рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Депозитные и сберегательные операции коммерческих банков и их развитие рефераты

Для оказания банкам организационно-технического содействия в информировании вкладчиков по вопросам страхования вкладов Агентством были подготовлены соответствующие рекомендации. В них изложены унифицированные варианты ознакомления вкладчиков с основными положениями системы страхования вкладов, даны ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. По мнению Агентства, подготовленный документ позволяет формировать положительное отношение к системе страхования вкладов и операциям банков по привлечению средств населения. Этой цели также служит специальный знак «Вклады застрахованы. Система страхования вкладов», правила использования которого приведены в рекомендациях.

К сентябрю 2004 г. - моменту поступления в Агентство первых положительных заключений Банка России о соответствии банков требованиям к участию системе обязательного страхования вкладов - организационно-методическая работа по постановке банков на учет в системе и взаимодействию Агентства с банками и Банком России, в основном, была завершена. В соответствии с Законом о страховании вкладов Агентство в отчетном году осуществляло постановку банков на учет в системе обязательного страхования вкладов путем включения их в реестр на основании уведомлений Банка России. По состоянию на 27 июля 2004 г. – дату окончания принятия Банком России ходатайств банков о включении их в систему обязательного страхования вкладов – соответствующие документы подали 1140 из 1179 банков, имеющих право привлекать денежные средства физических лиц во вклады. После этого Банк России начал осуществлять проверки финансового положения указанных банков.

Первая регистрация участия банков в системе страхования вкладов на основании поступающих заключений Банка России была проведена 21 сентября 2004 г. Впоследствии, до конца отчетного периода, в среднем еженедельно регистрировалось участие около 30 банков. По состоянию на 1 января 2005 г. в реестр включен 381 банк из 75 регионов страны, что составляет 33,4% организаций, подавших ходатайства о вступлении в систему. Из этих банков 375 ранее имели лицензию Банка России, и 6 банков впервые получили разрешение Банка России на работу с физическими лицами.

Включение банка в реестр осуществлялось не позднее следующего рабочего дня после получения документов от Банка России. На следующий день после включения банка в реестр, Агентство в письменной форме информировало об этом Банк России и банк, поставленный на учет в системе страхования вкладов, а также направляло указанную информацию для опубликования в «Вестнике Банка России» и «Российской газете» и размещало на сайте Агентства в сети Интернет. Кроме того, вместе с указанной информацией Агентство направляло в банк соответствующее свидетельство и регулятивные документы по вопросам страхования вкладов. Объем обязательств перед вкладчиками банков, внесенных в реестр на конец отчетного периода, превышал 433 млрд. руб., что составляет 55,2% сбережений населения, размещенных в банковской системе (без Сбербанка РФ). Среди банков, вступивших в систему обязательного страхования вкладов, 23,6% составили банки, зарегистрированные в г. Москве. Доля их обязательств в общем объеме обязательств банков-участников системы страхования вкладов составляет 52,3%.

В течение отчетного периода участниками системы стало большинство (66) из 100 крупнейших розничных банков. Доля обязательств указанных банков в общем объеме застрахованных обязательств составила 77,8%. В 48 субъектах Российской Федерации участниками системы страхования вкладов стали от 50 до 100% банков. В 53 регионах объем застрахованных обязательств перед физическими лицами составил от 50 до 100% привлеченных средств населения. 29 декабря 2004 г. Банк России принял положительное решение о вхождении в систему обязательного страхования вкладов Сбербанка и Внешторгбанка (они были включены в реестр участников системы страхования 11 января 2005 г.). С учетом их участия объем застрахованных обязательств перед вкладчиками превысил 90% всех депозитов населения.

Таким образом, можно констатировать, что по состоянию на конец отчетного периода система страхования вкладов в России была практически сформирована, и подавляющее большинство банковских вкладов физических лиц находилось под ее защитой.

В соответствии с законом каждому вкладчику гарантируется полный возврат вкладов в каждом банке в размере до 100 тыс. руб. включительно. Указанная сумма составляет 1,1 доли ВВП за 2003 год на одного гражданина России. Международный валютный фонд определяет достаточность возмещения по вкладам на уровне 1-2 долей ВВП страны за год на одного жителя. Следовательно, уровень возмещения по вкладам в размере 100 тыс. руб. соответствует мировой практике и является оптимальным по отношению к объему резервов российской системы страхования вкладов и ставке банковских взносов. Общее количество счетов, открытых вкладчиками в банках-участниках системы страхования вкладов по состоянию на 1 января 2005 г., превышает 32 миллиона. Из них 98% счетов имели размер менее 100 тыс. руб.

Остатки подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады, составляют 435,3 млрд. руб. При этом общая сумма обязательств по вкладам, размер которых не превышает 100 тыс. руб., составляет 106,9 млрд. руб. или 24,6% объема застрахованных депозитов. Средний размер вклада в банках-участниках системы страхования вкладов - 13,6 тыс. руб.

Организация процесса выплат вкладчикам возмещения по вкладам при наступлении страхового случая в банке – участнике системы обязательного страхования вкладов является важнейшим направлением деятельности Агентства. Для ее осуществления Агентством разработан пакет соответствующих регулятивных и организационно-методических документов. Разработана система организации выплаты возмещения по вкладам, которая устанавливает порядок выплат и урегулирования разногласий о размере возмещения, а также определяет процедуру восстановления пропущенного срока для обращения вкладчиков с требованием о возмещении по вкладам. Кроме того, документ содержит основные положения, касающиеся участия банков-агентов в организации выплат вкладчикам. Согласно закону Агентство вправе осуществлять выплаты самостоятельно или привлекать для этого банки-агенты, действующие от имени Агентства и за его счет.

Выплата возмещения по вкладам через банки-агенты рассматривается Агентством как основной, наиболее эффективный и быстрый способ расчетов с вкладчиками. Такой подход позволяет сохранять депозитную базу банковской системы и в то же самое время воспитывать доверие населения к банковским услугам. В данной работе Агентство будет опираться на сетевые банки федерального уровня и крупные региональные кредитные организации, что позволит создать гибкий механизм выплат. Для привлечения банков-агентов к сотрудничеству по выплате страхового возмещения по вкладам разработан порядок их конкурсного отбора, который прошел обсуждение с банковскими ассоциациями в рамках заключенных соглашений о взаимодействии, согласован с Федеральной антимонопольной службой и утвержден Советом директоров Агентства (протокол № 6 от 17.09.04 г.).

Установлено, что банки-агенты федерального уровня должны иметь капитал не менее 1 млрд. руб. и не менее 10 обособленных структурных подразделений. Требование к региональным банкам-агентам - доля вкладов граждан и капитала не менее 10% в масштабе субъекта Российской Федерации. Данным требованиям в настоящее время в совокупности соответствуют примерно 150 кредитных организаций. Для проведения отбора банков-агентов в Агентстве создана постоянно действующая конкурсная комиссия. Она состоит из 11 человек и наряду с работниками Агентства включает представителей Ассоциации российских банков и Ассоциации региональных банков «Россия». Утвержден порядок взаимодействия с банками-агентами при проведении выплаты возмещения по вкладам. В соответствии с указанным документом банк-агент осуществляет выплату возмещения по вкладам без взимания с вкладчиков вознаграждения за свои услуги. Размер оплаты Агентством услуг банка-агента определяется в соответствии с предложенными им в ходе конкурса финансовыми условиями в пределах установленной Советом директоров нормы компенсации затрат - не более 1,5% от выплаченных сумм возмещения по вкладам (протокол № 7 от 27.10.04 г.).

Закон о страховании вкладов предусматривает взаимодействие между Агентством и Банком России в рамках закрепленных за ними полномочий, связанных с функционированием системы обязательного страхования вкладов. Так, распоряжением Банка России от 17 октября 2003 г. создана совместная рабочая группа по подготовке нормативной базы регулирования страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, состоящая из представителей Агентства и Банка России. Этой группой, в частности, было разработано Соглашение о координации деятельности и обмене информацией, заключенное между Агентством и Банком России 29 сентября 2004 г. Соглашением определены основные направления совместной работы по вопросам участия банков в системе страхования вкладов, уплаты банками страховых взносов, выплаты возмещения по вкладам, проведения проверок банков по вопросам страхования вкладов и применения к ним мер ответственности, ликвидации банков, а также в решении других задач, возникающих в связи с функционированием системы страхования. Кроме того, 1 ноября 2004 г. заключено Соглашение об обмене информацией в электронном виде между Банком России и Агентством, позволяющее ускорить документооборот между организациями и получение из банка при возникновении страхового случая реестра обязательств перед вкладчиками по каналам связи Банка России.

Банком России с участием Агентства подготовлен проект Указания «Об особенностях проведения проверок кредитных организаций (их филиалов)» в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 13 января 2005 г. № 1542-У. Документ регламентирует порядок привлечения Банком России служащих Агентства к участию в проверках банков, их права и обязанности. Целью проведения таких проверок является оценка соблюдения банком требований, установленных Законом о страховании вкладов и нормативными актами Банка России, принятыми в соответствии с ним. Подготовленное с участием Агентства постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 г. N 548 «Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти в области страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» устанавливает, что Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, представляющим в делах о банкротстве банков права требования к банку, перешедшие к Агентству в результате выплаты им возмещения по вкладам.

В соответствии с указанным постановлением ФНС России совместно с Агентством подготовлен проект положения о порядке представления Федеральной налоговой службой прав требования государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в делах о банкротстве банков-участников системы обязательного страхования вкладов, которое предположительно вступит в силу в 2005 году. Важнейшим фактором эффективного функционирования системы страхования вкладов является взаимодействие Агентства с банковскими ассоциациями. В отчетном году Агентством были заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам страхования вкладов с Ассоциацией российских банков, Ассоциацией региональных банков «Россия» и Ассоциацией банков Северо-Запада. Основными направлениями в совместной работе являются формирование единых подходов к применению законодательства о страховании вкладов, обеспечение защиты прав вкладчиков при соблюдении интересов банков, повышение прозрачности привлекающих вклады банков, а также оказание банкам организационной, методической и консультационной помощи по вопросам страхования вкладов.

Агентство взяло на себя обязательство направлять в банковские ассоциации проекты своих регулятивных документов по вопросам участия банков в системе страхования вкладов, расчета и уплаты взносов, а также иных документов, затрагивающих интересы банков-участников системы страхования вкладов. В мае 2004 г. Агентство также организовало семинар для разработчиков программного обеспечения банков и работников, использующих собственные автоматизированные банковские системы. Целью семинара было улучшение подготовки данных систем к формированию реестра обязательств перед вкладчиками и расчету страховых взносов.

В соответствии с Законом о страховании вкладов в качестве финансовой основы системы страхования формируется фонд обязательного страхования вкладов. По состоянию на 1 января 2005г. размер фонда составил 4623 млн. руб. В 2004 г. фонд формировался в основном за счет имущественных взносов Российской Федерации. Первоначальный имущественный взнос был перечислен в установленные сроки государственной корпорацией «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» в соответствии со статьей 50 Закона о страховании вкладов и составил 2000 млн. руб. Из них 1894 млн. руб. поступили в форме денежных средств и 106 млн. руб. - в форме государственных ценных бумаг.

Кроме того, в течение 2004 г. имущественные взносы Российской Федерации в фонд вносились в соответствии с Федеральным законом «О признании утратившими силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций». Их общая сумма составила 2 619 млн. руб. Согласно принципу накопительного характера формирования фонда обязательного страхования вкладов, вторым источником его пополнения в 2004 г. помимо имущественного взноса Российской Федерации, были регулярные страховые взносы банков. В соответствии с фактическим ходом формирования состава банков-участников системы страхования вкладов в 2004 г. обязанность по уплате страховых взносов должны были исполнить 26 банков, принятых в систему в III квартале 2004 г. В установленный Федеральным законом срок все указанные банки перечислили страховые взносы в сумме 4,1 млн. руб.

Существенных нарушений порядка расчета и уплаты страховых взносов за III квартал 2004 г. со стороны банков Агентством не выявлено. Четыре банка несвоевременно перечислили в полном объеме страховые взносы за III квартал 2004 г. Требования о погашении недоплаты страхового взноса и уплате пени выполнены этими банками в установленный срок. Средства фонда обязательного страхования вкладов учитывались на специальном счете Агентства в Банке России. Отчет о движении денежных средств фонда обязательного страхования вкладов за 2004г. включен в состав годового отчета. Доходы от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда в соответствии с учетной политикой Агентства будут зачислены в фонд после уплаты налогов и распределения прибыли в установленном Советом директоров Агентства порядке. Планируется, что общая сумма этих доходов составит 47,1 млн. руб. Использование денежных средств фонда обязательного страхования вкладов в 2004г. не осуществлялось в связи с отсутствием выплат возмещения по вкладам.

В сентябре 2004 г. в соответствии с Законом о страховании вкладов Агентством были рассчитаны возможные показатели системы страхования вкладов на 2005 г. Их оценка производилась на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 г., исходя из:

·                      предположения об устойчивом экономическом росте и отсутствии предпосылок финансового или системного банковского кризиса в России;

·                      опыта государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций», полученного в ходе создания «локальной» системы гарантирования вкладов в 5 банках и позволяющего оценить соотношение возможных выплат из фонда к размеру обязательств перед вкладчиками для среднестатистического банка;

·                      анализа отношения суммы вкладов в банках с отозванной лицензией к общей сумме вкладов в банках за последние 12 лет.

Проверка в 2004 г. финансового состояния всех банков, включаемых в систему страхования вкладов, в соответствии с правилами, установленными федеральным законом и нормативными актами Банка России, учитывалась как дополнительный фактор стабильности системы страхования вкладов. По расчетам Агентства, в текущем году средств фонда обязательного страхования вкладов должно быть достаточно для осуществления статистически прогнозируемых выплат возмещения по вкладам. В этой связи необходимость расходов федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в 2005 г. отсутствует. Вопрос достаточности средств фонда страхования вкладов был рассмотрен Советом директоров Агентства (протокол № 6 от 17.09.04 г.).

В целях обеспечения сохранности (защиты от инфляции) и пополнения фонда обязательного страхования вкладов Агентство осуществляет размещение (инвестирование) временно свободных денежных средств на рынке на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности. В отчетном периоде размещение средств фонда обязательного страхования осуществлялось в соответствии с Положением об инвестировании временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов на 2004 год, утвержденным Советом директоров Агентства, исключительно в государственные ценные бумаги Российской Федерации (протокол № 3 от 03.02.04г.). Общая сумма доходов от инвестирования средств фонда за отчетный период составила 186,1 млн. руб. Общая доходность инвестирования средств фонда за отчетный период составила 10,8% годовых, что сопоставимо с приростом стоимости паев паевых инвестиционных фондов с аналогичной инвестиционной декларацией – в государственные ценные бумаги.


Заключение


На основе проведенного анализа деятельности Центрального ОСБ № 4257 Сбербанка РФ по привлечению сбережений населения, делаются следующие выводы и рекомендации.

Организация сбережений населения путем их привлечения во вклады коммерческих банков является весьма выгодной с позиций экономики и государства, так как именно благодаря такой форме организации сбережения кратчайшим путем превращаются в инвестиционный потенциал.

Вклады являются рентабельным размещением средств.

Организация сбережений как никакая другая форма приспособлена для накопления и является весьма высоколиквидной. А значительное разнообразие видов вкладов позволяет не только прогнозировать доход от созданных сбережений, но и маневрировать суммой вложенного капитала и осуществлять расчеты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11