Банковская система Республики Беларусь (правовой аспект)
Достижение данных целей,
решение задач и реализация направлений развития банковского сектора будут
содействовать успешному выполнению Программы социально-экономического развития
Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы, утвержденной Указом Президента
Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384, и реализации определенных ею
приоритетов: повышение уровня и качества жизни населения, инновационное
развитие экономики, наращивание экспортного потенциала страны, развитие
агропромышленного комплекса, жилищное строительство, развитие малых и средних
городов.
В то же время достижение
стратегических целей и решение задач развития банковского сектора в
определяющей степени зависят от создания соответствующих макроэкономических
условий, достижение которых предусматривается Программой социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы, утвержденной Указом
Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384.
Основная задача
совершенствования банковского законодательства –
повышение качества регулирования
банковского сектора, основанное на использовании подходов, получивших
международное признание.
В 2006 – 2007 годах
должно быть осуществлено приведение банковского законодательства в соответствие
с Законом Республики Беларусь ”О внесении изменений и дополнений в Банковский
кодекс Республики Беларусь“ (Национальный реестр правовых актов Республики
Беларусь, 2006 г., № 113, 2/1243).
Кроме того,
предусматривается комплексная инвентаризация и систематизация нормативных
правовых актов Национального банка в целях исключения их взаимных противоречий,
признания утратившими силу устаревших, фактически неприменяемых актов,
устранения множественности актов по одному и тому же вопросу (4, п.4.2.1.3.).
Нормотворческий процесс в
банковской сфере должен быть направлен на повышение эффективности и
стабильности законодательства с учетом анализа практики применения, определения
экономических, социальных и иных последствий принятия нормативных правовых
актов в целях: защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков, в том
числе гарантирования сохранности и возврата вкладов физических лиц;
совершенствования системы регулирования и надзора за деятельностью банков,
укрепления устойчивости банковской системы; совершенствования гражданского
законодательства по вопросам обеспечения исполнения обязательств, развития
ипотеки, рынка ипотечных ценных бумаг; завершения перехода на использование в
банковской системе международных стандартов финансовой отчетности;
совершенствования системы налогообложения в банковской сфере; предоставления Национальному
банку прав по установлению требований и оценке приобретателей крупных пакетов
акций (долей) белорусских банков.
В сфере законодательства
в области предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным
путем, и финансирования терроризма должна проводиться работа по следующим
направлениям: организация контроля за выполнением банками и небанковскими
кредитно-финансовыми организациями требований законодательства; обеспечение
организационно-методологической работы и участие в решении вопросов, связанных
с защитой и передачей информации; координация взаимодействия с центральными
банками иностранных государств и другими заинтересованными органами в
Республике Беларусь и за рубежом.
Важную роль в проведении
денежно-кредитной политики и развитии банковского сектора играет международное
сотрудничество в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской
Федерации, ЕврАзЭС, ЕЭП и других интеграционных образований.
В соответствии с
Соглашением о введении единой денежной единицы и формировании единого
эмиссионного центра Союзного государства от 30 ноября 2000 г. необходимо
продолжение работы по формированию единого экономического пространства и на
завершающем ее этапе – по введению единой денежной единицы Союзного
государства.
Поэтапная реализация
указанного межгосударственного соглашения намечена в процессе выполнения
Республикой Беларусь и Российской Федерацией актуализированного Плана
совместных действий Правительства Российской Федерации, Центрального банка
Российской Федерации и Правительства Республики Беларусь, Национального банка
Республики Беларусь по введению единой денежной единицы Союзного государства
(4, 4.2.1.5.).
Развитие интеграционных
процессов в ЕврАзЭС предусматривает дальнейшее согласование государствами –
участниками сообщества параметров денежно-кредитной политики и выработку единых
принципов валютного регулирования и контроля для подготовки государств –
участников ЕврАзЭС к завершающему этапу валютной интеграции, характеризующемуся
согласованием условий и порядка введения единой валюты.
По мере формирования ЕЭП
основное внимание должно уделяться реализации мероприятий по созданию условий
для взаимной конвертируемости национальных валют и перехода к расчетам в
национальных валютах, последовательной либерализации валютной политики,
согласованию механизма установления валютных курсов национальных валют,
формированию действенной платежной системы, повышению степени либерализации
движения капитала по мере улучшения экономического положения государств -
участников.
Должно продолжаться
двустороннее сотрудничество Национального банка с другими центральными
(национальными) банками государств – участников СНГ, в том числе с Национальным
банком Украины, как это и определено Соглашением о создании Консультативного
Совета Центральных банков Республики Беларусь и Украины.
Взаимодействие банковской
системы страны, и главным образом Национального банка, с международными
финансовыми организациями, в первую очередь с МВФ, необходимо осуществлять
посредством привлечения технической помощи по актуальным направлениям
деятельности банковской системы, включая дальнейшее ее укрепление с учетом
рекомендаций экспертов МВФ по Программе оценки финансового сектора;
совершенствования денежно-кредитной политики, банковского надзора, системы
сбора, составления и распространения статистической информации; перехода на
международные стандарты финансовой отчетности; проведения мероприятий по
противодействию финансирования терроризма и легализации доходов, полученных
незаконным путем. Одновременно должна продолжаться работа по обеспечению
согласованных оценок МВФ и белорусской стороны экономической ситуации в стране
и прогнозов на перспективу.
Взаимоотношения с группой
организаций Всемирного банка и ЕБРР послужат целям привлечения финансовых
ресурсов указанных организаций в банковский сектор страны для нужд микро-,
малого и среднего бизнеса, а также в капиталы белорусских банков.
В ходе переговорного
процесса со странами – членами Всемирной торговой организации (далее – ВТО) должна
продолжиться работа по сближению позиций заинтересованных сторон по условиям
доступа иностранных поставщиков банковских (финансовых) услуг на рынок страны с
учетом экономических интересов государства с целью присоединения Республики
Беларусь к ВТО (4, п.4.2.1.5.).
Обобщив вышеизложенное,
можно сделать вывод, что, несмотря на стабильное последовательное развитие
банковской системы нашего государства, все-таки существуют определенные проблемы.
Для их преодоления следует стараться неукоснительно следовать Программе
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы,
утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384,
которая позволит вывести ее (банковской системы) развитие на международный
уровень.
Заключение
Подводя итог выполненной
работы, сформулируем основные результаты исследования и выводы, сделанные на
данной основе.
Проводимое Национальным
банком денежно-кредитное регулирование является неотъемлемой частью
экономической политики государства. Действия Национального банка Республики Беларусь
должны быть направлены на достижение стратегических и тактических целей
денежно-кредитной политики, обеспечение социально-экономического развития
страны, увязаны с бюджетно-налоговой политикой, прогнозом платежного баланса
Республики Беларусь. Результаты исследований показали, что в последние годы,
начиная с 1991, нет должной увязки между конечными и промежуточными целями и
применением инструментов денежно-кредитного регулирования.
В целях повышения
эффективности функционирования банковской системы необходимо более широко
использовать принцип независимости Национального банка Республики Беларусь,
который является необходимым условием стабильности денежно-кредитной системы,
повышения эффективности регулирования денежной сферы. Усилившиеся на современном
этапе тесные связи между Национальным банком и правительством не означают, что
государство может безгранично влиять на политику Национального банка.
Существенная степень независимости последнего является необходимым условием
эффективности его деятельности, которая нередко вступает в противоречие с
краткосрочными целями правительства. Это особенно важно в плане ограничения
возможности правительства по использованию ресурсов Национального банка для
покрытия бюджетного дефицита или финансирования заранее невозвратных кредитов.
В связи с этим представляется целесообразным, при сохранении статуса
Национального банка Республики Беларусь в предусмотренном законодательством
режиме, найти решение проблемы механизма взаимодействия правительства,
министерств и ведомств с Национальным банком, а также с банками второго уровня,
не отказываясь от наработанных и оправданных механизмов.
Сегодня, в условиях
развития товарного и становления финансового рынка, резко меняется структура
банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые
кредитные инструменты и методы обслуживания клиентов. Идет поиск оптимальных
форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке
капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой,
гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач
экономической реформы в Беларуси. Решение этой задачи возможно только при
своевременной реакции законодателей на все изменения происходящие при развитии
и совершенствовании банковской системы. Для успешного функционирования
банковской системы необходима, прежде всего, четкая правовая регламентация.
Прогнозируется,
что к концу 2010 года отношение активов к ВВП составит 40 – 43%. В целом активы
в абсолютном выражении за пятилетие возрастут в 2,7 – 3,2 раза. Отношение
банковского капитала к ВВП достигнет 7,9 – 8,4%, что соответствует
международным нормам. Банковский капитал в абсолютном выражении увеличится в
2,7 – 3 раза. Отношение кредитов экономике к ВВП составит 29 – 31%, за пятилетие
банковские кредиты экономике в абсолютном выражении возрастут почти в 3 – 3,5
раза. Планируется, что объем банковских депозитов населения увеличится в 3 –
3,4 раза, объем депозитов субъектов хозяйствования – в 2,5 – 3 раза (4, п.
4.2.2.3.).
Развитие
банковского сектора, проведение эффективной денежно- кредитной политики в
значительной степени будут зависеть от координации совместных действий
Правительства и других органов государственного регулирования, Национального
банка и банков, направленных на решение задач, предусматриваемых в ежегодных
прогнозах социально-экономического развития, бюджете и основных направлениях
денежно-кредитной политики, других государственных программах страны.
В ходе проведенного
исследования были решены следующие задачи: раскрыто содержание понятия и
сущность банковской системы, проанализированы процессы зарождения и становления
банковской системы Республики Беларусь, охарактеризованы и исследованы
взаимоотношения между Национальным банком и банками второго уровня, выявлены
проблемы, пути их решения, а также определены перспективы развития Банковской
системы Республики Беларусь.
Нами
установлено, что тема данного исследования довольно актуальна и значима перед
построениями правового социального государства, что имеет, как теоретическую,
так и практическую значимость.
Список
использованных источников
Список нормативных источников
1.
Конституция
Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на
республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2006. – 48 с.
2.
Банковский кодекс
Республики Беларусь № 441-З от 25 октября 2000 г. (в ред. от 17.07.2006) // Консультант
Плюс Беларусь/ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики
Беларусь. – Минск, 2007.
3.
Гражданский
кодекс Республики Беларусь № 218-З от 7 декабря 1998 г. (в ред. от 29.12.2006)
// Консультант Плюс
Беларусь/ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.
– Минск, 2007
4.
Указ Президента
Республики Беларусь № 27 от 15 января 2007 г. «Об утверждении Программы
развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы»
// Консультант Плюс Беларусь/ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой
информации Республики Беларусь. – Минск, 2007.
5.
Постановление
Правления Национального Банка Республики Беларусь № 107 от 28 июля 2006 года
«Об итогах выполнения основных направлений денежно-кредитной политики
Республики Беларусь за первое полугодие 2006 г. и задачах банковской системы
страны по их дальнейшей реализации» // Консультант Плюс Беларусь/ООО
«ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. –
Минск, 2007.
6.
Постановление
Правления Национального Банка Республики Беларусь № 220 от 15 ноября 2002 г.
«Об утверждении правил формирования банками и небанковскими
кредитно-финансовыми организациями фонда обязательных резервов, размещаемого в
Национальном Банке Республики Беларусь» // Консультант Плюс Беларусь/ООО
«ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. –
Минск, 2007.
7.
Постановление
Правления Национального Банка Республики Беларусь № 175 от 28 июня 2001 г. «Об
утверждении инструкции о порядке государственной регистрации и лицензирования
деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций» // Консультант
Плюс Беларусь/ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики
Беларусь. – Минск, 2007.
8.
Постановление
Правления Национального Банка Республики Беларусь № 137 от 28 сентября 2006 г.
«Об утверждении инструкции о нормативах безопасного функционирования для банков
и небанковских кредитно-финансовых организаций» // Консультант Плюс
Беларусь/ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики
Беларусь. – Минск, 2007.
9.
Постановление
Правления Национального Банка Республики Беларусь № 35 от 31 января 2007 г. «Об
утверждении инструкции о порядке проведения Национальным банком Республики
Беларусь проверок банков и небанковских кредитно–финансовых организаций» // Консультант
Плюс Беларусь/ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики
Беларусь. – Минск, 2007.
Список литературных источников
1.
Довнар Ю.П.
Банковское право. Общая часть. – Минск: Амалфея, 2007. – 336 с.
2.
Ефимова Л.Г.
Банковское право. Учеб. и практич. пособие. - М: Изд-во БЕК, 1994. – 345 с.
3.
Масленников В.В.,
Соколов Ю.А. Национальная банковская система. – М.: Элит-2000, 2003. – 243 с.
4.
Нестерова Т.Н.
Банковские операции. Учебное пособие. – М.: Инфра-М., 1996. – 94 с.
5.
Тихонов Р.Ю.,
Тихонов Ю.Р. Фондовый рынок. – Минск: Амалфея, 2000. – 223 с.
6.
Ханкевич Л.А.
Банковское право республики Беларусь. Практическое пособие. - Минск: НО ООО
«БИП-С», 2003. – 283 с.
7.
Банковская
система России. (Настольная книга банкира). В 3-х кн. – М.: Дека, 1995. – 768
с. (кн.2).
8.
Научно-практический
комментарий к Банковскому кодексу Республики Беларусь: В 2 кн. Кн. 1 / В. В. Жуков,
Д.А. Калимов, В.И. Киблов и др. - Минск: Дикта, 2002. – 453 с.
9.
Алексеева Н.,
Осипов В. Пути повышения стабильности банковской системы // Банковский вестник.
- 2000. - № 9. - С. 2 - 6.
10.
Антоненко Ю.,
Ильич А. Банковская система: Надежность в крепкой и открытой структуре // Банкаўскi веснiк. –
1999. – №8. – с.6-7.
11.
Бриштелев А.
Особенности согласования интересов центрального банка и банков // Банкаўскi веснiк. –
2006. – №4. – с.30 – 34.
12.
Дискуссия об
устойчивом развитии банковской системы Беларуси // Вестник Ассоциации
белорусских банков. – 2000. – №22. – с. 45 - 50.
13.
Ерпылева Н.Ю.
Международное банковское право: учеб. пособие. – М.: Дека, 1998. – 361 с.
14.
Иоффе Э.
Кредитные учреждения Минска в конце XIX – начале XX века // Банкаўскi веснiк. –
1999. – №14. – с. 38-40.
15.
Каллаур П.В. О
задачах Национального банка и банков по повышению эффективности банковской
системы Республики Беларусь (Доклад первого
заместителя Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь на
расширенном заседании Правления) // Банкаўскi веснiк. –
2006. - №6. – с. 11 – 14.
16.
Крамаренко О.
Сущность и организация пруденциального надзора за банками // Банковский
вестник. – 2000. – №2. – с. 6 - 9.
17.
Масько И.
Возникновение и становление банковской системы Беларуси: документы
свидетельствуют // Банковский вестник. – 2004. - № 7. – с.47 – 49.
18.
Мойсейчик Г. Создание
государственных банков на местном уровне: за против // Банкаўскi веснiк. –
2006. - №10. – с. 38 – 40.
19.
Рыкова Л.
Банковская ликвидность – индикатор денежно-кредитной политики // Банкаўскi веснiк. –
2000. – №7. – с. 20 - 24.
20.
Салей Е.А.
Правовые основы организации и деятельности банковской системы в свете
Банковского Кодекса Республики Беларусь // Консультант Плюс Беларусь/ООО
«ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь – Минск,
2007.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|