рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Депозитные и сберегательные операции коммерческих банков и их развитие рефераты

Таблица 4 - Возрастная сегментация с «привязкой» к банковским продуктам

Молодежь

Для членов группы характерна повышенная мобильность, частые переезды, жизнь вне дома. Им необходимы услуги по переводу денег, относительно простые формы сбережений, пластиковые карточки, банковские услуги, связанные с туризмом (дорожные чеки).

Молодые люди, недавно образовавшие семью

Эта группа нуждается в открытии совместного банковского счета для мужа и жены, пластиковых карточках для покупки товаров. Они прибегают к целевым формам сбережений (особенно, если планируется покупка дома) и к услугам по финансовой защите семьи (страхование и т.д.)

Семьи «со стажем»

Широко пользуются потребительским кредитом для покупки товаров в рассрочку и улучшения жилищных условий. Практикуют сберегательные схемы для родителей и детей. Нуждаются в консультировании по вопросам финансирования образования, инвестирования сбережений, налогообложения, страхования, завещательных распоряжений.

Лица зрелого возраста и лица, готовящиеся к уходу на пенсию

Наиболее устойчивая группа банковских клиентов.

Хранят крупные остатки на банковских счетах.

Требуют высокого уровня персонального обслуживания, включая финансовое консультирование, помощь в распоряжении капиталом, завещательные распоряжения и т.д.


Кроме приведенной выше сегментации можно выделить социальную. Для сберегательной политики она также важна, как и возрастная сегментация. Не менее важной для построения оптимальной сберегательной политики является и поведенческая сегментации. Она во многом определяется психокультурным признаком. В основе ее использования в процессе сегментации лежит учет различных аспектов покупательского поведения. Совершенно очевидно, что, покупая банковские продукты, клиенты делают это по-разному (не в техническом, а в поведенческом плане), что и определяет различную частоту приобретения, приверженность, восприятие каждой группой потребителей определенных банковских услуг. Исследование сбережений работающего населения, приведенное в июне 2005 г., выявило, что к его сберегающей части относится 35-45% респондентов (к «сберегателям» можно отнести 25-30%, к «инвесторам» - 10-15% опрошенных) (табл. 5).


Таблица 5 - Социальная сегментация

1

2

Клиенты, имеющие высокий уровень достатка и занимающие высокое социальное положение (VIP)

Клиенты, имеющие высокий достатка, составляют наиболее прибыльный и сравнительно доступный сегмент. Как правило, эти счета составляют основную массу в общей сумме депозитов банка. В настоящее время за обладание сегментами идет довольно сложная конкурентная борьба не только между банковской сферой и финансовыми институтами, но и внутри самой банковской индустрии. Лица с высоким уровнем достатка являются привлекательными для банков с точки зрения расширения имеющейся депозитной базы.

Специалисты

Такую группу клиентов можно отнести к сегменту лиц с высоким уровнем достатка, однако, детализация имеет свои положительные результаты, поэтому специалисты часто выделяются в определенный сегмент. К специалистам принято относить различные категории работников, имеющих довольно крупные заработки, например, бухгалтеров, менеджеров и т.д. Как правило, для этого сегмента характерными являются потребности в сравнительно небольших целевых кредитах, в услугах по пенсионному планированию и др. банки особенно заинтересованы в связи с достаточной прибыльностью этих счетов, их относительной стабильностью и сравнительно низким уровнем риска при оказании услуг этим лицам.

Предприниматели

Предприниматели образуют более широкий сегмент по сравнению со специалистами. В силу специфики предпринимательской деятельности счета, составляющие эту группу, характеризуются достаточно высоким уровнем нестабильности, что сказывается на отношении к ним банков. Поэтому к таким клиентам нужен, прежде всего, избирательный подход, основанный на тщательном учете индивидуальных характеристик конкретных счетов и анализе сфер деятельности отдельно взятых предпринимателей. Продукты, предоставляемые клиентам данного сегмента, представлены рисковым кредитованием, услугами по обработке данных, различными видами консультирования. Таким образом, это довольно сложный сегмент, работа с которым требует строго индивидуального подхода.

Рабочие и служащие

Рабочие и служащие составляют довольно большой удельный вес в общем числе потребителей банковских продуктов. Банки уделяют им достаточное внимание как поставщикам значительного объема депозитов.

Студенты и работающая молодежь

Обслуживание такого сегмента розничного рынка, как студенты, имеет прежде всего, перспективную направленность, объясняющуюся относительной невыгодностью обслуживания этого сравнительно малодоходного класса клиентов. Однако в силу специфики человеческой психологии можно рассчитывать на преданность бывших студентов одному банку, создавшему ранее для них «режим наибольшего благоприятствования». Таким образом, банк, внимательно подходящий к вопросам обслуживания студенческих счетов, может в перспективе получить в лице выпускников выгодных клиентов.


Российские исследования предполагают три типологии сберегательного поведения: 1) «несберегатели», «полусберегатели», «сберегатели», «инвесторы»;

2) «сберегатели», «антисберегатели»» «комбинированная модель», пассивная модель;

3) «потребители первого уровня», «потребители второго уровня», «страхователи», «футуристы», «накопители», «инвесторы».

Отличительные особенности двух выделенных групп состоят в следующем. «Сберегатели» вынуждены, прежде всего, заниматься решением текущих вопросов, связанных с элементарным выживанием. 20% опрошенных сберегателей» имеют сбережения, не превышающие одно- двукратного объема «месячного дохода». «Инвесторы» как правило, лучше обеспечены, что выражается в более высоких объемах сбережений. Здесь же проявляется отмеченная выше закономерность: в структуре доходов «инвесторов» доля оплаты труда на 10% ниже, чем у иных групп, что компенсируется аналогичным ростом доли расходов от предпринимательской деятельности и на- 3% - от собственности (сдача жилья и имущества в аренду). Что касается малосберегающей части работающего населения («несберегатели» и «полусберегатели»), то, по заявлениям 95% из них, они едва сводят концы с концами (по всей выборке так отвечал каждый седьмой). Эти группы включают 82% среди тех 25% всех опрошенных, средства которых покрывают лишь расходы на питание.

В целях анализа сберегательного рынка представляет интерес структура сбережений групп, отличающихся моделями (типами) сберегательного поведения (табл. 6).

Таблица 6 - Формы вложений сбережений в зависимости от типа сберегательного поведения

Формы вложений

«Несберега

тели»

«Полусбере

гатели»

«Сберегатели»

«Инвесторы»

Откладывали наличные рубли

Покупали валюту

Покупали акции, ценные бумаги

Делали вклады в Сбербанк

Делали вклады в коммерческий банк

Делали вклады в фонд, финансовую компанию

Строили дом, ремонтировали квартиру

25,9%

26,2%

5,2%

3,4%

0,0%

1,7%


23,7%

23,5%

17,2%

27,7%

3,1%

3,1%

5,2%


30,8%

60,5%

50,0%

22,7%

63,6%

30,7%

5,5%


46,1%

60,6%

56,2%

25,0%

50,0%

27,3%

12,1%


38,2%


Если расставить формы сбережений в порядке предпочтения различными группами, то получится следующая картина (табл. 7)


Таблица 7 - Рейтинг форм вложений различных типов сберегательного поведения

Место

«Несберегатели»

«Полусберега-тели»

«Сберегатели»

«Инвесторы»

I

Покупка валюты

Строительство дома, ремонт квартиры

Вклад в Сбербанк

Откладывание наличных рублей

II

Откладывание наличных рублей

Покупка акций, ценных бумаг

Откладывание наличных рублей

Покупка валюты

III

Строительство дома, ремонт квартиры

Откладывание наличных рублей

Покупка валюты

Вклад в Сбербанк


«Несберегатели» предпочитают традиционные формы сбережений; «полусберегатели», что является их отличие от других групп, из организованных форм сбережении отдают предпочтение покупке акций и ценных бумаг; «сберегатели» имеют весьма близкие к «инвесторам» сберегательные предпочтения (различен лишь их рейтинговый номер), главное отличие состоит, пожалуй, в более высокой значимости для последних вкладов в фонды (пенсионный, страховой), что свидетельствует о меньшей значимости текущих забот и об их ориентированности на решение будущих проблем. Для изучения предпочтений сберегателей по формам сбережений можно использовать опрос населения проводимый по нижеприведенной форме (табл. 8) Данная форма позволяет объединить в себе различные виды сегментаций и охарактеризовать потребительские предпочтения. Ее можно использовать как основу для разработки товарной политики банка.

В табл. 8 представлены результаты опроса в части, касающейся наличия и форм сбережений. Названная таблица содержит также основную информацию о структуре выборки. Как следует из приведенных данных, почти 40% респондентов указали на отсутствие сбережений. Можно отметить, что во многих регионах России этот показатель оказывается еще выше. По данным общероссийских обследований ВЦИОМ, он может достигать 70 и более, процентов.


Таблица 8 - Основные характеристики выборки и ответы респондентов на вопрос о наличии и формах сбережений

Социально-экономические параметры выборки (группировка на основе классификации ВЦИОМ)

Доля данной группы в выборке

Варианты ответа на вопрос о наличии сбережений и их формах

Нет сбережений

Храню в наличной форме

Храню в сбербанке

Храню в других банках

Смешан

ные формы

А

1

2

3

4

5

6

Всего респондентов

1424

559

374

272

118

101

В том числе в % к (1)


39,2%

26,3%

19,1%

8,3%

7,1%

В том числе в % к (1) – (2)



43,2%

31,4%

13,7%

11,7%

Распределение респондентов по роду занятий

Предприниматели

4,6%

---

+

--

+++

+++

Менеджеры

8,2%

--

+

-

++

++

Квалифицированные специалисты

16,7%

-

+

+

+

-

Служащие

8,5%

-

+

-

-

-

Квалифицированные рабочие

11,2%

+

=

=

--

-

Техперсонал, разнорабочие

9,8%

=

+

-

-

--

Учащиеся

12,1%

-

+

--

--

-

Неработающие пенсионеры

18,2

+

--

++

---

---

Домохозяйки

6,3%

-

+

=

-

+

Безработные

4,6%

-

=

---

---

-

Распределение респондентов по возрасту

18-24 года

15,3%

+

-

-

-

=

25-39 лет

35,6%

=

-

--

++

+

40-54 года

24,3%

+

=

+

=

-

55 лет и старше

24,8%

+

--

++

---

--

Распределение респондентов по уровню образования

Высшее и незаконченное высшее

41,1%

-

=

=

++

+

Среднее и среднее специальное

50,5%

=

=

-

-

-

Ниже среднего

8,4

++

--

=

---

--

Распределение респондентов по уровню дохода на (на 1 члена семьи в месяц)

Высокий (свыше 1500 руб.)

20,4%

---

++

+

++

+

Средний (500 –1500 руб.)

52,9%

=

+

+

-

-

Низкий (до 500 руб.)

21,1%

++

--

-

---

-

Нет ответа

5,5%

-

--

++


-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11