рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Управление и организация страховой компании. Государственное регулирование страховой деятельности рефераты

Непропорциональное перестрахование

Непропорциональное перестрахование известно с ХIXв. Однако в широких масштабах стало применяться после окончания Второй мировой войны. Используется в различных видах страхования, но чаще всего применяется по договорам страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за ущерб, причиненный третьим лицам в результате ДТП.

Транспортное страхование грузов

Наиболее распространены четыре основных типа торговых сделок, обозначаемых аббревиатурами: СИФ, КАФ, ФОБ и ФАС.

• Сделка СИФ получила свое название от начальных букв английских слов: стоимость товара, страхование и фрахт (cost, insurance, freight). Это особый вид контракта, в котором на специальных основаниях решаются основные вопросы купли — продажи: момент перехода на покупателя риска случайной гибели, повреждения или передачи товара, добросовестного действия продавца; порядок расчетов и другие вопросы.

• Сделки КАФ получили свое название от начальных букв английских слов: стоимость и фрахт (cost and freight). По сделке КАФ продавец должен заключить за свой счет договор морской перевозки до места назначения, указанного в контракте, и доставить груз на борт судна. Обязанность страхования лежит на покупателе.

• Сделки ФОБ получили свое название от английского выражения «свободно на борту» (free on board). По условиям этого вида сделок продавец обязан погрузить товар на борт судна, которое должен зафрахтовать покупатель. Он же должен застраховать товар на время перевозки, обычно от внутреннего пункта до порта погрузки и далее до конечного пункта назначения.

• Сделки ФАС — от английского выражения «свободно вдоль борта или свободно вдоль борта судна» (free alongside ship).

Содержание сделок на условиях ФАС аналогично условиям ФОБ, с той разницей, что по условиям сделки ФОБ продавец обязан погрузить груз на судно и товар переходит на риск покупателя с момента пересечения борта судна, а по сделке ФАС продавец доставляет груз на причал к борту судна и дальнейшая ответственность за, груз с него снимается.

Понятие страхование ответственности

Страхование ответственности представляет собой самостоятельную сферу страховой деятельности. Объектом страхования здесь выступает ответственность страхователя по закону или в силу договорного обязательства перед третьими лицами за причинение им вреда (имеется в виду вред, причиненный личности или имуществу данных третьих лиц). В силу возникающих страховых правоотношений страховщик принимает на себя риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда со стороны страхователя (физического или юридического лица) жизни, здоровью или имуществу третьих лиц.

Принято различать страхование гражданской ответственности, страхование профессиональной ответственности качества продукции, экологическое и др. В первом случае речь идет о страховых правоотношениях, где объектом страхования является гражданская ответственность. Это предусмотренная законом или договором мера государственного принуждения, применяемая для восстановления нарушенных прав потерпевшего (третьих лиц), удовлетворения его за счет нарушителя.

Гражданская ответственность носит имущественный характер: лицо, причинившее ущерб, обязано полностью возместить убытки потерпевшему, т.е. третьему лицу. Через заключение договора страхования гражданской ответственности данная обязанность перекладывается на страховщика. За причиненный ущерб страхователь может нести уголовную, административную ответственность, т.е. преследоваться по закону за свои противоправные действия по отношению к третьему лицу. Однако возмещение имущественного вреда, причиненного третьему лицу, перекладывается на страховщика.

Страхование профессиональной ответственности связано с возможностью предъявления имущественных претензий к физическим или юридическим лицам, которые заняты выполнением своих профессиональных обязанностей или оказанием соответствующих услуг. Имущественные претензии, предъявляемые к физическим или юридическим лицам, обусловлены небрежностью, халатностью, ошибками и упущениями в профессиональной деятельности или услугах.

По условиям лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации к блоку страхования ответственности относятся следующие виды:

• страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств;

• страхование гражданской ответственности перевозчика;

• страхование гражданской ответственности предприятий источников — повышенной опасности;

• страхование профессиональной ответственности;

• страхование ответственности за неисполнение обязательств;

• страхование иных видов ответственности (при котором объектом страхования являются имущественные интересы лица, о страховании которого заключен договор (застрахованное лицо), связанное с обязанностью последнего в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить ущерб, нанесенный им третьим лицам).

3. УПРАВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ


3.1 Страховая компания. Функции страховой компании


Страховые компании - это финансовые посредники, которые специализируются на предоставлении страховых услуг. Их деятельность состоит в формировании на основании договоров с юридическими и физическими лицами (через продажу страховых полисов) специальных денежных фондов, из которых осуществляются выплаты страхователям денежных средств в обусловленных размерах в случае наступления определенных событий (страховых случаев).

Функции страховой компании:

1. Защитная функция страхования. Эта группа функций обусловлена реализацией страховщиком функции страхования, связанной с предоставлением страховой защиты:

·              создание страхового фонда на микроуровне в адекватном ей масштабе;

·              использование этого фонда на выплату страхового возмещения;

·              формирование страхового портфеля (т.е. предметы и объекты страхования + формирование денежного фонда для их покрытия)

2. Группа функций, связанных с тем, что страховая компания - субъект бизнеса и обеспечивает потребность учредителей в прибыли:

·              страховщик инвестирует страховой фонд с целью получения дохода;

·              определяет плату за страхование в форме цены;

·              проводит финансово-хозяйственную деятельность

3. Группа функций, связанных с потребностью страховой компании как хозяйствующего субъекта выжить в условиях динамичной окружающей среды (потребность к самосохранению и самовоспроизводству):

·              формирование и накопление собственных средств как гарантии финансовой устойчивости;

·              проведение мероприятий по адаптации к рынку (в первую очередь - маркетинг).

Существуют различные классификации страховых компаний как участников рынка:

1. по характеру страхового продукта:

·              компании проводящие страхование жизни;

·              компании проводящие страхование кроме жизни;

·              компании проводящие массовое страхование;

·              страховые компании ориентированные на страхование индивидуальных рисков;

2. по характеру выполняемых операций:

·              первичное страхование;

·              перестрахование;

3. по территориальному признаку (суть в том что степень кумуляции разная)

·              центральные (в пределах всей страны),

·              региональные;

4. по принадлежности:

·              государственная страховая компания (социально значимые риски, риски, влияющие на безопасность страны, макроэкономические риски);

·              правительственная страховая компания (некоммерческие организации, функционирующие в рамках правительственной программы, при недостатке средств дотируются правительством);

·              частные страховые компании.

3.2. Организация и процесс управления. Функции управления

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов. Центральным звеном в менеджменте является организация и ее эффективное функционирование.

Понятие организации с течением времени претерпело ряд существенных изменений. На начальном этапе организация представлялась как структура любой системы. В настоящее время под организацией также понимают предприятие, фирму, учреждение и иные трудовые формирования.

Из многообразия определений понятие "организация" можно выделить следующие:

1.                 Организация как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура управляемой либо управляющей системы.

2.                 Организация как совокупность взаимоотношений, прав, обязанностей, целей, видов деятельности, которые имеют место в процессе совместного труда.

3.                 Организация как группа людей с общими целями.

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля.


3.3 Процесс принятия решения


Процесс принятия решения требует логического и упорядоченного подхода, так как менеджеры принимают решения, которые сопряжены с определенными обязательствами и необходимостью претворения их в жизнь.

Цель упорядоченного подхода к принятию решений - повысить объективность и обеспечить учет всех важных данных. Если причинно-следственный анализ является дедуктивным процессом, который заставляет управляющего собирать данные, а затем отсеивать их путем критического исключения, то процесс принятия решений выдвигает требование по созданию базы данных, которая затем используется для отсеивания и исключения менее желательных альтернатив. Вот основные шаги в процессе принятия решений:

1.                 постановка цели задач;

2.                 установление цели решения;

3.                 разделение критериев (ограничения, желательные характеристики);

4.                 выработка альтернатив;

5.                 сравнение альтернатив;

6.                 определение риска;

7.                 оценка риска (вероятность/серьезность);

8.                 принятие решения.


3.4 Методы принятия решений


1.                 Неформальные (эвристические) методы основаны на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. В большей части такие методы базируются на интуиции менеджера.

2.                 Коллективные методы обсуждения и принятия решений. Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Здесь главные критерии - это компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления, коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т. д. Наиболее распространен метод "мозгового штурма"

3.                 Метод Дельфы получил название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там мудрецами - предсказателями будущего. Метод Дельфы - это много туровая процедура анкетирования, после каждого тура данные дорабатываются, и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Затем опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.

4.                 Японская кольцевая система "кингисё" отличается тем, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание, где единое мнение вырабатывается с помощью одного из следующих принципов.

5.                 Количественные методы принятия решений. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путём обработки больших массивов информации с помощью ЭВМ.

В практике управления широко используются модели процесса принятия решений. Это позволяет принимать управленческие решения, на качественно новом уровне, разрабатывать и внедрять в практику современные технологии.

Профессиональное использование моделей процесса принятие решений позволяет менеджеру контролировать интуитивные соображения при принятии решений, в частности, обеспечивать большую степень непротиворечивости и надежности принимаемых управленческих решений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Действующие в настоящее время условия всех видов страхования выработаны многолетней практикой его проведения с учетом опыта зарубежных стран. Они постоянно совершенствовались в целях более полного удовлетворения интересов страхователя. Развитие страхового рынка и конкуренции между страховщиками создают благоприятную почву для дальнейшего улучшения как существенных, так и несущественных условий страхования.

Хорошая работа страховой компании возможна только тогда, когда продуманно и уравновешенно управление компанией – эффективное планирование, организация, мотивация и, конечно же, контроль. Кроме этого огромную роль играет принятие решение о страховании. Цель в принятии решения - повысить объективность и обеспечить учет всех необходимых данных. Отсюда главнейшей задачей управления компанией должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя, в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1.       Алякринский А.Л., Правовое регулирование страховой деятельности в России, Ассоциация “ Гуманитарное знание”, Москва, 1992г.

2.       Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. – М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997г.

3.       Ефимов С. Л. Организация управления страховой компанией: теория, практика, зарубежный опыт. - М.: Рос. юрид. издат. дом, 1995. - 147с.

4.       Шихов А.К. Страхование. Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -431с.

5.       Страховой портфель: Кн. предпринимателя. Кн. страховщика. Кн. страхового менеджера / Ред. Ю. Б. Рубин, В. И. Солдаткин. - М СОМИНТЭК, 1994. - 628 с.

6.       Страховое Дело. Учебник под редакцией Реймана Л.И., Банковский и биржевой научно-консультационный центр, Москва, 1992г.

7.       Финансово-кредитный словарь. М. “Финансы и статистика”. 1994 г.

8.       Положение о Федеральной службе РФ по надзору за страховой деятельностью в РФ.

9.       Условия лицензирования страховой деятельности на территории РФ.

10.   Гражданский Кодекс РФ (часть вторая) принят Государственной Думой 22 декабря 1995г.

11.   Федеральный закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 О страховании.


Страницы: 1, 2, 3