рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Кредитоспособность заемщика и методы ее оценки рефераты

Скорость оборота средств – очень важный показатель деловой активности предприятия, т.к. от скорости оборота средств зависит размер годового оборота, с размерами оборота а следовательно с оборачиваемостью связана относительная величина условно-постоянных расходов: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов. Оборачиваемость средств, вложенных в имущество организации может быть оценена: 1 – скоростью оборота (количеством оборотов, которое делают за анализируемый период капитал организации или его составляющие). 2 – периодом оборота (т.е. средним сроком, за который возвращаются в хозяйственную деятельность организации средства, вложенные в производственно-коммерческие операции).

Деловая активность предприятия оценивается абсолютными и относительными показателями. Среди абсолютных показателей необходимо выделить соотношение темпов роста прибыли, выручки от реализации и активов (имущества, авансированных средств) предприятия.

Т приб. > Т выр. > Т акт.


Данное соотношение называется золотым правилом экономики предприятия: прибыль должна возрастать более высокими темпами, чем объемы реализации и имущество предприятия. Это означает, что издержки производства и обращения должны снижаться, а ресурсы предприятия – использоваться более рационально. Соотношение вышеуказанных абсолютных показателей деловой активности в 2008г. выглядит следующим образом: 26,82% < 103,4% < 135%

Данное соотношение не соответствует золотому правилу экономики, что означает рост издержек обращения, нерациональное использование ресурсов, снижение прибыли.

Относительные показатели деловой активности характеризуют эффективность использования ресурсов (материальных, трудовых и финансовых). Среди них особое место занимают показатели оборачиваемости. Длительность нахождения средств в обороте определяется совокупным влиянием ряда разнонаправленных внешних и внутренних факторов. К числу внешних факторов следует отнести:

1.     Сферу деятельности предприятия (производственная, снабженческо-сбытовая, посредническая и др.)

2.     Отраслевую принадлежность (оборачиваемость оборотных средств на предприятиях с разной отраслевой принадлежностью объективно различная)

3.     Масштабы предприятия (в большинстве случаев оборачиваемость средств на малых предприятиях значительно выше, чем на крупных – в этом одно из основных преимуществ малого бизнеса).

Не меньшее воздействие на оборачиваемость активов оказывают экономическая ситуация в стране, сложившаяся система безналичных расчетов и связанные с ней условия хозяйствования предприятия.

Период нахождения средств в обороте в значительной степени определяется внутренними условиями деятельности предприятия, и в первую очередь эффективностью стратегии управления его активами. В зависимости от применяемой ценовой политики, структуры активов, методики оценки товарно-материальных запасов предприятие имеет большую или меньшую свободу воздействия на длительность оборота своих средств.

Различные виды активов предприятия имеют неодинаковую оборачиваемость. Для оценки эффективности использования оборотных средств применяют показатели их оборачиваемости.

Коэффициент оборачиваемости активов отражает сколько раз за период оборачивается капитал, вложенный в активы хозяйствующего субъекта. Рост данного показателя говорит о повышении эффективности его использования.

Показатель продолжительности оборота в днях показывает количество дней, которое приходится на один оборот капитала предприятия. Уменьшение длительности одного оборота свидетельствует об улучшении использования оборотных средств.

Рассчитаем показатели оборачиваемости оборотных средств ООО «Пасифик Стрэйд» за 2006-2008гг (см. таблицу 6).  


Таблица 6

Расчет показателей оборачиваемости

Показатель

2006г.

2007г.

2008г.

1. оборачиваемость оборотных активов

9,9

3,95

3,61

1.1 средний срок оборота оборотных активов в днях

36

92

101

2. оборачиваемость запасов

198,12

242,15

42,83

2.1 средний срок оборачиваемости запасов в днях

1,8

1,5

8,5

3. оборачиваемость собственного капитала

20

7

5,25

3.1 средний срок оборачиваемости собственного капитала в днях

18

52

69

4. оборачиваемость дебиторской задолженности

52,52

20,89

32,69

4.1 средний срок оборачиваемости дебит. задолженности в днях

7

17,5

11,7

5. оборачиваемость кредиторской задолженности

60

9,07

8,31

5.1 средний срок оборачиваемости кред. задолженности в днях

6,09

40

44

 

Как следует из аналитической таблицы, в анализируемом периоде произошло замедление оборачиваемости оборотных активов. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств снизился с 9,9 до 3,61, а длительность периода оборота оборотных активов выросла на 65 дней – с 36 до 101 дня. Можно предположить, что причиной снижения оборачиваемости активов стало замедление скорости оборота оборотных активов. Замедление оборачиваемости оборотных активов приводит к росту их остатков, что выражается в увеличении доли запасов. На данном предприятии уровень запасов в анализируемом периоде вырос с 19 тыс. в 2006г. до 283 тыс. в 2008г. (абсолютный прирост составил 264 тыс.).

Анализ показателей оборачиваемости дебиторской задолженности указывает на увеличение среднего срока расчетов с дебиторами в период с 2006г. по 2007г. (с 7 до 17,5 дней). Однако, с 2007г. по 2008г. в отношении дебиторской задолженности наметилась положительная тенденция. Средний срок ее оборачиваемости в днях уменьшился с 17,5 до 11,7 дней.

Замедление оборачиваемости запасов в днях с 1,5 в 2007г. до 8,5 в 2008г. говорит о том, что предприятие испытывает сложности со сбытом товаров, что в свою очередь могло произойти по причине выхода на рынок новых игроков и усилением конкуренции.

Оборачиваемость кредиторской задолженности снижается. Срок оборачиваемости кредиторской задолженности увеличивается, что является отрицательной тенденцией с позиции соблюдения платежной дисциплины. Оборачиваемость собственного капитала также снижается. Это имеет отрицательное значение в первую очередь для учредителей предприятия.

Исходя из полученных данных, можно констатировать, что деловая активность предприятия падает. Продолжительность оборота активов в днях растет, в то время как число совершаемых ими оборотов уменьшается, следовательно, эффективность использования ресурсов предприятия падает.


2.5 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия


Анализ отчета о прибылях и убытках начинается с изучения выручки как доходов по обычным видам деятельности и соответствующих им расходов. Различные виды операционных и прочих доходов и расходов рассматриваются как факторы, влияющие на показатели прибыли (убытка).

Конечная цель анализа состоит в том, чтобы объяснить причины изменения и качество чистой прибыли – источника прироста капитала и выплаты дивидендов. При проведении анализа необходимо учитывать, что объектом анализа является не однородная совокупность – доходы и расходы, прибыли и убытки, необходимо брать во внимание целый комплекс факторов, влияющих на формирование конечных финансовых результатов.

Анализ отчета о прибылях и убытках начнем с составления и изучения сравнительного аналитического отчета о прибылях и убытках, который отражает обобщенную информацию о формировании чистой прибыли. Составлять данный отчет будем, основываясь на данных за два года (2007г. и 2008г.), где 2008г. – отчетный год, 2007г. – базисный год. Данные за 2006г. в отчет не включены, т.к. они существенно не отличаются от данных 2007 года.


Таблица 7

Сравнительный аналитический отчет о прибылях и убытках

Показатели

2007г.

2008г.

Изменения (+; -)тыс.р.

Изменения (%)

Выручка (нетто)

6538

6766

+228

+3,37

Себестоимость проданных товаров

5688

6053

+365

+6,04

Валовая прибыль

850

713

-137

-19,2

Коммерческие расходы

__

485

+485

+100

Прибыль от продаж

850

228

-622

-272,8

Операционные расходы

__

7

+7

+100

Прочие внереализационные расходы

__

87

+87

+100

Прибыль (убыток) до налогообложения

850

134

-716

-534

Чистая (нераспр.) прибыль

768

70

-825

-1247


Исходя из расчетных данных, можно сделать следующие выводы: в отчетном году произошло снижение валовой прибыли на 137 тыс.(или на 19,2%) по сравнению с предыдущим. Это обусловлено превышением темпов роста себестоимости товаров над ростом выручки на 2,67% (6,04-3,37). На лицо также падение прибыли от продаж на 622 тыс. (850-228). Это произошло вследствие падения валовой прибыли, резкого роста коммерческих расходов и прочих внереализационных расходов, которые в период с 2007г. по 2008г. Выросли на 485 тыс. и 87 тыс. соответственно.

Что касается прибыли до налогообложения, то в отчетном году она составила 134 тыс. что на 716 тыс. меньше уровня предыдущего года. Чистая прибыль за 2008г. (70 тыс.) обусловлен общим ухудшением показателей экономической эффективности деятельности предприятия.

В общей структуре расходов основное место занимают расходы по обычным видам деятельности (входят в состав себестоимости проданных товаров). Необходимо отметить, что в 2008г. имел место рост коммерческих расходов, которые составили 485 тыс.; рост операционных расходов на 7 тыс.; внереализационных расходов на 87 тыс.

Балансовый результат анализируемого периода отражает общий результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая данного показателя – прибыль от продаж. Поэтому особое внимание должно быть сконцентрировано на исследовании причин и факторов, оказывающих влияние на изменение данного показателя.

Изменение прибыли (убытка) от продажи продукции формируется под воздействием следующих факторов:

1       Изменение объема продаж (изменение объема продаж рентабельной продукции приводит к прямо пропорциональному изменению прибыли от продаж).

2       Изменение структуры реализации (увеличение доли рентабельной продукции в общем объеме реализации способствует росту прибыли, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли от продаж уменьшится).

3       Изменение себестоимости продукции (обратно пропорциональная зависимость)

4       Уровень среднереализационных цен (прямо пропорциональная зависимость)

5       Коммерческие расходы (обратно пропорциональная зависимость)

Рассмотрим влияние некоторых существенных факторов на формирование прибыли от продаж (см. таблицу 8).


Таблица 8

Анализ прибыли от продажи продукции

Показатели

2007г.

2008г

Изменение (+;-) тыс.р.

Изменение %

Темпы роста


А

1

2

3

4

5

Выручка

6538

6766

228

3,36

3,5

Себестоимость

5688

6053

365

6

6,42

Коммерческие расходы

__

485

485

100

100

Прибыль от продажи продукции

850

228

-622

-272

-73,1


Исходя из имеющихся данных, можно констатировать, что прибыль от продаж в отчетном году сократилась на 622 тыс. или на 73,1%. Это могло произойти в следствие быстрого роста коммерческих расходов, другими словами, у предприятия выросли затраты связанные с доставкой готовой продукции покупателям, расходы на рекламу, хранение, транспортировку, т.е. расходы, непосредственно связанные со сбытом продукции. Если увеличение этих расходов оправдано стратегией развития организации, наращиванием торговых оборотов, активным продвижением товаров на рынок, то в перспективе это будет способствовать увеличению прибыли от продаж. Однако в анализируемом периоде мы видим, что прибыль от продаж падает.

Другим существенным фактором, оказавшим влияние на уровень прибыли от продаж является себестоимость, рост которой в абсолютном выражении составил 365 тыс. или 6%. Причем темпы роста себестоимости продукции опережают темпы роста выручки от реализации (на 2,92%), что можно считать отрицательным моментом.

Важным показателем оценки финансовых результатов деятельности предприятия является рентабельность объема продаж. Это модифицированный показатель рентабельности продукции. При расчете рентабельности продаж, в качестве базы сравнения берется объем реализованной продукции:


Rпродаж = (балансовая прибыль / выручка от реализации продукции) Ч 100%


Нормативные значения коэффициента рентабельности продаж дифференцированы по отраслям, видам производства. При отсутствии норм следует проследить динамику показателя за ряд периодов. Рост рентабельности свидетельствует об увеличении прибыльности, укреплении финансового благополучия.

В нашем случае, рентабельность продаж составила 0,13 и 0,03 в 2007г. и 2008г. соответственно. Столь значительное падение данного показателя говорит об уменьшении прибыльности от основной деятельности предприятия.

2.6 Оценка вероятности банкротства предприятия


Банкротство является результатом кризисного финансового состояния предприятия, при котором субъект хозяйствования проходит путь от временной до устойчивой неспособности удовлетворять требованиям кредиторов.

Закон РФ от 8 января 1998г. №6 «О несостоятельности (банкротстве)» определяет несостоятельность как признанную арбитражным судом или объявленную должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9