рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Денежная система и ее эволюция. Современные деньги рефераты

1.  Старые советские рубли выкуплены у населения и предприятий и переданы Центробанку России, который возместил их номинальную стоимость

2.  С целью компенсации потерь наличной денежной массы Центральный банк Республики Беларусь приступает к срочной эмиссии расчетных билетов

3.  Устанавливается официальный более высокий курс российского рубля к расчетному билету Национального банка. С этого момента, несмотря на свободное хождение на территории республики, российские рубли функционируют в режиме иностранной валюты.

Таким образом, в денежном обращении на территории страны де-факто доминирующее положение приобретает национальная денежная единица – расчетный билет Национального банка Республики Беларусь.

3.3  Некоторые особенности денежного обращения и правовые основы денежной системы Республики Беларусь


Политическое решение об объединении денежных систем двух государств искусственным образом пролонгировало обращение российского рубля в качестве второй валюты до 1994 года. По разным причинам это объединение не состоялось, и в мае 1994 года Национальный банк Республики Беларусь постановил признать белорусский рубль в качестве единого платежного средства на территории страны, а в наличном обороте – расчетный билет. В продолжение, постановлением Кабинета Министров и Национального банка проведена десятикратная деноминация белорусского рубля, в результате чего денежные операции упорядочились и упростились. Позднее, августовский дефолт 1998 года и последовавшие за ним инфляционные процессы потребовали проведения повторной деноминации 1 января 2000 года в 1000 раз. С этого момента в денежном обращении страны появляются современные деньги, имеющие хождение до сегодняшнего дня, с той лишь разницей, что продолжавшаяся инфляция требовала периодического выпуска банкнот более высокого достоинства. Наряду с бумажными деньгами ограниченное хождение в настоящее время имеют металлические деньги, однако их роль в денежном обращении не стоит преувеличивать - они эмитируются небольшими партиями и имеют скорее историческое и нумизматическое значение. Несмотря на уменьшение в денежном обороте доли наличных денег, в Республике все еще небольшой удельный вес денег с функциями исключительно платежа - кредитных денег и, в особенности, их наиболее современных разновидностей – кредитных карточек и электронных денег. Приведенные особенности денежного обращения в нашей стране обусловлены существовавшими проблемами в экономике и ее реальном секторе, порожденными распадом СССР, когда низкий уровень производства и товарооборота не стимулировал развитие денежных систем вообще и кредитных денег в частности. Подобные проблемы характерны для всех стран с переходной экономикой. Еще одна особенность денежной системы республики – высокая централизация в управлении денежным обращением, реализующаяся посредством контрольных функции Центрального банка и ряда правительственных органов – министерств и ведомств (например, Государственного казначейства при министерстве финансов). Эта особенность также характерна для стран с переходной экономикой, в недавней истории которых велика роль централизованного управления денежным обращением.

Юридическое закрепление белорусского рубля в качестве национальной валюты было проведено постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 19.10.1994 г. «О платежном средстве Республики Беларусь». Юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законах «О национальном банке Республики Беларусь и банках на территории республики» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» от 14.12.1990 г., а также «Банковском кодексе Республики Беларусь» от 25 октября 2000 г.

3.4 Функции Национального Банка Республики Беларусь


Национальный банк является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь. Национальный банк регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов. Национальному банку Республики Беларусь законом предоставлено исключительное право эмиссии банкнот и монет на территории страны. Эмитируемая национальная денежная единица является единственным законным платежным средством на территории республики. Национальный банк Республики Беларусь также определяет достоинство (номинал), меру веса, изображение и другие характеристики белорусского рубля, на него возложены функции изготовления, хранения и обновления денег. Основными целями деятельности Национального банка являются:

·     защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам

·     развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь

·     обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

3.4.1 Функции Национального банка Республики Беларусь

1.  Осуществляет эмиссию денег

2.  Регулирует денежное обращение

3.  Регулирует кредитные отношения

4.  Организует функционирование платежной системы Республики Беларусь

5.  Является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование

6.  Осуществляет валютное регулирование

7.  Организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством

8.  Выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка.

В целях организации оборота наличных денег Национальный банк устанавливает:

·     Порядок ведения кассовых операций, порядок работы с наличностью, формы отчетности и сроки ее представления, меры ответственности за нарушения в сфере наличного обращения

·     Правила хранения, инкассации и перевозки наличности и ценностей

·     Правила осуществления эмиссионных операций

·     Правила определения признаков платежности наличных денег, порядок их замены и уничтожения


3.5 Основы денежной политики в Республике Беларусь, ее эффективность и современное состояние финансовой системы


Денежная политика, суть которой сводится к регулированию макроэкономики и контролю объема денежной массы, находится в рамках общей экономической политики государства. В этой связи промежуточными целями денежной политики являются:

• экономический рост и сведение безработицы к минимуму

• стабильность цен и контроль над инфляцией

• устойчивость национальной валюты и платежного баланса


3.5.1 Основы денежной политики в Республике Беларусь

Основополагающая цель денежной политики Республики Беларусь - помощь экономике в достижении высокого уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежная политика состоит в изменении предложения с целью обеспечения роста производства конкурентоспособной продукции, занятости населения и стабилизации уровня цен. Иными словами, она вызывает увеличение денежного предложения во время спада производства для поощрения расходов, а во время инфляции, наоборот, уменьшает предложение для ограничения расходов. При выработке денежно-кредитной политики белорусское государство исходит из следующих основополагающих посылов:

1.  Стратегической целью белорусского государства является обеспечение социально-экономической стабильности в республике, проведение взвешенных реформ, направленных на повышение уровня жизни народа. Это означает, что денежная политика должна разрабатываться и реализовываться таким образом, чтобы обеспечивать максимальное смягчение негативных влияний возможных реформ.

2.  Производственный комплекс республики составляют предприятия, относящиеся к наукоемким отраслям обрабатывающей промышленности. Эта технологическая структура сложилась в условиях «дешевизны» сырьевых, энергетических и финансовых ресурсов. Модернизация ее требует времени и значительных инвестиций. При этом ей соответствуют определенные ценовые соотношения, резкое изменение которых неизбежно приведет к потрясениям в экономике. С другой стороны, функционирование такой технологической структуры сопряжено с рядом других отношений в экономике и социальной сфере. Речь идет о системе перекрестного субсидирования, поддержании низких цен, не покрывающих издержек, на сельскохозяйственную продукцию, услуги жилищно-коммунального хозяйства и ряда других отраслей.

По этой причине используемый правительством «завышенный» уровень официального валютного курса является составным элементом сложившейся структуры цен ресурсоемкого производства. Это означает, что денежно-кредитная политика, а также необходимые меры по перестройке систем социальной защиты населения, ценообразования и налоговой должны осуществляться в комплексе, создавать условия для модернизации производства, достижения нормальных ценовых пропорций на предметы спроса, ресурсы и факторы производства.


3.5.2 Эффективность денежной политики и современное состояние финансовой системы Беларуси

Политика Национального Банка и благоприятные внешние факторы привели к стабилизации курса белорусского рубля. На фоне позитивных изменений в экономике и налоговой сфере (снижение НДС и налога с оборота), с начала 2004 года курс белорусского рубля по отношению к доллару США и российскому рублю остаётся стабильным. Национальная денежная единица все больше пользуется доверием населения, о чем говорит постоянный рост банковских депозитов в национальной валюте. Темпы инфляции постоянно снижаются, так в 2002 году она составила 34,8 %, в 2003 — 25,4 %, в 2004 — 14,4 %, в 2005 — 8,0 %, в 2006 — 6,6 %, в 2007 году, при прогнозе 6-8%, она в конце года превысила планку и составила 12.1%. Официальный курс валюты полностью сравнялся с теневым, как следствие теневой валютный рынок практически исчез. По заверениям председателя правления Национального банка Петра Прокоповича, белорусский рубль может стать полностью конвертируемым в 2010 году. Национальный банк проводит политику постоянного увеличения золотовалютных резервов, стоит задача увеличить их к 2010 году до $6 млрд.

По состоянию на 1 марта 2008 года, международные резервные активы Белоруссии, рассчитанные по методике МВФ, составили $4 млрд. 352.9 млн. увеличившись с начала года на 4,1 %. Международные резервные активы в национальном определении увеличились за этот же период на 9,1 %, до $5 млрд. 446,6 млн.

По мере снижения инфляции Национальный банк постепенно снижал и учетную ставку по кредитам, чтобы стимулировать рост экономики. На начало 2004 года она составляла 28 %, в 2005 году - 17 %, 2006 - 11 %, 2007-10 %. В связи с ажиотажным спросом на валюту, наблюдавшимся в начале 2007 года в условиях резкого повышения цен на природный газ, было принято решение повысить ставку рефинансирования до 11 %. После стабилизации цен ставка была снижена до 10 % на 1 октября 2007. С 1 июля 2008 года ставка рефинансирования была вновь повышена до 10,25 %, а в конце текущего года резко выросла в связи с мировым финансовым кризисом.

В заключение необходимо отметить, что, будучи рожденной в тяжелые времена приобретения Республикой Беларусь политической независимости и пройдя один из самых сложных периодов в своем развитии, ДС республики не раз демонстрировала свою стойкость и гибкость, способность адаптироваться и противостоять влиянию неблагоприятных экономических факторов, и при этом - выполнять свою главную функцию - обеспечивать производство товаров и услуг средствами денежного обращения. Тем не менее, необходимо отметить, что проблемы национальной ДС описанными выше мероприятиями окончательно не решены. Необходима последовательная отработка всех элементов ДС и главной проблемой остается обеспечение стабильности национальной денежной единицы.

Выводы:

1.  Появление и становление денежной системы Республики Беларусь в значительной степени происходило стихийно, под влиянием политических и экономических катаклизмов, порожденных развалом советской денежной системы и невозможностью ее юридического разделения.

2.  Особенности денежного обращения в Республике Беларусь присущи странам с переходной к рыночной экономикой. Они заключаются в значительной доле наличных денег в обращении, невысокой роли кредитных, как средств платежа, и высокой составляющей государственного администрирования в управлении денежным оборотом. Центральная функция в регулировании денежного обращения отводится Центральному банку Республики Беларусь.

3.  К безусловным успехам функционирования национальной ДС можно отнести достаточно быстрое становление и стабилизацию курса национальной валюты, которая успешно выполняла присущие деньгам функции, повысила доверие к себе, что отразилось в объемах ее накоплений и регрессии теневого рынка валют

4.  Основополагающей целью денежной политики Республики Беларусь является обеспечение экономики надлежащим денежным обращением и его такое регулирование, которое обеспечит высокий уровень производства, полную занятость населения и отсутствие инфляции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Деньги – экономическая категория, в которой проявляются и при участии которой строятся общественные отношения. Деньги не являются данностью, они появляются при определенных условиях и претерпевают изменения вместе с ними. Настоящая работа посвящена разнообразным аспектам функционирования денег в различных общественно-политических условиях, эволюции денег, историческому и общественному их значению, видам денежного обращения и становлению современных дене интересом к теме денег в современной науке, с другой - столь же широ жных систем.

Актуальность темы продиктована с одной стороны, большим ким разбросом мнений в отношении их происхождения, эволюции и влияния на общественную жизнь. Тему денег нельзя считать исчерпанной – каждая новая эпоха открывает новые формы их существования, расширяет функции, углубляет суть. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Цель работы: изучение исторических и экономических предпосылок появления денег, их сущности, функций и эволюции, трансформации из одного вида в другой, причин появления и механизмов функционирования денежных систем различного типа, формирование современных денег и денежных систем. Как одна из частных задач анализируется история создания и особенности функционирования денежной системы Беларуси.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение и список использованной литературы. Во введении обоснована актуальность выбора темы, обозначена цель и задачи исследования. Первая глава основной части содержит информацию о происхождении и сущности денег, их функциях, а также об особенностях функционирования денег в экономиках различного типа.

Вторая глава содержит анализ исторических и экономических предпосылок становления и развития денежных систем, дает понятие об их элементах и типах, раскрывает понятие денежного обращения, механизмов его регулирования и современных денег.

Третья глава целиком посвящена развитию и совершенствованию национальной денежной системы Республики Беларусь, ее появлению, становлению национальной валюты, характерным особенностям денежного обращения и его регулирования. В заключении содержится краткое содержание всей работы.




ЛИТЕРАТУРА


1.Банковский кодекс Республики Беларусь: Принят палатой представителей 3 октября 2000 года.

2.Гражданский кодекс Республики Беларусь. — Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1999.

3.Васильев В.П. Государственное регулирование экономики. Учеб. метод. пособие.— М.: «Дело и Сервис», 2006. —96с.

4.Деньги, кредит, банки: Учеб. / Г.И.Кравцова, Г.С.Кузьменко, Е.И.Кравцови др. Под ред. Г.И. Кравцовой. Минск: БГЭУ, — 2003 г.

5.Деньги, кредит, банки. 1 часть. Теория денег. Под общей редакцией проф. Г.И. Кравцовой. Мн.: – «МИСАНТА», 1997. - 172 с.

6.Деньги. Кредит. Банки: учеб. метод. комплекс/Авт.-сост.М.Л. Зеленкевич, А.И. Короткевич, Л.М. Короткевич. – Мн.: ФУСТ БГУ, 2003.

7.Короткевич А.И., Очкольда И.И. Деньги. Кредит. Банки. — Мн.: «Тетрасистемс», 2008.—159 с.

8.Короткевич А.И., Очкольда И.И. Денежное обращение и кредит. Учеб. пособие. — Мн.: «Тетрасистемс», 2008.—350 с.

9.Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь

10.  Олехнович Г.И. Мировая экономика. Учеб. метод. комплекс. — Мн.: «Амалфея», 2008.— 360 с.

11.  Тарасов В.И. Деньги. Кредит. Банки. Учебное пособие. — Мн: «Книжный дом «Мисанта», 2005.— 511 с.

12.  Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: курс лекций. – Мн.: «Книжный дом «Мисанта», 1997. – 344с.

13.  Фисенко М.К. Финансовая система Беларуси. Учеб. пособие.— Мн.: «Современная школа», 2008.— 318 с.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5