рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Организация социальной работы по профилактике ЗОЖ и обеспечения здоровья в трудовом коллективе рефераты


Содержание вопроса


проценты от общего кол-ва опрошенных

1. Считают себя ответственными  за состояние здоровья

2. Оценивают свои анатомо-физиологические знания на «хорошо»

3. Знают и  соблюдают гигиенические требования к организации трудового процесса

4. Валеологическую культуру развивают, много читают об этом

5. Имеют планы по укреплению своего здоровья

6. Ведут здоровый образ жизни и являются примером для  окружающих

36


63


45


54

36


45


Результаты исследования показали, что уровень валеологической осведомленности у персонала предприятия довольно низок. Они недостаточно осведомлены в элементарных вопросах физиологии и анатомии организма, не всегда имеют четкого представления о состоянии своего здоровья, и влиянии на него производственных и других неблагоприятных факторов. Респонденты, принявшие участие в анкетировании плохо представляют себе задачи формирования здорового образа жизни. Только 36% опрошенных считают себя ответственными за состояние своего здоровья.

47% испытуемых знают и соблюдают гигиенические требования к организации трудового процесса. Данный фактор вызывает опасения, так как исследуемое предприятие  имеет дело с бытовой химией и здесь необходимо четкое представление о гигиенических требованиях.

40% ведут здоровый образ жизни и являются примером для  окружающих.

Таким образом, проведенный опрос свидетельствует о недостаточном валеологическом образовании испытуемых.

Для диагностики уровня здоровья работникам была предложена еще одна  методика.

Методика № 3

Цель: Определить уровень здорового образа жизни коллектива.

Инструкция:

Работникам было предложено ответить на вопросы:

1. Курите ли вы?

2. Занимаетесь спортом?

3. Ходите на работу пешком?

4. Употребляете спиртное?

5. Употребляете жаренную, жирную пищу?

6. Делаете зарядку?

7. Любите ли отдыхать на природе?

8. Можете ли вы отказать иногда от сладкого?

9. Бываете на больничном более одного раза в год?

Далее производим обработку результатов:

На вопросы 2, 3, 6, 7, 8 за ответ Да – 2 балла, за Нет – (минус один) балл.

На вопросы 1, 4, 5, 9 наоборот Да – ( минус один), Нет – (плюс два).

Посчитываем по каждому опрошенному и определяем уровень согласно следующим критериям:

3 балла и ниже  - низкий уровень здорового образа жизни;

4 -8 – средний уровень;

9 баллов и выше – высокий уровень.

Ниже в таблице представлены результаты методики  3

Таблица 2.3 - Уровень здорового образа жизни в коллективе


Уровень

Количество

проценты от общего количества опрошенных

Высокий уровень

1

9

Средний

4

36

Низкий

6

45


Из данных представленных в таблице 2.3. видно, что работники коллектива находятся в основном на низком (45 процентов) уровне и среднем уровне (36 процентов). Лишь один человек – 9 процентов показал высокий уровень, то есть ведет полностью здоровый образ жизни.

Если проанализировать опросные листы, то наиболее негативной выглядит ситуация в связи с употреблением никотина. Всего три человека дали ответы нет – на вопрос о курении. То есть, 8 человек из 11 работников предприятия постоянно курят.

Отдых, предпочитаемый сотрудниками, это нахождение дома. Редко кто, предпочитает отдыхать на курортах, на природе. Об этом же свидетельствует вопрос об отдыхе на природе.

Почти все опрошенные не занимаются спортом, и мало кто занимается зарядкой. Хотя все они понимают, что спортивные упражнения могут принести

только пользу для их здоровья.

Такая же негативная ситуация присутствует при ответах на вопрос о пище которую принимают работники. Кроме того, большинство работников считают, что употребление спиртных напитков не может нанести серьезный вред  их здоровью, хотя и в большинстве случае употребление спиртных напитков ведется ими не слишком часто.

Кроме того, была проанализирована частота заболеваемости сотрудников.

Состояние заболеваемости на предприятии, если судить по больничным листам не высока. Однако у двоих сотрудников торгового дома за прошедший год было по 4 больничных листа, это говорит о повышенной заболеваемости этих сотрудников. Двое имеют по 2 больничных листа, им также следует уделять больше внимания своему здоровью.

Таким образом, опрос показывает, что в большинстве случаев не приходится говорить о здоровом образе жизни коллектива торгового дома «Хитон». Как и большинство населения России, сотрудники предприятия страдают отдельными хроническими заболеваниями, им некогда заниматься физической культурой. Вследствие этого на данном предприятии необходимо проводить профилактическую работу по охране здорового образа жизни работников.

В этом и состоит функция социального работника. Именно социальный работник должен проводить мероприятия направленные на укрепление здорового образа жизни трудящихся.

 

2.2 Формирование представлений о здоровом образе жизни персонала предприятия


Отмеченные недостатки в отношении к здоровому образу жизни были положены в основу разработки плана валеологического образования работников предприятия.

Цель данной программы: обеспечение здорового образа жизни, профи-

лактика вредных привычек, изменения отношения к своему здоровью на предприятии.

Методической базой служили разработки Э.Н. Вайнера, О.Ю. Грезневой и Е.Е. Насоновой)

Мы исходили из необходимости включения в содержательную часть программы тех разделов, которые бы соответствовали решению указанных выше задач – воспитанию культуры здоровья и поддержания здорового образа жизни персонала предприятия

Предварительно был разработан план проведения профилактической работы социальным работником в данном коллективе.

1. Организация досуга

- Посещение спортивных мероприятий и физкультурных праздников (стадион Строитель)

Проведение конкурсов и спортивных мероприятий.

- Лыжный выход на природу;

- Проведение спортивных игр (волейбол, футбол).

- Катание на коньках

- Участие в городском ежегодном марафоне.

- Проведение конкурса на лучшие приготовление вегетарианской пищи

- Розыгрыш билетов на киносеанс.

2. Мероприятия по улучшению режима труда и отдыха;

- Установка яркого освещения

- проветривание помещений

- увеличение обеденного перерыва

3. Индивидуальные беседы с работниками о здоровом образе жизни. Эти беседы могут быть проведены на основе лекций описанных ниже (см. приложение)

Так, например, у работника наблюдается пристрастие к сладкому. Проводим беседу о вреде злоупотребления сахара.

4. Проведение лекционной работы на различные тематики (О вреде курения, алкоголя, о здоровой пище и т.д.). Пример одной из лекций дан в Приложении А.

5. Проведение обследований здоровья персонала;

- заключение договора с поликлиникой, предусматривающего ежегодное обследование сотрудников

Проведение сеансов лечебной гимнастики с выявленными астматиками, страдающими бронхитом, приведенные в (Приложение Б)

Использую данный план была проведена работа по формированию здорового образа жизни у работников.

Рассмотрим основные разделы программы.

1. Проблемы здорового образа жизни в современном обществе.

Раздел открывает лекционные мероприятия, которые характеризует состояние проблемы. Особое внимание обращается на тенденции постоянно ухудшающегося здоровья населения России, на структуре заболеваемости и роли различных факторов в его отрицательной динамике. Характеризуя валеологические предпосылки здоровья и здорового образа жизни, программа среди всех факторов обеспечения здоровья обращает специальное внимание на ответственность каждого человека за свое здоровье и роль в этом валеологического образования.

2. Мотивация здоровья и здорового образа жизни.

Ключевым понятием валеологии является «индивидуальное здоровье». Поэтому, рассказывая о  здоровом образе жизни, необходимо охарактеризовать главные элементы здорового образа жизни и подчеркнуть, что осознанное удовлетворение потребностей человека должно создавать положительную мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни.

3. Двигательная активность и здоровье.

Данный раздел включает как лекционные мероприятия, беседы, так и оздоровительные мероприятия.

В беседах с персоналам уделяется внимание таким моментам, как дефицит двигательной активности – гипокинезия, свойственная человеку в современном мире. Она представляет одну из актуальнейших проблем здоровья человека, так как рассматривается как важнейший фактор развития так называемых «болезней цивилизации». В разделе особое значение обращается на психолого-педагогические аспекты двигательной активности, являющейся не только энергетической основой развертывания генетической программы индивида во времени, но и непременным компонентом формирования особенностей познавательной активности и становления психических функций.

Раздел предполагает ознакомление сотрудников в простейшими физическими управжнениями.

Будучи одним из важнейших разделов программы, он не только дает представление о влиянии физических упражнений на здоровье, но и вооружает знаниями и умениями построения оптимального двигательного режима работника трудового коллектива. В частности, обращается специальное внимание на использование физических упражнений для предупреждения утомления и для восстановления умственной работоспособности как непосредственно в трудовом процессе, так и во внерабочих условиях.

4. Основы психического здоровья.

При рассмотрении этой проблемы в разделе особое внимание обращается на несоответствие между выполняемой нагрузкой (преимущественно умственно-психологического характера) и последующим отдыхом (чаще всего двигательно малоактивным образом поведения, причем зачастую сопровождаемого продолжением работы с информацией). В разделе обращается внимание на возрастные основы психического здоровья и роль активного образа жизни в становлении психофизиологических функций человека, рассматриваются условия образа жизни, способствующие этому процессу и нарушающие его.

Раскрываются основные механизмы возникновения стресса и типичные в производственной среде стрессовые ситуации.

Даются практические рекомендации по психорегуляции и осваиваются ее простейшие методы, которые работник может применить не только в производственном процессе, но и в собственном образе жизни.

5. Основы рационального питания.

Данный раздел предполагает помощь работника в освоении норм правильного питания.

В настоящее время проблемы рационального питания являются довольно актуальными, причем становится все более очевидным, что в основе такого положения лежит низкий уровень знаний человека об основах здорового питания. В разделе на принципиальной базе эволюционных предпосылок дается взгляд на питание как потребность и его адаптацию к условиям жизни современного человека. При этом обращается внимание на индивидуальный характер построения режима питания в зависимости от гено- и фенотипических особенностей и условий жизнедеятельности данного человека. Специальная часть раздела посвящена возрастным особенностям питания и его специфике применительно к работнику предприятия, в том числе торгового.

6. Закаливание и профилактика простудных заболеваний.

Данный этап предполагает большее практическое использование. Здесь социальным работником подробно рассматриваются теоретические предпосылки терморегуляции, пути и методы закаливания.

7. Основы рационализации режима дня и жизни.

Одним из факторов, провоцирующих нарушение здоровья современного человека, является нарушение взаимоотношения «работа – отдых» /3/ в сторону чрезмерного нарушения психоэмоциональной сферы. В связи с этим постепенно возникает дефицит функциональных резервов и нарушение регуляции функций. В этих условиях принципиальное значение приобретает рационализация режима жизнедеятельности, в которой бы закономерно сочетались нагрузка и отдых.

Исходя из этого социальным работником проводятся мероприятия по оценке биоритмов работников, изучается динамика суточной, недельной, месячной и годовой работоспособности (в том числе и в ее возрастном аспекте), обращается специальное внимание на факторы, снижающие умственную работоспособность.

После чего, работнику даются рекомендации. В мероприятиях указываются критерии нагрузки и утомления, причем особое внимание обращается на умственное утомление и условия его возникновения.

Предлагаются и осваиваются средства активного отдыха как непосредственно во время трудового процесса, так и во внерабочих периодах. Даются рекомендации по разработке рациональных режимов дня и недели для различных контингентов персонала.

8. Валеологические принципы формирования устойчивости к вредным привычкам и отучения от них.

Включение настоящего раздела обусловлено катастрофической тенденцией нарастания числа приобщающихся к вредным привычкам. Программа в теоретическом плане предполагает ознакомление работников предприятия с факторами, провоцирующими приобщение к вредным привычкам, и особенностями влияния вредных веществ на организм человека. В практическом плане программа ориентирована на обучение работников методам «отучения» от вредных привычек. Социальным работником проводятся индивидуальные, групповые и коллективные беседы, семинары, лекции по настоящему вопросу. Работники знакомятся с существующими методами отучения от вредных привычек, их приемлемостью для различных контингентов людей и эффективностью.

9. Здоровье работника предприятия.

В разделе рассматриваются вопросы, связанные с особенностями труда в торговом предприятии и с их влиянием на организм. При этом обращается внимание на рациональную организацию рабочего режима и рабочего места, даются рекомендации по двигательной активности, психорегуляции, условиям питания, организации отдыха.

 

2.3 Контрольный этап исследования и его результаты


После проведения указанных выше мероприятий была проведена повторная диагностика.

Методику  1 повторно использовать мы не будем, так как хронические заболевания у всех опрошенных работников являются такими же как на предварительном исследовании.

Чтобы выявить оказало ли влияние, формирующее воздействие проведем повторно методики  1 - 2, с целью выявления отношения к здоровому образу жизни.

Методика 1 – Анкетирование (автор методики – И.Ю.Коваева)

Цель: Выявить отношение респондентов к своему здоровью

Распределение положительных ответов представлено в таблице 2.4

Таблица 2.4 - Результаты анкетирования (Сравнение контрольного и констатирующего этапа), проведенного среди персонала предприятия «Хитон» на степень валеологической осведомленности, в процентах



Содержание вопроса

Констатирующий этап (в процентах)

Контрольный этап (в процентах)

1. Считают себя ответственными  за состояние здоровья

2. Оценивают свои анатомо-физиологические знания на «хорошо»

3. Знают и  соблюдают гигиенические требования к организации трудового процесса

4. Валеологическую культуру развивают, много читают об этом

5. Имеют планы по укреплению своего здоровья

6. Ведут здоровый образ жизни и являются примером для  окружающих

36



63


45


54


36


45

45



72


54


54


63


45


Результаты анкетирования показали, что уровень валеологической осведомленности у персонала предприятия возрос по сравнению с констатирующим этапом исследования. Испытуемые после проведения формирующего этапа более трезво подходят к сохранению состояния своего здоровья, они так же имеют планы по укреплению состояния своего здоровья.

Так, если на констатирующем этапе исследования 36 процентов респондентов считали себя ответственными за состояние своего здоровья, то теперь 45 процентов опрошенных ответили положительно на данный вопрос (в соответствии с  рисунком. 1).

Так 72 процента работников предприятия оценивают свои анатомические и физиологические знания на «хорошо» (на констатирующем этапе было 63 процента).

Большее количество работников (54 процента) знают и соблюдают гигиенические требования к организации трудового процесса (по сравнению с пред-

варительным этапом – 45 процентов).


Интересно, что после проведения формирующего этапа исследования работники  у некоторых работников появились планы по укреплению своего здоровья (63 процента против 36 процента на констатирующем этапе). Что касается вопросов 4, 6 о развитии валеологической культуры, и ведении здорового образа жизни, то тут результаты не изменились на рисунке 1).

Рисунок 1 - Динамика роста валеологических представлений


Таким образом, диаграмма показывает, что после проведенного формирующего эксперимента ситуация изменилась, и нам необходимо узнать, можно ли опираясь на эти данные утверждать что формирующий эксперимент удался.  Для этого вычислим χ2 – критерий.

Полученное нами значение: χ2 равно 25,58 больше соответствующего табличного значения m-1 равное 5 степеней свободы, составляющего 20,52 при вероятности допущения ошибки меньше чем 0,001% .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


 © 2010 Все права защищены.