Управление кредитным риском в коммерческом банке (на примере Сберегательного Банка РФ)
Операции кредитования в отделении осуществляет кредитный
отдел, который включает в себя шесть инспекторов по кредитованию в самом
отделении и двоих инспекторов в дополнительном офисе.
Дополнительный офис, находящийся в с. Седельниково, также
имеет право осуществлять кредитование физических и юридических лиц.
Ссудный портфель физических лиц состоит преимущественно из
кредитов, выданных на срок от 5 до 15 лет. Это обусловлено тем, что население
берет большие суммы для приобретения жилья, бытовой техники, автомобилей.
В последнее время получил распространение кредит на
неотложные нужды в рублях:
–
на срок до 1,5
лет включительно – 15% годовых;
–
на срок свыше 1,5
лет до 3 лет включительно – 16% годовых;
–
на срок свыше 3
до 5 лет – 17% годовых.
в долларах США, евро:
–
на срок до 1,5
лет включительно – 15,5% годовых;
–
на срок свыше 1,5
лет до 3 лет включительно – 16,5% годовых;
–
на срок свыше 3
до 5 лет – 17,5% годовых.
По кредитам без обеспечения – 17% годовых в рублях, 17,5%
годовых в долларах США, евро.
Для получения кредита Заемщик предоставляет в Банк:
–
заявление-анкету
(Приложение 2);
–
паспорт Заемщика,
его Поручителя и/или Залогодателя (предъявляются);
–
документы,
подтверждающие финансовое состояние Заемщика и его Поручителя:
–
для работающих −
справку предприятия, на котором работает Заемщик и его Поручитель за последние
6 месяцев по форме 2-НДФЛ или справку по форме Банка за аналогичный период
(Приложение 3).
Лица, в указанный период времени принятые на новое место
работы в порядке перевода, предоставляют справки по форме 2-НДФЛ с настоящего и
предыдущего места работы;
Если доход подтверждается справкой (справками) по форме
2-НДФЛ, а также в случае реорганизации в течение последних 6 месяцев
предприятия, на котором работает Заемщик и его Поручитель, дополнительно
предоставляется выписка из трудовой книжки или копия трудовой книжки,
заверенная предприятием;
–
для пенсионеров –
справку о размере назначенной пенсии из отделения Пенсионного Фонда РФ и/или
другого государственного органа, выплачивающего пенсию, по используемым ими
формам.
Если пенсионер получает пенсию через Банк, справка не
представляется.
–
для граждан,
занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица, либо частной практикой, либо имеющих иной источник доходов, разрешенный
законодательством:
o
свидетельство
ПБОЮЛ о регистрации в Едином государственной реестре индивидуальных
предпринимателей (ЕГРИП) или лицензию частного нотариуса, или удостоверение
адвоката (предъявляются);
o
подлинник
(предъявляется) или нотариально удостоверенную копию разрешения (лицензии) на
занятие отдельными видами деятельности, если они подлежат лицензированию в
соответствии с действующим законодательством;
o
налоговую
декларацию (для ПБОЮЛ, уплачивающих налоги в соответствии с главой 26.1 «Система
налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый
сельскохозяйственный налог)», главой 26.2 НК РФ «Упрощенная система
налогообложения», главой 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» и физических лиц,
уплачивающих налоги в соответствии с главой 23 НК РФ «Налог на доходы
физических лиц»);
o
справку по форме
2 НДФЛ (для физических лиц, уплату налогов за которых осуществляют налоговые
агенты);
o
книгу учета
доходов и расходов (для ПБОЮЛ, уплачивающих налоги в соответствии с главой 26.2
НК РФ);
–
документы по
предоставляемому залогу;
–
при необходимости
кредитный инспектор может запросить иные документы.
Кроме того, получил распространение кредит «Молодая семья» на
приобретение жилья для молодых семей в рамках Программ жилищного кредитования. Минимальные
суммы кредитов: от 15 до 45 тыс. рублей или эквивалент этой суммы в иностранной
валюте.
Максимальный размер кредита для Заемщика/Созаемщиков
определяется на основании оценки его/их платежеспособности и не может
превышать:
–
95% покупной
(инвестиционной/сметной) стоимости Объекта недвижимости – для Молодой семьи с
ребенком (детьми);
–
90% покупной
(инвестиционной/сметной) стоимости Объекта недвижимости – для Молодой семьи, не
имеющей детей.
В расчет платежеспособности Заемщика/Созаемщика дополнительно
к его доходу по основному месту работы могут быть приняты дополнительные виды
доходов. При этом:
–
в случае, когда
Созаемщиками являются супруги и Родитель (Родители), в расчет
платежеспособности каждого из Созаемщиков-супругов кроме дохода по основному
месту работы могут приниматься Дополнительные виды доходов, а в расчет
платежеспособности каждого из Созаемщиков-Родителей может приниматься только
доход, получаемый им по одному месту работы (пенсия);
–
в случае, когда
Созаемщиками являются мать (отец) из неполной семьи и ее (его) Родитель
(Родители), в расчет платежеспособности каждого из Созаемщиков кроме дохода по
основному месту работы (пенсии) могут приниматься Дополнительные виды доходов.
Кредиты предоставляются только гражданам России. Уплата
процентов за кредит производится ежемесячно, одновременно с погашением кредита,
начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем заключения кредитного
договора. Величина процентной ставки варьируется в зависимости от срока и вида
кредита (16-49 %).
Срок кредитования до 30 лет. По желанию Заемщика/Созаемщиков
может быть предоставлена отсрочка в погашении основного долга (с общим
увеличением срока кредитования до 5 лет):
–
на период
строительства объекта недвижимости, но не более чем на два года;
–
при рождении ребенка
(детей) в период действия кредитного договора до достижения им (ими) возраста
трех лет.
Отсрочка по уплате процентов не предоставляется.
Процентные ставки по кредитам в рублях:
–
на срок свыше 5
до 10 лет включительно – 12% годовых
–
на срок свыше 10
до 20 лет включительно – 12,25% годовых
–
на срок свыше 20
до 30 лет включительно:
o
до регистрации
ипотеки – 12,5%
o
после регистрации
ипотеки в зависимости от размера первоначального взноса:
–
от 30% = 11,5%
–
от 20% до 30% =
11,75%
–
от 5% до 20% =
12%
в долларах США, евро:
–
на срок свыше 5
до 10 лет включительно – 12,5% годовых
–
на срок свыше 10
до 20 лет включительно – 12,75% годовых
–
на срок свыше 20
до 30 включительно:
o
до регистрации
ипотеки* – 13%
o
после регистрации
ипотеки** в зависимости от размера первоначального взноса:
–
от 30% = 12%
–
от 20% до 30% =
12,25%
–
от 5% до 20% =
12,5%
В качестве дополнительного обеспечения по Жилищным кредитам
оформляется:
–
поручительство
супруги(а) Заемщика, если она (он) не является Созаемщиком (или в составе
основного обеспечения, при необходимости);
–
залог
имущественных прав по Договору инвестирования строительства (Договору уступки
права требования), при необходимости.
По Ипотечному кредиту в качестве дополнительного обеспечения
обязательно оформляются поручительства членов семьи Заемщика /Созаемщиков
(родителей, совершеннолетних детей), которые будут зарегистрированы по месту
постоянного проживания в приобретаемом/строящемся объекте недвижимости.
Заемщик обязан застраховать в пользу Банка на срок действия
кредитного договора передаваемое в залог имущество от рисков утраты (гибели),
повреждения. Страхование может осуществляться всеми страховыми компаниями,
отобранными по итогам проведенного Банком тендера.
Погашение основного долга по ссуде производится ежемесячно
или ежеквартально, начиная с 1 числа месяца (первого месяца квартала),
следующего за месяцем (кварталом) получения кредита или его первой части, не
позднее 10 числа месяца (первого месяца квартала), следующего за платежным.
Уплата процентов начинается с месяца, следующего за месяцем
получения кредита или его первой части, и производится ежемесячно не позднее 10
числа месяца, следующего за платежным и одновременно с погашением основного
долга.
2.3 Управление кредитным риском в
Муромцевском ОСБ № 2257
Кредитный риск рассматривается в Муромцевском ОСБ № 2257 как
один из наиболее существенных рисков, присущих банковской деятельности.
Основной задачей управления кредитным риском при расширении
круга контрагентов и спектра предоставляемых Банком кредитных продуктов
является оптимизация принимаемых рисков, сохранение достигнутого качества
кредитного портфеля, оптимизации отраслевой, региональной и продуктовой
структуры портфеля.
Система управления рисками, действующая в Муромцевском ОСБ №
2257, основана на нормативных требованиях и рекомендациях Банка России,
рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору, аудиторских
компаний, опыте ведущих зарубежных и российских финансовых институтов.
Система управления кредитными рисками Муромцевского ОСБ №
2257 определяется «Политикой по управлению рисками», а также политиками по
управлению отдельными банковскими рисками: риском ликвидности, кредитным,
рыночным, операционным, политикой информационной безопасности, регламентируется
внутренними стандартами и процедурами.
Система риск-менеджмента, применяемая Банком, построена на
непрерывном, цикличном процессе идентификации, анализа, оценки, оптимизации,
мониторинга и контроля рисков, последующей оценки применяемых методик
управления риском.
Оценка уровня принимаемых рисков осуществляется на основе
сценарного анализа, стресс-тестирования, с учетом возможных изменений ключевых
индикаторов финансового рынка, структуры активов и пассивов Банка.
Рассмотрим систему управления кредитным риском в Муромцевском
ОСБ № 2257.
1. Рассмотрение вопроса о предоставлении кредита
осуществляется на основании заявки потенциального Заемщика на предоставление
кредита, составленной в произвольной форме, либо заполняет заявление-анкету
Банка (Приложение 2).
Кредитующее подразделение запрашивает необходимые для
рассмотрения заявки документы, в т.ч. учредительные и правоустанавливающие
документы, финансовые документы, документы по предлагаемому обеспечению,
целевому использованию кредита, ТЭО, бизнес-план, прогноз движения денежных
средств и другие.
Указанные документы могут быть запрошены но Заемщику,
Поручителю, Залогодателю, Гаранту. Конкретный перечень документов, их
содержание определяются в отдельных нормативных документах с учетом специфики проводимых
операций кредитования.
У Заемщика также может быть запрошена информация, хранящаяся
в бюро кредитных историй, о кредитной истории(ях) в других банках. Кредитующее
подразделение самостоятельно принимает решение о целесообразности получения
информации, хранящейся в бюро кредитных истерий, о кредитной(ых) истории(ях)
Заемщика в других банках.
Указанная информация может быть получена следующим образом:
–
Для получения
кредитующим подразделением из Центрального каталога кредитных историй
информации о бюро кредитных историй, в котором хранится кредитная история
Заемщика, кредитующее подразделение запрашивает у Заемщика дополнительный код
субъекта кредитной истории.
–
В случае непредставления
Заемщиком дополнительного когда субъекта кредитной истории, информация из
Центрального каталога кредитных историй может быть получена самим Заемщиком по
сети Интернет, либо через подразделения Банка, определенные Порядком № 1416-р
/40/, либо через другие организации, установленные Банком России36. В этом
случае полученная Заемщиком информация из Центрального каталога кредитных
историй заверяется подписью уполномоченного лица и печатью Заемщика и
передается в кредитующее подразделение.
–
При наличии у
Заемщика кредитной (ых) истории (ий) кредитующее подразделение запрашивает у
Заемщика кредитные отчеты из бюро кредитных историй. Хранение полученных от
Заемщика кредитных отчетов осуществляется уполномоченным сотрудником
кредитующего подразделения.
–
Если Заемщик
никогда не давал согласие на предоставление о нем информации в бюро кредитных
историй по кредитам, привлекаемым в других банках, Заемщиком может быть
предоставлена справка (за подписью уполномоченного лица и печатью Заемщика) об
отсутствии о нем данных в бюро кредитных историй по кредитам, привлекаемым в
других банках.
Заявка на предоставление кредита рассматривается кредитующим
подразделением совместно, с другими подразделениями Банка: подразделением
рисков (при наличии оснований для установления лимитов риска и категорий
кредитного риска в соответствии с Регламентом № 890-2-р /21/), юридическим
подразделением и подразделением безопасности, а также, при необходимости, с
другими подразделениями. Порядок взаимодействия подразделений Банка при
рассмотрении заявки на предоставление кредита (в т.ч. сроки рассмотрения) устанавливаются
отдельными нормативными документами Сбербанка России с учетом специфики
проводимых операций кредитования.
Сотрудник кредитного подразделения анализирует и обобщает
представленные потенциальным Заемщиком Поручителем / Залогодателем / Гарантом и
подразделениями Банка материалы и готовит заключение о возможности
предоставления кредита.
При подготовке заключения кредитующее подразделение
анализирует финансовое состояние и кредитоспособность Заемщика / Поручителя / Гаранта,
финансовое состояние Залогодателя (на предмет отсутствия рисков банкротства
Залогодателя), а также кредитуемую сделку, в т.ч. бизнес-план
технико-экономическое обоснование кредитуемой сделки, предлагаемое обеспечение.
2. Анализ финансового состояния
Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью
финансовыми ресурсами, необходимыми для оптимального функционирования
организации, эффективностью их использования, финансовыми взаимоотношениями с
другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой
устойчивостью.
Анализ финансового состояния осуществляется на основании
рассмотрения бухгалтерской отчетности за период при кратковременном
кредитовании − не менее чем за 5 последних отчетных дат, при долгосрочном
кредитовании − не менее, чем за последние 4 отчетных квартала и два
полных отчетных года, предшествующих указанным квартальным отчетам, а также
расшифровок к ней.
Представленная бухгалтерская отчетность должна быть
составлена в соответствии с требованиями Минфина России, заверена подписью
руководителя и печатью, и иметь отметку о способе передачи в налоговые органы.
Для определения кредитоспособности проводится количественный
(оценка финансового состояния) и качественный анализ рисков.
Количественный анализ производится с учетом тенденций в
изменении финансового состояния и факторов, влияющих на эти изменения. С этой
целью необходимо проанализировать динамику оценочных показателей, структуру
статей баланса, качество активов, основные направления хозяйственно-финансовой
политики предприятия.
При расчете показателей (коэффициентов) используется принцип
осторожности, т.е. пересчет статей актива баланса в сторону уменьшения на
основании экспертной оценки.
Качественный анализ является одним из способов определения
возможности, размера и условий предоставления кредита.
Качественный анализ основан на использовании информации,
которая не может быть выражена в количественных показателях. Для проведения
такого анализа используются сведения, представленные предприятием,
подразделением безопасности, общедоступная информация о предприятии,
размещаемая в сети Интернет и СМИ, информация баз данных, а также аналитические
материалы, подготавливаемые Управлением стратегического планирования и
подразделением рисков.
Для проведения качественного анализа оцениваются следующие
риски:
–
отраслевые и
рыночные риски: состояние рынка по отрасли (рыночные колебания цен, колебание
спроса, действия конкурентов); тенденции развития конкуренции; уровень
государственной поддержки;
–
региональные
риски: значимость предприятия в регионе; политические риски, обусловленные
действиями власти региона;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|