рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Расчет экономической целесообразности перевода предприятия на пластиковую систему оплаты труда на примере ООО "Бамард" рефераты

Вышеназванные факторы сделали российские банковские карты удобным и эффективным инструментом при реализации банками так называемых “зарплатных” проектов: банк открывает сотрудникам предприятия счета; выдает им карты; предприятие перечисляет своим сотрудникам заработную плату на их счета. Далее сотрудники предприятия могут использовать денежные средства по мере необходимости: снять наличные в банкоматах или расплатиться в торговой сети.

На эту тему нет точных данных, но можно с уверенностью утверждать, что практически все карты российских платежных систем являются “зарплатными”. Дальнейший рост числа эмитированных российских карт, что тоже можно утверждать однозначно, происходит именно за счет новых “зарплатных” проектов.

Помимо привлечения дешевых и стабильных ресурсов физических лиц, доходов за расчетное обслуживание, установления тесной финансово-технологической связи между банком и предприятием, и т.п., основным результатом реализации “зарплатных” проектов стало формирование в сжатые сроки большого числа банковской клиентуры среди физических лиц, получающих стабильные и легальные доходы. Подавляющее большинство из которых уже успело оценить все преимущества получения заработной платы в банке и привыкло к регулярному получению самых простых банковских услуг.

Более того, они стали интересоваться другими услугами и, прежде всего, кредитованием. В частности, есть очень большой интерес к получению краткосрочных кредитов в пределах заработной платы. Удовлетворить спрос на последнюю услугу можно, предложив сотрудникам предприятий так называемые “зарплатные кредитные” карты.

Для банка, помимо получения дополнительных доходов и установления более тесных финансово-технологических связей с предприятиями, освоение нового сегмента рынка актуально еще и с позиции диверсификации и снижения общего риска кредитного портфеля. Поскольку гораздо надежнее выдать множество мелких ссуд, чем одну крупную.

Таким образом, основной задачей банка, решившего начать операции кредитования с использованием банковских карт на данном сегменте рынка, будет являться одновременное выполнение двух условий:

·          Обеспечить “массовую” эмиссию кредитных карт;

·          Сохранить индивидуальный подход к каждому заемщику.

Из вышеназванных условий вытекают основные требования к организации кредитования большого числа индивидуальных заемщиков с использованием банковских карт.

Низкий риск кредитных вложений

Несмотря на большую емкость рынка кредитования физических лиц он слабо освоен банками. В результате сейчас практически никто не имеет кредитную историю: ни хорошую, ни плохую. Для ведения кредитных историй на национальном уровне пока нет вообще никакой правовой базы.

Немалая часть доходов, получаемая нашими гражданами, является так называемыми “серыми” и уходит из под налогообложения. Существование этих доходов и их источников практически невозможно доказать в судебном порядке. Кроме того, обращение взыскания на имущество физического лица - трудновыполнимая процедура в судебном порядке.

Таким образом, при работе с большим числом индивидуальных заемщиков, их платежеспособность нужно оценивать только исходя из официальных текущих доходов, усредненных за достаточно продолжительный период времени. Необходимо также уделять большое внимание стабильности доходов и вероятности их изменения в будущем. Последнее относится, в частности, к платежеспособности и к стабильной работе предприятия, перечисляющего заработную плату потенциального заемщика в банк.

Низкий уровень внутрибанковских издержек при выдаче и обслуживании кредитных карт

В банке должны быть разработаны четкие и однозначные критерии, которыми должен руководствоваться соответствующий сотрудник принимая решение о кредитовании сотрудника предприятия. Список этих критериев не должен быть избыточным и любое значение каждого из них должно быть легко проверяемым.

На каждой стадии бизнес-процесса необходимо описать все действия персонала, весь документооборот, как бухгалтерский, так и юридический, и разработать все типовые формы документов. Построенный бизнес-процесс должен также предусматривать развитие нестандартных ситуаций, например изменение группы риска, появление просроченных обязательств, досрочное прекращение кредитования. Здесь должны быть также описаны все действия и весь документооборот.

Другими словами, для банка, занимающегося обслуживанием большого числа индивидуальных заемщиков, не должно возникать “не предусмотренных ранее” ситуаций.

Финансовые операции по выдаче/гашению кредитов, гашению процентов, внебалансовому учету, расчету и формирования резервов и т.п. должны осуществляться в автоматическом режиме на уровне непосредственных исполнителей с формированием соответствующих документов, распоряжений, предусмотренных правилами ЦБ РФ “по факту” их совершения по итогам операционного дня. Количество таких документов должно быть, в рамках действующих правил ЦБ РФ, максимально сокращено. Обратный порядок, например, сначала подписание распоряжения на гашение процентов, а потом сама операция по гашению процентов, приведет к резкому росту издержек банка.

Необходима также полностью автоматизированная система отчетов для составления данных для расчета экономических нормативов, подготовки финансовой отчетности для ЦБ РФ, оперативного мониторинга за состоянием ссудной задолженности, расчета эффективности кредитных операций.

Простая и понятная схема использования кредитной карты

Подавляющее большинство физических лиц не очень хорошо представляет себе принципы кредитования в целом, как банковской услуги. Поэтому сам кредитный договор, правила обращения с кредитной картой, да и сама суть операций кредитования с использованием банковских карт должны быть простыми и понятными для многих клиентов.

Высокая доходность по размещенным средствам

Кредитование с использованием банковских карт ограничивается небольшими суммами. Кроме того, получить кредит заемщик может не приходя в банк, что означает дополнительную нагрузку на существующую платежную инфраструктуру.

Следовательно, для того, чтобы данные операции были выгодны не только заемщикам, но и банку, стоимость пользования кредитной картой должна быть выше, чем плата за пользование “обычным” кредитом.

Как будет показано в дальнейшем, наилучшего результата можно будет достичь не за счет увеличения процента по кредиту, а за счет введения дополнительной платы за обслуживание кредитной карты.

Обеспечение качества кредитного портфеля

“Классическая” схема кредитования предусматривает погашение ссудной задолженности и процентов в определенные дни.

Если в течение срока действия кредитного договора будут установлены такие даты и клиент будет обязан приходить в банк, например, ежемесячно, чтобы собственноручно погашать ссудную задолженность и проценты, то это приведет к резкому увеличению явки клиентов в банк, каждый из которых требует индивидуального и квалифицированного обслуживания. Следствием будет резкое увеличение внутрибанковских издержек.

Как было отмечено ранее, при оценке реальной платежеспособности клиента необходимо ориентироваться только на текущие официальные доходы. Поэтому необходимо учитывать следующую ситуацию: на установленную фиксированную дату погашения основного долга и процентов в течение действия кредитного договора, например в конце месяца, у клиента не будет необходимых средств или просто времени прийти в банк. Через несколько дней, когда он получит заработную плату, средства у него появятся и он сможет погасить все долги. Это более чем возможно, поскольку практически нигде заработная плата не выплачивается в строго определенные дни.

Вышеназванная ситуация приведет к тому, что, согласно требованиям ЦБ РФ, придется вынести ссудную задолженность и проценты на просрочку. А через несколько дней, в зависимости от обеспечения кредитов – увеличить группу риска. При последующем погашении просроченной ссудной задолженности и процентов уже не будет возможности уменьшить группу риска: такой порядок не предусмотрен нормативными документами ЦБ РФ.

При этом, как следствие, будет формально ухудшаться качество кредитного портфеля из-за постоянного увеличения доли кредитов с высокой группой риска, что, в свою очередь, приведет к созданию больших резервов на возможные потери по ссудам. Причем это будет происходить с “честными” клиентами.

Другими словами, для удовлетворения данного требования необходимо создать такую схему погашения основного долга и процентов, чтобы ухудшение качества кредитного портфеля, в соответствии требованиям ЦБ РФ, происходило то тем и только по тем клиентам, которые приняли решение не платить по долгам вообще. Для взыскания долгов с последних должны применяться судебные и иные процедуры[1].


4.2 Условия кредитования с использованием банковских карт


Из вышеприведенных требований к кредитному обслуживанию большого числа индивидуальных заемщиков вытекают следующие условия кредитования.

Предоставление кредитов

Кредитный договор, заключенный с владельцем кредитной карты, означает право, но не обязанность заемщика получать кредиты. Даже если заемщик, обладая кредитной картой, не получил ни одного кредита, то у банка нет к нему никаких претензий. Именно это обстоятельство учитывается при продвижении кредитных карт среди сотрудников предприятий.

Естественно, что кредиты выдаются на недостающую сумму, необходимую в нужный момент заемщику для совершения расчетных операций с использованием банковской карты и оплаты соответствующих тарифов.

Схема кредитования

Выдача кредитов основывается на схеме “кредитная линия с лимитом фактической задолженности”. Согласно кредитного договора клиенту открывается кредитная линия с установленным размером (максимальный дебетовый оборот по ссудному счету). Выдача очередного кредита в рамках кредитной линии ограничена еще лимитом фактической задолженности (максимально возможным остатком на ссудном счете).

В настоящее время данная схема представляется единственно возможной в рамках нормативных документов ЦБ РФ, поскольку “овердрафт” по счетам физических лиц не предусмотрен.

С точки зрения заемщика схема “кредитная линия с лимитом фактической задолженности” представляет все-таки “овердрафт”, к которому он может прибегнуть ограниченное число раз по общей сумме выданных кредитов.

Выдача кредитной карты

Принимая во внимание, что у всех сотрудников предприятия уже есть дебетовые карты, на счета которых перечисляется заработная плата, реализована следующая договорная схема выдачи кредитной карты, приведенная на рис.5.


Рис.5. Договорная схема при выпуске кредитной карты.


Условия открытия банковского счета и порядок совершения операций по счету, в т.ч. и с использованием банковской карты как технического средства установлены в Договоре о выпуске и обслуживании банковской карты. Если сотруднику предприятия нужны кредиты, то он заключает, дополнительно, кредитный договор и оформляет все необходимые документы по обеспечению.

После прекращения действия кредитного договора и уплаты заемщиком всех обязательств карта снова становится дебетовой. Далее сотрудник предприятия может снова заключить кредитный договор…

При этом банковская карта, физически, не меняется: в банке-эмитенте меняются только настройки данной карты.

Лимиты кредитования

Как было отмечено выше, при оценке платежеспособности клиента необходимо ориентироваться, исключительно, на его официальные текущие доходы. При данном кредитовании сотрудников предприятий наиболее надежный источник платежеспособности клиента – заработная плата, перечисляемая в банк и усредненная, например, за последние 6 месяцев.

Этих ежемесячных доходов должно хватать на покрытие максимально возможного долга по кредитам и процентам. Поэтому максимальный размер лимита фактической задолженности можно установить, например, на уровне 90% от заработной платы.

Срок действия кредитной линии не должен быть коротким: в противном случае заемщик сможет взять только несколько кредитов и ему придется оформлять новый договор со всеми вытекающими издержками. Оптимальным сроком действия кредитной линии является 1 год. С одной стороны, это вполне приемлемый срок для заемщика. С другой – приемлемый срок с позиций оценки риска кредитных вложений. Кроме того, чем больше размер неиспользованной кредитной линии, учитываемой на внебалансовых счетах, тем сильнее его отрицательное влияние на обязательные экономические нормативы.

Важным является вопрос о соотношении между размером кредитной линии и лимитом фактической задолженности. Здесь нужно исходить из предположения, что средний заемщик берет кредиты под ожидаемую заработную плату и вовсе не обязательно, что он будет ежемесячно выбирать весь свой лимит фактической задолженности. Поскольку, согласно зарубежным исследованиям, владельцы кредитных карт используют не весь лимит по максимальной ссудной задолженности по кредитным картам и заемщик, у которого очень часто наблюдается ссудная задолженность, близкая к максимальной, не может считаться надежным. Так, по данным компании “Fair, Isaac and Co., Inc.”, основанных на анализе дел владельцев кредитных карт в США, примерно 50% используют менее 30% лимита, и только 1 из 8 более 80%. Использование кредитной карты заемщиком изображено на рис. 6.


Рис. 6. Использование кредитной карты заемщиком.


Аналогичной статистики по российским владельцам кредитных карт пока нет. Однако, для начала, можно исходить из того, что средний заемщик использует 2/3 лимита фактической задолженности в месяц.

Таким образом, лимиты кредитования вычисляются по формулам:

“лимит фактической задолженности” = 90% * “средняя ежемесячная заработная плата”

“размер кредитной линии” = 2/3 * “лимит фактической задолженности”

Если заемщик использует кредитную карту интенсивнее среднего, то у него возникает ситуация, когда кредитная линия исчерпана по размеру, но не исчерпана по сроку. В этом случае происходит досрочное закрытие кредитной линии и, по желанию сторон, можно оформить новый договор с другими лимитами кредитования.

Схема погашения основного долга и процентов

Кредитование сотрудников предприятия с использованием банковских карт, как и любая кредитная операция, осуществляется на условиях срочности, платности и возвратности. Исходя из вышеприведенных требований, схема погашения основного долга и процентов построена одновременно на следующих принципах.

А) После даты окончания кредитной линии заемщику дается 2 месяца, чтобы полностью погасить весь долг по кредитам и проценты. Вынос ссуды и процентов на просрочку происходит только по истечении этого срока.

Таким образом, во-первых, обеспечивается страховка от транзакций, которые могут быть совершены до окончания срока действия кредитной линии, но поступить из процессингового центра после ее окончания. Если бы срок уплаты всех обязательств совпадал с закрытием кредитной линии, то в данном случае выдача кредита происходила бы со счетов для учета просроченной ссудной задолженности. Во-вторых, в течение этих 60 дней к заемщику, работающему на платежеспособном предприятии, всегда поступит заработная плата, достаточная для окончательного расчета по кредитам и процентам.

Б) В течение всего срока действия кредитного договора, а договор действует до полной уплаты всех обязательств, банк имеет право направлять любые поступления средств на карточный счет на уплату долгов по процентам, кредитам и других обязательств в случае их наличия. Уплата происходит в автоматическом режиме. Причем гашение процентов происходит по день их расчета.

Прежде всего, это относится к поступлениям заработной платы. Однако ничто не мешает заемщику самому внести средства на карточный счет: порядок уплаты основного долга и процентов при этом не изменится. Другими словами, погашение основного долга и процентов привязывается к текущим поступлениям средств на счет. В случае прекращения перечисления заработной платы в банк предусмотрен механизм досрочного закрытия кредитной линии.

Таким образом, обеспечивается страховка от нерегулярных перечислений заработной платы, в небольших пределах, и от прекращения перечисления заработной платы.

Выполнение вышеназванных принципов означает, что ухудшение качества кредитного портфеля происходит по тем и только по тем клиентам, которые приняли принципиальное решение не платить по долгам вообще.

Кроме того, для “честных” клиентов необходимость появления в банке сводится к минимуму. Упрощается и работа сотрудников, занятых обслуживанием кредитных карт: им остается проводить мониторинг за состоянием ссудной задолженности и вовремя выявлять потенциально проблемных клиентов. Все это позволяет свести к минимуму издержки банка, связанные с обслуживанием кредитных карт.

Тарифы банка

Конечные показатели доходности операций с использованием банковских карт зависят, прежде всего, от возможного поведения каждого заемщика (рис.2.): в каком размере он берет кредиты; как часто берет; как часто их гасит. Может возникнуть следующая ситуация: кредиты берутся за несколько дней до зарплаты. В этом случае доход по процентам за кредит будет неприемлемым для банка.

Поэтому чтобы обеспечить высокую доходность по данным операциям, необходимо иметь две “точки” получения доходов.

А) Проценты за пользование денежными средствами, начисляемые на ежедневные остатки ссудной задолженности.

Б) Плата за осуществление расчетных операций с использованием банковских карт в виде комиссии от суммы платежа.

Если обслуживание расчетных операций с использованием банковских карт осуществляется банком на платной основе, то комиссия будет взиматься с клиента независимо от того, за счет каких средств осуществляется платеж: собственных или заемных.

Однако чаще всего на практике имеет место следующая ситуация: обслуживание “зарплатных” карт осуществляется банком бесплатно, а предприятие уплачивает банку непосредственно комиссию от суммы, перечисляемой заработной платы. В этом случае заемщик должен платить за расчетные операции, если они осуществляются за счет заемных средств. Это можно организовать через соответствующие тарифы при зачислении средств на карточный счет со ссудного, на котором учитывается задолженность заемщика по кредитам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11