Кредитные операции коммерческих банков и перспективы их развития
Таким образом, лишь
совокупное применение элементов механизма кредитования дает уверенность в
формировании качественного и соответствующей заданной доходности кредитного
портфеля банка, а также обеспечение надежных путей возврата суммы основного
долга и получение прибыли кредитным учреждением от основного вида банковских
операций в современной российской финансовой практики.
Заключение
В настоящее время
российские банки отказались от действовавшей практики кредитования под
совокупный обьект, равно как и от применявшихся ранее методик кредитования по
остатку и по обороту. Хотя в перспективе и эти методы кредитования, безусловно,
могут применяться, однако лишь как частный случай, используемый в отдельных
ситуациях только тогда, когда банк будет видеть в этом необходимость. В
большинстве случаев банки в современной ситуации ориентируются на использование
метода предоставления кредитных ресурсов, основанного на экономических факторах
и позволяющего сочетать прежде всего интересы банков как коммерческих
образований, а во вторую очередь, интересы их клиентов и народного хозяйства в
целом.
В перспективе
характерными особенностями организации системы коммерческого кредитования банков
будут являться :
1. Ориентация на экономические
(качественные), а не технические (количественные) критерии при решении вопроса
о предоставлении ссуд, а в конечном итоге - на потребности
социально-экономического развития общества, что все в большей степени будет
являться единым критерием для всех банковских учреждений страны.
На практике это будет
означать, что кредитуются затраты предприятий по производству и реализации
только той продукции, в которой действительно ощущается потребность общества, а
ее качественные характеристики отвечают перспективным требованиям, действующим
мировым стандартам. При этом важно, чтобы возможные трудности ее реализации
были обусловлены не недостаточно высоким качеством, а временным отсутствием
денежных средств у потребителя.
Аналогично, если речь
идет о долгосрочном
кредитовании, то кредитуется только та инвестиционная деятельность, которая в
наибольшей степени отвечает потребностям общественного прогресса и в обозримом
будущем может принести ощутимый эффект с точки зрения удовлетворения
потребностей общества и его отдельных членов.
Характерным примером
эффективности подобной ориентации (в первую очередь на удовлетворение потребностей
общества) служит послевоенный опыт Японии и ФРГ, где крупнейшие промышленные
компании и банки, определяя основные направления своей деятельности, во главу
угла ставили не чисто коммерческие характеристики, а общественную значимость
того или иного вида деятельности, тем не менее увязывая удовлетворение этих
общественных потребностей с выгодой для себя. В качестве индикатора
общественных потребностей в том или ином виде продукции служит спрос на нее
как со стороны населения, так и со стороны предприятий и организаций.
Количественное выражение данных характеристики находят в количестве заявок на
производство отдельных видов товаров и услуг со стороны юридических лиц,
заключенных хозяйственных договоров и т.д. Немаловажной характеристикой
размеров спроса в условиях рынка служит динамика цен: их стремительный рост при прочих равных условиях
свидетельствует об увеличении спроса, падение - о его сокращении. Аналогично в
роли индикатора изменившихся потребностей (при прочих равных условиях) может
выступать курс акций той или иной компании, чутко реагирующий на изменение
потребностей общества в производимых ею товарах и услугах и отражающий в
определенной степени уровень прибыльности компаний.
Только при ориентации
на спрос, на потребности конечного потребителя при кредитовании тех видов
хозяйственной деятельности, которые связаны с производством продукции,
пользующейся спросом, кредитование соответствует интересам общества, а не
отдельных предприятий. И только при этом будут
сочетаться интересы
хозяйства в целом и банков как самостоятельных хозрасчетных предприятий в
условиях коммерческого банковского дела, что будет служить гарантией возврата
предоставленных средств, обеспечивать будущую платежеспособность клиента и
получение устойчивой банковской прибыли.
2. В результате межрегиональной
конкуренции и дерегулирования финансовые услуги и продукты становятся
однотипными во всей стране. И как следствие этого, значительно возросла
конкуренция как между банками и другими кредитными институтами, так и банков
друг с другом. Усиление конкуренции приводит к сокращению прибыли банков. Чтобы
укрепиться на традиционных рынках и завоевать новые, банки вынуждены постоянно
либерализировать свою кредитную политику, что отражается в увеличении рисков,
которые они должны брать на себя. Возрастание совокупных кредитных рисков со
своей стороны также оказывать негативное влияние на размер банковской прибыли.
Для преодоления неуверенности и сокращения рисков банки все активнее будут
прибегать к разработкам как долгосрочных, так средне- и краткосрочных
маркетинговых стратегий, концентрируя свое внимание на контроле над издержками
банка, сокращении накладных расходов, зарплаты, ускорении внедрения новых
технологий для автоматизации банковский сделок.
3. С появлением в стране банковских
учреждений негосударственного типа - коммерческих банков, организованных в
форме паевых товариществ и акционерных обществ, функционирующих на коммерческих
принципах, положено начало иной модели организации кредитного дела,
отличительная черта которой - организация кредитного дела в рамках и на базе
привлеченных банками в форме депозитов ресурсов. Тем самым в принципе
исключается возможность неограниченного предоставления кредитов, как
это практиковалось государственными специализированными банками, в том числе
и на безвозмездной основе, для покрытия финансовых прорывов и
бесхозяйственности. Организация кредитного дела на коммерческий началах привела
к разработке иных подходов к методике и критериям кредитования, пересмотру
традиционных установок.
Приложение
№ 1
Специализированные
кредитно-финансовые
организации
|
Почтово- сберегательные
системы
|
- лизинговые
фирмы
-
факторинговые фирмы
- ломбарды
- кредитные
товарищества
-
инвестиционные компании
- финансовые
компании
- расчетные
(клиринговые) центры
- пенсионные
фонды
- страховые
общества
и т.д.
|
- инновационные
- инвестиционные
- ссудосберегательные
- ипотечные
|
Приложение
№ 2
Коммерческие
Банки, находящиеся под надзором ОПЕРУ - 2[12]:
1.
Сбербанк России
2.
Уникомбанк
3.
Внешторгбанк
4.
Внешэкономбанк
5.
"Возрождение"
6.
Автобанк
7.
МЕНАТЕП
8.
"Российский кредит"
9.
Международная финансовая компания
10.
Промстройбанк
11.
Инкомбанк
12.
Мосбизнесбанк
13.
"СБС-Агро"
14.
Агропромбанк
Приложение
№ 3
Сектора,
имеющие
Сектора, испытывающие
убыток
денежных
ресурсов
нехватку денежных ресурсов
Домашние хозяйства
(физические лица)
Деловые предприятия
Государственные учреждения
Финансовые институты
Заграница
|
Домашние хозяйства
(физические лица)
Деловые предприятия
Государственные учреждения
Финансовые институты
Заграница
|
Предложение
Спрос на
капитала
денежный
(спрос на
капитал
обязательства)
(предложение
Приложение
№ 4
Динамика лизинговых услуг
в России [13]
(млн. руб.)
1994 1995 1996
Лизинг
оборудования 9 178,5 107 608,0 641 213,2
Лизинг
недвижимости - -
29 423,7
Всего
670 636,9
Приложение
№ 5
ИНСТРУКЦИЯ
ПО АНАЛИЗУ КРЕДИТНОЙ ЗАЯВКИ
Настоящая инструкция
определяет единые принципы анализа кредитной заявки (КЗ).
Анализ кредитной
заявки проводится специалистами кредитного отдела (кредитными инспекторами).
Основная цель анализа: собрать и проанализировать информацию с целью получения
однозначного ответа на следующие вопросы относительно каждой кредитной заявки:
1. Является ли заемщик
кредитоспособным?
2. Может ли Банк
реализовать свои требования на активы или доходы клиента для того, чтобы в
случае нарушения условий договора быстро, без особых затрат и с низким уровнем
риска возместить свои средства?
3. Может ли кредитный договор быть
правильно составлен и документирован с тем, чтобы Банк и его вкладчики были
достаточно защищены, а заемщик имел высокую вероятность качественного
обслуживания кредита ?
Кредитоспособность.
Анализ
кредитоспособности подразделяется на изучение следующих аспектов заемщика:
1.1. Характер
заемщика.
Основная задача:
кредитный инспектор должен быть убежден в том, что заемщик может достаточно
точно указать цель получения банковского кредита и имеет намерения погасить
его. Ответственность, правдивость и серьезность намерений погасить всю свою
задолженность составляют характер заемщика.
В процессе анализа КЗ
необходимо:
- провести экспертизу документов,
представленных заемщиком, подтверждающих целевое использование кредита;
- провести беседу с заемщиком с
целью получения более подробной информации по целевому использованию кредита;
- получить информацию, позволяющую
определить, насколько финансовый менеджмент имеет опыт в экономическом, налоговом,
финансовом планировании;
- убедиться в компетенции заемщика
и его опыте по реализации кредитуемой деятельности;
- изучить кредитную историю
заемщика по представленным первичным документам и (или) непосредственно у
кредиторов;
- в случае представления заемщиком
поручительства от третьего лица необходимо определить отношение поручителя к
заемщику и то, насколько поручитель оценивает характер заемщика.
1.2. Установление полномочий
заемщика.
Основная задача:
кредитный инспектор должен быть уверен в том, что заемщик имеет право подавать
кредитную заявку и юридическое право подписывать кредитный договор и документы
обеспечения.
Выполнение данной
задачи сводится к детальному излучению уставных или аналогичных документов,
документов определяющих правомочия конкретных лиц, особо обратить внимание на
правильность составление документов, подлинность подписей, подтверждение
доверенностей. А также наличие квот, патентов и лицензий, необходимых для
осуществления соответствующих видов деятельности.
1.3. Финансовое состояние заемщика.
Основная задача:
кредитный инспектор должен убедиться в том, что заемщик сможет получить
достаточно денежных средств в форме дохода или потока денежной наличности для
того, чтобы погасить кредит и уплатить проценты без значительного ухудшения
своего финансового положения.
Основные процедуры:
1.3.1. Оценка данных
отраженных в публизной отчетности:
- кросс-проверка результирующих
показателей форм отчетности;
- изучение аудиторского
заключения;
- изучение учетной
политики и пояснительной записки к публичной отчетности.
1.3.2. Анализ
финансовой устойчивости;
1.3.3. Анализ
платежеспособности;
1.3.4. Анализ
ликвидности;
1.3.5. Анализ соотношения собственных и
заемных средств;
1.3.6. Анализ рентабельности;
1.3.7. Анализ
оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности и товарно-материальных
запасов;
1.3.8. Оценка значимых показателей:
- сравнение
показателей в динамике;
- определение наиболее
существенных показателей публичной отчетности, оказавших влияние на результаты
анализа;
- подтверждение
достоверности существенных показателей независимыми аудиторами по результатам
документальной проверки.
1.3.9. Анализ управления затратами:
- анализ соотношения
условно-переменных и условно-постоянных расходов;
- анализ системы финансового
менеджмента по контролю и управлению себестоимости.
1.3.10. Анализ системы управления
финансовыми потоками.
1.4. Обеспечение.
Основная задача:
кредитный инспектор должен получить ответ на вопрос, располагает ли заемщик
достаточным капиталом и качественными активами для предоставления необходимого
обеспечения по кредиту.
Основные процедуры:
1.4.1. Оценка ликвидной стоимости и
условий реализации активов, предложенных заемщиком в качестве обеспечения;
1.4.2. Проверка прав собственности
заемщика на активы и условий отторжения;
1.4.3. Анализ качества активов:
- текущая рыночная стоимость
активов;
- остаточная стоимость;
- срок службы;
- вероятность морального старения
или потери потребительских свойств;
- вероятные
ограничения по отторжению, включая уменьшение ликвидной стоимости.
1.4.4. Положение банка как кредитора:
- судебные иски по обязательствам
заемщика;
- состояние расчетов
с бюджетом. В том числе по налогам и обязательным платежам;
-возможные будущие
потребности в кредитовании или обязательств погашения кредитов другими
кредиторами.
1.4.5. Анализ платежеспособности
гаранта по критериям финансового анализа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|