рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Экология и культура рефераты

Критический гуманизм, или новый гуманизм, или трансгуманизм подчеркивает необходимость “денатурализации” природной среды и собственной природы человека. Это означает, что “человек предстает не просто как один из зоологических видов, а прежде всего как носитель культуры”. Биоценоз с человеком (антропоценоз) – это уже качественно иная система с существенно более сложными иерархическими зависимостями, чем дикая природа. “Комплексный глобальный кризис современности – не признак абсолютного эволюционного предела, а суровый тест на зрелость планетарной цивилизации”, проверка соответствия технологической и интеллектуально – нравственной составляющих культуры.

Наша отечественная философия до недавнего времени смешивала ненасилие с покорностью и смирением, считая эту философию идеалом, так называемого абстрактно- гуманистического мышления, либо проявлением религиозного мировоззрения. В действительности философия ненасилия в ХХ веке стала обоснованием новой тактики борьбы за справедливость, которое подразумевает культивирование начал добра и любви в каждом человеке, реалистическую оценку ситуации и персональную ответственность человека, придерживающегося ненасильственного идеала, не только за свои действия, но и за действия оппонента. [7]

Реальная возможность дегуманизации человека, ог­рабления природных ресурсов, разрушения природной среды и, наконец, гибель человечества в огне ядерной катастрофы - все это вместе вызывает настоятельную необходимость пересмотра "технократической парадиг­мы".

Именно с таким прогнозом мы подошли к данной теме. Однако изучив специальную литературу, вникнув в поставленный вопрос, мы пришли к выводу: единственной альтернативой тех­нократическому вызову может стать "гуманистическая парадигма", объявляющая человека высшей ценностью на земле и решающая проблемы "человек и мир", "человек и природа", "человек и общество", "человек и человек" на основе общечеловеческих ценностей.

Уже сегодня необходимо начать разработку всех этих невероятно сложных проблем.

Как уже мы отмечали, названные проблемы следует рассматривать как противоречивые, неоднозначные, многогранные по своему существу. Решение любой глобальной проблемы требует пред­сказания не только ближайших, но и отдаленных пос­ледствий.

И если учитывать трудность сегодняшних дней – нестабильность в политической и экономической сфере, опасная экологическая ситуация, все более частое проявление девиантного поведения подростков, и т.д., то просто необходимо не только финансировать воспитательные учреждения и организовывать быт людей с учетом принципов гуманизма, но в первую очередь начать с самовоспитания и самопознания.

2. Исследование экологических представлений жителей индустриальных центров.

 

2.1. Ход исследования.


Свою практическую часть мы построили следующим образом:

1. Составили анкету, содержащую 10 вопросов по данной теме, которые не только проверяли уровень знаний у исследуемых, но выявляли их направленность и установки.

Анкета

вопросы

да

нет

не знаю

1

Способна ли совокупная человеческая деятельность коренным образом подорвать природное равновесие биосферы и тем самым привести к гибели человеческую цивилизацию?


5


5


5

2

Верно ли определение: «Глубинная экология – это путь, индивидуальная практика, противопоставляющая себя господствующему технократическому мировоззрению»?


5


5


5

3

Вы считаете, что современном мире преобладают принципы милосердия, любви, ненасилия гораздо больше чем раньше?


5


5


5

4

Итак, некоторые мыслители полагают, что технику необходимо гуманизировать, сделать сообразной природе и человеку, возможно ли это?


5


5


5

5

Влияет ли развитие индустриализма на отчуждение человека (общества, культуры) от природы?


5


5


5

6

Является ли техника продуктом культуры, а не цивилизации?

5

5

5

7

Могут ли цивилизация и наука, без культуры, сами по себе обеспечить духовного прогресса?

5

5

5

8

Верно ли, что цивилизация — это преобразованный человеком мир материальных объектов?


5


5


5

9

Верно ли определение: «Культура — это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности»?


5


5


5

10

Экология это:




а)

уче­ние о взаимоотношении организмов с окружающей средой.

5

б)

отрасль биологии, которая изучала воздействие на организм неорганической и биотической среды.

5

в)

наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе.

5

г)

идея вторжения социального человека в экосистемы.

5

д)

изучает природную сущность человека, среду его обитания, экологические факторы здоровья.

5

е)

система наблюдения, оценки, анализа и прогноза состояния окружающей среды.

5

ж)

изучает природную сущность человека, среду его обитания, экологические факторы здоровья

5

2.                  Опросили по составленной анкете 20 человек, из которых 10 в возрасте 20-25 человек – они вошли в первую группу, и 10 в возрасте 25-30 – вторая группа. Пол и сфера деятельности и образование также учитывались при анализе данных.


Таблица 1.

Ответы первой группы.

да       +

нет      –

Не знаю  /

Возраст

Пол

Образование

Профессия

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

20

ж

среднее техническое

оператор ПК

+

/

-

+

+

-

+

+

+

е

2

21

ж

высшее педагогическое

менеджер по продажам

+

+

-

+

+

/

-

+

+

е

3

22

м

высшее техническое

менеджер по продажам

/

/

+

+

+

-

/

+

+

е

4

22

ж

среднее гуманитарное

менеджер по продажам

+

+

/

+

+

+

-

+

+

ж

5

23

м

среднее специальное

водитель

-

/

-

+

+

/

-

+

+

е

6

23

м

среднее техническое

водитель-экспедитор

+

/

-

+

+

+

-

+

/

ж

7

24

м

высшее культурологическое

менеджер по продажам

-

+

+

+

+

+

-

-

+

е

8

24

ж

высшее экономическое

бухгалтер-кассир

+

-

-

/

+

-

+

+

+

ж

9

24

ж

высшее экономическое

администратор зала

/

+

-

+

+

-

-

+

+

а

10

24

м

высшее экономическое

администратор зала

+

/

-

+

+

-

-

+

/

в


Таблица 2.

Ответы второй группы


Возраст

Пол

Образование

Профессия

Номер вопроса






1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

25

м

среднее специальное

охранник

-

/

-

+

+

-

-

+

+

е

2

25

ж

высшее экономическое

менеджер по продажам

+

/

+

-

+

/

-

+

+

в

3

26

ж

высшее техническое

оператор ПК

+

/

-

-

+

+

-

+

/

е

4

27

ж

высшее гуманитарное

менеджер по продажам

-

+

+

+

+

-

-

/

+

ж

5

27

ж

высшее психологическое

менеджер по продажам

+

+

-

+

+

+

-

+

+

е

6

29

м

среднее техническое

водитель

+

/

-

+

+

/

/

+

/

е

7

29

ж

высшее экономическое

бухгалтер

+

-

+

+

+

/

-

+

+

е

8

29

ж

высшее психологическое

менеджер по персоналу

+

+

+

/

+

-

-

+

+

е

9

30

м

незак. высшее техническое

охранник

-

+

/

-

+

-

-

+

+

ж

10

30

м

среднее специальное

охранник

/

/

-

+

+

/

-

+

+

е


Значительная группа респондентов отметила, что экология это система наблюдения, оценки, анализа и прогноза состояния окружающей среды – 60%. Остальные разделились:

25% считают, что экология изучает природную сущность человека, среду его обитания, экологические факторы здоровья, 10% - экология – наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе; и 5% - уче­ние о взаимоотношении организмов с окружающей средой.

Часть вопросов, на наш взгляд, выявляют отношение человека к экологии:

1. Способна ли совокупная человеческая деятельность коренным образом подорвать природное равновесие биосферы и тем самым привести к гибели человеческую цивилизацию?

3. Вы считаете, что современном мире преобладают принципы милосердия, любви, ненасилия гораздо больше чем раньше?

4. Итак, некоторые мыслители полагают, что технику необходимо гуманизировать, сделать сообразной природе и человеку, возможно ли это?

5. Влияет ли развитие индустриализма на отчуждение человека (общества, культуры) от природы?

Мы разделили ответы на эти вопросы на две группы: в первую вошли ответы с негативной окраской, Их процент составил большую часть – 28,75%

Во вторую группу вошли вопросы с положительной установкой – 11,4%

Представим полученные результаты в графическом изображении.

Рис. 1.

Отношение к экологии первой группы.

Рис 2.

Отношение к экологии второй группы


Примечательно, что все респонденты считают, что развитие индустриализма на отчуждение человека (общества, культуры) от природы.

Вопросы:

Верно ли определение: «Глубинная экология – это путь, индивидуальная практика, противопоставляющая себя господствующему технократическому мировоззрению»?

Является ли техника продуктом культуры, а не цивилизации?

Могут ли цивилизация и наука, без культуры, сами по себе обеспечить духовного прогресса?

Верно ли, что цивилизация — это преобразованный человеком мир материальных объектов?

Верно ли определение: «Культура — это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития, его подавленности или свободы, его полной зависимости от окружающего социального мира или его духовной автономности»?

Экология это:

Выявляют на наш взгляд уровень осведомленности респондентов о понятиях культуры и экологии.

Мы заметили, что возрастные категории не влияли на ответы, а вот образование и профессия, как нам кажется, играют свою роль в формировании экологических представлений.


Заключение.


Проанализировав полученные ответы, мы пришли к выводу, что одним из важных признаков трансформации мировоззренческих установок членов общества является, с моей точки зрения, совокупность доминирующих у населения экологических представлений. Именно эти представления характеризуют отношение людей к “природе” либо как к чуждой (возможно, враждебной) внешней среде (негативные ценностные установки), либо как к источнику средств существования (утилитарные установки), или как к среде обитания, нуждающейся в заботе и соохранении (этические установки), а, может быть, и как к Миру (эстетические установки).

Реальная возможность дегуманизации человека, ог­рабления природных ресурсов, разрушения природной среды и, наконец, гибель человечества в огне ядерной катастрофы - все это вместе вызывает настоятельную необходимость пересмотра "технократической парадиг­мы".

Именно с таким прогнозом мы подошли к данной теме. Однако изучив специальную литературу, вникнув в поставленный вопрос мы пришли к выводу: единственной альтернативой тех­нократическому вызову может стать "гуманистическая парадигма", объявляющая человека высшей ценностью на земле и решающая проблемы "человек и мир", "человек и природа", "человек и общество", "человек и человек" на основе общечеловеческих ценностей.


Список литературы


1.                 Воронков Н.А. Экология: общая социальная, прикладная. – М., 1999, с.- 20.

2.                 Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. - М., 1987

3.                 Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

4.                 Кохановский В.П. и др. Философия для средних специальных учебных заведений: Учебное пособие - Ростов н/Д: Феникс,2000. –  гл.15.

5.                 Кошелева В. Экология и нравственность // Общественные науки и современность. - 1993. - №1 - С. 159-160

6.                 Личность. Внутренний мар и самореализация. Г.С. Сухобская. СПб., 1996г., с.147-151.

7.                 Моисеев Н. Природный фактор и кризисы цивилизации // Общественные науки и современность. - 1992. - №5

8.                 Моисеев Н. Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии. 1998. № 8. С. 26

9.                 Моисеев Н. Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы философии. 1999. № 4. С. 4, 10

10.            Основы экологии и охрана природы. Учебное пособие для профессиональных учебных заведений. – Самара: Самар. Дом печати,1995. – с. 5-9.

11.            Розин В.М. Введение в культурологию - М.: Международная педагогическая академия, 1994.

12.            Соколов Э.М., Ветров В.В., Панферова И.В. Региональная система обеспечения безопасности жизнедеятельности населения // Экология и промышленность России, 1998 г. С.43-44

13.            Франкл В. Человек впоисках смысла. – М., 1990.

14.            Фромм Э. Психоанализ и этика - М.: Республика, 1993.


Страницы: 1, 2, 3