рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Бизнес-план развития банка. Методология и методика его расчета рефераты

В непосредственном подчинении у Руководителя банка находиться подразделения, относящиеся к администрации:

-             административно-правовой отдел, на который возложены: функции секретариата, контроль исполнения указаний руководителя банка, обработка корреспонденции, ведение архива, правовое и кадровое обеспечение;

-             хозяйственный отдел, на который возложены функции по эксплуатации зданий и помещений банка и хозяйственному обеспечению деятельности банка;

-             информационно-технический отдел, на который будут возложены функции по информационно-техническому обеспечению деятельности банка;

-             отдел безопасности, на который возложены функции по обеспечению экономической и информационной безопасности, обеспечение противодействия легализации доходов, полученных незаконным путем;

-             отдел по управлению рисками, на который возложены: разработка годового финансово-хозяйственного плана, расчет размеров платы за осуществление банковских операций, контроллинг, подготовка заключений по решениям в области управления кредитным риском, связанным с финансовыми институтами, а также рыночным риском, пруденциальная отчетность.

Помимо руководства подчиненными подразделениями, руководители банка и некоторых его подразделений осуществляют свои полномочия посредством работы в составе комитетов.

Для принятия коллегиальных решений в области кредитного риска, связанного с клиентами банка, под председательством Руководителя банка организована деятельность кредитного комитета, состав которой определен и включает в себя помимо Руководителя, начальника отдела кредитования, начальника отдела безопасности и юрисконсульта [22].

Особенностью организационной структуры банка на начальном этапе является совмещение должности главного бухгалтера с должностью начальника управления учета и отчетности, начальника управления операционного обслуживания, начальника расчетного отдела и начальника отдела денежной наличности.

По мере развития банка организационная структура будет изменяться.

Увеличение количества клиентов и объемов операций в целом обусловит:

-         развитие подразделений по обработке операций: функции обработки межбанковских, кредитных и розничных операций будут переданы вновь созданному управлению обработки банковских операций, имеющему в своем составе два отдела;

-             преобразование административно-правового отдела в управление, имеющее в своем составе юридический отдел и отдел секретариата;

-             увеличение количества сотрудников отдела кредитования.

Помимо увеличения объемов операций, изменения в организационной структуре обусловлено необходимостью совершенствования системы управления рисками. В первую очередь это коснется кредитного риска, связанного с клиентами банка [23]. На базе отдела кредитования было создано управление корпоративных клиентов, имеющее в своем составе два отдела: отдел продаж и отдел администрирования кредитных операций. В отделе администрирования кредитных операций сосредоточены функции мониторинга финансового состояния заемщиков-предприятий малого бизнеса [24], проверки залогов, классификации кредитной задолженности [25], сбора кредитных платежей.


2.4 Система внутреннего контроля


Система внутреннего контроля банка организованно по следующим направлениям:

-             контроль функционирования системы управления банковскими рисками, который осуществляется на постоянной основе [26];

-             контроль распределения осуществляемых полномочий при совершении банковских операций и сделок, который осуществляется на основании локальных нормативных правовых актов банка, определяющих функциональные полномочия структурных подразделений и полномочия работников при совершении банковских операций и других сделок;

-             контроль над управлением информационными потоками и обеспечением информационной безопасности, который осуществляется на основании информации о деятельности банка;

-             мониторинг системы внутреннего контроля, который осуществляется на постоянной основе в порядке наблюдения за функционированием системы внутреннего контроля на всех уровнях управления [27].

Общий порядок осуществления внутреннего контроля и взаимодействие структурных подразделений в рамках системы внутреннего контроля регламентированы отдельными локальными нормативными актами. На руководителей структурных подразделений и сотрудников банка функции внутреннего контроля возложены соответствующими положениями о подразделениях и должностными инструкциями сотрудников.

На обеспечение эффективности внутреннего контроля в целом направлены мероприятия по вопросам кадрового обеспечения, организации документооборота в банке, организации работы отдела внутреннего аудита, а также мероприятия по исключению конфликта интересов при распределении функций между подразделениями и их сотрудниками.

Обязательными элементами кадрового обеспечения станут:

-             выработка, утверждение и неукоснительное следование квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителям и сотрудникам структурных подразделений [28];

-             тестирование сотрудников на предмет соответствия квалификационным требованиям при приеме на работу и в дальнейшем не реже одного раза в год;

-             проверка потенциальных сотрудников банка на предмет конфликтов с законодательством.

Обязательными элементами организации документооборота:

-             хранение печати банка у главного бухгалтера;

-             хранение оригиналов договоров и других документов, из которых вытекают требования и обязательства банка, исключительно в подразделениях обработки операций;

-             формализованная процедура временной выдачи оригиналов документов из подразделений обработки операций;

-             организация работы подразделений банка с копиями и электронными образцами документов, хранящихся в подразделениях обработки операций;

-             организация электронного документооборота, обеспечивающего доступность локальных нормативных правовых актов для ознакомления соответствующими сотрудниками, контроль исполнения приказов и распоряжений Председателя Правления, решений коллегиальных органов банка [29].

Обязательными элементами организации работы отдела внутреннего аудита:

-             подчинение отдела внутреннего аудита Совету директоров банка;

-             ежеквартальный мониторинг системы внутреннего контроля.

Мониторинг системы внутреннего контроля осуществляться Советом директоров банка, Правлением банка, службой внутреннего аудита и сотрудниками банка. Результаты мониторинга периодически обобщаться и доводиться до сведения учредителей банка.

Основой исключения конфликта интересов служить организационная структура банка [30]. Отделение функций по обслуживанию клиентов, развитию бизнеса и совершению операций на межбанковском рынке от функций по обработке операций позволит исключить принятие руководителями и сотрудниками подразделений решений, направленных на увеличение доходности операций за счет повышения операционного риска, а также предотвратить вовлечение банка в противозаконные финансовые операции. Отделение функций по совершению операций на межбанковском рынке от функций по управлению и контролю за рыночными рисками позволит исключить принятие руководителями и сотрудниками подразделений решений, направленных на увеличение доходности операций за счет необоснованного повышения рыночных рисков. Принятие кредитных решений исключительно в рамках работы кредитного комитета позволит предотвратить принятие решений, направленных на увеличение доходности операций за счет необоснованного повышения кредитного риска.

Кроме этого, в целях организации надлежащей системы внутреннего контроля, Совет директоров банка:

-             контролировать деятельность банка;

-             рассматривать и утверждать стратегию внутреннего контроля [31];

-             распределять полномочия и ответственность по внутреннему контролю между руководителями банка;

-             регулярно рассматривать результаты мониторинга и обсуждать с руководством банка меры по повышению эффективности внутреннего контроля;

-             утверждать локальные нормативные акты по внутреннему контролю и противодействию «отмывания» денежных средств.

Одним из важнейших элементов предварительного контроля разработка и утверждение системы локальных нормативных правовых актов банка (ЛНПА) [32].

Организация работы банка:

-             Устав банка

-             Годовой финансово-хозяйственный план

-             Правила внутреннего трудового распорядка

-             Положение о кредитном комитете

-             Положение о комитете активов и пассивов

-             Положение о комитете управления

-             Положение о комитете развития новых продуктов

-             Распределение обязанностей между руководителем, его заместителями и главным бухгалтером

-             Положения о структурных подразделениях банка

-             Положение об отделе внутреннего аудита

-             Должностные инструкции работников

-             Инструкция о делопроизводстве

-             Номенклатура дел

-             Положение о расчете размеров платы за банковские и иные операции, услуги

-             Перечень банковских и иных операций, услуг и размеры их оплаты

Кадровое обеспечение:

-             Штатное расписание

-             Положение об оплате труда работников банка

-             Приказы о назначении на должность

-             Графики работ (сменности)

-             График отпусков

-             Положение об охране труда и технике безопасности

-             Коллективный договор

-             Кодекс Поведения / Гендерная политика

Бухгалтерский учет:

-             Учетная политика на предстоящий финансовый год

-             Положение об организации бухгалтерского учета и отчетности.

Управление рисками [33]:

-              Положение по контролю за ликвидностью и Приложение «Алгоритмы расчета показателей ликвидности».

-              Положение по контролю за кредитным риском и Приложение «Признаки финансовой неустойчивости должника, контрагента по условным обязательствам, дополнительные критерии отнесения срочной, пролонгированной и просроченной задолженности по активам, подверженным кредитному риску, и условных обязательств к IV группе риска, подходы к их использованию при классификации активов, подверженных кредитному риску, и условных обязательств», Приложение «Алгоритмы расчета величины активов и внебалансовых обязательств, подверженных кредитному риску» [34].

-              Положение по контролю за рыночным риском и Приложение «Алгоритмы расчета величины валютного, процентного, фондового и товарного рисков»

-              Положение по контролю за операционным риском

-              Положение о внутреннем контроле

-              Положение о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансированию террористической деятельности

-              Положение об управлении информационной деятельностью

-              План обеспечения непрерывной работы

Операционная работа:

-             Положение об осуществлении в банке функций агента валютного контроля

-             Положение об осуществлении платежей в пределах неотложных нужд

Кредитные операции [35]:

-             Положения о предоставлении (размещении) денежных средств в форме кредита и их возврата

Прочие сферы деятельности:

-             Положения о создании и использовании фондов банка

-             Положения о раскрытии информации

-             Порядок установления и доведения обменных курсов до кассиров пунктов обмена валют и валютных касс

-             Приказ о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии (по вводу в эксплуатацию и списанию ТМЦ)

-             Договор о полной материальной ответственности с работниками [36].


2.5 Кадровое обеспечение

Наряду с реализацией маркетинговой политики и построением системы управления, важную роль в развитии банка играет кадровое и материально-техническое обеспечение.

Необходимость обеспечения нормального функционирования банка с момента его регистрации потребует наличия руководителей подразделений, которые, наряду с выполнением контрольных функций, способны организовать работу сотрудников и взаимодействие с другими подразделениями. Поэтому основными квалификационными требованиями к кандидатам на должности руководителей подразделений опыт работы в качестве руководителя не менее трех лет и последовательный карьерный рост в одной из отраслей банковского дела (Рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 Общая численность включая руководство в 2009г


Основными критериями при отборе кандидатов на должности ведущих и главных специалистов подразделений банка также наличие опыта работы по своей специализации не менее двух лет, а также высшего технического, юридического или экономического образования [37]. При прочих равных условиях, предпочтение отдаваться кандидатам, владеющим английским языком.

Система оплаты труда нацелена на привлечение высококвалифицированных банковских специалистов и предотвращение текучести кадров, поэтому основана на принципах прозрачности и адекватности. Для реализации этих принципов в основу системы оплаты труда положено условное отнесение подразделений к одной из трех групп: обслуживание клиентов, обработка операций и администрация. Оплата труда сотрудников зависит от степени выполнения планов по финансовым результатам подразделений, привлечению клиентов, продажам банковских продуктов [38]. Оплата труда сотрудников подразделений обработки операций зависит от количества ошибок в бухгалтерском учете, отчетности, расчетах, штрафов и других проявлений операционного риска. Оплата труда сотрудников подразделений администрации зависит от степени выполнения задач, поставленных учредителем, финансового результата банка в целом, соблюдения пруденциальных нормативов. При этом распределение премий отнесено к компетенции руководителей подразделений.

Особое внимание уделено формированию и поддержанию на должном уровне деловой культуры сотрудников банка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9