Военная служба, как особый вид государственной службы
Военная служба, как особый вид государственной службы
Содержание
Введение
Глава 1.
Военная служба - особый вид государственной службы
1.1 Понятие
военной службы
1.2
Особенности военной службы в РФ
Глава 2.
Воинские должности
2.1
Особенности воинских должностей
2.2 Порядок
назначения на воинские должности и освобождения от них
Глава 3.
Воинские звания и порядок их присвоения
3.1
Присвоение воинского звания
3.2
Присвоение "внеочередного" воинского звания
3.3
Сохранение воинского звания при переходе из одного вида государственной службы
в другой и возникающие проблемы
Заключение
Список
литературы
Военная служба - особый вид
федеральной государственной службы, представляющий собой деятельность граждан,
которым присваиваются воинские звания, на воинских должностях в Вооруженных
Силах Российской Федерации, а также других войсках, воинских (специальных) формированиях
и органах, входящих в состав военной организации государства.
Посредством исполнения военной
службы реализуются функции отдельных государственных органов и организаций. В
то же время особенность военной службы заключается в том, что заранее
определить алгоритм действий военнослужащих не всегда представляется возможным
из-за специфики их деятельности, имеющей подчас исключительно динамичный
характер, что особенно характерно при ведении боевых действий. Однако ведение
боевых действий подчиняется определенным законам, выяснить которые и
формализовать в виде боевых уставов и других актов военного управления является
задачей не правовой науки, а военной науки. В то же время формализованные в
виде актов военного управления, они приобретают свойство правового акта
соответствующего органа военного управления, который имеет следующие
характерные черты: подзаконность, правовой характер, авторитарность,
императивность.
Актуальностью выбранной темы
является проблема единства системы и взаимодействия различных видов
государственной службы, как единого целого. Демократизация российского общества
последнего десятилетия изменила многое в нашей жизни. Можно по-разному
относиться к происшедшим переменам, но одно ясно - мы вступили в новую эру
общественных отношений. Такой резкий переход требует определенного периода
адаптации, который, к несчастью, в случае с нашей страной приобрел довольно
уродливые формы.
До последнего времени армия
оставалась в некоторой изоляции от происходивших в стране преобразований, что
привело к явным противоречиям в отношениях с другими общественными институтами.
Такое положение вещей грозит России новыми потрясениями в социальной сфере,
принимая во внимание тот факт, что военнослужащие вместе с работниками военно-промышленного
комплекса составляют огромный процент населения нашего государства. Возникла
острая необходимость приведения армии в соответствие с реалиями сегодняшнего
исторического момента. Единственным возможным решением вышеобозначенной
проблемы является проведение широкомасштабной военной реформы, которая включает
в себя комплекс политических, экономических, правовых, военно-технических и
социальных мер.
Правовой аспект реформирования
является в некотором роде фундаментом для дальнейших преобразований в армии,
так как определяет всю сферу взаимоотношений как внутри самой системы, так и
при ее взаимодействии с другими системами. Важно подчеркнуть, что обсуждение и
принятие военного законодательства происходит открыто и гласно - это является
важнейшей чертой зарождающегося гражданского общества.
Цель данной работы - рассмотрение
и изучение особенностей военной службы, порядка ее прохождения и присвоения
воинских званий, а также переход из одной государственной службы в другую. Данной
цели можно достичь через решение следующих задач: изучить особенности военной
службы в РФ; рассмотреть прядок назначения и освобождения от воинских
должностей; рассмотреть порядок присвоения воинских званий; проанализировать
проблему перехода из одной государственной службы в другую.
Для достижения поставленной цели
и решения задач использовались следующие методы: анализ литературных источников
и нормативно-правовых актов; сравнение и обобщение рассмотренных источников.
При написании работы были
проанализированы следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской
Федерации, Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе
государственной службы в Российской Федерации"; Федеральный закон от 27
мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", "Положение о
порядке прохождения военной службы", утвержденное Указом Президента
Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. №1237. В качестве источников
использованы учебники по государственной службе Российской Федерации, комментарии
Федерального закона "О статусе военнослужащих".
31 мая 2003 г. вступил в силу
Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации".
В отличие от Федерального закона "Об основах государственной службы
Российской Федерации" новый Закон к государственной службе относит не
только службу в государственных органах, являющихся частью государственного
аппарата Российской Федерации, но также профессиональную деятельность в составе
ряда государственных организаций, не входящих в государственный аппарат, но
призванных обеспечивать и гарантировать реализацию целей и функций государства.
Из законодательного определения
государственной службы можно выделить ее существенные признаки: во-первых,
государственная служба призвана обеспечивать практическое осуществление задач и
функций государства, и, во-вторых, она является профессиональной деятельностью,
т.е. деятельностью, осуществляемой на основе специальных теоретических знаний и
практических навыков, приобретаемых в результате подготовки. Таким образом, с
принятием нового Закона устранено противоречие, заключающееся в том, что
нормативное определение государственной службы ограничивало ее применение
рамками государственного аппарата, т.е. в понятие государственной службы не
включалась деятельность в иных частях государственного механизма, например
военная служба. [1]
Военная служба является видом
федеральной государственной службы и характеризуется следующими признаками: [2]
она исполняется в целях
сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, а также
выполнения ряда иных функций, отнесенных Конституцией Российской Федерации к
исключительному ведению Российской Федерации;
финансирование государственных
органов и организаций, в которых предусмотрена военная служба, происходит
только из федерального бюджета;
правовое регулирование военной
службы осуществляется только федеральным законодательством, а также
нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации и
нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Таким
образом, статус военной службы определяется только федеральным
законодательством и исключается возможность ее введения в государственных
органах и организациях субъектов Российской Федерации.
Таким образом, военная служба - это
особый вид установленной государством на основании федерального закона
деятельности человека в специально создаваемых им государственных организациях
(вооруженных силах, войсках, воинских формированиях) и государственных органах,
решающих задачи по защите Отечества (обороне и военной безопасности) специфическими
(военными) методами и средствами вооруженной борьбы, предполагающими
использование оружия и вооружения индивидуального и коллективного применения. Решение
задач по защите Отечества предполагает практическое и непосредственное
осуществление закрепленных в Конституции Российской Федерации функций
государства по обеспечению его независимости, суверенитета и целостности,
удовлетворение публичного интереса в сфере военной безопасности на основе
принципов и положений, установленных в Конституции Российской Федерации,
федеральных конституционных и федеральных законах.
В 2003 году закон впервые
определил военную службу как один из видов государственной службы, включив
гражданскую, военную и правоохранительную службы в единую систему
государственной службы Российской Федерации. Законодатель уточнил также, что
военная служба является разновидностью федеральной государственной службы.
Новые подходы к определению
военной службы, продемонстрированные в Федеральном законе "О системе
государственной службы Российской Федерации", требуют осмысления и
отражения в основных положениях законодательства Российской Федерации о военной
службе, которое исходит из того, что военная служба является особым видом
государственной службы, специфика и уникальность которого объясняются тем, что
только на военной службе для достижения поставленных целей могут применяться
средства вооруженной борьбы (оружия и вооружения); сама же военная служба может
исполняться не только на добровольной основе, но и по призыву - через
исполнение гражданами воинской обязанности, закрепленной на конституционном
уровне (ст.59 Конституции РФ).
Поэтому, закрепляя в статье 6
Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации"
определение военной службы, законодатель установил в ст. 19, что определение
военной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в
статье 6 этого же Закона, применяется со дня вступления в силу соответствующих
изменений и дополнений в федеральное законодательство о военной службе.
В Федеральном законе от 28 марта
1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (ст.2) военная
служба определяется как особый вид федеральной государственной службы,
исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во
внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках
гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских
формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней
разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности,
федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах
государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной
подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских
подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное
время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных
Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах,
было скорректировано в соответствии с нормой Федерального закона "О
системе государственной службы Российской Федерации". [3]
В первоначальной редакции
предполагалось, что военную службу можно проходить только на воинских
должностях. Федеральный закон от 6 июля 2006 года N 105-ФЗ закрепляет
возможность прохождения военной службы как на воинских должностях, так и "не
на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными
законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации".
В этой связи перечень полномочий Президента Российской Федерации в области
обороны был дополнен пунктом, предусматривающим наделение главы государства
правом устанавливать "перечень организаций, осуществляющих деятельность в
интересах обороны страны и безопасности государства, и федеральных
государственных образовательных учреждений высшего профессионального
образования, в которые военнослужащие, проходящие военную службу по контракту,
могут направляться не на воинские должности, а также общее количество
военнослужащих, направляемых не на воинские должности в каждые из указанных
организаций и образовательных учреждений" (пп. 19 п.2 ст.4 Федерального
закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне").
Правовой основой военной службы
являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 марта 1998
года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Федеральный
закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", иные
федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации в области
обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, а также
международные договоры Российской Федерации.
Одним из ключевых понятий,
используемых при определении военной службы как вида федеральной гражданской
службы, является понятие воинской должности. Особенности воинских должностей,
их статуса и наименований вытекают из предназначения и организационно-штатной
структуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов, сущности военно-служебных отношений, выполняемых
должностных обязанностей, применяемых средств и способов ведения вооруженной борьбы
и т.д.
Статьей 6 Закона о системе
государственной службы от Российской Федерации определено, что гражданам,
замещающим воинские должности, присваиваются воинские звания. Они служат
правовой и организационной основой для деления воинских должностей.
В соответствии со ст.42
Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий
может занимать только одну воинскую должность.
Единый перечень воинских
должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах
Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее
количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами 1
ранга в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских
формированиях и органах, утверждаются Президентом Российской Федерации.
Перечни иных воинских должностей
утверждаются в порядке, определенном Министром обороны Российской Федерации или
руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в
котором законом предусмотрена военная служба.
В перечнях воинских должностей
определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими
женского пола, военнослужащими - иностранными гражданами, гражданским
персоналом или замещаются на конкурсной основе.
Военнослужащий может проходить
военную службу не на воинских должностях в случаях:
нахождения в распоряжении
командира (начальника) - не более трех месяцев;
нахождения в распоряжении
командира (начальника) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий
- не более шести месяцев;
нахождения в распоряжении
командира (начальника) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего
уголовного дела - до вынесения решения по уголовному делу.
При этом, как уже отмечалось
федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской
Федерации могут быть установлены иные случаи прохождения военнослужащим военной
службы не на воинских должностях.
Назначение на воинские должности
и освобождение от воинских должностей осуществляются:
военнослужащих, для которых
штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, - указами Президента
Российской Федерации;
остальных военнослужащих - в
порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
На военнослужащего может быть
возложено временное исполнение обязанностей по воинской должности, которую он
не занимает, с освобождением его от исполнения обязанностей по занимаемой
воинской должности - на срок, определяемый Положением о порядке прохождения
военной службы.
Военнослужащий, проходящий
военную службу по контракту, вправе предложить на рассмотрение соответствующей
аттестационной комиссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или
вакантную воинскую должность. [4]
В порядке, определенном
Положением о порядке прохождения военной службы, военнослужащие могут быть
переведены для дальнейшего прохождения военной службы:
из Вооруженных Сил Российской
Федерации в федеральный орган исполнительной власти, в котором настоящим
Федеральным законом предусмотрена военная служба;
из федерального органа
исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена
военная служба, в Вооруженные Силы Российской Федерации;
из одного федерального органа
исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена
военная служба, в другой федеральный орган исполнительной власти, в котором
настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.
Назначение военнослужащего на
высшую воинскую должность производится:
в порядке продвижения по службе
(для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);
по итогам конкурса (для
военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).
Преимущественное право при
назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему,
рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской
части, в которой он проходит военную службу, проявившему при исполнении
обязанностей военной службы высокие профессиональные качества и организаторские
способности или ранее назначенному на низшую воинскую должность в связи с
организационно-штатными мероприятиями.
Назначение военнослужащего на
равную воинскую должность производится:
по служебной необходимости;
в связи с
организационно-штатными мероприятиями;
для более целесообразного
использования военнослужащего на военной службе;
по семейным обстоятельствам по
личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);
по состоянию здоровья в
соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего,
проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);
по итогам конкурса (для
военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).
Страницы: 1, 2
|