рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Оценка финансовой устойчивости (на примере ЗАО "Тихоокеанская страховая компания") рефераты

Страховая выплата осуществляется страховщиком в соответствии с договором страхования или законом на основании заявления страхователя и страхового акта (аварийного сертификата). При страховом случае с имуществом страховая выплата производится в виде страхового возмещения, при страховом случае с личностью страхователя или третьего лица - в виде страхового обеспечения.

Страховые поступления и страховые выплаты являются одними из главных показателей в оценке финансового состояния предприятия, а значит -и в оценке финансовой устойчивости. Так, без достаточных страховых взносов и умеренных страховых выплат нормальная деятельность любой страховой компании невозможна. Благоприятным является превышение собранной страховой премии в течение года над возможными и произошедшими в будущем страховыми возмещениями и обеспечением.

Сумма страховых взносов и выплат страховой компании ЗАО «ТСК» за три анализируемых года представлена в таблице 2.11


Таблица 2.11 - Сумма страховых взносов и выплат страховой компании за 2007-2009 гг.

Год

Страховые взносы

Страховые выплаты

Всего

В том числе

Всего

В том числе

Страхование

жизни

Страхование иное, чем страхование

жизни

Страхование

жизни

Страхование

иное, чем страхование

жизни

 

тыс. р.

%

тыс. р.

%


тыс. р.

%

тыс. р.

%

 

2007

23773

0

 0

23773

100,0

9412

20

0,2

9392

99,8

2008

16680

1141

6,8

15539

93,2

6667

294

4,4

6373

95,6

2009

21503

902

4,2

20601

95,8

7788

735

9,4

7053

90,6


Из таблицы следует, что страховые поступления по всем видам страхования в ЗАО «ТСК» 2007 г. составляли 23773 тыс. руб.; В 2008 г. наблюдалось падение страховых взносов 16680 тыс. руб., а в 2009 г. этот показатель возрос до 21503 тыс. руб. Страхование жизни в 2007 г. компанией не производилось, однако с 2008 г. этот вид страхования компанией был освоен, и в 2009 г., он дал 6,8% от страховых взносов.

Страховые выплаты за тот же период менялись аналогично: в 2008 г. они снизились против уровня 2007 года, а в 2009 году снова возросли. Однако если страховые взносы 2009 г. практически сравнялись с уровнем 2007 г. то страховые выплаты не так интенсивно увеличивались. В результате этого доля страховых выплат в страховых взносах составила в 2007 г. – 39,6%, в 2008 г. – 40,0%, а в 2009 г. – 36,2%. Это хорошая тенденция, так как снижение страховых выплат увеличивает страховую маржу компании.


Страховые взносы


Страховые выплаты

 Страхование жизни

 Страхование иное, чем страхование жизни

Рисунок 4 Структура страховых взносов и выплат в 2009 г., %


В целом компания в 2009 году, как и в предыдущих годах, выполнила все свои обязательства по договорам страхования перед клиентами.


2.4            Эффективность деятельности страховой компании за 2007-2009гг.

 

Бухгалтерский баланс страховой организации представляет собой логическую систему финансовых показателей, изложенную в форме определенной таблицы. Бухгалтерский баланс содержит основную информацию о величине и структуре средств страховой организации, представленную в удобной для пользователя форме. Баланс составляется на отчетную дату и показывает состояние средств страховщика на конкретную дату. Балансовый отчет показывает, как ресурсы фирмы обеспечиваются собственным и привлеченным капиталом.

Традиционно бухгалтерский баланс делится на две большие части: актив и пассив. Между собой они эквивалентны, что является основанием для определения «баланс».

Актив показывает имущество страховой компании, т.е. то, чем владеет страховщик. Статьи актива представляют собой вложения страховщика -нематериальные активы, инвестиции, основные средства, денежные средства и дебиторскую задолженность. Это ресурсы, обеспечивающие деятельность страховой фирмы.

Отраслевая специфика страховой деятельности находит свое отражение в составе статей активной части баланса. К ним относятся ссуды по страхованию жизни, депо премий по рискам, принятым в перестрахование, доля перестраховщиков в резервах, дебиторская задолженность по операциям страхования и со страхования и др.

Пассив баланса показывает источники средств страховой компании, включая собственные и заемные средства. Собственные средства представлены уставным, добавочным, резервным капиталом, фондами накопления и социальной сферы, нераспределенной прибылью.

Основную часть заемных средств составляют страховые резервы, представляющие обязательства страховых компаний по выплате страхового возмещения. Значительное место среди статей пассива занимает кредиторская задолженность, образованная как по страховой деятельности, так и по операциям, не связанным напрямую с предоставлением страховой защиты (задолженность по оплате труда, по социальному страхованию, перед дочерними и зависимыми предприятиями, перед бюджетом).

Правильно составленный бухгалтерский баланс должен соответствовать равенству:

активы = собственный капитал + обязательства. Числовые показатели включаются в баланс в нетто-оценке. Статьи баланса должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.


Главная цель анализа структуры активов и пассивов баланса -своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

По результатам анализа производится регулирование баланса, составляется прогнозный баланс и дается оценка перспективной ликвидности предприятия (прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей).

Финансовое состояние предприятия во многом зависит от того, какие средства оно имеет в своем распоряжении и куда они вложены.

Из анализа видно, что за отчетный период структура активов существенно изменилась: уменьшилась доля как долгосрочных, так и текущих активов. Долгосрочные активы на конец 2007 г. составляли 33683 тыс. руб., а к концу анализируемого периода составили 6056 тыс. руб. Текущие активы уменьшились на 4906 тыс. руб. по сравнению с 2007 г. и на конец 2009 г. составили 7724 тыс. руб. Доля перестраховщиков в страховых резервах и дебиторская задолженность за 3 года практически не изменились. Это свидетельствует об укреплении финансового состояния предприятия.

Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Собственный капитал является основой независимости предприятия. От того насколько оптимально соотношение собственного и заемного капитала, во многом зависит финансовое положение предприятия.

Собственный капитал компании в 2008 году снизился до 4724 тыс. руб., однако в 2009 году он возрос до 10074 тыс.руб. против 41275 тыс. руб. в 2007 году. Это произошло, в основном, за счет увеличения уставного капитала на 30000 тыс. руб. Изменение долгосрочных и краткосрочных пассивов происходило за счет изменения всех видов страховых резервов и увеличения прочей дебиторской задолженности.

Анализ структуры актива и пассива баланса необходим для оценки ликвидности активов (быстрота превращения в денежную наличность) страховой организации, рациональности формирования источников финансирования деятельности предприятия и его рыночной устойчивости, а также имеет большое значение в финансовой деятельности страховой компании и повышении ее эффективности.

За анализируемый период стоимость активов компании несколько снизилась. В структуре активов наблюдается динамика роста их оборотной части, а также значительный рост дебиторской задолженности. Однако, это увеличение происходит параллельно с ростом объема собираемой премии и является элементом проводимой компанией маркетинговой стратегии - предоставление рассрочек наиболее крупным и выгодным клиентам. При сравнении дебиторской задолженности с величиной кредиторской задолженности видно, что в 2009 году отклонение составляет 21,9%. Т.е. рассрочки клиентам предоставляются за счет средств кредиторов и собственных средств организации.

Большую часть внеоборотных активов составляют долгосрочные финансовые вложения – 85,2% в 2009 г. Основные средства ЗАО «ТСК» за рассматриваемый период в абсолютном значении практически не изменились и составляют на конец 2009 г. 0,7 % от валюты баланса.

По итогам 2007 г. получены доходы от инвестиций в размере 7278 тыс. руб., что по сравнению с 2008 и 2009 гг. в 23 и 8 раз меньше соответственно.

Источники средств предприятия представляют собой собственный капитал, долгосрочные и краткосрочные обязательства компании.

Собственный капитал ЗАО «ТСК» состоит из уставного капитала 4700 тыс. руб. и прибыли. В 2008 году величина собственного капитала была минимальной (4724 тыс. руб.), за счет того, что прибыль компании составляла всего 24 тыс. руб. В 2009 году он возрос до 10074 тыс. руб. за счет увеличения уставного капитала и полученной прибыли.

Краткосрочные обязательства состоят из резервов по страхованию иному, чем страхование жизни и кредиторской задолженности. Они являются наиболее стабильной частью пассивов.

Превышение величины текущих активов над краткосрочными пассивами в 2008 и 2009 гг. позволяет сделать вывод о том, что предприятие располагает свободными ресурсами, формируемыми из собственных источников.

Финансовое положение компании в течение 2007-2009 гг. улучшалось, в основном за счет увеличения собранной страховой премии. На 01.01.2010 г. финансовое состояние ЗАО «ТСК» оценивается как стабильно устойчивое.

Таким образом, проведенный анализ позволил установить, что в 2007 году ЗАО «ТСК» была высокодоходной, платежеспособной и финансово устойчивой компанией. В 2008 году ее финансовое положение ухудшилось из-за последствий мирового кризиса, однако по всем показателям, кроме уровня рентабельности значения были выше нормативов. В 2009 году ситуация улучшилась и значения всех показателей финансовой устойчивости, платежеспособности и т.п. возросли и превысили нормативные значения.


3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРАХОВОГО БИЗНЕСА

3.1 Проблемы страхового рынка России


Страховой рынок России характеризуется рядом проблем, от разрешения которых зависит не только его стабильность сегодня, но и существование завтра. Самая большая проблема страхового рынка в том, что государство в лице его властных органов до настоящего момента не желает воспринимать страхование как стратегический аспект развития экономики государства. Это в свою очередь порождает определенные негативные для развития страхового рынка обстоятельства, например в виде налогового прессинга, в результате которого страховые услуги не только теряют свою привлекательность, но и становятся невыгодными. Общее состояние налогообложения в страховой сфере характеризуется отсутствием системы, единой методологической базы, доминированием ведомственного подхода к установлению налогов, отсутствием стимулов к развитию страхового рынка. Сегодня прибыль от страховой деятельности облагается по ставке – 24 %.

Среди наиболее насущных проблем, стоящих перед российским страхованием, можно выделить также острейшую проблему фактического отсутствия адекватных инвестиционных инструментов, удовлетворяющих требованиям страховщиков. Одна из проблем - каким образом разместить временно свободные денежные средства страховых компаний (страховые резервы).

Порядок размещения страховых резервов строго регламентируется государством и отклонение от установленных правил со стороны страховых компаний может стоить им лицензии на право занятия страховой деятельностью. Однако, установив определенные обязательные правила, государство не несет никакой ответственности, если выполнение указанных правил приведет к негативным последствиям. Практически отсутствуют инструменты, обеспечивающие гарантированные государством условия надежности инвестирования страховщиком страховых резервов, прежде всего, в части своевременной их возвратности и оговоренной доходности.

Особого внимания требует проблема развития долгосрочного страхования жизни в Российской Федерации, так как оно успешно решает вопросы социального обеспечения.

Среди проблем российского страхового рынка можно выделить также значительные региональные диспропорции и неразвитость его инфраструктуры: страховых брокеров и агентов, оценщиков, экспертов, актуариев, система подготовки страховых кадров. Страховые компании-лидеры сосредоточены в ведущих финансово-промышленных центрах. Только в Москве сосредоточено 25% всех реально функционирующих страховых компаний, на долю которых приходится 45% всей совокупной страховой премии.

По сложившейся традиции освоение регионального рынка происходит посредством открытия филиалов и представительств. Содержание штата такого структурного подразделения, обеспечение его средствами связи и оргтехники, без которых сегодня немыслима нормальная работа любого предприятия, а также аренда помещения является очень затратными. Более экономное освоение регионального рынка посредством использования страховых брокеров, с успехом использующееся к примеру, в США, в нашей стране не нашло пока должного распространения ввиду отсутствия надлежащей законодательной базы и необходимого количества подготовленных специалистов.

Развитие страхового бизнеса в России и ее большое экономическое и территориальное пространство уже сегодня диктуют необходимость подготовки специалистов с высшим страховым образованием. Конечно, это вопрос перспективы, но думать о его решении надо уже сегодня. На Западе этот вид образования достаточно широко распространен, и существует целый ряд приобретших широкую известность учебных заведений. В США, например, это Нью-Йоркский страховой колледж, который занимает важное положение в системе мирового высшего страхового образования.

Создание системы высшего страхового образования в России потребует серьезных объединенных усилий государственных органов, высших учебных заведении, самих страховщиков и их союза.

Следующим проблемным вопросом отечественного страхового рынка является скудность предложений. Сегодня российские страховщики предоставляют клиентам не более 30-40 страховых продуктов, в то время как в развитых странах перечень страховых услуг насчитывает более 300 разнообразных видов. В виду нестабильности экономики России в ней практически отсутствуют долгосрочные накопительные программы, которые во многих странах являются приоритетными и пользуются популярностью у населения.

Нестабильность финансово-экономической и социально-политической ситуации в стране и отсутствие четкой государственной политики в области страхования также оказывают негативное влияние на состояние страхового рынка. Практически полностью потеряно доверие страхователей к долгосрочному страхованию и страхованию с отсроченными выплатами.

К показателям, характеризующим состояние страхового рынка, относятся также величина собранных страховых взносов и произведенных страховых выплат. Среди лидеров отечественного страхового рынка заметно выделяются московские страховые компании: «Спасские ворота-Л», «Спасские ворота», «РОСНО», «Ингосстрах».

Совокупные уставные капиталы всех российских страховых компаний эквивалентны аналогичному показателю для одной – двух акционерных страховых компаний США. Таким образом, масштабы и само содержание страховых операций на отечественном страховом рынке и за рубежом несопоставимы. Даже в группе стран Восточной Европы Россия не относится к числу лидеров по уровню развития страхования. Отношение страховых взносов к валовому внутреннему продукту в России в 1,5-2 раза меньше, чем в наиболее развитых странах этого региона – Чехии, Венгрии и Польше.

Низкий уровень страховой культуры на фоне недоверия к рынку сдерживает его развитие не в меньшей степени, чем бедность среднестатистического россиянина. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на отказ населения от услуг добровольного страхования влияет: дороговизна страховых продуктов (29,8% опрошенных), отсутствие необходимости в страховании (29,8%), недоверие к страховым компаниям (31,5%). В работе страховых компаний страхователей не устраивает: бюрократичность, большое количество документов (18,8%), чрезмерная продолжительность процедур (16,3%), отсутствие именно тех услуг, которые необходимы (17,4%), необоснованный отказ в выплате (3,8%). Опрос проводился в 2009 г. в 39 регионах России, его участниками стали выше 1,5 россиян старше 18 лет. Данные маркетинговые исследования показывают, на что должна быть направлена деятельность страховых компаний в продвижении своих страховых продуктов, а так же достижение лояльности со стороны потенциальных клиентов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10