снизить смертность
трудоспособного населения, обусловленную производственными факторами, общий и
производственный травматизм, а также профзаболеваемость как минимум на 8-10%.
На втором этапе
(2011-2015 гг.) предполагается снизить коэффициент
смертельного травматизма (количество несчастных случаев на производстве со
смертельным исходом на тысячу работающих) до 0,1 и количество рабочих мест с
вредными и опасными условиями труда до 18-20%.
На третьем этапе
(2016-2025 гг.) планируется выйти на показатели стран
Евросоюза – снизить количество рабочих мест с вредными и опасными условиями
труда до 3-5% и достичь коэффициента травматизма со смертельным исходом до
уровня не более 0,05-0,08.
Будет продолжена работа
по сближению законодательства об охране труда и существующей нормативной базы
по охране труда к требованиям европейского и международного законодательства в
указанной сфере.
Комплекс программных
мероприятий объединен в несколько блоков, направленных на решение основных проблем
охраны труда, и предусматривает участие всех субъектов трудовых отношений –
работников и работодателей. При этом основным приоритетным направлением
Программы является переход в системе управления охраной труда от реагирования
на результаты воздействия опасных и вредных производственных факторов на
здоровье работников к профилактике указанного воздействия путем создания
системы управления профессиональными рисками на рабочих местах. Особое внимание
также уделено совершенствованию законодательной и нормативно-правовой базы,
обеспечивающей реализацию указанного приоритетного направления.
Основные направления
реализации Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010
годы:
1. Совершенствование
нормативно-правовой базы;
2. Совершенствование
организации охраны труда, создание системы управления профессиональными рисками
3. Совершенствование
системы непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных
технологий обучения
4. Информирование,
консультирование и оказание правовой помощи работникам и работодателям по
вопросам охраны труда, пропаганда и популяризация мер по охране труда
5. Совершенствование
профпатологической службы России, проведение специализированных медицинских
обследований работников, создание системы ранней диагностики и профилактики
профессиональных заболеваний
6. Совершенствование
государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране
труда
1.2
Анализ деятельности органов государственной власти
Хабаровского края по улучшению условий и охраны труда в организациях
Хабаровского края
Управление охраной
труда в крае осуществляется соответствующими федеральными органами
исполнительной власти, Правительством края, органами местного самоуправления,
работодателями, объединениями работодателей, а также профессиональными союзами,
их объединениями и иными уполномоченными работниками, представительными
органами.
Губернатором края
образуется краевая межведомственная комиссия по охране труда.
Решениями органов местного самоуправления в муниципальных образованиях городов
и районов края образуются районные и городские межведомственные комиссии по
охране труда.
Государственное
управление охраной труда в крае осуществляет Управление труда,
которое является структурным подразделением министерства социальной защиты
населения Хабаровского края. В состав управления входят четыре отдела: отдел
оплаты труда; отдел по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию
социального партнерства; отдел охраны труда; отдел государственной экспертизы
условий труда.
Управление охраной
труда в городах и районах края осуществляют специально уполномоченные
структурные подразделения исполнительных органов муниципальных образований,
положения о которых утверждаются органами местного самоуправления.
В 2008 году завершилась
реализация Основных направлений и мероприятий по улучшению условий и охраны
труда в организациях Хабаровского края на 2006–2008 годы, утвержденных
постановлением Губернатора Хабаровского края от 19 августа 2005 г. № 175 «Об
Основных направлениях и мероприятиях по улучшению условий и охраны труда в
организациях Хабаровского края на 2006-2008 годы».
Запланированные
мероприятия в целом выполнены. Их реализация способствовала снижению
показателей производственного травматизма и профессиональных заболеваний в
2006- 2007 годах.
В 2007 году
производственный травматизм в крае снизился по отношению к 2005 году на 9,6% –
с 1614 травмированных на производстве до 1459, в том числе со смертельным
исходом на 11% – с 98 погибших до 87. При этом больше всего таких случаев
происходит с женщинами. Чаще всего причиной этого становится неверная
организация работ и использование устаревшего или неисправного оборудования.
Как отмечает зампредседателя Хабаровского краевого объединения профсоюзов
Андрей Беляев, нынешние законы “позволяют руководителям предприятий
снисходительно относиться к требованиям по охране труда, поскольку наказание за
нарушения в этой сфере – штрафы”.
Число профессиональных
заболеваний по отношению к 2005 году снизилось на 26% – с 90 случаев до 66.
Ежегодное число впервые признаваемых инвалидами от трудового увечья и
профессиональных заболеваний сократилось с 89 человек в 2005 году до 81 в 2007
году. Частота производственного травматизма в организациях края снизилась на
22% – с 5,0 пострадавших на 1000 работающих до 3,9. В Вяземском муниципальном
районе работа по реализации краевых и муниципальных мероприятий по охране труда
позволила снизить травматизм в районе с 2001 года в 7 раз.
Вместе с тем, ситуация
с обеспечением условий и охраны труда в организациях края продолжает оставаться
сложной. Более 34% от общей численности работающих в промышленности,
строительстве, на транспорте и в добывающих отраслях края заняты на работах с
вредными и тяжелыми условиями труда. Производственный травматизм в крае выше среднего
по России (в крае в 2007 г. – 3,9 пострадавших на 1000 работающих, в России –
2.8). Наметился рост травматизма по видам деятельности «Добыча металлических
руд, угля и прочих полезных ископаемых» на 16% и «Здравоохранение» на 9%.
Высокий показатель частоты травматизма на муниципальных предприятиях
жилищно–коммунального хозяйства города Хабаровска - 8,9 человек на 1000
работающих (в среднем по России эта цифра гораздо ниже – 2,9 человек). Самыми
опасными производствами остаются лесоперерабатывающая и горно-металлургическая
отрасли. Как отметил начальник управления условий охраны труда министерства
социальной защиты населения края Александр Читайко, "не менее опасной
является работа в обычном офисе, ведь пока один человек проводит на рабочем
месте половину жизни, работодатель не всегда следит за условиями его
труда".
Как было отмечено, чаще
всего нарушается распорядок дня и условия работы за компьютером. Помимо этого
нередко, когда работодатели скрывают серьезные случаи на производстве. Выявить
такие опасные моменты и предотвратить смертность и травматизм на производстве –
основная задача.
Основные причины
несчастных случаев на производстве - неудовлетворительная организация
производства работ, эксплуатация неисправных машин и оборудования, нарушение
технологического процесса, нарушение дисциплины труда, недостатки в обучении.
Государственной
инспекцией труда в Хабаровском крае в 2006 году выявлено более 30 тысяч
нарушений трудового законодательства, связанных с охраной труда. Отстранено от
работы около 3,8 тысяч человек. Привлечено к административной ответственности
543 должностных и юридических лиц на сумму 2597,9 тысяч рублей. Прекращено
использование не отвечающих требованиям охраны труда 1256 единиц средств
индивидуальной и коллективной защиты работников, приостановлена деятельность 73
производственных участков, эксплуатация 573 единиц оборудования, в суды края
направлены требования о ликвидации 6 производственных подразделений.
Прокуратурой края возбуждено и направлены в суды 11 уголовных дел по статье 143
УК (нарушение правил охраны труда).
Целенаправленная работа
в области охраны труда, в том числе в 2006 году, позволила добиться улучшения
показателей, характеризующих состояние охраны труда в организациях Хабаровского
края. Вместе с тем уровень травматизма в крае, по сравнению со средним по
России остается высоким, положение с условиями труда остается сложным, что
требует дальнейшей совместной работы. Это требует дальнейшей планомерной работы
и усиления профилактических мер, направленных на повышение уровня деятельности
организаций края в создании безопасных условий труда.
Государственная
инспекция труда края планирует организовать (совместные с органами власти края
и местного самоуправления, краевым объединением работодателей и профсоюзами)
весь комплекс надзорно-контрольных мероприятий, направленных на сокращение
уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, включая информирование работников о
профессиональных рисках на рабочих местах и предусмотренных трудовым
законодательством правах и гарантиях за работу во вредных и (или) опасных
условиях труда.
Планируется также
организация комплексных проверок соблюдения законодательства об охране труда в
хозяйствующих субъектах, осуществляющих травмоопасные виды экономической
деятельности. Будут также проводиться проверки работодателей сферы торговли и
спорта на соответствие законодательству в отношении привлекаемых ими к трудовой
деятельности иностранных работников, соблюдения требований законодательства о
труде и охране труда женщин и работников в возрасте до 18 лет, в т.ч. в части
ограничения и запрещения применения их труда на тяжелых работах и работах с
вредными и опасными условиями труда, и мн. др.
Страницы: 1, 2, 3
|