Анализ кредитоспособности заемщика на примере Волгоградского филиала АКБ "Московский Индустриал...
Анализ кредитоспособности заемщика на примере Волгоградского филиала АКБ "Московский Индустриал...
Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации
Всероссийский Заочный Финансово - Экономический
Институт
Кафедра Банковских технологий
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
студента
------------------------------------------ .
( фамилия, имя, отчество )
Первое
образование .
( I или II образование )
№
личного дела
На тему:
Анализ кредитоспособности заемщика.
( название темы )
(на примере):
Волгоградского филиала АКБ “Московский Индустриальный
Банк )
Руководитель: _________________
.
Консультант:
.
Рецензент:
_____________________ .
“Допустить к защите”
Председатель
кафедры
в филиале или
зав.кафедрой:
(подпись)
МОСКВА 2004 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
|
Глава 1
|
Основные подходы к оценке финансово - экономической
деятельности заемщика
|
|
|
1.1.
|
Организационно - экономические проблемы оценки
кредитоспособности заемщика
|
|
|
1.2.
|
Использование опыта зарубежных банков в области
оценки кредитоспособности заемщика
|
|
|
Глава 2
|
Анализ финансового состояния заемщика
|
|
|
2.1.
|
Общая оценка динамики и структуры статей
бухгалтерского баланса
|
|
|
2.2.
|
Анализ ликвидности, финансовой устойчивости и состояния
платежно-расчетной дисциплины ссудозаемщика
|
|
|
2.3.
|
Анализ деловой активности и эффективности
деятельности предприятия – заемщика
|
|
|
Глава 3
|
Совершенствования методов оценки кредитоспособности
заемщика
|
|
|
3.1.
|
Рейтинговая оценка кредитоспособности
|
|
|
3.2.
|
Методы определения критических значений оценочных
показателей кредитоспособности
|
|
|
3.3
|
Деятельность АКБ «Московский Индустриальный банк»
под
влиянием банковского кризиса 1998 года
|
Заключение
Список литературы
Введение
Перемены, происходящие
в экономике России, предполагают существенные изменения во взаимоотношениях
банков с субъектами хозяйствования - предприятиями, организациями, другими
банками. Банки как коммерческие организации, основными операциями которых
являются кредитование, расчетные, депозитные, кассовые и другие операции, несут
при их проведении самые разнообразные риски: невозврат выданного кредита,
неуплату процентов по ссуде, риски расчетные, валютные, процентных ставок и
т.п. Высокая рискованность банковских операций главным образом связана с
условиями и результатами деятельности его клиентов.
Финансовая устойчивость
банка должна быть обеспечена квалифицированным выбором партнеров на внутреннем
и внешнем рынках. Важнейшим средством такого выбора является экономический
анализ деятельности клиента. Анализ предоставляет руководству банка информацию,
позволяющую оценивать вероятность выполнения клиентом своих обязательств и
принимать соответствующие управленческие решения.
Экономический анализ деятельности клиента должен
осуществляться банком постоянно, начиная с первого этапа - подготовки к
заключению договора на обслуживание клиента. Особенно глубоким должен быть
экономический анализ (анализ кредитоспособности) при заключении кредитных
договоров. Это позволит предотвратить неоправданные с точки зрения денежного
обращения и народного хозяйства кредитные вложения, их структурные сдвиги,
обеспечить своевременный и полный возврат ссуд, что имеет важное значение для
повышения эффективности использования материальных и денежных ресурсов.
Целью данной дипломной
работы является раскрытие понятия кредитоспособности, а также сущности анализа
данной экономической категории на примере Волгоградского филиала АКБ
“Московский Индустриальный Банк”
В главе 1 показана методика
рассмотрения кредитной заявки и собеседования с заемщиком, дана оценка основных
источников информации для анализа, а также проанализирован зарубежный опыт
определения характера заемщика и его кредитоспособности. Глава 2 содержит
методику и пример оценки финансового положения заемщика, основное внимание
уделено методам расчета финансовых коэффициентов. В главе 3 рассмотрена
методика рейтинговой оценки деятельности клиентов, методы определения
критических значений оценочных показателей для рейтинговой оценки кредитоспособности,
а также влияние банкового кризиса 1998 года на деятельность АКБ «Московский
Индустриальный Банк».
Глава 1. Основные подходы к
оценке Финансово - экономической деятельности заемщика
1.1. Организационно - экономические
проблемы оценки кредитоспособности заемщика.
Процесс кредитования связан
с действиями многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь
за собой непогашение ссуды в установленный срок. Поэтому предоставление ссуд
банк обуславливает изучением кредитоспособности, т.е. изучением факторов,
которые могут повлечь за собой их непогашение. Цели и задачи анализа
кредитоспособности заключаются в определении способности заемщика своевременно
и в полном объеме погасить задолженность по ссуде, степень риска, который банк
готов взять на себя; размер кредита, который может быть предоставлен в данных
обстоятельствах и, наконец, условий его предоставления.
Все это обуславливает
необходимость оценки банком не только платежеспособности клиента на определенную
дату, но и прогноза его финансовой устойчивости на перспективу. Объективная
оценка финансовой устойчивости заемщика и учет возможных рисков по кредитным
операциям позволяют банку эффективно управлять кредитными ресурсами и получать
прибыль.
По данным американских
аналитиков 35-40% просроченных ссуд возникает в результате недостаточно
глубокого анализа финансового положения заемщика на предварительной стадии
переговоров.
Клиент, обращающийся в банк
за получением кредита, должен представить заявку, где содержаться исходные
данные о требуемой ссуде:
- цель
- размер кредита
- на какой срок
- предполагаемое обеспечение.
К заявке должны быть
приложены документы и финансовые отчеты, служащие обоснованием просьбы о
предоставлении ссуды и объясняющие причины обращения в банк. Эти документы
необходимая составная часть заявки. Их тщательный анализ проводится на
последующих этапах, после того, как представитель банка проведет
предварительное интервью с заемщиком и сделает вывод о перспективности сделки.
В солидных банках многих
стран в состав пакета сопроводительных документов, предоставляемых в банк
вместе с заявкой, входят следующие документы:
- Нотариально заверенные
копии учредительных документов компании заемщика.
- Финансовый отчет,
включающий баланс и счет прибылей и убытков за последние три года. Баланс
составляется на дату (конец года) и показывает структуру активов, обязательств
и капитала компании. Отчет о прибылях и убытках охватывает годичный период и
дает подробные сведения о доходах и расходах компании, чистой прибыли, ее
распределения (отчисления в резервы, выплата дивидендов и т.д.)
- Отчет о движении кассовых
поступлений. Он основан на сопоставлении балансов компаний за два отчетных
периода и позволяет определить изменения различных статей и движение фондов.
Отчет дает полную картину использования ресурсов, времени высвобождения фондов
и образования дефицита кассовых поступлений.
- Внутренние финансовые
отчеты характеризуют более детально финансовое положение заемщика, изменение ее
потребности в ресурсах в течении года, поквартально или помесячно
- Данные внутреннего
оперативного учета. Составление баланса требует много времени. Однако банку -
кредитору могут потребоваться данные оперативного учета, которые содержаться в
сводках, подготовленных для руководства компании - заемщика. Эти документы
касаются текущих операций и продаж, величины запасов и т.д.
- Прогноз финансирования, который содержит
оценки будущих продаж, расходов, издержек производства продукции, дебиторской
задолженности, оборачиваемости запасов, потребности в денежной наличности,
капиталовложениях и т.д. Речь идет об оценочном балансе, который включает
прогнозный вариант балансовых счетов и счетов прибылей и убытков на будущий
период, и кассовом бюджете, который прогнозирует поступление и расходование
денежной наличности (по неделям, месяцам, кварталам).
- Налоговые декларации. Это
важный источник дополнительной информации. Там могут содержаться сведения, не
включенные в другие документы. Кроме того, они могут характеризовать заемщика,
если будет обнаружено, что он уклоняется от уплаты налогов с части прибыли.
- Бизнес - план. Многие
кредитные заявки связаны с финансированием начинающих предприятий, которые еще
не имеют финансовых отчетов и другой документации. В этом случае компания -
заемщик предоставляет в банк подробный бизнес - план, который должен содержать
сведения о целях проекта и методах его осуществления. В частности, документ
должен включать:
- описание продуктов или услуг,
которые будут предложены на рынке (включая патенты, лицензии); планы
исследований и разработок и т.д.
- отраслевой и рыночный прогноз
(описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продукт,
преимущества и слабые стороны конкурентов);
- планы маркетинга (цели, реклама,
стоимость компании по продвижению продукта на рынке и т.д.);
- план производства (потребность в
производственных мощностях, рабочей силе, оборудовании и т.д.)
- план менеджмента (структура
компании, руководящие органы и т.д.);
- финансовый план (прогноз движения
наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).
Заявка поступает к
соответствующему кредитному работнику, который после рассмотрения проводит
предварительную беседу с будущим заемщиком - владельцем или представителем
руководства фирмы. Подобные встречи позволяют кредитному инспектору выяснить не
только важные детали кредитной сделки, но и составить психологический портрет
возможного заемщика, оценить профессиональную подготовленность руководства
компании, реалистичность их оценок положения и перспектив развития предприятия.
В ходе беседы кредитному работнику нет необходимости выяснять все аспекты
работы компании - заемщика, он должен сконцентрировать внимание на ключевых
вопросах, представляющих интерес для банка - кредитора.
Практика ведущих зарубежных
банков показывает, что ознакомительная беседа с потенциальным заемщиком может
касаться следующих вопросов, заданных в определенной последовательности (см.
табл. 1)
Таблица 1
Вопросы кредитного работника к
потенциальному заемщику
|