рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Теоретическое обоснование и разработка предложений по совершенствованию развития кредитования в Калужском отделении № 8608 Сбербанка России рефераты


Таблица 7

Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным Калужским ОСБ № 8608 предприятиям и организациям за 2006- 2009 гг.

(в процентах годовых)

Показатель

Годы

Изменения за годы

2009 г.

2008 г.

2007 г.

2006 г.

2009г.

2008 г.

2007 г.

Кредиты, предоставленные предприятиям и организациям

13,1

13,2

13,7

13,6

-0,1

-0,5

0,1


Проведя анализ таблицы 7 можно сделать вывод о том, что средневзвешенная процентная ставка по кредитам, предоставленным банком юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за 2006 - 2009 гг. снизилась с 13,6% до 13.1%. Уровень данной ставки за 2009 г. оказался рентабельным для Банка. Сумма кредитов, предоставленных предприятиям и организациям, увеличилась в 1,6 раза за 4 последних года, что повлияло на рост значений показателей эффективности деятельности Банка: только за последний год чистая прибыль увеличилась на 160%, а собственного капитала - на 78%. В свою очередь установленный уровень процентной ставки по ссудам позволил привлечь новых крупных клиентов, что немаловажно для эффективной деятельности и финансовой устойчивости банка.

На стабильность работы Банка особое влияние оказывает возвратность предоставленной банковской ссуды. Динамика удельного веса просроченной задолженности по кредитам, предоставленным банком юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям представлена в таблице 8.



Таблица 8

Динамика удельного веса просроченной задолженности по кредитам, предоставленных Калужским ОСБ № 8608 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за 2006 - 2009 гг.

(в процентах на годах к итогу)

Показатель

Годы

Изменения за годы

2009 г.

2008 г.

2007 г.

2006 г.

2009 г.

2008 г.

2007г.

Доля просроченных кредитов, предоставленных предприятиям и организациям, %

7,5

9,6

12,3


16,2

-2,1

-2,7

-3,9


Как показывают данные таблицы, удельный вес просроченных ссуд, предоставленных Банком предприятиям, организациям и индивидуальным предпринимателям за последние годы существенно уменьшился практически в 2,5 раза и составил за 2009 г. 7,5%. Долги по объектам кредитования были сосредоточены в основном в обрабатывающей промышленности, электроэнергетике, сельском хозяйстве. Относительно высокая просроченная задолженности в 2006 – 2007 гг. была связана с низкой платежеспособностью предприятий, недостатком оборотных средств в условиях роста цен, а также недостаточно эффективными методами оценки Банком кредитоспособности заемщиков и высоким кредитным риском. Снижение доли просроченных кредитов, предоставленных банком предприятиям и организациям, за 2006 – 2009 гг. свидетельствует об улучшении платежной дисциплины, о стабилизации финансового положения предприятий, о снижении кредитного риска и применении эффективных методов оценки заемщика.

В Калужском отделении № 8608 Сбербанка России основанием для начала кредитной операции служит поступление в банк кредитной заявки от клиента. В ней должны быть изложены следующие сведения:

• цель кредита;

• размер кредита;

• срок кредита;

• предполагаемое обеспечение;

• источники погашения кредита;

• краткая характеристика заемщика, информация о видах его деятельности и деловых партнерах.

Заявка юридического лица и индивидуальных предпринимателей должна быть оформлена на бланке организации либо на листе обычной бумаги, заверенном ее печатью, и подписана лицами, уполномоченными совершать кредитные операции. Заявка подается непосредственно кредитный отдел Калужского отделения № 8608 Сбербанка России.

Следующий этап работы над заявкой — этап переговоров с заявителем. Переговоры с потенциальным заемщиком проводят работники Калужского отделения № 8608. Заявитель должен быть готов ответить на любые вопросы, касающиеся общих сведений о своей организации и ее деятельности.

Обязательно задают и уточняющие вопросы об испрашиваемом кредите, такие, например, как:

назначение кредита;

желательные параметры и условия кредита (вид и форма кредита, сумма, график предоставления средств, сроки, проценты);

источники и график погашения долга;

вид обеспечения, его оценка и ликвидность;

правовая чистота имущества, предлагаемого в обеспечение (кто его собственник, требуется ли разрешение какого-либо лица или органа);

А также работникам Калужского отделения № 8608 Сбербанка России необходимо поинтересоваться отношениями заявителя с другими банками.

Если в процессе переговоров выясняется, что нецелесообразно продолжать рассматривать заявителя в качестве лица, которому в принципе можно было бы выдать требуемый кредит (в том числе по причине того, что сотрудничество с данным лицом не соответствовало бы кредитной политике банка), то ему дается мотивированный отказ. Если, наоборот, у работников Калужского отделения № 8608 Сбербанка России банка сложилось благоприятное мнение о возможности продолжения работы над заявкой, то они должны предложить заявителю представить для анализа необходимые документы в соответствии с нижеприведенным перечнем.

Документы, необходимые о предоставлении кредита

1. Юридические документы (в обязательном порядке):

устав, либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор (в зависимости от организационно-правовой формы юридическою лица), нотариально заверенные;

свидетельство (решение) о государственной регистрации;

карточка образцов подписей и печати, заверенная нотариально;

документ, подтверждающий полномочия конкретного лица выступать от имени организации и подписывать кредитные договоры (документ о назначении лица на должность либо доверенность).

2. Бухгалтерская отчетность (в обязательном порядке):

баланс, заверенный налоговым органом;

отчет о финансовых результатах использовании:

другие формы квартальной отчетности за последние две даты;

отчетность за последний год с приложениями;

расшифровки структуры дебиторской и кредиторской задолженности (в форме справок с указанием основных дебиторов и кредиторов и сроков погашения долгов);

справки о полученных кредитах и займах либо копии кредитных договоров (договоров займа), действующих на дату представления заявки на кредит;

справки о выданных поручительствах (с приложением копий договоров);

копии выписок из расчетных и текущих счетов заемщика, заверенные обслуживающим банком (банками).

3.Технико-экономическое обоснование (бизнес-план) использования кредита.

В нем должны быть отражены:

• содержание хозяйственной операции, которую имеется в виду кредитовать;

• цели и предполагаемые на правления использования кредитных средств;

• сроки и объемы выпуска (приобретения) продукции (услуг), себестоимость и цену продукции, рынки сбыта, предполагаемые объемы реализации;

• прогноз суммы чистой прибыли организации на период действия кредитного договора.

4. Документы о кредитуемой хозяйственной операции:

договоры о покупке необходимых ценностей (с надлежаще оформленными приложениями и дополнениями, из которых ясны состав приобретаемых ценностей, условия их поставки, используемые формы расчетов);

документация, разрешающая проведение сделок, связанных с кредитуемой операцией (лицензии, сертификаты экспортных квот, сертификаты качества, соответствия, гигиенические сертификаты и т.д.);

договоры о реализации конечной продукции кредитуемой операции;

другие договоры, необходимые для проведения кредитуемой операции (к примеру, с транспортными организациями).

Следующий этап работы в Калужском ОСБ № 8608 Сбербанка России — этап детального анализа кредитной заявки на основании документов, представленных заявителем, и экспертных заключений подразделений и служб самого банка. Такой анализ состоит из следующих шагов:

- анализ полноты и достоверности документов заемщика;

- анализ информации о заемщике;

- общий анализ финансово-хозяйственной деятельности заемщика;

- анализ кредитуемой хозяйственной операции;

- анализ обеспеченности кредита;

- оценка кредитоспособности (лимита кредитования) заемщика;

- установление рейтинга заемщика.

На каждом из этих шагов сотрудники Калужского отделения № 8608 Сбербанка России должны последовательно конкретизировать и уточнить свои представлении о потенциальном заемщике, параметрах возможного кредита, в частности, о реальном размере рисков, которые банк примет на себя, если выдаст испрашиваемый кредит.

При положительном результате анализа кредитной заявки работники Калужского отделения № 8608 поднимают вопрос о предоставлении кредита и данную заявку выносят на заседании кредитного комитета банка. В этом случае кредитному комитету необходимо представить пакет документов, в который, как правило, включают:

заявку;

кредитный меморандум (подробная справка о заявителе и параметрах испрашиваемого кредита);

справку о возможных условиях предоставления кредита;

другие документы, подтверждающие содержание меморандума.

Если кредитный комитет решил вопрос положительно, то Калужское отделение № 8608 Сбербанка России извещает (как правило, в письменной форме) потенциального заемщика о принятом решении и условиях предоставления кредита.

Далее начинается следующий этап, в ходе которого Калужское отделение № 8608 Сбербанка России совместно с фактическим уже заемщиком готовит кредитную документацию, а именно:

кредитный договор;

срочное обязательство (распоряжение заемщика о своевременном списании средств в пользу банка-кредитора со ссудного счета, открываемого ему в банке), а при необходимости также:

в договор залога;

договор о переуступке прав;

договор о блокированном счете;

договор поручительства;

другую необходимую документацию.

При подписании договоров банку и заемщику необходимо соблюдать следующие правила и элементарные меры предосторожности:

договоры подписываются надлежащим образом уполномоченными лицами (со стороны заемщика — лицом, полномочия которого подтверждены в уставе и документе о назначении на должность или доверенностью);

в тексте договора не должно быть подчисток, приписок или иных неоговоренных исправлений;

числа, сроки, наименования юридических лиц должны быть обозначены словами, адреса, имена, фамилии - прописаны полностью;

все страницы договора должны быть парафированы подписями уполномоченных лиц;

подписи должностных лиц заемщика, скрепленные печатью, должны сверяться с карточкой образцов подписей и печати;

подлинники договоров подписываются в трех экземплярах. Рабочий (визовый) экземпляр кредитного договора визируется сотрудниками подразделений банка, участвующими в подготовке кредитной документации;

подлинники договоров подписывают сначала должностные лица заемщика, а после этого - должностные лица Калужского отделения № 8608 Сбербанка России;

один экземпляр договора передается заемщику, один остается в Калужском отделении № 8608. Визовые экземпляры хранятся в банке, а в кредитное дело заемщика подшиваются копии.

Дополнительно Калужское ОСБ № 8608 истребует от заемщика:

справку из налогового органа об уведомления данного органа о намерении налогоплательщика открыть ссудный счет;

справку об уведомлении Пенсионного фонда о том же;

другие документы в соответствии с согласованными условиями предоставления кредита.

Калужское отделение № 8608 также использует служебную документацию — аналитические записки, справки (например, фиксирующие итоги проверок клиентов на местах), составляемые кредитными работниками и сотрудниками других подразделений, участвующими в кредитном процессе.

Вся относящаяся к данному заемщику кредитная и служебная документация должна накапливаться в его кредитном деле (кредитном досье), что позволит Калужскому отделению № 8608 в дальнейшем правильно строить свои отношения с этим клиентом. (приложение 3).


2.3 Анализ кредитования физических лиц в Калужском ОСБ № 8608


Второе место в общем объеме кредитов, предоставляемых Банком, занимают ссуды, выдаваемые физическим лицам. Калужское ОСБ № 8608 в настоящее время предоставляет данной группе заемщиков современный ассортимент кредитных продуктов. С 2008 г. перед Калужским ОСБ № 8608 стояла амбициозная задача - в течение нескольких лет занять лидирующие позиции на розничном рынке. Для разработки стратегии розничного бизнеса Калужское ОСБ № 8608 была приглашена консалтинговая компания Deloitte, которая сформулировала и представила свое ведение перспектив развития ритейла до 2014 г. В рамках собственной работы была проведена диагностика текущего состояния розничного бизнеса, Банка, исследован опыт оказания банковских услуг для физических лиц в России и за рубежом и определены приоритеты развития розничного бизнеса банка: кредитные продукты и банковские карты.

На основании публикуемой отчетности Банка можно выявить динамику развития кредитования физических лиц – клиентов Калужского ОСБ № 8608.

По данным таблицы 9 можно рассмотреть категорию заемщиков (физических лиц) - клиентов Банка.


Таблица 9

Структура кредитов, предоставляемых Калужским ОСБ № 8608 заемщикам – физическим лицам за 2005-2008 гг.

(на конец года в процентах к итогу)

Категория заемщиков – физических лиц

Годы

Изменения за годы

2009г.

2008г.

2007г.

2006г.

2009г.

2008г.

2007г.

Корпоративные клиенты, в том числе

сотрудники Калужского ОСБ № 8608

60


18

62


15,6

67,2


10

69


8

-2


2,4

-5,2


5,6

-1,8


2

Массовые потребители

40

38

32,8

31

2

5,2

1,8


На основании данных публикуемой отчетности можно сделать вывод о том, что розничная кредитная политика банка направлена на предоставление кредитов для сотрудников предприятий – корпоративных клиентов, которых банк обслуживает по зарплатным проектам. Количество выпущенных банком карт международных платежных систем в течение нескольких последних лет выросло в 6 раза и составило на начало 2010 г. более 55 тыс. карт для сотрудников 350 предприятий России. В настоящее время Банк разрабатывает совместные кобрендинговые проекты с различными организациями – от телекоммуникационных компаний до крупных сетевых предприятий торговли и сервиса. В числе корпоративных клиентов банка небольшой удельный вес занимают сотрудники Банка. Доля их роста в некоторой степени значительного в 2008 на 5,6% по сравнению с 2007 г. была обеспечена пополнением линейки кредитных продуктов для сотрудников Банка, в частности, автокредитованием и предоставлением кредитов в форме овердрафт по счетам для расчетов с использованием банковских карт. Относительное снижение удельного веса корпоративных клиентов банка в общей категории заемщиков – физических лиц, объясняется тем, что Банк стал ориентироваться и на массового потребителя. Начиная с 2008 г. по настоящее время банк внедряет программы ипотечного и потребительского кредитования, кредитование с помощью банковских карт, ориентированных на массового потребителя. Вследствие этого, увеличилась доля последних за 2006 – 2009 гг. до 8%. Это свидетельствует о росте спроса на кредитные продукты Банка массовым клиентами - физическими лицами, что имеет также важное значение для эффективности работы Калужского ОСБ № 8608.

Кредитные продукты Банка соответствуют международным требованиям и качествам. Конкретные их виды, ставки и условия предоставления условия приведены в  приложениях 7, 8, 9, и 10. Рассмотрев структуру кредитов, предоставляемых физическим лицам банка, можно выявить динамику развития отдельных их видов (таблица 10).


Таблица 10

Виды кредитных продуктов, предоставляемых Калужским ОСБ № 8608 физическим лицам, за 2006-2009 гг.

(на конец года в процентах к итогу)

Виды кредитных продуктов

Годы

Изменения за годы

2009 г.

2008 г.

2007 г.

2006 г.

2009 г.

2008 г.

2007 г.

Потребительский кредит

33

40,2

47,5

51

-7,2

-7,3

-3,5

Кредит с овердрафтом

44

40

38

35

4

-2

3

Автокредит

5,5

3

-

-

2,5

3

-

Ипотека

18,5

16,8

14,5

14

1,7

2,3

0,5

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10