рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Пути увеличения кредитного потенциала коммерческого банка рефераты

Среди «новинок» продуктового ряда хотелось бы отметить специальные кредиты для микрофинансовых организаций. На сегодняшний день на рынке работают различные потребительские кооперативы, фонды и другие компании, которые занимаются микрокредитованием – средний объем размер кредита, как правило, не превышает $1 тыс.). И здесь весьма перспективной оказывается совместная работа с такими организациями, когда банк их кредитует. Ведь для банков давать кредит в 10-20 тысяч рублей, анализируя бизнес и проводя все необходимые банковские процедуры – нерентабельно. Именно поэтому банку интересно финансирование таких микрофинансовых организаций на базе анализа качества их кредитного портфеля. Выдаются кредиты по $100-200 тыс., а они в свою очередь превращают эти деньги в кредиты, условно говоря, по 30 тыс. руб.

Микрофинансовые организации играют важную роль в становлении малых предприятий на этапе старта и получения оборотных средств для развития бизнеса. Кредитные кооперативы являются своеобразным бизнес-инкубатором для роста микроклиентов и перехода их на обслуживание в банк, где, соответственно, они могут получить более крупные кредиты на развитие бизнеса в дальнейшем.

Если говорить о финансировании «под идею», финансировании стартового бизнеса, то широко известно, что с точки зрения банка это – очень рискованно. Проектное финансирование в области малого бизнеса непросто даже представить. Здесь, скорее, место для венчурных фондов, участвующих в капитале стартующих предприятий. Однако сейчас в ВТБ 24 прорабатывается пилотный проект по финансированию стартового бизнеса в составе своеобразного тройственного союза. Стратегический партнер, заинтересованный в развитии бизнеса в определенной отрасли, местная администрация и банк ВТБ 24.

Например, в случае хлебопекарного бизнеса, когда оптовый поставщик сырья для изготовления хлебобулочных, кондитерских изделий заинтересован в развитии сети малых точек непосредственно на местах, где эти кондитерские изделия будут выпекать и продавать, местная администрация, заинтересованная в развитии определенного направления и готовая разделить риски с банком по кредитованию стартующих бизнесменов. При таких условиях банк готов входить в эти проекты [69].

Кроме того, у банка подписаны соглашения о сотрудничестве в области поддержки малого и среднего предпринимательства с уполномоченными структурами ряда российских регионов. В соответствии с условиями соглашений, Внешторгбанк 24 предоставляет кредиты субъектам малого предпринимательства под поручительство уполномоченных региональных организаций, которые возмещают до 90% от стоимости покупки поручительства. Такое поручительство является платным, но сумма его покупки предпринимателю возмещается за счет средств федерального бюджета, полученных субъектом Федерации на государственную поддержку предпринимательства. По такой схеме также может кредитоваться и стартап – стартовый этап создания бизнеса. Подобные соглашения уже подписаны с Ленинградской, Архангельской областями, республикой Удмуртия, а в ближайшее время будут подписаны еще с рядом российских регионов, в том числе и с Республикой Татарстан.

Основные сложности, с которыми сталкиваются малые предприятия, – это недостаток оборотных средств, недостаточность ресурсов на приобретение нового оборудования или помещения. В основном такие вопросы решаются с помощью специализированного банковского кредита. За рубежом давно существуют четко отлаженные схемы финансового содействия малому бизнесу, но в нашей стране до последнего времени с этим было достаточно трудно.

В прошлом году второй по величине банк страны – Внешторгбанк – разработал и внедрил специальную программу кредитования малого бизнеса, которая стартовала в столице, а затем и по всей России. А с лета 2005 года эстафету в реализации этой программы перехватил его дочерний банк – Внешторгбанк 24.

На сегодняшний день Внешторгбанк 24 является лидером в кредитовании малого и среднего бизнеса во многом благодаря тому, что предлагаемые им условия существенно упрощают жизнь предпринимателям. Создавая особые кредитные продукты для малого бизнеса, ВТБ 24 учел основные проблемы потенциальных заемщиков и разработал два специализированных вида кредитов:

Микрокредиты;

кредиты на развитие бизнеса.

Воспользовавшись любым из данных предложений банка, малые предприятия-заемщики получают средства в необходимом объеме, не теряя времени, так как заявка на получение кредита рассматривается очень оперативно.

Требования ВТБ 24 к потенциальным заемщикам можно назвать максимально мягкими – у заемщика должен быть действующий доходный бизнес, представленный на рынке от полугода, а также наличие обеспечения в виде залога.

Кстати, подход к залогу тоже достаточно гибок – в этом качестве могут выступать автотранспортные средства, объекты недвижимости, оборудование и даже товар в обороте. Годовая выручка малого предприятия-заемщика не должна превышать 83 миллиона рублей.

Предоставляя качественные услуги для предприятий малого бизнеса, ВТБ 24 старается сделать свои ресурсы как можно более доступными для заемщиков. Кредитные технологии банка все время совершенствуются, формальные процедуры упрощаются, расширяется и список возможного залогового имущества. Все это ведет к тому, что количество обращений малых предпринимателей с каждым месяцем стремительно увеличивается. Как отмечают специалисты, свойственное ранее недоверие малого бизнеса к банковским услугам уходит в прошлое.

Кредитование малого и среднего бизнеса является одной из приоритетных услуг ВТБ 24, поэтому получить в этом банке средства на развитие бизнеса довольно просто.



2.2 Анализ формирования кредитного потенциала в ЗАО ВТБ-24 за счет собственных средств


Исследование структуры баланса коммерческого банка целесообразно начинать с пассива, отражающего источники собственных и привлеченных средств, поскольку объем и структура пассивов в значительной части определяют объем, структуру активов. Анализ структуры пассивов начинается с выявлением размера собственных средств, определения их доли в общей сумме баланса. В настоящее время коммерческие банки за счет собственных средств формируют 8-18% всех пассивов, привлеченные ресурсы в структуре пассивов занимает 70-80%.[16, С.200]

Источником анализа состояния собственных средств банка является первый раздел баланса, где открыты счета по учету всех фондов банка.

При анализе структуры пассива важное значение имеет определение средств банка. Следует различать собственные средства (брутто) и собственные средства (нетто). Собственные средства (брутто) помимо фактического остатка средств (нетто), который может быть использован для кредитования, должны охватывать также отвлеченные и иммобилизованные средства. Собственные средства банка (брутто) состоят из фондов банка, собственных источников финансирования капитальных вложений, прибыли собственных средств в расчетах, страховых резервов коммерческого банка.

Под пассивными понимаются такие операции банков, в результате которых происходит увеличение денежных средств, находящихся на пассивных счетах или активно-пассивных счетах в части превышения пассивов над активами.[28, С.175]

Пассивные операции играют важную роль в деятельности коммерческих банков. Именно с их помощью банки приобретают кредитные ресурсы на рынке.

Существует четыре формы пассивных операций коммерческих банков:

1) первичная эмиссия ценных бумаг коммерческого банка.

2) отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов.

3) получение кредитов от других юридических лиц.

4) депозитные операции.

Пассивные операции позволяют привлекать в банки денежные средства, уже находящиеся в обороте. Новые же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных операций.

С помощью первых двух форм пассивных операций создается первая значительная группа кредитных ресурсов – собственные ресурсы. Следующие две формы пассивных операций создают вторую крупную группу ресурсов заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы. Собственные ресурсы банка представляют собой банковский капитал и приравненные к нему статьи. Роль и величина собственного капитала коммерческих банков имеют особенную специфику, отличающуюся от предприятий и организаций, занимающихся другими видами деятельности тем, что за счет собственного капитала банки покрывают менее 10% общей потребности в средствах. Обычно государство устанавливает для банков минимальную границу соотношения между собственными и извлеченными ресурсами. В России это соотношение установлено в размере не менее 1: 25 (от 1: 15 до 1: 25 в зависимости от типа банка).[71]

Значение собственных ресурсов банка заключается, прежде всего, в том, чтобы поддерживать его устойчивость. На начальном этапе создания банка именно собственные средства покрывают первоочередные расходы, без которых банк не может начать свою деятельность. За счет собственных ресурсов банки создают необходимые им резервы. Наконец, собственные ресурсы являются главным источником вложений в долгосрочные активы.

Сумма иммобилизации включает капитализированные собственные средства (стоимость основных средств за минусом износа, отвлеченные средства за счет прибыли, собственные средства, перечисленные другим организациям для участия в их деятельности, собственные средства, вложенные в ценные бумаги, собственные средства, отвлеченные в расчеты, факторинговые, дебиторскую задолженность. Собственные средства (нетто) определяются как разность между величиной собственных ресурсов (брутто) и суммой иммобилизации. Этот показатель играет ключевую роль при проведении структурного анализа баланса. На его основе должны устанавливаться нормативы ликвидности, используемые центральными банками. Иммобилизация собственных средств снижает ликвидность и доходность банковских операций, поэтому их размеры должны находиться под постоянным контролем руководства банка.[59, С.143]

Качественная оценка собственных ресурсов может быть выполнена с помощью расчета удельных весов их элементов: фондов банка, нераспределенной прибыли, средств в расчетах. Целесообразно исчисление коэффициента иммобилизации собственных средств, сокращению которого ведет к росту ликвидности и доходности. Собственной частью структурного анализа собственных средств является анализ состава пайщиков (акционеров) банка. Исходными данными для этого являются лицевые счета по балансовому счету 010 – «Уставной фонд», а также данные о выпуске и продаже собственных акций банка. Подобный анализ структуры пайщиков позволяет выявить приоритет интересов и учитывать его в работе банка.[23, С.264]

В составе собственных средств банка следует выделять собственный капитал, который включает: уставный фонд (капитал); учредительскую прибыль, законодательно создаваемый резервный фонд на общие риски; нераспределенную прибыль прошлых лет.

Собственный капитал выполняет три функции: защитную, оперативную и регулирующую. Защитная функция означает защиту вкладчиков и кредиторов:

возможность выплаты им компенсаций в случае возникновения убытков или банкротства банка;

сохранение его платежеспособности за счет созданных резервов;

продолжения деятельности банка, независимо от угрозы появления убытков.

Это главная функция собственного капитала. Оперативная функция обеспечение финансовой основы деятельности банка является второстепенной, т.к. основными ресурсами для активных операций выступают привлеченные средства. В этой функции собственный капитал банка обеспечивает адекватную базу роста активных операций, т.е. поддерживает объем и характер банковских операций в соответствии с задачами банка. Регулирующая функция собственного капитала связана исключительно с особой заинтересованностью общества в успешном функционировании банков, а также с законами и правилами, позволяющими центральным банкам осуществлять контроль за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждениях. Эти правила требуют соблюдения минимальной величины уставного капитала, необходимого для получения лицензии на банковскую деятельность; предельной суммы кредита (риска) на одного заемщика.[28, С.172]

Таким образом, собственный капитал банка имеет первостепенное значение для обеспечения устойчивости банка и эффективности его работы. В виде акционерного (паевого) капитала он необходим на начальных этапах деятельности банка, когда учредители осуществляют ряд первоочередных расходов, без которых банк не может начать свою работу.


Таблица 2.2.1

Источники собственных средств банка ВТБ 24 (на основе публикуемого баланса, в тыс. руб.)

Наименование статьи

На 1янв. 2010г.

Удельный вес, %

На 1янв. 2009г.

Уд. вес, %

На 1янв. 2008г.

Уд. вес, %

На 1 янв. 2007г.

Уд. вес, %

Средства акционеров (участников)

33 567 652

5,58

30 007 812

9,28

12 655 694

0,03

6 098 150

14,05

Собственные акции (доли), выкупленные у

акционеров (участников)

476 498

0,08

476 498

0,15

58 000

0,03

0

0,00

Эмиссионный доход

14 528 162

2,41

11 370 585

3,52

3 058 920

1,84

6 274 180

14,46

Резервный фонд

673 098

0,11

633 639

0,20

Нет данных

Нет данных

Нет данных

Нет данных

Переоценка основных средств

7 724

0,00

31 844

0,01

318 44

0,02

31 846

0,07

Нераспределенная прибыль.

(непокрытые убытки) прошлых лет

1 660 924

0,28

1 585 733

0,49

1 109 319

0,67

1 115 916

2,57

Неиспользованная прибыль.

(убыток) за отчетный период

4 304 143

0,72

718 680

0,22

1 122 583

0,68

–7 477 664

–17,23

Всего источников собственных средств

54 265 205

9,02

43 871 795

13,56

17 358 663

10,45

5 836 885

13,45


Балансовая прибыль Банка до налогообложения за 2009 год составила 5 954,6 млн. рублей, чистая прибыль – 4 304,1 млн. рублей. Размер собственных средств (капитала) Банка, рассчитанный в соответствии с Положением Банка России от 10.02.2003 г. №215-П «О методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций», вырос за 2009 г. в 1,6 раза и по состоянию на 01.01.2010 г. составил 71,9 млрд. рублей.

Норматив достаточности собственных средств (капитала) Банка (H1) по состоянию на 01.01.2010 составил 12,3 % при минимально допустимом значении (установленном нормативными документами Банка России) в 10%. Активы Банка за 2009 г. увеличились в 1,9 раза – с 323,5 млрд. рублей до 601,6 млрд. руб., кредитный портфель вырос в 1,75 раза и составил 455,8 млрд. рублей против 261 млрд. рублей на начало года.

При этом объем портфеля розничных продуктов увеличился в 2 раза – до 423,3 млрд. рублей. Кредиты малому бизнесу за 2009 г. выросли с 45,1 млрд. рублей до 74,3 млрд. рублей, ипотечный портфель – с 82,2 млрд. руб. до 167,9 млрд. рублей (без учета секьюритизированного портфеля), потребительские кредиты – с 60,3 млрд. рублей до 129,7 млрд. рублей, автокредиты – с 17,4 млрд. рублей до 38,8 млрд. рублей.

За 2009 г. совокупный объем обязательств Банка вырос в 1,96 раза и по состоянию на 1 января 2010 г. составил 547,4 млрд. рублей. Средства на счетах клиентов, включая физических лиц, выросли в 1,67 раза и составили 365,2 млрд. рублей, при этом объем вкладов физических лиц вырос в 1,75 раза и составил 304,8 млрд. руб.

Основным элементом собственных средств банка является уставный фонд (капитал). Уставный капитал (фонд) – это организационно-правовая форма капитала, величина которого определяется учредительским договором о создании банка и закрепляется в Уставе банка. Уставный капитал создается путем выпуска акций (акционерные банки) или перечисления паевых взносов (паевые банки). Сумма уставного капитала законодательно не ограничивается. Для обеспечения устойчивости банков устанавливается минимальная сумма уставного капитала.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9