рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Депозиты физических лиц как основа банковских ресурсов рефераты

Вклады с меньшим сроком хранения, а именно до 1 года, на 01.01.05г. составляли 11595,0 млн. руб. или 45,2% в структуре срочных вкладов в национальной валюте в дифференциации по срокам, уменьшая свой удельный вес на 01.07.05г. до 31,9%, а на 01.01.06г. до 21%. В абсолютном выражении это выглядит следующим образом: на 01.07.05г.срочные вклады анализируемого срока хранения увеличились до 16345,3 млн. руб., а на 01.01.06г. произошло снижение данного показателя до 13709,6 млн. руб. Темп роста срочных вкладов со сроком хранения до 1 года за период с 01.01.05г. по 01.01.06г. составил 18,2%, а в абсолютном выражении увеличился на 2114,6 млн. руб. Это позволяет сделать вывод об изменении ситуации в пользу удлинения сроков привлечения, что объясняется снижением темпов инфляции, стабилизацией курса белорусского рубля, более высокими процентными ставками по вкладам с большим сроком хранения, повышением доверия населения к национальной банковской системе.

Анализируя депозиты со сроком хранения свыше 3 лет необходимо обратить внимание, что их удельный вес не внушителен всего 3,9% на 01.01.05г., 3,6% - на 01.07.05г. и 3,8% на 01.01.06г., что в абсолютном выражении составляло 1000,8 млн. руб.,1866,4 млн. руб., 2521,1 млн. руб. Банку необходимо работать над привлечением средств в долгосрочные депозиты, чтобы развивать кредитные операции.

Депозиты в иностранной валюте так же являются привлекательным видом сбережения денежных средств для населения, о чем свидетельствует постепенное увеличение в денежном выражении вкладов в иностранной валюте.

Проанализированы состав и структура вкладов (депозитов) физических лиц филиала № 503 АСБ «Беларусбанк» в иностранной валюте. Данные отражены в табл.2.3

Таблица 2.3 Структура средств физических лиц в иностранной валюте по срочности

Наименование показателей

На 01.01.05г.

На 01.07.05г.

На 01.01.06г.

Изменение (+)

млн. руб.

%

млн.руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

Депозиты до востребования

761,4

4

1064,4

4,4

1261,6

4,4

500,2

65,7

Срочные депозиты

18097,5

96

23425,6

95,6

27319,9

95,6

9222,4

51

Всего

18858,9

100

24490,0

100

28581,5

100

9722,6

51,6


Как видно из таблицы, привлеченные средства в иностранной валюте на срочные депозиты доминируют над депозитами до востребования. Составляя всего лишь 4% на 01.01.05г., 4,4% на 01.07.05г. и столько же на 01.01.06г. в общем объеме привлеченных средств населения в иностранной валюте во вклады, данный вид сбережения постепенно увеличивался в денежном выражении, составляя 761,4 млн. руб. на 01.01.05г., 1064,4 млн. руб. на 01.07.05г. и 1261,6 млн. руб. на 01.01.06г. Прирост данного вида вклада за 2005г составил 65,7% или 500,2 млн. руб.

Следует отметить, что за последние годы наблюдается устойчивое снижение процентных ставок по привлеченным средствам. Так, если в январе 2002 года средневзвешенные процентные ставки по вновь привлеченным средствам в национальной валюте составляли 56,9 процента, то к ноябрю 2005 года они были снижены более чем в 6 раз, достигнув 9 процентов годовых. Несмотря на столь существенное изменение номинальных процентных ставок, их реальная величина в рассматриваемом периоде практически всегда была положительной, перекрывая темпы инфляции. Это позволяло динамично наращивать ресурсную базу в белорусских рублях. Процентные ставки по вновь привлеченным депозитам в иностранной валюте также имели тенденцию к снижению, изменившись с 8,1 процента в январе 2002 года до 6 процентов в ноябре 2005 года.

Несмотря на то, что снижение ставок по средствам в национальной валюте осуществлялось значительными темпами, их доходность для клиентов оставалась более высокой, чем по средствам в иностранной валюте. Так, годовая валютная доходность вклада в белорусских рублях для населения, исчисленная в долларах США, составляла 38 процентов в 2002 году, а в 2003-2004 годах – около 25 процентов. Это способствовало трансформации структуры привлеченных средств в разрезе валют в сторону преобладания рублевых депозитов.

На 01.01.2006 в филиале сложились высокие показатели стабильности депозитной базы:

Коэффициент прилива средств в банк по депозитам физических лиц составил 90%. Это означает, что банком за 2005 год привлечено средств населения в белорусских рублях на 90% больше, чем за 2004 год.

Таким образом, на основании проведенного анализа, можно сделать следующие выводы:

-за 2005 год произошло увеличение привлеченных ресурсов на 76,5% или на 79125,8 млн. рублей, что в целом является положительным моментом для банка;

-наибольший удельный вес в структуре банковских привлеченных средств занимают средства физических лиц (66,3%);

-за 2005 год изменился удельный вес счетов до востребования с 13,6% до 12,8% и срочных депозитов с 82,6% до 79,2%, так как филиал активизировал свою деятельность по предложению новых банковских продуктов: пластиковых карточек, сберегательных сертификатов, облигаций АСБ «Беларусбанк»;

-у физических лиц наибольшей популярностью пользуются срочные депозиты в национальной валюте;

-самым востребованным видом вклада на 01.01.2006 является срочный вклад «Победа» со сроком хранения 1 год и 1 месяц и доходом савка рефинансирования плюс два процентных пункта.


3. Проблемные вопросы и перспективы формирования устойчивых депозитов в Республике Беларусь


Проблема формирования привлеченных ресурсов является одной из наиболее актуальных в работе банка в настоящее время. Если раньше для целей технического перевооружения, расширения, реконструкции производства, нового строительства преимущественно использовались бюджетные средства, а не долгосрочные или среднесрочные банковские ссуды, то и потребность в аккумуляции срочных вкладов, а также поиск других источников средне и долгосрочных кредитных вложений, отсутствовали. Переход к двухуровневой банковской системе, создание экономически самостоятельных коммерческих банков, перевод хозяйства на принципы самофинансирования привели к увеличению заинтересованности банков в привлечении свободных денежных средств на свои счета. Теперь размеры активных операций определяют не установленные государством лимиты кредитных вложений, а реально привлеченные на банковские счета ресурсы. [43,с.137]

Однако возможности банка в привлечении средств не безграничны и регламентируются со стороны центрального банка в любом государстве. В целях ограничения рисков банковской деятельности и предотвращения создания положения, угрожающего интересам вкладчиков, для банков Национальным банком устанавливаются нормативы:

максимального размера привлеченных средств физических лиц;

соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском.

Норматив максимального размера привлеченных средств физических лиц представляет собой предельное процентное соотношение общей суммы привлеченных денежных средств физических лиц и собственных средств (капитала) банка. В расчет принимаются привлеченные денежные средства физических лиц, учитываемые на балансовых счетах в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в банках, расположенных на территории Республики Беларусь, от остатков на которых в установленном законодательством порядке производятся отчисления в гарантийный фонд защиты средств физических лиц. В расчет не принимаются привлеченные денежные средства физических лиц, сохранность и возврат которых гарантируется государством в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. Максимальный размер привлеченных средств физических лиц устанавливается в размере 100 процентов собственных средств (капитала) банка.

В целях поддержания банками достаточности объема средств в надежных активах для выполнения своих обязательств перед физическими лицами устанавливается норматив соотношения привлеченных средств физических лиц и активов банка с ограниченным риском. Предельное соотношение привлеченных средств физических лиц и активов с ограниченным риском не должно превышать 1. К активам с ограниченным риском относятся:

- наличные денежные средства и драгоценные металлы;

- средства в Национальном банке;

-средства на счете фонда обязательных резервов в Национальном банке;

-ценные бумаги Правительства Республики Беларусь, Национального банка, номинированные в белорусских рублях;

-кредитная задолженность органов государственного управления Республики Беларусь (за исключением местных органов управления и самоуправления) в национальной валюте, возникшая в соответствии с отдельными постановлениями Правительства;

-кредитная задолженность, межбанковские кредиты и депозиты в белорусских рублях, обеспеченные гарантиями Правительства, Национального банка, залогом ценных бумаг Правительства, Национального банка, номинированных в белорусских рублях;

-ценные бумаги Правительства, Национального банка, номинированные в иностранной валюте;

-кредитная задолженность органов государственного управления Республики Беларусь (за исключением местных органов управления и самоуправления) в иностранной валюте, возникшая в соответствии с отдельными постановлениями Правительства;

-кредитная задолженность, межбанковские кредиты и депозиты в иностранной валюте, обеспеченные гарантиями Правительства, Национального банка;

- кредитная задолженность, межбанковские кредиты и депозиты в иностранной валюте, обеспеченные залогом ценных бумаг Правительства, Национального банка, номинированных в белорусских рублях;

кредитная задолженность, обеспеченная залогом драгоценных металлов в слитках;

-кредитная задолженность, образовавшаяся в результате предоставления физическим лицам кредитов на строительство (приобретение) жилых помещений, полностью обеспеченная залогом жилых помещений, принадлежащих на правах собственности физическим лицам, залогом прав физических лиц на строящиеся (приобретаемые) жилые помещения. [8]

Кроме рассмотренных выше ограничений, для защиты вкладчиков от негативных последствий банкротства банков коммерческие банки Республики Беларусь в обязательном порядке участвуют в формировании Гарантийного фонда защиты вкладов и депозитов физических лиц, который создается при Национальном банке Республики Беларусь. Этот фонд формируется всеми банками республики, имеющими право привлекать средства физических лиц. Целью создания Гарантийного фонда является возмещение физическим лицам возможных потерь их средств в случае несостоятельности банков по погашению своих обязательств перед вкладчиками. Фонд формируется за счет ежемесячных взносов и аккумулируется в Национальном банке.

Средства гарантийного фонда используются для возврата физическим лицам средств, размещенных в банках, в случае невозможности банка самостоятельно исполнить свои обязательства перед физическими лицам и при банкротстве.

Предоставление средств из гарантийного фонда производится только в том случае, если банком приняты все меры, предусмотренные законодательством, по взысканию и реализации имущества в целях погашения им своих обязательств перед физическими лицами. [9]

В настоящее время Белагропромбанк и Беларусбанк не входят в систему гарантирования, созданную при Национальном банке, и не уплачивают взносы в Гарантийный фонд подобно другим банкам. Сохранность и возврат вкладов в этих банках, причем вкладов в полном объеме гарантирует государство. Вкладчикам еще четырех банков (Белпромстройбанка, Белвнешэкономбанка, Приорбанка и Белинвестбанка) государство гарантирует полный возврат вкладов, размещенных в этих банках в иностранной валюте. [3]

Национальным банком установлен предельный размер вклада или депозита физического лица, хранящегося в одном банке, подлежащий возмещению. Эта сумма, эквивалентная 1 тыс. дол. США, независимо от количества и видов вкладов и депозитов данного лица.

Существуют и другие методы регулирования Национальным банком деятельности по привлечению средств:

- проводимая процентная политика Национального банка и установление им определенного уровня ставки рефинансирования оказывает воздействие на стоимость привлекаемых банком ресурсов;

- установленные процентные ставки за хранение свободных денежных средств на счетах в Национальном банке Республики Беларусь также влияют на процентные ставки по депозитам и кредитам банков;

- соблюдение конкретных нормативов (показателей) ликвидности требует от коммерческих банков поддержания соответствия между сроками, на которые привлекаются и размещаются средства.

Очень важным этапом при анализе эффективной работы любого банка является оценка правильного управления имеющимися банковскими ресурсами, в том числе и привлеченными или заемными.

Управление банковскими ресурсами - это деятельность, связанная с аккумуляцией денежных средств, определением размера и соответствующей структуры источников этих средств в тесной увязке с их размещением. Обычно основная цель управления активами и пассивами банка состоим в максимизации маржи банка – разности между процентными поступлениями и процентными издержками. Стратегия управления банковскими ресурсами – это постоянно решать задачу как и куда вкладывать (размещать ) имеющиеся у банка ресурсы с целью максимизации прибыли. В соответствии с этой стратегией менеджерам банка следует тщательно отслеживать соотношения или пропорции между краткосрочными и долгосрочными пассивами и сопоставлять их с аналогичной структурой активов. Если ресурсы банка сформированы за счет краткосрочных источников, то большая часть их должна размещаться в краткосрочные кредиты и ценные бумаги, и наоборот. [43, с.118]

Коммерческий банк должен поддерживать определенное соотношение между собственными и привлеченными средствами. Избыточное количество привлеченных средств усиливает риск потери банковской ликвидности и повышает потенциальную угрозу неплатежеспособности коммерческого банка. Преобладание в составе банковских ресурсов собственных средств банка также нельзя назвать положительным явлением. Это связано, в частности, с возможным снижением уровня выплачиваемых дивидендов и рыночной стоимости акций. Несбалансированность структуры источников банковских ресурсов может являться причиной ухудшения показателей деятельности коммерческого банка и снижения имиджа на рынке денежных ресурсов.

Для определения соотношения собственных и привлеченных ресурсов рассчитывается коэффициент финансового рычага (Кр):


 (3.1)


Он показывает, насколько обеспечены привлеченные ресурсы банка его собственными средствами.

Процесс управления ресурсами, мобилизованными коммерческим банком, имеет не только количественную, но и качественную сторону. Предположим, что мы привлекли большую сумму и теперь перед банком стоит задача эффективного размещения этих ресурсов, которое возместило бы затраты по их привлечению и обеспечило бы банку прибыль, а также одновременное выполнение требований Национального банка Республики Беларусь по ликвидности. Это становится возможном при осуществлении коммерческими банками тесной взаимоувязки пассивных операций с активными. Банк должен обеспечить количественное и качественное соответствие между размерами и характером имеющихся в его распоряжении ресурсов и направлениями и сроками кредитных вложений, а также вложений в иные активы.

Важным показателем для оценки полноты размещения привлеченных ресурсов является эффективность использования банком привлеченных средств. Ее можно рассчитать по формуле (3.2):


 , (3.2)


где Эпс - эффективность использования привлеченных средств; ПС- объем привлеченных средств; КБ - сумма кредитных вложений.

Этот показатель характеризует размер привлеченных средств, приходящийся на 1 рубль кредитных вложений. Данный показатель может определять процент суммы кредитных вложений, осуществляемой за счет привлеченных ресурсов. Если его значение, например, равно 75 %, то это говорит о недостаточной эффективности использования привлеченных средств. Но значение показателя может быть и больше 100 % (в случае, когда темпы формирования портфеля депозитов опережают темпы роста кредитных операций). Этот факт свидетельствует об использовании привлеченных средств в качестве не только кредитных ресурсов, но и источника других активных операций. Иначе говоря, банк привлекает ресурсов больше, чем кредитует, и привлеченные им средства реализуются не только для кредитования, но и в иных целях, в том числе для покрытия собственных затрат банка.. [34]

В Республике Беларусь часто используются административные методы управления экономикой. Принудительное кредитование Государственных программ поддержки сельского хозяйства, жилищного строительства крупными банками сказывается не только на их работе, но и на работе всей банковской системы. Восполнить потери можно только с помощью эффективного управления другими ресурсами.

Между банками ведется серьезная конкурентная борьба за клиентов. Методами борьбы являются: расширение перечня услуг, их удешевление, снижение процентов по кредитам и увеличение процентов по депозитам и др.

Но уступки клиенту не должны влиять на прибыль работы банка в целом. Поэтому в условиях конкуренции банк не может себе позволить неэффективное управление активами и пассивами. Структура пассивов практически одинакова во всех коммерческих банках, но доля каждой части пассивов может существенно меняться в зависимости от целей и направления деятельности банка, обслуживаемой клиентуры региона и т.д. Соответственно, общих методов управления пассивами (в т.ч. привлеченными ресурсами), одинаково подходящих всем банкам, быть не может - каждый банк должен разработать свои методы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9