Современный этап развития рынка ценных бумаг в России и задачи регулирования
Так,
согласно ст. 50 Закона “О рынке ценных бумаг”, предусмотрены следующие
требования, предъявляемые к СРО:
*
организация
должна быть учреждена не менее, чем десятью профессиональными участниками рынка
ценных бумаг;
*
организация
приобретает статус саморегулируемой организации на основании разрешения,
выданного ФКЦБ;
*
для получения
разрешения в ФКЦБ представляются заверенные копии документов о создании
саморегулируемой организации, правила и положения организации, принятые ее
членами и обязательные для исполнения всеми членами саморегулируемой
организации.
Правила
и положения саморегулируемой организации должны содержать требования,
предъявляемые к саморегулируемой организации и ее членам в отношении:
(1) профессиональной квалификации
персонала (за исключением технического);
(2) правил и стандартов осуществления
профессиональной деятельности;
(3) правил, ограничивающих
манипулирование ценами;
(4) документации, ведения учета и
отчетности;
(5) минимальной величины их собственных
средств;
(6) правил вступления в организацию
профессионального участника рынка ценных бумаг и выхода или исключения из нее;
(7) равных прав на представительство при
выборах в органы управления организации и участие в управлении организацией;
(8) порядка распределения издержек,
выплат, сборов среди членов организации;
(9) защиты прав клиентов, включая
порядок рассмотрения претензий и жалоб клиентов — членов организации;
(10) обязательств ее членов по отношению
к клиентам и другим лицам по возмещению ущерба из-за ошибок или упущений при
осуществлении членом организации его профессиональной деятельности, а также
неправомерных действий члена организации или его должностных лиц и/или
персонала;
(11) соблюдения порядка рассмотрения претензий и жалоб членов организации;
(12) процедур проведения проверок
соблюдения членами организации установленных правил и стандартов, включая
создание контрольного органа и порядок ознакомления с результатами проверок
других членов организации;
(13) санкций и иных мер в отношении
членов организации, их должностных лиц и/или персонала и порядка их применения;
(14) требований по обеспечению открытости
информации для проверок, проводимых по инициативе организации;
(15) контроля за исполнением санкций и
мер, применяемых к членам организации, и порядка их учета.
Саморегулируемая
организация, являющаяся организатором торговли, обязана помимо указанных выше
требований установить и соблюдать правила:
*
заключения,
регистрации и подтверждения сделок с ценными бумагами;
*
проведения
операций, обеспечивающих торговлю ценными бумагами (клиринговых и/или расчетных
операций);
*
оформления и
учета документов, используемых членами организации при заключении сделок,
проведении операций с ценными бумагами;
*
разрешения
споров, возникающих между членами организации при совершении операций с ценными
бумагами и расчетов по ним, включая денежные;
*
процедуры
предоставления информации о ценах спроса и предложения, о ценах и об объемах
сделок с ценными бумагами, совершаемых членами организации;
*
оказания услуг
лицам, не являющимся членами организации.
ФКЦБ
имеет право отказать в выдаче разрешения, если в представленных организацией
профессиональных участников рынка ценных бумаг документах не содержится
соответствующих требований, перечисленных в настоящей статье, а также
предусматривается хотя бы одно из следующих положений:
*
возможность
дискриминации прав клиентов, пользующихся услугами членов организации;
*
необоснованная
дискриминация членов организации;
*
необоснованные
ограничения на вступление в организацию и выход из нее;
*
ограничения,
препятствующие развитию конкуренции профессиональных участников рынка ценных
бумаг, в том числе регламентация ставок вознаграждения и доходов от
профессиональной деятельности членов организации;
• регулирование вопросов, не
относящихся к компетенции, а также не соответствующих целям деятельности
саморегулируемой организации;
• предоставление недостоверной или
неполной информации.
Отзыв
разрешения саморегулируемой организации производится в случае установления ФКЦБ
нарушений законодательства РФ о ценных бумагах, требований и стандартов,
установленных ФКЦБ, правил и положений саморегулируемой организации,
предоставления недостоверной или неполной информации.
Естественно,
все изменения в ключевые документы или правила должны утверждаться ФКЦБ, в
противном случае они не вступают в силу. При этом предусмотрено, что “по
умолчанию” правила принимаются. Саморегулируемая организация обязана представлять
в Федеральную комиссию данные обо всех изменениях, вносимых в документы о
создании, положения и правила саморегулируемой организации, с кратким
обоснованием причин и целей таких изменений. Изменения и дополнения считаются
принятыми, если в течение 30 календарных дней с момента их поступления
Федеральной комиссией не направлено письменное уведомление об отказе с
указанием его причин.
ВОПРОСЫ
ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. В чем заключается роль
саморегулируемых организаций на рынке ценных бумаг?
2. На каких предпосылках основана
эффективная деятельность саморегулируемых организаций?
3. Перечислите основные требования к
саморегулируемой организации в соответствии с Законом “О рынке ценных бумаг”.
10.4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Эффективное
регулирование РЦБ требует не только активного
правового и институционального регулирования происходящих в этой сфере
процессов, но и создания системы регулярного контроля, обеспечивающего
соблюдение законодательства всеми участниками рынка ценных бумаг.
На
начальном этапе развития фондового рынка в России основное значение имели
вопросы создания правил поведения на рынке. Такой подход был в некоторой
степени было оправдан в период становления рынка ценных бумаг в России.
Регулирующие органы — Минфин России, а в дальнейшем ФКЦБ ежедневно сталкивались
с необходимостью устранения пробелов и создания минимальных правил и стандартов
деятельности на рынке. По мере становления правовой базы все большее значение
приобретают процедуры контроля за соблюдением законодательства. Поэтому перед
ФКЦБ с момента ее создания была поставлена крайне сложная задача по
формированию правовой среды на российском рынке и преодолению правового
нигилизма, утвердившегося во взаимоотношениях между его участниками.
Существующая
правовая основа для осуществления надзора за рынком ценных бумаг и защиты
инвесторов состоит из следующих элементов:
• федеральные законы “О рынке ценных
бумаг” и “Об акционерных обществах”;
• указы Президента РФ (Комплексная
программа мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, утвержденная Указом
Президента Российской Федерации от 21 марта 1996 года ¹ 408; Концепция
развития рынка ценных бумаг в РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июля
1996 года ¹ 1008; Указ “О мерах по защите прав вкладчиков и акционеров” от
18 ноября 1995 года ¹ 1157; Указ “О мерах по обеспечению интересов
инвесторов и приведению в соответствие с законодательством РФ
предпринимательской деятельности юридических лиц, осуществляемой на финансовом
и фондовом рынках без соответствующих лицензий”). Отдельные положения по защите
инвесторов содержатся и в других указах Президента РФ;
*
нормативные акты
ФКЦБ России, в числе которых уже имеются специальные акты по контролю за рынком
ценных бумаг и защите прав инвесторов;
*
нормативные акты
других органов государственной власти.
Наличие
законодательной и нормативной базы рынка ценных бумаг ставит на повестку дня
вопрос об изменении содержания, а также самих форм и методов осуществления
контрольно-надзорных функций.
Так,
в настоящий момент меняются подходы к лицензированию, как одной из наиболее
важных форм контроля за профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг.
Лицензирование в современном понимании не только “разовый” контроль,
осуществлемый при входе той или иной компании на рынок, но и постоянный
контроль за соблюдением условий профессиональной деятельности (регулярная
отчетность, проверки и т. д.).
В
соответствии с Федеральным законом “О рынке ценных бумаг” и Положением о ФКЦБ,
утвержденным Указом Президента от 1 июля 1996 года ¹ 1009, ФКЦБ России
осуществляет функцию контроля за соблюдением эмитентами, профессиональными
участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями требований
законодательства о ценных бумагах. В настоящее время в соответствии с
указанными законами выстраивается многоуровневая система надзора:
• ФКЦБ России;
• региональные отделения ФКЦБ России;
• регистрирующие органы (включенные в
перечень органов, осуществляющих регистрацию выпусков ценных бумаг);
• лицензирующие органы (имеющие
генеральную лицензию на лицензирование отдельных видов профессиональной
деятельности);
• саморегулируемые организации (СРО).
Подобная
система регулирования на практике должна обеспечить распределение функций между
государственными органами, а также между регионами и центром и способствовать
более пропорциональному распределению усилий по поддержанию правопорядка на
рынке.
С
этой целью ФКЦБ России проводит политику делегирования части своих полномочий
другим государственным органам путем выдачи им генеральных лицензий либо путем
включения их в перечень регистрирующих органов (см. также раздел 10.2). В
нормативных актах ФКЦБ предусмотрено, что такие регистрирующие и лицензирующие
органы должны осуществлять контроль за соблюдением законодательства в отношении
лиц, которым они выдали лицензии, и в отношении зарегистрированных ими выпусков
ценных бумаг. В свою очередь ФКЦБ осуществляет контроль за тем, как другие
государственные органы выполняют возложенные на них контрольные и надзорные
функции.
В
перспективе ФКЦБ должна стать единым центром наблюдения за рынком, куда будет
поступать вся информация о соблюдении участниками рынка капитала
законодательства о ценных бумагах.
ФКЦБ
России призвана играть ключевую роль в деле защиты прав инвесторов и
принуждения участников рынка к соблюдению законодательства. В настоящее время у
нее имеются следующие административные полномочия по принуждению к соблюдению
законодательства о ценных бумагах:
*
выдача
предписаний, обязательных для исполнения эмитентами, профессиональными
участниками и их саморегулируемыми организациями;
*
приостановление
или аннулирование лицензии у профессиональных участников рынка ценных бумаг и
саморегулируемых организаций;
*
обращение с
исками в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным, о ликвидации
юридического лица или о признании недействительными сделок с ценными бумагами;
*
применение
дисциплинарных мер (включая лишение квалификационного аттестата, дающего права
на совершение операций с ценными бумагами) к должностным лицам, специалистам и
участникам рынка.
Практика
работы ФКЦБ России по регулированию деятельности участников рынка ценных бумаг
и по применению мер юридической ответственности к нарушителям показала, что
имеющиеся полномочия по реализации основных государственных функций на рынке
ценных бумаг должны быть расширены. В частности, большое значение имеет
наделение ФКЦБ полномочиями по установлению штрафов или проведению
разбирательств и административных слушаний в отношении нарушителей
законодательства о ценных бумагах.
Регламентация
мер защиты и юридической ответственности на рынке ценных бумаг в значительной
степени отстает от реалий российского рынка. Большинство общественно-опасных
деяний, совершаемых в настоящее время на рынке ценных бумаг, не могут быть
квалифицированы как правонарушения по причине отсутствия соответствующих норм в
действующем законодательстве. Кроме того, по мере усложнения деятельности на
рынке требуется создание более надежных механизмов финансовой ответственности и
распределения рисков.
Существующая
нормативно-правовая база, предусматривающая ответственность участников рынка
ценных бумаг, фрагментарна и не обеспечивает должной защиты прав инвесторов. До
сих пор не определены четкие санкции, которые могут применяться в случае
безлицензионной деятельности, выпусков суррогатов ценных бумаг (публичное
размещение ценных бумаг, не прошедших государственной регистрации) и тому
подобное. Но пока созданы юридические механизмы для установления,
предупреждения и пресечения мошенничества. Крайне слабо регулируются отношения,
связанные с “инсайдеровскими сделками” и манипулированием ценами на рынке. На
начальной стадии находится регулирование сделок между аффилированными
лицами.
Успешная
борьба с данными нарушениями возможна только при помощи мер административной и
уголовной ответственности. Следовательно, активная роль в деле поддержания
правопорядка на рынке должна быть возложена на правоохранительные органы и, в
первую очередь, на Прокуратуру РФ и МВД России.
Обеспечение
соблюдения законодательства о рынке ценных бумаг в России, учитывая
общероссийские масштабы, является крайне сложной и дорогостоящей функцией, поскольку
требует привлечения значительных материальных ресурсов. Ее успешное осуществление
во-многом будет зависеть от того, насколько ФКЦБ
удастся привлечь к этой деятельности саморегулируемые организации и иные
общественные объединения. Подобная система контроля принята и в других странах,
создавших механизм саморегулирования рынка. Она позволяет снизить издержки
государства и одновременно повысить эффективность контроля. С появлением
саморегулируемых организаций на российском фондовом рынке система контроля за
профессиональной деятельностью на рынке станет более всеобъемлющей, поскольку к
ней будут привлечены сами профессиональные участники.
ВОПРОСЫ
ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Из каких элементов состоит
существующая правовая основа для осуществления надзора за рынком ценных бумаг и
защиты инвесторов?
2. Укажите уровни системы надзора за
исполнением законодательства на рынке ценных бумаг.
3. В чем заключается роль ФКЦБ в
системе надзора за рынком ценных бумаг?
ГЛАВА
II. ЭМИССИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ
11.1 РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИССИИ ЦЕННЫХ БУМАГ
Регулирование
эмиссии производится в целях препятствования
выпуску на рынок суррогатов ценных бумаг, которые по форме напоминают настоящие
ценные бумаги, но не обладают их основными качествами. В этом смысле
регулирование эмиссии является одним из ключевых способов защиты интересов
потенциальных инвесторов.
Основные
положения, регулирующие эмиссию акций и облигаций, заложены федеральными
законами “Об акционерных обществах” и “О рынке ценных бумаг”. Постановление
ФКЦБ России “Об утверждении Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных
обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии”
конкретизирует и согласовывает положения вышеназванных законов в части
регулирования эмиссии акций и облигаций акционерных обществ и иных коммерческих
организаций.
Предварительно
необходимо уточнить смысл таких понятий, как “выпуск”, “эмиссия” и
“размещение”. На практике очень часто используют два термина “эмиссия” и
“выпуск” в качестве синонимов.
Эмиссия
ценных бумаг — это установленная законодательством последовательность действий
эмитента — АО по размещению ценных бумаг.
Выпуск
ценных бумаг означает совокупность ценных бумаг одного эмитента (АО), которые
предоставляют одинаковый объем прав владельцам и которые имеют одинаковые
условия размещения.
Размещение
эмиссионных ценных бумаг — это отчуждение их первым владельцам путем заключения
гражданско-правовых сделок.
Таким
образом, говоря о выпуске ценных бумаг, мы будем рассматривать его, как с точки
зрения совокупности ценных бумаг одного эмитента, так и с точки зрения
осуществления процесса эмиссии.
Следует
учитывать также, что Закон “О рынке ценных бумаг” не регулирует процедуру
эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг. Это будет сделано в
специальном законе, который в настоящее время находится в стадии разработки.
Согласно
ст. 19 Закона “О рынке ценных бумаг”, процедура эмиссии состоит из нескольких
этапов (если иное не предусмотрено законодательством РФ):
*
принятие
эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48
|