рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Терроризм. Мероприятия по защите от террористических актов рефераты

Средства предупреждения террористических актов[8]:

1. Агентурные средства - специальные средства, используемые соответствующими спецслужбами и ведомствами.

2. Информационные и пропагандистские средства - СМИ и другие аналогичные средства.

3. Средства непосредственного контроля территории охраняемого объекта[9]:

- комплекты оптических приборов;

- приборы ночного видения;

- тепловизионные системы наблюдения;

- разведывательные комплексы.

Транспортно-разведывательный комплекс СВ № 1355 предназначен для проведения аудио- и видеоразведки объектов и территорий; поиска; обнаружения и уничтожения самодельных взрывных устройств. Обеспечивает проведение взрывотехнических операций путем доставки и применения разрушителей взрывных устройств типа СВ-1324, СВ-1353 и др. Оснащен дистанционным управлением. Размещается в двух чемоданах типа «атташе-кейс». Скорость передвижения 4–5 км/час.

 Мобильный робототехнический комплекс МРК № 25 КУЗНЕЧИК предназначен для обнаружения, распознавания, передачи информации о предметах, подозреваемых на наличие взрывного устройства; предупреждения нарушений и борьбы с терроризмом; проведения радиационной разведки, ликвидации последствий аварий на предприятиях атомной и химической промышленности без участия личного состава. Управление работой комплекса осуществляется с поста оператора (или переносного пульта) по линии связи охраны различных объектов. Скорость передвижения 1 км/час. Масса 186 кг.

Мобильный робототехнический комплекс МРК № 01 предназначен для проведения инспекционных проверок, поиска и уничтожения взрывоопасных предметов. Состав комплекса: колесное 6×6 шасси, информационная система, линии связи, пост оператора, навесное технологическое и специальное оборудование.

4. Приборы и системы контроля персонала, посетителей и их ручной клади:

- стационарные металлоискатели - Поиск-ЗМ или Поиск-ЗМР и портативные ручные металлоискатели Сфинкс ВМ-611. Применяются для выявления холодного и огнестрельного оружия, металлических элементов взрывных устройств, скрытых под одеждой персонала и посетителей, в строительных конструкциях и мебели, при проверке объекта. Сигнализация световая и звуковая;

- рентгенотелевизионная система Rapiscan XRD1000 автоматического обнаружения взрывчатых веществ. Технические характеристики: пропускная способность 160 багажей/ч; уровень ложных тревог < 10%. Состоит из двух_ проекционной входной части и рентгеновской дифракционной системы — в выходной. Может применяться как автономно, так и на 3-м уровне автоматизированной системы обработки багажа. Оборудована средствами для подключения в локальную сеть.

- ручной металлодетектор SUPER SCANNER является классическим досмотровым металлоискателем, пользующимся наибольшей популярностью у сотрудников правоохранительных органов и служб безопасности. Звуковой и световой сигнал тревоги при обнаружении металла на теле объекта. Максимальная глубина обнаружения, см: пистолет средних размеров - 23; бритвенное лезвие - 7,5.

- портативная рентгентелевизионная установка НОРКА - незаменима при проведении мероприятий по выявлению взрывных устройств в оставленных свертках, сумках, ручной клади, багаже, а также для поиска скрыто установленных средств съема информации в предметах интерьера, мебели, различных бытовых приборах.

- портативный детектор паров взрывчатых веществ ШЕЛЬФ ДС является газоанализатором паров взрывчатых веществ. Предназначен для выявления взрывных устройств и взрывчатых веществ, скрытых от досмотра в ручной клади. Обеспечивает высокую избирательность при анализе на наличие в пробе воздуха паров взрывчатых веществ (ЭДГН, НГ, ТНТ, динамит) на фоне естественных загрязнений атмосферы. Прост в эксплуатации и не требует специальной подготовки оператора, обладает высокими эргономическими характеристиками.

5. Приборы противодействия срабатыванию взрывных устройств с радиовзрывателем - блокираторы. Блокираторы радиовзрывателей типа Персей предназначены для предотвращения террористических актов с использованием взрывных устройств, управляемых по радиоканалам. Прибор создает специальный помеховый сигнал в диапазонах частот, используемых в радиовзрывателях промышленного и самодельного производства. Переносной дистанционный блокиратор

- Персей-ЗС размещается в стандартном атташе-кейсе. Дальность канала управления - до 100 м. Радиус надежного подавления радиовзрывателем - до 27 м. Разработан для оснащения служб безопасности и охранных агентств при проведении мероприятий по обеспечению безопасности особо важных персон с целью предотвращения проведения против них террористических актов с использованием радиоуправляемых взрывных устройств;

- передвижной дистанционный блокиратор Персей-4Т является транспортной версией семейства блокираторов серии Персей, предназначенной для установки на автомашины или бронетанковую технику для обеспечения их безопасности в условиях возможного осуществления против них террористических актов с использованием радиовзрывателей. За счет установки четырех штыревых антенн на крыше транспортного средства значительно увеличивается эффективность их функционирования — до 37 м.

6. Средства минимизации поражающих факторов взрывных устройств. Для локализации разрушительного действия обнаруженного взрывного устройства и для временного их хранения до прибытия специалистов-саперов могут использоваться устройства «Одеяло» и «Фонтан», «Одеяло» снижает разрушительное действие взрыва в 10–15 раз и удерживает до 90% осколков. «Фонтан» предназначен для снижения фугасного воздействия взрывных устройств с массой взрывчатого вещества эквивалентной 0,8 кг и 1 кг тринитротолуола и осколочно-фугасного воздействия при взрыве ручных гранат массой тротилового эквивалента до 0,8 кг. Масса «Фонтана» 35 кг.

7. Средства поражения террористов и различных летательных объектов и устройств, используемых при проведении террористических актов:

- мобильная СВЧ - установка для вывода из строя электронных систем различных летательных аппаратов — самолетов, вертолетов, крылатых ракет и т. д.; блокировка мин, заложенных террористами; нарушение работы связи между преступными группами.

- снайперский комплекс (СК) «Выхлоп» предназначен специально для поражения террористов, защищенных индивидуальными средствами бронезащиты (бронежилет, каски), а также находящихся за различными укрытиями. СК пробивает стальную стену толщиной до 10 мм. Состоит на вооружении только подразделений ФСБ России. Основным назначением комплекса «Выхлоп» является малошумное и беспламенное поражение защищенных целей (автомобили, прочая небронированная техника, живая сила в тяжелых бронежилетах или укрывшаяся в транспортных средствах и т. п.) на дальностях до 600 м.

Для указанных целей используются также обычное оружие, в том числе различные зенитные комплексы.

Средства, используемые при ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористическими актами[10]:

Виды и типы средств для ликвидации данных ЧС определяются исходя из их специфики и характера воздействия поражающих факторов на население и объекты инфраструктуры.

К ним могут относиться приборы, системы и средства радиационного, химического и биологического контроля; инженерная техника, в том числе и управляемая дистанционная; робототехника; средства пожаротушения; поисковая аппаратура для обнаружения людей, оказавшихся в завалах; медицинские средства для оказания первой медицинской помощи; средства локализации и ликвидации радиоактивного загрязнения, нейтрализации химического и биологического заражения и т. д.

Обеспечение населения СИЗ соответствующего типа следует предусматривать в зависимости от наличия в районах его проживания различных потенциально опасных объектов, в первую очередь, радиационно (ядерно) и химически опасных, которые могут стать объектами террористических актов. Кроме этого, населению, особенно в крупных городах, где вероятность террористических актов более высока, чем в сельской местности, целесообразно иметь набор медикаментов и перевязочных средств первой необходимости.

Контроль обстановки[11]:

Основной целью контроля обстановки в предвидении возможных террористических актов является своевременное обнаружение их подготовки путем проведения мониторинга в данной сфере и последующего прогнозирования событий.

Ввиду того, что в настоящее время терроризм является глобальной проблемой, контроль должен осуществляться как на международном уровне, так и внутри самого государства.

Главными задачами контроля являются выявление источников и путей финансовых потоков, подпитывающих террористические группировки, и снабжение их оружием и другими средствами проведения террористических актов.

Для решения задач мониторинга в этой области на международном уровне могут привлекаться соответствующие структуры внешней разведки РФ, внутри страны - структуры ФСБ и МВД.

Данные мониторинга направляются в структуры основного субъекта руководства борьбой с терроризмом - Правительства РФ, далее в антитеррористическую комиссию и в заинтересованные министерства и ведомства для прогнозирования обстановки и принятия решения о необходимости тех или иных действий.

Для непосредственного контроля с целью предотвращения провоза (проноса) оружия и различных средств терроризма на федеральном, региональном и территориальном уровнях на таможнях государственной границы, в аэропортах, на вокзалах и в других подобных местах организуются посты контроля пассажиров и их ручной клади, режимного контроля, почтового контроля, оснащенные соответствующими приборами и системами.

На объектах особой важности и потенциально опасных объектах организуется также контроль территорий, непосредственно прилегающих к объектам, с помощью приборов и систем дистанционного контроля.

Оповещение и информация населения о террористических актах должна осуществляться по существующей системе оповещения о ЧС и по средствам массовой информации. При наличии достоверной информации о возможных террористических актах население должно быть информировано об этом в кратчайшие сроки и с соответствующими инструкциями о правилах поведения в данной обстановке.

При ЧС, обусловленных крупномасштабными террористическими актами, возможен вывод из строя энергетических систем и соответственно стационарных источников оповещения населения, в том числе и СМИ. Поэтому для оперативного оповещения населения должна быть заблаговременно организована дублирующая система мобильных средств информации на автомашинах.

Подготовка населения к действиям в условиях угрозы либо возникновения ЧС, обусловленной террористическими актами[12]:

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими актами, должна осуществляться с учетом особенностей в данной области защиты населения и территории.

В программах обучения, в соответствии со спецификой подготовки групп (категории) населения, должны изучаться такие вопросы, как:

- общие сведения о терроризме, правовая база борьбы с этим социальным явлением; подготовка населения по предупреждению и минимизации последствий возможных террористических актов на данном объекте;

- характеристика среды обитания (места жительства, работы) как объекта возможного террористического акта; действия при наличии угрозы проведения теракта; действия населения при совершении террористических актов различного характера и ликвидации их последствий.

В группах (категориях) руководящего состава органов исполнительной власти и органов управления РСЧС всех уровней должны отрабатываться вопросы организации защиты населения и территорий по различным вариантам возможных террористических актов с учетом тесного взаимодействия с органами управления ФСБ, МВД и других ведомств, задействованных в этой области.

По наиболее актуальным вопросам, касающимся защиты в условиях проведения террористических актов, населению должны даваться рекомендации по правилам поведения в данных ситуациях и проводиться практические занятия[13].

Инженерно-технические мероприятия по защите персонала объектов, населения и территорий должны проводиться в первую очередь на объектах «критических инфраструктур» (объекты, обеспечивающие безопасность и жизнедеятельность государства), а также на потенциально опасных объектах в основном на этапах их проектирования и размещения с учетом максимально возможного противодействия поражающим факторам, как обычных средств поражения, так и средств поражения на новых физических принципах (лазерное, электромагнитное оружие, компьютерные вирусы). Кроме этого необходимо обеспечить инженерно-техническую защиту особо важных объектов от возможности проникновения террористов непосредственно на объект. Инженерно-технические мероприятия по непосредственной защите территории, зданий и помещений объектов должны соответствовать рекомендациям руководящих документов МВД РФ в этой области; основным положениям других нормативных актов, определяющих порядок и способы оснащения средствами инженерной защиты и охранной сигнализацией проектируемых, строящихся и реконструируемых зданий помещений с учетом методов повышения технической защищенности действующих объектов.

На территории расположения арсеналов, баз и складов Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов при ЧС природного и техногенного характера (в том числе обусловленных террористическими актами) должны устанавливаться запретные зоны и запретные районы с определенным статусом. Ширина запретной зоны в зависимости от вида хранения имущества может быть от 100 до 400 м. Запретный район шириной не менее 3 км от внешнего ограждения территории военного склада устанавливается только для военных складов ракет, боеприпасов, взрывчатых и опасных химических веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

В целях повышения оперативности и качества оказания экстренной медицинской помощи, принятия своевременных и неотложных мер при ликвидации последствий террористических актов могут проводиться следующие медико-профилактические мероприятия[14]:

- создание в субъектах РФ медицинских формирований и базовых медицинских учреждений, привлекаемых для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим при террористических актах, обеспечение данных формирований необходимой медицинской аппаратурой и имуществом;

- подготовка комплексного использования сил и средств скорой медицинской помощи, служб медицины катастроф территориального и ведомственного подчинения для оказания экстренной медицинской помощи пораженным при совершении крупномасштабных террористических актов с разрушением жилья и нарушением жизнеобеспечивающих коммуникаций;

- создание в субъектах РФ в районах расположения радиационно (ядерно) и химически опасных объектов штатных бригад специализированной медицинской помощи постоянной готовности радиационного, токсико-терапевтического и санитарно-токсикологического профиля для проведения профилактики и оказания экстренной медицинской помощи пораженным.


3.2 Мероприятия, проводимые заблаговременно в целях предупреждения террористических актов в режиме повышенной готовности


При наличии оперативных данных о возможности террористического акта в зависимости от его ожидаемого масштаба соответствующие органы исполнительной власти, органы управления РСЧС различных уровней могут проводить следующие мероприятия[15]:

- приведение в готовность органов управления исполнительной власти, органов управления и структурных подразделений министерств и ведомств, осуществляющих борьбу с терроризмом;

- введение при необходимости усиленного режима работы всех органов управления;

- уточнение планирования защиты населения и территорий в зависимости от возможного характера прогнозируемого террористического акта;

- приведение в готовность аварийно-спасательных формирований данного района (региона), в том числе и подразделений медицины катастроф «Защита»;

- усиление режима контроля обстановки.

При прогнозе возможных взрывов осуществляется проверка зданий, сооружений, коммуникаций на предмет фактической закладки взрывных устройств; проверка подозрительных лиц и автотранспорта в районе возможного проведения террористического акта. Кроме того, проводится усиление контроля воздушного пространства вокруг объекта с помощью приборов и средств визуального и технического контроля; ужесточение режима физической защиты объектов и в первую очередь объектов «критических инфраструктур» данного района (региона); усиление режима наблюдения в местах массового скопления людей; при необходимости осуществление информации населения через СМИ о возможности террористических актов в данном районе и рекомендации по его поведению.

 Наиболее сложная обстановка может создаться при проведении террористических актов, связанных с взрывами в жилых зданиях и в местах массового скопления людей - на выставках, вокзалах, ярмарках, стадионах, рынках, в крупных магазинах и т. д.

Вариант последовательности проводимых мероприятий по защите населения и территорий может быть следующим:

Действия дежурных органов управления различных служб и ведомств (УВД, ФСБ, ГОЧС):

- получение информации о проведении теракта от пострадавших или очевидцев события, как правило, органами УВД соответствующего уровня;

- передача информации от органов УВД дежурным службам ФСБ, ГОЧС, подразделениям медицины катастроф «Защита», прибытие на место проведения теракта оперативных групп УВД (ФСБ, ГОЧС) и проведение определенных мероприятий под общим руководством представителя ГОЧС: экспресс-оценка обстановки - характер теракта, наличие пострадавших, потребность в экстренной медицинской помощи, наличие (возможность) радиоактивного, химического загрязнения (заражения), взрывов и пожаров, потребность в силах и средствах для ликвидации ЧС;

- информация руководства УВД, ФСБ, ГОЧС, медицины катастроф «Защита» о данной ЧС;

- принятие решения о мерах по ликвидации ЧС имеющимися силами и средствами;

- начало ликвидации ЧС - проведение спасательных работ и оказание первой медицинской помощи пострадавшим, тушение пожаров, проведение других неотложных работ.

Страницы: 1, 2, 3