рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Банковская система Республики Беларусь (правовой аспект) рефераты

Реорганизация банка может быть осуществлена по решению учредителей (участников), а в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь, - по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда (7, п. 67).

Банковским законодательством установлены специфические особенности реорганизации банков в той или иной форме.

В частности, слияние возможно только банка с банком, при добровольном слиянии только с письменного разрешения Национального банка, присоединение банка допускается только к другому банку (присоединиться же к банку может как банк, так и небанковская кредитно-финансовая организация).

Разделение и выделение банков допускается при условии, если уставный фонд банков, созданных в результате реорганизации, остается в пределах минимально установленного размера уставного фонда для банков. В случае если разделение или выделение влечет уменьшение уставных фондов, создаваемых в результате реорганизации банков по сравнению с уставным фондом реорганизуемого банка, необходимо уведомление кредиторов реорганизуемого банка, которые вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является этот банк, и возмещения убытков.

Банк может быть преобразован в небанковскую кредитно-финансовую организацию при отзыве у него лицензии на осуществление банковских операций, характеризующих банк как юридическое лицо, т.е. на привлечение денежных средств физических и / или юридических лиц во вклады, размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов, при сохранении лицензии на осуществление других банковских операций. В случае отзыва лицензии на осуществление всех видов банковских операций при условии полного выполнения всех обязательств перед вкладчиками и кредиторами банк может быть преобразован в любую иную коммерческую организацию.

Банк считается прекратившим свое существование с момента внесения об этом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [29, с.8].

Кроме банков в большинстве стран мира (например, США, Япония) существуют и так называемые парабанковские организации. Они функционируют в относительно узких сферах рынка банковских услуг, где требуются специальные знания и особые технические приемы. К парабанковским можно отнести, например, ссудо-сберегательные учреждения, общества взаимного кредитования, кредитные союзы и т.п.

Наиболее интенсивный рост таких организаций пришелся на последние десятилетия XX в. Основной его причиной стало жесткое регулирование деятельности банков в западных странах. Не скованные рамками банковского регулирования, небанковские кредитно-финансовые организации быстро осваивали новые банковские услуги и видоизменяли традиционные формы обслуживания. Банки, находясь в жестких рамках, не смогли своевременно включиться в этот процесс. К концу 80-х гг. XX в. границы между услугами банков, инвестиционных фондов, страховых компаний почти исчезли. В результате финансовые компании захватили большую долю рынка. Так, в Японии в 1975 г. 90 % задолженности корпораций приходилось на задолженность по банковским кредитам, а в 1992 г. этот показатель составил уже менее 50 %. В США доля банков в краткосрочной задолженности корпораций упала с 70 % в конце 70-х гг. до 50 % в конце 80-х гг.

В Республике Беларусь для подобных юридических лиц существует специальное название — небанковские кредитно-финансовые организации.

Небанковская кредитно-финансовая организация — это юридическое лицо, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные ст. 14 кодекса, за исключением осуществления в совокупности следующих банковских операций:

- привлечения денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);

- размещения привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

- открытия и ведения банковских счетов физических и юридических лиц (2, ст.9).

В п. 82 Инструкции о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций уточняется, что небанковские кредитно-финансовые организации вправе осуществлять следующие банковские операции:

- привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (депозиты);

- размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

- открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

- осуществление расчетного и (или) кассового обслуживания физических и юридических лиц;

- валютно-обменные операции;

- выдача банковских гарантий;

- инкассация денежной наличности, валютных и других ценностей, а также платежных документов (платежных инструкций);

- хранение драгоценных металлов и драгоценных камней;

- финансирование под уступку денежного требования (факторинг);

- предоставление физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.).

Таким образом, небанковские кредитно-финансовые организации кроме отмеченного выше ограничения не могут осуществлять отдельные банковские операции (например, привлечение денежных средств физических лиц во вклады).

Необходимость правового регулирования деятельности небанковских кредитно-финансовых организаций в Республике Беларусь возникла в первой половине 90-х г. XX в. В этот период законодательство допускало оказание банковских услуг юридическими лицами, не являющимися банками. Однако отсутствие государственного регламентирования деятельности этих субъектов и пробелы в их правовом регулировании оставляли широкий простор для различного рода злоупотреблений. Это не только сказывалась на кредиторах подобных юридических лиц, но и существенно подрывало доверие ко всей финансово-кредитной системе. Несмотря на то, что в Беларуси не было таких масштабных финансовых пирамид, как в России АО «МММ», ситуация требовала разрешения. В результате был принят ряд актов, ключевым из которых стал Указ Президента Республики Беларусь от 2 мая 1996 г. № 157 «О мерах по упорядочению банковской и иной финансовой деятельности» (действует до сих пор с некоторыми изменениями и дополнениями). В соответствии с п.1 Указа запрещена деятельность субъектов хозяйствования, не являющихся банками, но осуществляющих банковские и иные финансовые операции, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц, без соответствующих лицензий или без согласия Национального банка [10, с.168].

Правовое положение небанковских кредитно-финансовых организаций регулируется Банковским кодексом (гл. 14), Инструкцией о порядке государственной регистрации и лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, другими актами.

Небанковская кредитно-финансовая организация может быть создана в форме хозяйственного общества. Ее наименование должно содержать указание на характер деятельности («небанковская кредитно-финансовая организация») и организационно-правовую форму (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью).

Порядок создания небанковской кредитно-финансовой организации аналогичен процедуре образования банка (с некоторыми частными особенностями). Решения о государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации или об отказе в ее государственной регистрации принимаются Национальным банком в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления необходимых для государственной регистрации документов, В государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации может быть отказано в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов, установленных Национальным банком.

Национальный банк на основании решения о государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации в десятидневный срок представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь необходимые сведения об этой организации для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Зарегистрированной небанковской кредитно-финансовой организации выдаются свидетельство о ее государственной регистрации и лицензия на осуществление банковской деятельности.

Одновременно с решением о государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации Национальный банк принимает решение о перечне банковских операций, которые вправе осуществлять данная небанковская кредитно-финансовая организация, и о выдаче ей лицензии на осуществление этих банковских операций. Решение о предоставлении небанковской кредитно-финансовой организации дополнительных лицензионных полномочии принимает Правление Национального банка по заявлению небанковской кредитно-финансовой организации при условии соблюдения требований, предусмотренных для получения той или иной лицензии.

Реорганизация и ликвидация небанковских кредитно-финансовых организаций осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь для юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы с учетом особенностей, предусмотренных для банков гл. 13 Банковского кодекса. При этом согласно ст. 108 БК в случае реорганизации небанковской кредитно-финансовой организации путем ее преобразования в иную коммерческую организацию, последняя не может быть преобразована в небанковскую кредитно-финансовую организацию ранее трех лет со дня отзыва всех лицензий на осуществление банковской деятельности [10, с.170].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что отечественная банковская система является двухуровневой, а в законах, регулирующих банковскую деятельность, определены функции для каждого из ее уровней. Для Национального банка Республики Беларусь — это защита и обеспечение устойчивости национальной валюты, в том числе ее покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам, развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Для банков — расширение ресурсной базы и повышение капитализации, оптимизация активов и пассивов, совершенствование институциональной и функциональной структур банков, кредитование банками экономики и ее реального сектора, приоритетных направлений экономического и социального развития страны, снижение номинального уровня процентных ставок на денежном рынке.


2.3 Основные направления совершенствования банковской системы

Развитие и укрепление банковской системы нашей страны, обеспечение стабильности ее работы являются одной из основных целей в деятельности Национального банка Республики Беларусь. Это сложная и многоплановая задача, решение которой достигается совместными усилиями не только Национального банка, но и ряда других министерств и ведомств, органов управления коммерческих банков, руководства предприятий-заемщиков, клиентов банков республики.

Белорусская банковская система, являясь практически ровесницей Беларуси как государственного образования, прошла вместе со своей страной через все периоды ее непростой истории. Как специфический сектор экономики, она пережила годы почти полного отрицания роли денег в народном хозяйстве и господства натурального обмена, длительное время существовала в условиях, когда деньги и банки использовались как учетно-распределительные инструменты в плановом хозяйстве и, наконец, дождалась их признания в качестве всеобщего эквивалента и универсального платежного средства в последние годы.

В настоящее время банковская система является динамично развивающейся отраслью народного хозяйства. Положительные черты в развитии денежно-кредитной политики и банковской системы в последние два года свидетельствуют, что их становление идет в русле общемировых тенденций, и позволяют уже в ближайшее будущее надеяться на полноценное удовлетворение белорусскими банками потребностей национальной экономики и скорый их выход на мировой рынок финансовых услуг.

На стабильность отечественных банков, активно работающих на международном уровне, могут оказывать воздействие экономические и политические события, происходящие за рубежом. Примером этого является влияние на банковскую систему Беларуси последствий российского экономического кризиса второй половины 1998 года [16, с. 182].

Стабильность банковской системы можно понимать как:

Способность банков эффективно решать задачи социально-экономического развития страны при соблюдении экономических интересов своих акционеров, полном и своевременном выполнении всех обязательств перед государством, кредиторами, клиентами, вкладчиками;

Способность банков успешно противостоять рискам, характерным для экономической среды, в которой они работают;

Способность банковской системы противостоять угрозе системного кризиса.

Национальный банк обеспечивает стабильность работы коммерческих банков, сочетая меры финансовой поддержки с мерами контроля и регулирования деятельности банков. Последние включают в себя государственную регистрацию банков, лицензирование банковских операций, установление экономических нормативов, запретов и ограничений для банков, надзор за деятельностью банков, выявление нарушений банковского законодательства и применение к нарушителям мер воздействия, а также случаев осуществления банковских операций без получения соответствующей лицензии и привлечение к ответственности лиц, осуществляющих такие операции.

Как уже упоминалось, далеко не все в обеспечении стабильности банковской системы зависит от коммерческих банков и Национального банка. Банковская система концентрирует основные экономические риски, связанные с проблемами формирования хозяйственного механизма, функционирования народного хозяйства в целом, его отдельных отраслей и предприятий. Убыточная работа предприятий-заемщиков, неплатежи, непропорционально большая доля бартерных расчетов, низкая кредитная дисциплина, слабость экономических и правовых факторов обеспечения возвратности кредитов препятствуют своевременному погашению ссудной задолженности, ведут к повышению банковских рисков в реальном секторе экономики, ухудшению финансового состояния отдельных банков и снижению устойчивости банковской системы в целом.

К сожалению, в реальном секторе экономики республики существуют проблемы, создающие ощутимые трудности для работы банков.

В 2007 году развитие банковского сектора должно быть направлено на дальнейшее повышение устойчивости и эффективности его функционирования, усиление конкурентоспособности белорусских банков, увеличение масштаба и качества их взаимодействия с организациями нефинансового сектора экономики и населением.

Для достижения указанных целей Национальным банком и Правительством должны предприниматься согласованные действия, проводиться взвешенная и последовательная политика в развитии банковского сектора посредством: повышения эффективности банковского регулирования и надзора; развития институциональной структуры банковского сектора и формирования среды добросовестной конкуренции; формирования благоприятных условий для участия банков в финансовом посредничестве, учета интересов банковского сектора и других секторов экономики на базе обеспечения взаимной коммерческой выгоды и системной стабильности.

Наращивание ресурсной базы банков является одним из важнейших условий расширения состава банковских операций, повышения функциональной роли банковской системы в социально-экономическом развитии страны.

Для улучшения качества управления деятельностью банков и инвестиционной привлекательности их бизнеса, повышения прозрачности учетной и отчетной информации в 2007 году должна продолжаться работа по внедрению в банковской системе международных стандартов финансовой отчетности посредством совершенствования национальных стандартов, правил и принципов, направленных на формирование достоверного учета и отчетности, повышение требований к объему, качеству, периодичности публикуемой информации.

Цели и задачи развития банковского сектора определяются необходимостью обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста и повышения на этой основе уровня благосостояния и качества жизни народа.

Усиление роли банковского сектора в социально-экономическом развитии страны является одной из важнейших задач государства.

В этой связи целями развития банковского сектора являются: повышение устойчивости и эффективности функционирования банковского сектора; рост потенциала и совершенствование состава банковских инструментов адекватно растущим потребностям экономики и населения.

На достижение указанных целей развития банковского сектора должно быть направлено решение следующих основных задач: укрепление доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов, вкладчиков, в первую очередь посредством усиления защиты их интересов; повышение эффективности механизмов аккумулирования денежных средств населения, субъектов хозяйствования и их трансформации в кредиты и инвестиции; увеличение объемов кредитования экономики, и в первую очередь инвестиционного, в соответствии с принятыми приоритетами и государственными программами; расширение состава и улучшение качества предоставляемых услуг до уровней, соответствующих международным стандартам банковской деятельности и исключающих использование банков в недобросовестных коммерческих и противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем); повышение эффективности государственного регулирования параметров развития банковского сектора; интеграция в мировую банковскую систему (4, п.4.1.).

Основными направлениями развития банковского сектора должны быть: совершенствование организационно-правового обеспечения банковской деятельности, усиление роли государства в повышении эффективности деятельности банков с преобладающим участием государства в капитале, институциональное развитие структуры банковского сектора, формирование среды добросовестной конкуренции, активизация международного сотрудничества; увеличение ресурсной базы банков посредством повышения эффективности их деятельности, привлечения средств национальных и иностранных инвесторов, кредиторов и вкладчиков; обеспечение стабильности функционирования банковского сектора за счет оптимизации структуры активов и пассивов и улучшения их качества; совершенствование внутрибанковских систем управления рисками, а также регулирующего воздействия банковского надзора; рост объемов, расширение состава и повышение качества услуг, предоставляемых банками клиентам из нефинансового сектора, а также населению; повышение уровня организации деятельности банков на основе развития информационных технологий, совершенствования платежной системы и безналичных расчетов, стандартов учета и отчетности, профессиональной подготовки кадров (4, п.4.2.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7