рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Организация оказания медицинской помощи при авариях на радиационно- и химически опасных объектах, в очагах промышленных пожаров, при обрушении конструкций зданий, при транспортных авариях и катастрофах рефераты

Особое внимание при определении эпидемической обстановки уделяют изучению состояний предприятий, представляющих опасность для окружающей среды, которые в результате аварии или катастрофы создают сложную экологическую обстановку в районе. Они же могут быть причиной возникновения дополнительных заболеваний среди населения за счет отравления химически опасными веществами, загрязнения радиоактивными веществами. При повреждении систем водоснабжения и канализации возрастет возможность дополнительного возникновения инфекционной заболеваемости за счет водного фактора.

Мероприятия по спасению жизней пострадавших

Врачи, участвовавшие в оказании помощи пострадавшим в завалах, привели совершенно невероятные данные, о возможности 50% пострадавших, считавшихся погибшими, не погибли мгновенно от сдавления, а умирали медленно. Некоторые в течение нескольких минут и часов, другие в пределах 1 недели после катастрофы. По предварительным оценкам до 40% медленно умиравших пострадавших (около 20% от всех погибших) можно было спасти, если бы находившиеся рядом не пострадавшие люди немедленно оказали им помощь по поддержанию жизни, а медицинская специализированная реанимационная бригада прибывшая в течение 6 часов, быстро стабилизировала состояние пораженных и перспективных в отношении выживания и нуждающихся в госпитализации эвакуировала их в больницу. Пострадавшие без травматических повреждений или с легкими травмами оставались заживо погребенными под развалинами в течение 1 недели. Прогрессивное снижение летальности вследствие травматических повреждений, множественных травм и ранений отчасти объясняется немедленным оказанием своевременной реанимационной помощи, стабилизацией состояния и быстрой транспортировкой пострадавших в стационар с адекватной одновременной инфузионной и респираторной поддержкой.

Осуществление на практике данных мероприятий проблематично по следующим причинам:

·                   Отсутствие обученного контингента среди населения без медицинского образования, методам простейшей реанимации по Сафару.

·                   Запоздалое обнаружение пострадавших под обломками (спасатели и кинологи прибывают поздно), отсутствует необходимая аппаратура для обнаружения живых людей под обломками.

·                   Позднее извлечение пострадавших изпод завалов или отсутствие возможности извлечения (необходима атравматичная технология с применением воздуха).

·                   Слишком позднее прибытие врачебных бригад по оказанию помощи при массовой травме для проведения первой помощи по поддержанию жизни (прибытие на место ЧС через 48 часов, тогда как эффективное время в пределах 1 часа).

·                   Ошибочная концепция, согласно которой эффективную помощь могут оказывать любые медицинские работники (необходимы бригады опытных специалистов).

·                   Недостаточно быстрая эвакуация пострадавших без осуществления стабилизации состояния перед транспортировкой в стационар и часто в непрофильные больницы.

·                   Нехватка качественных и соответствующих материалов и оборудования.

·                   Плохо налаженная связь.

·                   Отсутствие взаимопонимания и координации между местными и центральными органами управления.

Реализация потенциальных факторов реанимации при массовых поражениях препятствует временное ограничение, т.е. ограниченное время, в течение которого реанимационные мероприятия могут быть эффективными. Для СЛР это составляющее в пределах от нескольких секунд до нескольких минут и осуществление возможно только находящимися рядом с жертвами рядом людьми, владеющими методами СЛР, но не самими пострадавшими. Лечение травматического шока может быть эффективным, если бригада для проведения поддержания жизни пострадавшим с травматическими повреждениями, включая экстренную хирургическую операцию, прибывает в пределах 1 часа. Хирургическая обработка ран для профилактики инфекционных осложнений и сепсиса, специальные мероприятия по поддержанию жизнеспособности тканей и интенсивная дальнейшая терапия длительного шока, имеют большую вероятность быть эффективными, если осуществляются в течение первых 6 часов. Международные медицинские организации по оказанию помощи при бедствиях рекомендуют организацию на постоянной основе небольших поисково-спасательных формирований, реально прибывающих на место происшествия в течение 1 часа.


IV. Организация оказания медицинской помощи при транспортных авариях и катастрофах


Авиационные катастрофы

Причины авиационных катастроф:

- отказы техники, ошибки при техническом обслуживании

- ухудшение качества надзора за выполнением авиационных норм и правил

- неточный заход на посадку

- культура безопасности полетов

Поисковые и аварийно-спасательные работы

Поисковые работы - система мер, направленных на своевременное обнаружение воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, его экипажа и пассажиров.

Аварийно-спасательные работы - система мер, направленных на своевременное оказание помощи потерпевшим бедствие. Организацию и проведение поисковых и аварийно-спасательных работ осуществляет государственная авиационная поисково-спасательная организация.

Исполнительные местные и распорядительные органы, предприятия, организации и учреждения, на территории которых воздушное судно потерпело бедствие, обязаны до прибытия представителей государственной авиационной поисково-спасательной организации принять неотложные меры по спасению людей, оказанию им медицинской и иной помощи, охране воздушного судна и находящихся на его борту документации, оборудования и имущества, а также сохранению состояния места происшествия. Воздушному судну, терпящему или потерпевшему бедствие, оказывается помощь независимо от его государственной принадлежности и обстоятельств бедствия.

Поиск и спасение пассажиров и экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, на территории Республики Беларусь и за ее пределами осуществляются в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Поисково-спасательные работы проводятся с привлечением самолетов и вертолетов, оборудованных поисковой аппаратурой и комплектами спасательного снаряжения, а также наземными транспортными средствами повышенной проходимости и спасательными катерами. При обнаружении воздушного судна определяются его координаты, устанавливается с ним связь, уточняются состояние здоровья людей и размеры необходимой помощи. Определяются возможность совершения посадки и маршруты выдвижения к месту нахождения воздушного судна наземных транспортных средств. Если осуществить посадку воздушных поисковых судов невозможно, то поисково-спасательный отряд и необходимое для работы оборудование десантируются на место катастрофы.

Работы, проводимые на месте авиакатастрофы

После высадки спасатели немедленно приступают к эвакуации и перемещению пассажиров потерпевшего бедствие воздушного судна на безопасное расстояние. От спасателей требуется не только спасти людей, но и оказать им первую помощь, создать необходимые бытовые условия, защищающие пострадавших от непогоды. Необходимо также успокоить людей и предотвратить панику. В случае труднодоступности района бедствия спасатели разворачивают временный лагерь с необходимой системой жизнеобеспечения. Если пассажирам и экипажу необходима немедленная и серьезная медицинская помощь, а возможности доставить их в лечебное учреждение нет, то в районе бедствия разворачивается мобильный пневмокаркасный госпиталь.

Эвакуация пассажиров и членов экипажа с борта воздушного судна при ЧС может осуществляться с использованием передвижных трапов, приставных и пожарных лестниц, корпусов крупных автомобилей, веревочных систем. В самом воздушном судне около выхода также находятся специальные средства для эвакуации: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты.

При аварийной эвакуации спасатели вместе с экипажем обеспечивают помощь пассажирам и их страховку. В первую очередь эвакуируют детей, женщин, пожилых людей и только потом - всех остальных. Нельзя эвакуировать людей по поврежденному надувному трапу или желобу, или же при других опасных факторах, угрожающих их жизни и здоровью. Пострадавших, находящихся в бессознательном состоянии или имеющих тяжелые телесные повреждения, осторожно выносят на носилках, брезенте, щитах и опускают на землю с помощью веревок.

После окончания эвакуации спасатели проверяют скрытые места в пассажирских салонах и кабине экипажа, а также кухни, гардеробы, санитарно-гигиенические и багажные помещения, чтобы убедиться в отсутствии людей на борту. Если есть сведения о числе пассажиров и составе экипажа, то их сопоставляют с данными о спасенных и, при расхождениях, продолжают поиски до обнаружения пострадавших.

Организация ликвидации медико-санитарных последствий авиакатастроф

Особенность авиационных катастроф, по опыту ликвидации медико-санитарных последствий подобных ЧС - гибель большого количества людей. Вариабельность санитарных потерь при авиакатастрофах значительна. Для организации ликвидации последствий ЧС, службе медицины катастроф необходимы оптимальные данные медицинской разведки. От оперативной информации зависит весь комплекс проводимых мероприятий. Падение воздушного судна в пределах населенных пунктов, сопряжено с угрозой возникновения массовых санитарных потерь среди жителей. В результате падения самолета могут быть разрушены жилые многоэтажные дома. Кроме того, огнем уничтожаются прилегающие здания. Выделение бригад постоянной готовности в зависимости от причины трагедии, также может быть различным. Авария при взлете значительно отличается от таковой при посадке (наполнение топливных баков). Взрыв на стоянке (посадка, высадка пассажиров), повреждение при маневрировании, рулежки самолета и падение с высоты. Учитывается профиль бригад в соответствии с прогнозированием санитарных потерь:

авария при взлете – доминирует комбустиологический профиль,

при посадке – травматологический и хирургический.

Для своевременной и четкой организации взаимодействия и управления ресурсами представителю ТЦМК, выезжающему в район авиакатастрофы, желательно иметь дополнительные справочные материалы, которые позволят оперативно проанализировать необходимую информацию и принять наиболее правильные решения:

- карта района или области с дислокацией объектов здравоохранения

- состав сил и средств территориальной службы медицины катастроф

- список должностных лиц с номерами телефонов мобильной связи

- порядок взаимодействия со службами медицины катастроф министерств и ведомств, принимающих участие в ликвидации последствий авиакатастрофы

Служба медицины катастроф оперативно реагирует на авиакатастрофу и приводится в состояние полной готовности к работе в кратчайшие сроки, что позволяет на месте чрезвычайной ситуации своевременно оказать экстренную медицинскую помощь пораженным и обеспечить медицинскую эвакуацию в профильные специализированные лечебные учреждения.

Диспетчер территориального центра медицины катастроф (ТЦМК) получив информацию о чрезвычайном происшествии, передает сообщение (в соответствии с планом взаимодействия и схемой оповещения) директору ТЦМК, диспетчеру скорой помощи, главному врачу многопрофильной больницы, председателю городского комитета здравоохранения (УЗО области).

На место ЧС для оценки обстановки и организации оказания неотложной медицинской помощи пораженным направляются:

- бригада экстренного реагирования ТЦМК два хирурга, анестезиолог, медсестра

- бригады экстренной медицинской помощи постоянной готовности

- специализированные и линейные бригады скорой медицинской помощи

Акцентируется внимание на достаточную укомплектованность санитарных автомобилей носилками, жгутами, обезболивающими препаратами, медикаментами и перевязочными средствами для оказания неотложной медицинской помощи. Обеспечение укладками для массовой травмы. Одновременно приводятся в состояние готовности бригады специализированной медицинской помощи и перепрофилируются койки в больницах города для приема пораженных.

Больница скорой медицинской помощи, городская, областная клиническая, центральная районная больница:

*приемно-сортировочные отделения (площадки);

*хирургический блок для экстренной квалифицированной помощи;

*операционные столы и коечный фонд;

*специализированные бригады, койки для ожоговых больных;

*токсикологические койки (отравление продуктами горения);

*травматологический пункт.

Детская больница:

бригады экстренной медицинской помощи, койки для пораженных детей.

Железнодорожная больница (медсанчасть авиазавода аэропорт "Минск-1") :хирургические бригады, коечный фонд.

Готовятся к выдаче запасы медицинского имущества комитета по фармации и аптек больниц, привлекающихся для оказания медицинской помощи, приводится в состояние готовности служба крови, силы и средства судебно-медицинской экспертизы. В период аварийно-спасательных работ все силы и средства службы медицины катастроф находятся в состоянии полной готовности.

Аварийно-спасательные работы проводятся под руководством представителя МЧС.

Организацию медицинского обеспечения всех мероприятий и коррекцию работы бригад скорой помощи осуществляет ответственный специалист ТЦМК.

На месте происшествия организуется круглосуточное дежурство двух линейных бригад скорой помощи, бригады экстренного реагирования ТЦМК, дежурство врачей-психиатров для оказания психолого-психиатрической помощи медицинскому персоналу, спасателям, пострадавшим и родственникам погибших, которые могут прибывать на место трагедии. Все пораженные госпитализируются в течение минимального времени после авиационной катастрофы. Амбулаторную помощь организуют силами специализированных бригад, работающих на границе очага поражения по принципу стационарных амбулаторий, с использованием табельного оснащения бригад и специальных укладок для массовой травмы. Доставка в морг погибших, извлеченных фрагментов тел, осуществляется специально выделенным для этой цели транспортом. Вопросы транспортировки согласуются с представителями правоохранительных органов, криминалистических лабораторий и судебно-медицинской экспертизы.

Дорожно-транспортные происшествия

Уровень дорожно-транспортных происшествий и количество травм среди населения остается значительным. Транспортные аварии и катастрофы - причина наибольшего числа потерь населения в мирное время, уносящие в год более 200 тысяч жизней и около 1 млн. людей получают ранения. Автомобильные аварии и катастрофы встречаются чаще, чем и объясняется наибольшее число санитарных (раненые) и безвозвратных (погибшие) потерь. Увеличение количества ДТП отмечается в конце августа – начале сентября, когда возвращаются с отдыха отвыкшие от городского ритма отпускники и дети. Городской транспорт наиболее многочисленный и наиболее аварийный. Самым опасным признан автотранспорт. На 1 миллиард пассажиро-километров на железнодорожный транспорт приходится 2 погибших, на воздушный – 6, на автомобильный – 20 человек. Жертвами аварий становятся водители, пассажиры и пешеходы. По статистике, на месте происшествия погибает 65% людей, причем 2/3 погибает внутри транспортных средств.

Основные причины ДТП:

*нарушения водителями транспортных средств правил дорожного движения

*употребление спиртных напитков за рулем

*техническая неисправность транспортных средств

*нарушение ПДД и личная неосторожность пешеходов

Для обеспечения оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП в необходимом объеме проводится закрепление лечебных учреждений за участками автодорог республиканского и областного значения. Для закрепления определяются лечебные учреждения, в которых имеются соответствующие врачи - специалисты (травматологи или хирурги, подготовленные по травматологии, анестезиологии, реаниматологии, рентгенологии, с учетом особенностей детского возраста), имеются анестезиолого-реанимационное отделение, а также возможность для полноценного обследования и лечения пострадавших. Медицинская помощь пострадавшим детям при отсутствии детских хирургических (травматологических) отделений оказывается в соответствующих отделениях для взрослых.

Больницы, в которых может быть оказана помощь пострадавшим при ДТП в необходимом объеме, должны быть расположены не более чем в 25 - 50 км друг от друга по направлению автодорог. Они обозначаются дорожными знаками "больница", указателем направления движения и расстоянием до больницы (в км). Больницы, выделенные для оказания помощи пострадавшим, должны быть соответствующим образом подготовлены, с этой целью:

- врачи указанной больницы и, прежде всего врачи - хирурги и

травматологи должны пройти дополнительную подготовку по вопросам реанимации, лечению ожогов, оказанию помощи больным при повреждении костей черепа и позвоночника, в том числе с повреждением головного и спинного мозга;

- больница должна быть оснащена дополнительным оборудованием для проведения реанимационных мероприятий, а также оказания хирургической, травматологической и нейротравматологической помощи;

- в больнице должно быть обеспечено круглосуточное дежурство: рентгенлаборантов, клинических лаборантов, врачей (или медсестер)-анестезистов.

В больницах, выделенных для оказания медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, особое внимание должно быть обращено на готовность приемных отделений для круглосуточного приема пострадавших. В указанных больницах машины скорой помощи, предназначенныедля выезда на дорожно-транспортные происшествия, должны быть оборудованы необходимой медицинской техникой для проведения реанимационных мероприятий.

Закрепление больниц за участками автодорог должно проводиться с таким расчетом, чтобы максимальное плечо транспортировки пострадавших составляло не более 25 км.

Страницы: 1, 2, 3, 4