рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Управление банком в рыночных условиях рефераты

Ответственными за  реализацию Стратегии должны выступать Правительство Кыргызской Республики, Национальный Банк Кыргызской Республики, органы, занимающиеся реструктуризацией финансово-кредитных учреждений, а также коммерческие банки, , неправительственные организации и объединения, участвующие  в микрофинансировании, консалтинговые и аудиторские компании. Реформирование банковской системы предполагает, в первую очередь, обеспечение выполнения стандартов и принципов корпоративного управления в банках, повышение ответственности должностных лиц банков, укрепление банковского надзора;   усовершенствование деятельности и/или приватизацию государственных банков; повышение эффективности деятельности Агентства по реорганизации банков и реструктуризации долгов (DEBRA); укрепление основ бухгалтерского учета и аудита; а также модернизацию платежной системы.

Стратегия дальнейших реформ в банковском секторе Кыргызской Республики  состоит из нижеследующих основных направлений, которые содержат меры по повышению уровня  финансового проникновения, совершенствованию правовой и судебной системы, укреплению общественного и банковского надзора с указанием ответственных исполнителей/координаторов.

Посреднические функции частных банков

– Для развития эффективной посреднической функции частных банков требуются решительные шаги в трех областях. Во-первых, необходимо повысить стимулы использования эффективных методов кредитования, обеспечивающих  своевременный возврат активов в полном объеме. Во-вторых, необходимо восстановить доверие к банковской системе для того, чтобы банки могли направлять все большие объемы сбережений на кредитование частного сектора. В-третьих, необходимо повысить прозрачность структуры собственности и внедрить в практику принципы корпоративного управления.

Восстановление доверия к банковской системе.

– В целях укрепления доверия населения к банковской системе коммерческие банки и НБКР будут приложены  усилия по улучшению управления рисками, соблюдению критериев надлежащего (адекватного) капитала и соответствия качества кредитов. Будут предприняты шаги по разработке системы страхования депозитов, спроектированной в соответствии с лучшей мировой практикой, и постепенному ее внедрению при выполнении следующих предварительных условий: создание стабильной и здоровой банковской системы, усиление общественного и банковского надзора, определенность в отношении судебной системы, а также обеспечение выполнения требований регулирующих органов и положений контрактов.

– НБКР,  коммерческие банки и Ассоциации банков с целью предоставления общественности информации о банковских услугах и пропагандирования использования банковских продуктов в качестве сберегательных инструментов проведут информационную кампанию  и  обследование в отношении использования банковских услуг. НБКР будет вести работу по информированию общественности относительно реализации реформы банковской системы, что в частности, будет выражаться в раскрытии и разъяснении информации о разрабатываемых и принятых НБКР нормативных правовых актах, проводимых мероприятиях  и их результатах.

– Реформа судебной системы позволит обеспечить эффективное применение предусмотренных законодательством требований по защите банков, как основных кредиторов и санкций банковского надзора.

– После того, как НБКР и Правительством будут обеспечены необходимые предпосылки  НБКР представит в Жогорку  Кенеш  Закон о страховании /защите  депозитов.

 

 

Корпоративное управление.

Необходимой мерой и требованием реформ банковского сектора является внедрение принципов корпоративного управления и усиление ответственности руководителей банков. Принятие Закона  «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности» является одним из главных условий выполнения данного пункта стратегии.

– Для подтверждения транспарентности банковской системы НБКР продолжит работу по отслеживанию объединений, товариществ и взаимных инвестиций между акционерами и вкладчиками и по предоставлению коммерческими банками информации о существующих взаимных инвестициях. Структура собственности, включая конечных владельцев,  будет доводиться коммерческими банками до сведения общественности в годовых отчетах в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. НБКР намерен усовершенствовать нормативную базу, способствующую осуществлению консолидированного надзора за банковскими холдингами и группами,  вплоть до разработки соответствующего законодательства.

         – В рамках совершенствования банковского законодательства и внедрения консолидированного надзора может быть рассмотрен вопрос об изменении ограничений по участию нефинансовых юридических лиц в капитале банка. 

Повышение эффективности регулирования

– НБКР  продолжит политику по дальнейшему постепенному увеличению требований к минимальному размеру капитала (собственных средств) для укрепления позиции банков по капиталу и для обеспечения заинтересованности банков в повышении эффективности деятельности на основе более высоких показателей эффективности использования капитала. Критерии для определения уровней и сроков увеличения размера капитала будут прозрачными и применяться одинаково ко всем банкам.

– Будет усовершенствована нормативная база по регулированию коммерческих банков в части управления рисками - операционным, риском процентной ставки, рыночным риском и др.

– В целях мониторинга и перекрестной проверки методов управления рисками в банках и дальнейшего усовершенствования структуры периодических регулятивных отчетов, Управление банковского надзора будет использовать и развивать методы анализа, аналогичные стресс-тестированию, продолжая работу для поддержания системы внешнего надзора.

– НБКР принял постановление, согласно которому коммерческие банки должны  в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» разработать учетные политики, основанные на   Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). Для оказания помощи коммерческим банкам в  ведении организации бухгалтерского учета в соответствии с МСФО НБКР будет оказывать постоянное содействие и  разработает практическое руководство по применению МСФО в коммерческих банках.

– В рамках совершенствования банковского законодательства будут рассмотрены вопросы совершенствования правил регулирования юридических отношений между коммерческими банками и клиентами; правовой защиты сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей от имени НБКР;   обмена конфиденциальной информацией с другими государственными органами,  осуществляющими надзор за финансовым сектором, и с внешними аудиторами на взаимной основе; а также полномочий надзорного органа назначать, утверждать назначение и требовать замены внешних аудиторов и предоставления специальных надзорных отчетов.   

– НБКР продолжит работу по обеспечению достаточного уровня профессионализма и квалификации сотрудников банковского надзора и юридического отдела.

– В рамках проводимой денежно-кредитной политики НБКР и Правительство   будут способствовать   развитию и углублению финансовых, валютных  рынков и  рынка страховых услуг.  Минфин   и НБКР разработают стратегию управления внешним долгом страны, которая будет доведена до общественности.

Платежная система

– Целями развития платежной системы являются повышение эффективности и прозрачности платежных операций, увеличение доли безналичных расчетов, увеличение скорости прохождения платежей, создание в Кыргызской Республике эффективной системы безналичных расчетов через счета в коммерческих банках. До конца 2002 года Правительством и НБКР будет принята Государственная  программа мероприятий на 2003-2005 годы по внедрению системы безналичных платежей и по созданию инфраструктуры, способной обеспечить эффективное проведение платежей в Кыргызской Республике.

– В целях повышения эффективности, сокращения сроков проведения платежей и увеличения объемов безналичных расчетов в экономике планируется осуществить переход к системе электронных платежей, основанной на нормативно-правовой базе, обеспечивающей безопасное функционирование платежной системы. Необходимо создать механизмы резервирования и аварийного восстановления работы платежных систем, заключить договора и соглашения по распределению ответственности между участниками электронных платежей.

– Будет разработан детальный план мероприятий по постепенному переходу и принятию международных стандартов в платежной системе Кыргызской Республики в отношении идентификационных кодов банков, нумерации счетов, форматов платежей для обеспечения прозрачности при проведении платежей и расчетов.

– Развитие платежной системы предусматривает построение современной архитектуры (ставшей классической в большинстве стран мира) эффективно действующей платежной системы, состоящей из трех основных компонентов:

– Системы валовых расчетов в режиме реального времени (СВРВ) для проведения крупных и срочных платежей путем перевода средств по корреспондентским счетам участников, открытым в Национальном банке.

– Система будет обеспечивать расчеты по сделкам на финансовых рынках: с ценными бумагами по принципу «поставка против платежа» (DVP), в иностранной валюте (PVP), быстрые и окончательные расчеты по сделкам на межбанковском кредитном рынке, а также гарантировать проведение окончательных расчетов по другим внутренним платежным системам.

Пакетной клиринговой системы – система клиринговых расчетов по обработке некрупных, мелких, розничных и регулярных платежей в пакетном режиме. Централизованно используемая система межбанковского пакетного клиринга обеспечит создание конкурентоспособной розничной банковской среды, позволяющей работодателям выбрать свой обслуживающий банк, и предоставляющей физическим лицам право выбора обслуживающего банка, через который они будут получать заработную плату, пенсии, пособия и оплачивать свои счета.

–                             Система расчетов пластиковыми картами для проведения мелких розничных клиентских платежей будет предназначена для обработки операций по дебетовым и кредитовым карточкам. Для обеспечения справедливых и равноправных условий доступа для всех участников национальный процессинговый центр системы должен находится в совместном владении между коммерческими банками и другими учреждениями, имеющими лицензии на право привлечения депозитов.

–                             Система будет обеспечивать управление находящимися в совместном пользовании банкоматами и терминалами в торговых точках и станет провайдером услуг для лиц, не имеющих банковские счета, и потенциально будет оказывать услуги сервисного бюро для корпораций и предприятий по сбору регулярных платежей. Для целей управления рисками окончательный расчет по ежедневным операциям будет отражаться по корреспондентским счетам участников в НБКР. НБКР будет регулировать работу системы для обеспечения операционной безопасности, надежности и защиты интересов граждан при получении доступа к платежным услугам.

Основные направления развития социально значимых финансовых институтов

– Акции двух крупных финансовых институтов - Расчетно-сберегательной компании (РСК) и АООТ "Кайрат-банк" находятся в государственной собственности.

НБКР намерен передать акции РСК в собственность Правительству. Учитывая ее важность для банковского сектора как единственного финансового института с филиальной сетью, осуществляющего расчетное и квази-фискальное обслуживание в Кыргызской Республике, РСК будет продолжать работу в качестве узкопрофильного банка, которому разрешено размещать активы, в основном,  в государственные ценные бумаги, с целью продолжения выполнения ею указанной экономически и социально важной деятельности. РСК будет необходимо рационализировать свою филиальную сеть и деятельность с целью повышения эффективности. В рамках данного процесса будут использованы почтовые отделения для обеспечения охвата отдаленных регионов страны. НБКР совместно с Правительством рассмотрят возможности предложения в среднесрочной перспективе блокирующего пакета акций РСК международно известным финансовым организациям с целью передачи "ноу-хау" и повышения качества управления.

– В отношении АООТ "Кайрат-банк", в качестве первоочередного приоритета, НБКР  и Правительство рассмотрят продажу акций, принадлежащих Правительству стратегическому инвестору. Продажа акций банка "Кайрат" будет основываться на прозрачных процедурах, тщательно разработанных при содействии одной из международных финансовых организаций, для обеспечения передачи его частным собственникам,  которые отвечают соответствующим требованиям, и для предотвращения вмещательства в деятельность банка лиц, преследующих корыстные цели. Банку не будет разрешено возобновление кредитной деятельности до тех пор, пока не будет реализован план его реорганизации.

– Кыргызская сельскохозяйственная финансовая корпорация играет важную роль в поддержке и развитии сельского хозяйства страны. Вследствие чего КСФК должна продолжать работу над повышением качества кредитного портфеля и услуг.

– В целях развития микрофинансовых организаций НБКР создаст упрощенные по сравнению с банками условия для создания и осуществления деятельности микрофинансовых организаций и минимизирует регулятивные меры.

– НБКР продолжит усилия по внедрению депозитных операций в кредитных союзах.  Кредитные союзы  будут привлекать сберегательные  депозиты только от своих участников, и данная деятельность кредитных союзов рассматривается НБКР как путь к снижению зависимости кредитных союзов от внешних заимствований и  созданию устойчивого роста кредитных союзов за счет собственных сбережений. Для дальнейшего институционального развития и регулятивной структуры кредитных союзов НБКР изучит возможность разработки проекта закона «О Центральном кредитном союзе», а также рассмотрит другие возможности с учетом лучшей мировой практики организации надзора за кредитными союзами.

– Агентство по реорганизации банков и реструктуризации долгов (DEBRА) должно функционировать в качестве самостоятельного юридического лица и ее единственная задача должна заключаться в ликвидации обанкротившихся банков. Это позволит ей лучше определять соответствующие формы управления, процедуры и инструкции для осуществления своих функций. Это также решит вопрос конфликта интересов с Минфином, поскольку согласно существующему законодательству Минфин одновременно является и кредитором, и ликвидатором ряда обанкротившихся банков.

DEBRA должна работать только на агентских условиях и обеспечивать самофинансирование своей деятельности. DEBRA потребуется значительный объем технического содействия в вопросах бухгалтерского учета, бизнес планирования, разработки и внедрения процедур и инструкций, управленческого и технического "ноу-хау" и оборудования.

Результаты работы DEBRA должны каждые три года рассматриваться НБКР и Правительством с целью установления наличия оснований для продолжения ее деятельности. В ином случае следует определить сроки прекращения деятельности DEBRA.

Главная задача преобразований - это создание банковской системы функционирующей на коммерческих принципах в условиях рыночной конкуренции. Структурные реформы в банковской системе и ранее были нацелены на создание и развитие эффективных финансовых посредников такого типа.

В результате проведенных реформ в республике сложилась двухуровневая банковская система, которая включает Национальный банк, выполняющий все функции центрального банка и коммерческие банки. Деятельность банковского сектора осуществляется на правой базе, включающей в себя Закон о Национальном банке, Закон о банках и банковской деятельности, совокупность нормативных актов, охватывающих все аспекты банковской деятельности и нормы регулирования работы коммерческих банков. В республике действует универсальная банковская система, основным преимуществом которой является большая стабильность и безопасность депозитов. Коммерческие банки обеспечивают полное обслуживание клиентов по относительно широкому диапазону услуг.

На начальном этапе реформ для банковской системы республики было характерно доминирование крупных государственных или бывших государственных банков, неэффективность деятельности которых была очевидна. Поэтому, в целях оздоровления финансовой системы, в 1996г с Мировым банком было согласовано финансирование программы структурной перестройки финансового сектора(ФИНСАК), основным направлением которой было реформирование банковской системы. Среди основных результатов реализации этого проекта можно отметить:

-совершенствование законодательной базы: в 1997г были приняты новые редакции Закона "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", "О Национальном Банке Кыргызской Республики", "О банкротстве", "О залоге" и другие нормативные акты;

ликвидацию двух крупных и неплатежеспособных государственных банков (Агропромбанк и Элбанк)-которые сдерживали развитие новых банков(при сохранении прежнего объема услуг во всех регионах республики);

– создание регулятивной основы и системы банковского надзора, а также правовое обеспечение политики поддержки и развития инфраструктуры, необходимой для развития небанковских финансовых учреждений;

– разработку и внедрение новой системы бухгалтерского учета, соответствующей требованиям международных стандартов: с 1 июня 1997 г. все коммерческие банки ведут бухгалтерский учет согласно новому плану счетов, составляют и публикуют финансовую отчетность, соответствующую международным стандартам;

– модернизация платежной системы, которая осуществляется с 1997г., первую очередь, путем создания бумажного клиринга с последующим переходом на автоматизированный клиринг.

В последние годы наблюдался рост суммарного капитала коммерческих банков: за 1998 г. он увеличился более, чем в 1,5 раза. Суммарные "чистые" активы (за минусом специальных резервов на покрытие потенциальных потерь по кредитам и лизингам) всех коммерческих банков на 1 января 1999 г. составили 4, 2 млрд.сом (на 01.01.98г. - 2.8 млрд.. сом).

Суммарные активы банковской системы республики по отношению к ВВП составили 12.4% на 1 января 1999г., темп роста при этом достиг 3.3%, что свидетельствует о расширении доли банковского сектора в ВВП.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16