рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Бизнес-план развития банка. Методология и методика его расчета рефераты

Согласно данным Министерства статистики, в 2007 ВВП Беларуси составил $44.5 млрд. в текущих ценах, увеличившись на 8.1%, по сравнению с предыдущим годом. Прогноз Министерства на 2007 год составлял 8-9%. На 2008 год, рост ВВП прогнозируется на уровне 108-111%.

Вклад промышленного сектора в ВВП страны в 2007 году составил 26.7%, транспорта и связи - 8.6%, торговли и строительной сферы - 10.2% и 8.5%, соответственно.

Рост сектора финансовых услуг опережал общий уровень роста ВВП. Например, активы банков увеличились на 56% в 2004, 29% в 2005 и 56% в 2006. В 2007 рост составил 43%, несмотря на рост цен на газ. Отношение банковских кредитов к ВВП составило 27%, что больше чем у других стран СНГ.

Общий объем банковских активов (на 1 января 2008) был 42,981 трлн бел. руб. с общим объемом капитала 6,527 трлн бел. руб. В Беларуси действуют 28 банков и небанковских организаций. Десять из них имеют иностранный капитал в уставном фонде. В основном, это инвесторы из стран СНГ, за исключением Приорбанка, который на 58% принадлежит Райффайзен Банк Австрия.

Белорусский банковский сектор характеризуется высокой концентрацией. Крупнейший банк, Беларусбанк, представляет 41% активов банковской сферы, а, в общем, пять крупнейших банков контролируют 80% суммарных банковских активов. Четыре из этих пяти банков принадлежат государству; третий по величине банк, Приорбанк – является частным. На рынке превалирует краткосрочное финансирование.

Сеть филиалов всех банков насчитывает более 400 филиалов, 70% из них принадлежат государственным банкам. Например, в октябре 2007 Приорбанк имел только 15 филиалов, расположенных, в основном, в столице республики - Минске.

В последнем отчете Fitch Ratings о банковском секторе Беларуси указывается, что банковская система страны работает в достаточно сложной среде, которая характеризуется сильным государственным влиянием на банки, проявляющемся, в первую очередь в виде прямых дотаций и регулировании процентной ставки. Однако, несмотря на отчет Fitch Ratings, белорусский банковский сектор стал достаточно привлекательным для иностранных инвесторов.

Банки активно участвовали в правительственных программах по поддержанию производственного сектора и домашних хозяйств с низким уровнем доходов. В связи с высоким темпом роста ВВП, жестким контролем государства за операциями заемщиков, господдержкой заемщиков, испытывающих трудности, долгосрочностью и низкой процентной ставкой, а также дисциплинированностью заемщиков в платежах, просроченность кредитов по этим программам была низкой.

Национальный Банк Республики Беларусь (НБРБ) установил достаточно функциональную систему банковского контроля. НБРБ пытается внедрить современную систему банковского контроля, основанную на принципах Базель II. В то же время, НБРБ готовится к внедрению международных стандартов финансовой отчетности в 2008 году.

Частный сектор Беларуси менее развит по сравнению с соседними Россией и Украиной. Кредиты частному сектору составляют 48% от общего объема выданных кредитов и немного превышают $6 млрд., составляя около 13% ВВП. Данный показатель в Польше составляет 15%. Тем не менее, уровень проникновения на рынок кредитования малых и средних предприятий остается низким, поскольку лишь несколько банков (включая относительно большие Приорбанк, Белросбанк и Минский Транзитный Банк) имеет специальные программы по финансированию сектора малого бизнеса.

Малый частный бизнес испытывает существенное недофинансирование, и ББМБ облегчает доступ к капиталу для малого бизнеса Беларуси. С долгосрочными международными кредитными линиями в качестве источника финансирования, ББМБ может обеспечить столь необходимое финансирование малому и среднему бизнесу.


1.3 Стратегия развития на 2009г

Основными стратегическими целями на 2009г. являются увеличение объемов бизнеса и рост доли банка в банковском секторе Республики.

Стратегия развития Банка, реализуемая в планируемом периоде, должна быть направлена на расширение ресурсной базы как в корпоративном сегменте, так и в отношении физических лиц, сохранение темпов роста доходов от кредитования, освоение новых форм кредитования, обеспечивая при этом достаточный уровень прибыльности, ликвидности и минимизации рисков [3].

Основными ориентирами для дальнейшего развития Банка в 2009 году являются:

-             поддержание высокой деловой репутации и устойчивости;

-             увеличение объема проводимых операций, расширение и совершенствование спектра предоставляемых услуг в условиях роста конкуренции на внутреннем финансовом рынке;

-             наращивание ресурсного потенциала, адекватного росту активных операций Банка;

-             обеспечение инвестиционной привлекательности, повышение уровня прибыли;

-             минимизация рисков банковской деятельности, в первую очередь кредитной, сохранение высокого качества кредитного портфеля;

-             поддержание оптимального соотношения ликвидности и доходности проводимых операций;

-             расширений клиентской базы в части предприятий среднего и малого бизнеса и населения;

-             развитие розничного бизнеса путем совершенствования существующих программ кредитования и привлечения вкладов;

-             продвижение пластиковых проектов и рост сети банкоматов;

-             расширение присутствия Банка в регионах;

-             формирование в Банке современной, адекватной масштабу и сложности бизнеса и соответствующей международным стандартам системы управления;

-             проведение гибкой процентной и тарифной политики;

-             регулярный мониторинг востребованности банковских продуктов;

-             использование эффективных процедур внутреннего контроля и управления рисками банковской деятельности;

-             формирование коллектива профессиональных и высококвалифицированных сотрудников, совершенствование системы мотивации труда.


1.4 Маркетинговое исследование рынка


В целях наиболее полной реализации имеющегося в настоящее время рыночного потенциала белорусского финансового рынка, основными принципами маркетинговой политики банка ставит концентрация и дифференциация. ББМБ в 2009г. будет в основном концентрировать свои усилия на малых предприятиях. Таким образом, маркетинговая политика банка будет, в основном, направлена на этот сегмент рынка. В отношении клиентов и услуг банк будет концентрировать усилия на деятельности, обеспечивающей наиболее высокие темпы увеличения своей доли рынка. В отношении линейки продуктов, банк будет в максимальной степени использовать свои возможности по созданию продуктов, отличающихся от продуктов, уже предлагаемых на рынке [4]. Сочетание таких банковских продуктов с профилем международных учредителей позволит банку предложить уникальные услуги для белорусского рынка.

Основные цели: создание брэнда и логотипа (Приложение 3), распространение осведомленности о новом брэнде, постоянное создание позитивного имиджа и репутации банка среди заинтересованных сторон и широкой публики. План маркетинга на 2009г. охватывает следующие мероприятия:

·                   отношения с прессой и средствами массовой информации;

·                   развитие клиентской базы;

·                   рекламные и маркетинговые материалы;

·                   усиление корпоративной социальной ответственности;

·                   внутренние коммуникации;

·                   связь с общественностью.

Ниша кредитования мелкого, среднего и малого бизнеса предприятий существует несколько лет. Программа микро кредитования Европейского Банка Реконструкции и Развития действует с 2001 года. Программа в значительной степени использует методологию кредитования аналогичную той которую будет использовать ББМБ, суть которой в аккуратном определении платежеспособности клиентов, которым обычно отказывают банки с традиционным корпоративным подходом. Однако, совокупный текущий портфель кредитов этой программы в Беларуси составляет 60.1 млн. долларов США или меньше 1% совокупных банковских активов и вряд ли удовлетворяет потребности в кредитах малому бизнесу в Беларуси. Учитывая внимание, которое уделяется развитию малого бизнеса в стране, можно считать, что рынок для кредитов малому бизнесу обладает неиспользованным потенциалом и конкуренция на этом рынке со стороны банков, хотя и растет, пока не является ожесточенной. Также следует отметить и благоприятные для начала работы в Республике Беларуси показатели (например, отношение совокупных банковских активов к валовому национальному продукту), которые свидетельствуют о неиспользованном потенциале на рынке банковских услуг. Исходя из опыта работы в других странах, такое недоиспользование потенциала в особенности проявляется на сегменте малого бизнеса.

В настоящее время в Беларуси нет банков или финансовых институтов, которые были бы ориентированы исключительно на предоставлению финансовых услуг этому сектору. Хотя многие негосударственные банки, например Приорбанк, ВТБ и другие имеют специальные программы работы с мелким бизнесом, ни для одного из них этот сегмент не является основным а скорее дополнительным к их основным сегментам корпоративных или розничных клиентов. Некоторые из них также рассматривают в качестве мелких кредиты в размере до 200,000 долларов, что в определении ББМБ уже является кредитами среднему бизнесу. Ни у одного из этих банков все усилия не направлены на развитие продуктов и услуг специально созданных для нужд малого бизнеса, скорее происходит определенная адаптация уже существовавших продуктов.

Конкурентные преимущества ББМБ будут развиты основываясь на различных аспектах этой специализации. ББМБ будет в основном концентрировать свои усилия на малых предприятиях и развивать продуты и услуги исходя из потребностей, в первую очередь, этого сегмента рынка. В отличии от других банков для которых этот сегмент не является основным и в которых лишь небольшая доля банковских продуктов и услуг разработана специально для потребностей малого бизнеса и часто ориентирована на более широкий круг пользователей, ББМБ сможет развить линейку продуктов, которая будет учитывать специфические потребности этого сегмента и, таким образом, будет отличаться от продуктов и услуг предлагаемых другими банками.

В основе развития продуктов банк будет учитывать те требования, которые обычно бывают у представителей малого бизнеса - простота использования и высокая скорость обработки заявок, особенно на кредитные продукты. Весь персонал банка пройдет обучение связанное с обслуживанием представителей малого бизнеса. Таким образом, для целевого сегмента в банке будет создана комфортная среда, что будет отличать ББМБ от других банков с более широкой ориентаций на рынке.

С другой стороны, в отношении линейки продуктов, банк будет в максимальной степени использовать международный опыт своих учредителей и управленцев по созданию продуктов, отличающихся от продуктов, уже предлагаемых на рынке и апробированных в других странах, таким образом, предлагая новые и, возможно, уникальные услуги для белорусского рынка.

В области валютно-обменных операций и расчетно-кассового обслуживания клиентов прямыми конкурентами ББМБ являются банки, территориально расположенные в районе улицы Сурганова, проспекта Независимости, улиц Пулихова и Захарова.

Конкурентами банка являются все банки, активно работающие по предоставлению финансовых услуг сектору малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям, такие как: ОАО «Приорбанк», ЗАО АКБ «Белросбанк», ЗАО «Минский Транзитный Банк», ЗАО «РРБ-Банк» и ОАО «Белгазпромбанк». Однако мы еще раз указываем на тот факт, что наш основной сегмент рынка – это малые предприятия и индивидуальные предприниматели.

Будучи специализированным, ориентированным на кредитование индивидуальных предпринимателей [5], малого и среднего бизнеса, Белорусский Банк Малого Бизнеса имеет определенные преимущества, а именно:

1.            Фокусированность (эффективность деятельности).

2.            Объективность и беспристрастность (профессиональный подход к финансовому анализу и методологии, основанной на кэш-флоу – оценке движения денежных средств заемщика).

3.            Стимул по увеличению размера рынка малого и среднего бизнеса, напрямую связанный с мандатом всех учредителей ББМБ.

В настоящее время универсальные банки предоставляют широкий спектр услуг, направленный на разные сегменты рынка. ББМБ концентрироваться на полном и доскональном знании одного сегмента рынка – малого и среднего бизнеса. В связи с этим, преимуществом ББМБ более быстрая реакция на изменение рынка и более быстрая выдача кредитов.

Несмотря на то, что некоторые банки Республики Беларусь осуществляют кредитование малого бизнеса, в процессе кредитования возникают определенные сложности [6]. В связи с этим ББМБ обладает отличительными конкурентными преимуществами:

- полная концентрация на кредитовании малого и среднего бизнеса;

- клиенты банка могут получить ответы по вопросам кредитования в течение трех или менее рабочих дней, после подачи всех необходимых документов. Фактором успеха на рынке является скорость решения вопросов, прозрачность и стандартизированный подход к процессу кредитования;

- повышение эффективности делопроизводства является оперативной целью ББМБ, что приведет к повышению производительности нашего персонала и снижению стоимости для клиентов. Это будет достигнуто благодаря постоянному обучению персонала и анализу рабочего процесса. В результате, повысится эффективность персонала, и снизятся временные затраты.

При обучении кредитного персонала ББМБ большое внимание уделяет методам оценки реальных финансовых возможностей заемщиков и степени вероятности не возврата кредитов. Один из методов – это построение прогноза движения денежных средств на основе анализа исторического движения денежных средств, а также детального ознакомления с бизнесом клиента.

Внедрение стандарта кредитного анализа на основе движения денежных средств [7] в долгосрочной перспективе привело к снижению стартовых расходов на обработку кредитов и, косвенно, к увеличению прибыли путем эффекта масштаба или роста маржи.

Использование конкурентных преимуществ позволит банку до конца 2009 года завершить период становления и приступить к развитию сети своих подразделений в Минске и областных центрах. Цель банка в среднесрочной перспективе – стать лидером в предоставлении банковских услуг малому бизнесу. Прогноз продуктивности работы кредитных специалистов и объема кредитования отражены в таблицах 1.3; 1.4 ;1.5; 1.6.

Таблица 1.3

Прогноз продуктивности работы кредитных специалистов.


2009

2010

2011

2012

Количество кредитных специалистов


81


115


149


173

Кол-во кредитов к погашению/кредитный специалист


57


61


63


66

Объем кредитов к погашению/кредитный специалист


€356 276


€376 936


€383 738


€391 021


Таблица 1.4-Прогноз объема кредитования.


2009

2010

2011

2012

Количество выданных кредитов в период

6006

9282

12558

15597

Количество выданных кредитов нарастающим итогом

7038

16320

28878

44475

Количество кредитов к погашению

4617

7032

9369

11469

Прогнозируемый объем кредитов к погашению в большой степени зависит от среднего срока кредита. Используя принцип консерватизма [8], мы прогнозируем минимальные сроки кредитов для минимизации рисков непогашения и валютных колебаний. Нижеприведенная таблица иллюстрирует ожидаемые объемы кредитования согласно консервативному сценарию:


Таблица 1.5-Прогноз объема кредитования, Евро


2009

2010

2011

2012

Объем выданных кредитов в период

46,344,000

69,192,000

92,040,000

113,172,000

Объем выданных кредитов нарастающим итогом

56,514,000

125,706,000

217,746,000

330,918,000

Чистый объем кредитов к погашению

28,858,380

43,347,622

57,177,034

67,646,715

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9