Терроризм. Мероприятия по защите от террористических актов
Средства предупреждения
террористических актов[8]:
1. Агентурные средства -
специальные средства, используемые соответствующими спецслужбами и ведомствами.
2. Информационные и
пропагандистские средства - СМИ и другие аналогичные средства.
3. Средства
непосредственного контроля территории охраняемого объекта[9]:
- комплекты оптических
приборов;
- приборы ночного
видения;
- тепловизионные системы
наблюдения;
- разведывательные
комплексы.
Транспортно-разведывательный
комплекс СВ № 1355 предназначен для проведения аудио- и видеоразведки объектов
и территорий; поиска; обнаружения и уничтожения самодельных взрывных устройств.
Обеспечивает проведение взрывотехнических операций путем доставки и применения
разрушителей взрывных устройств типа СВ-1324, СВ-1353 и др. Оснащен
дистанционным управлением. Размещается в двух чемоданах типа «атташе-кейс».
Скорость передвижения 4–5 км/час.
Мобильный робототехнический
комплекс МРК № 25 КУЗНЕЧИК предназначен для обнаружения, распознавания,
передачи информации о предметах, подозреваемых на наличие взрывного устройства;
предупреждения нарушений и борьбы с терроризмом; проведения радиационной
разведки, ликвидации последствий аварий на предприятиях атомной и химической
промышленности без участия личного состава. Управление работой комплекса осуществляется
с поста оператора (или переносного пульта) по линии связи охраны различных
объектов. Скорость передвижения 1 км/час. Масса 186 кг.
Мобильный
робототехнический комплекс МРК № 01 предназначен для проведения инспекционных
проверок, поиска и уничтожения взрывоопасных предметов. Состав комплекса:
колесное 6×6 шасси, информационная система, линии связи, пост оператора,
навесное технологическое и специальное оборудование.
4. Приборы и системы
контроля персонала, посетителей и их ручной клади:
- стационарные
металлоискатели - Поиск-ЗМ или Поиск-ЗМР и портативные ручные металлоискатели
Сфинкс ВМ-611. Применяются для выявления холодного и огнестрельного оружия,
металлических элементов взрывных устройств, скрытых под одеждой персонала и
посетителей, в строительных конструкциях и мебели, при проверке объекта.
Сигнализация световая и звуковая;
- рентгенотелевизионная
система Rapiscan XRD1000 автоматического обнаружения взрывчатых веществ.
Технические характеристики: пропускная способность 160 багажей/ч; уровень
ложных тревог < 10%. Состоит из двух_ проекционной входной части и
рентгеновской дифракционной системы — в выходной. Может применяться как
автономно, так и на 3-м уровне автоматизированной системы обработки багажа.
Оборудована средствами для подключения в локальную сеть.
- ручной металлодетектор
SUPER SCANNER является классическим досмотровым металлоискателем, пользующимся
наибольшей популярностью у сотрудников правоохранительных органов и служб
безопасности. Звуковой и световой сигнал тревоги при обнаружении металла на
теле объекта. Максимальная глубина обнаружения, см: пистолет средних размеров -
23; бритвенное лезвие - 7,5.
- портативная
рентгентелевизионная установка НОРКА - незаменима при проведении мероприятий по
выявлению взрывных устройств в оставленных свертках, сумках, ручной клади, багаже,
а также для поиска скрыто установленных средств съема информации в предметах
интерьера, мебели, различных бытовых приборах.
- портативный детектор
паров взрывчатых веществ ШЕЛЬФ ДС является газоанализатором паров взрывчатых
веществ. Предназначен для выявления взрывных устройств и взрывчатых веществ, скрытых
от досмотра в ручной клади. Обеспечивает высокую избирательность при анализе на
наличие в пробе воздуха паров взрывчатых веществ (ЭДГН, НГ, ТНТ, динамит) на
фоне естественных загрязнений атмосферы. Прост в эксплуатации и не требует
специальной подготовки оператора, обладает высокими эргономическими
характеристиками.
5. Приборы
противодействия срабатыванию взрывных устройств с радиовзрывателем -
блокираторы. Блокираторы радиовзрывателей типа Персей предназначены для
предотвращения террористических актов с использованием взрывных устройств,
управляемых по радиоканалам. Прибор создает специальный помеховый сигнал в диапазонах
частот, используемых в радиовзрывателях промышленного и самодельного
производства. Переносной дистанционный блокиратор
- Персей-ЗС размещается в
стандартном атташе-кейсе. Дальность канала управления - до 100 м. Радиус надежного подавления радиовзрывателем - до 27 м. Разработан для оснащения служб
безопасности и охранных агентств при проведении мероприятий по обеспечению
безопасности особо важных персон с целью предотвращения проведения против них
террористических актов с использованием радиоуправляемых взрывных устройств;
- передвижной
дистанционный блокиратор Персей-4Т является транспортной версией семейства
блокираторов серии Персей, предназначенной для установки на автомашины или
бронетанковую технику для обеспечения их безопасности в условиях возможного
осуществления против них террористических актов с использованием радиовзрывателей.
За счет установки четырех штыревых антенн на крыше транспортного средства
значительно увеличивается эффективность их функционирования — до 37 м.
6. Средства минимизации
поражающих факторов взрывных устройств. Для локализации разрушительного
действия обнаруженного взрывного устройства и для временного их хранения до
прибытия специалистов-саперов могут использоваться устройства «Одеяло» и
«Фонтан», «Одеяло» снижает разрушительное действие взрыва в 10–15 раз и
удерживает до 90% осколков. «Фонтан» предназначен для снижения фугасного
воздействия взрывных устройств с массой взрывчатого вещества эквивалентной 0,8 кг и 1 кг тринитротолуола и осколочно-фугасного воздействия при взрыве ручных гранат массой
тротилового эквивалента до 0,8 кг. Масса «Фонтана» 35 кг.
7. Средства поражения
террористов и различных летательных объектов и устройств, используемых при
проведении террористических актов:
- мобильная СВЧ -
установка для вывода из строя электронных систем различных летательных
аппаратов — самолетов, вертолетов, крылатых ракет и т. д.; блокировка мин,
заложенных террористами; нарушение работы связи между преступными группами.
- снайперский комплекс (СК)
«Выхлоп» предназначен специально для поражения террористов, защищенных
индивидуальными средствами бронезащиты (бронежилет, каски), а также находящихся
за различными укрытиями. СК пробивает стальную стену толщиной до 10 мм. Состоит на вооружении только подразделений ФСБ России. Основным назначением комплекса «Выхлоп»
является малошумное и беспламенное поражение защищенных целей (автомобили,
прочая небронированная техника, живая сила в тяжелых бронежилетах или укрывшаяся
в транспортных средствах и т. п.) на дальностях до 600 м.
Для указанных целей
используются также обычное оружие, в том числе различные зенитные комплексы.
Средства, используемые
при ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористическими актами[10]:
Виды и типы средств для
ликвидации данных ЧС определяются исходя из их специфики и характера
воздействия поражающих факторов на население и объекты инфраструктуры.
К ним могут относиться
приборы, системы и средства радиационного, химического и биологического
контроля; инженерная техника, в том числе и управляемая дистанционная;
робототехника; средства пожаротушения; поисковая аппаратура для обнаружения
людей, оказавшихся в завалах; медицинские средства для оказания первой
медицинской помощи; средства локализации и ликвидации радиоактивного
загрязнения, нейтрализации химического и биологического заражения и т. д.
Обеспечение населения СИЗ
соответствующего типа следует предусматривать в зависимости от наличия в
районах его проживания различных потенциально опасных объектов, в первую
очередь, радиационно (ядерно) и химически опасных, которые могут стать
объектами террористических актов. Кроме этого, населению, особенно в крупных
городах, где вероятность террористических актов более высока, чем в сельской
местности, целесообразно иметь набор медикаментов и перевязочных средств первой
необходимости.
Контроль обстановки[11]:
Основной целью контроля
обстановки в предвидении возможных террористических актов является
своевременное обнаружение их подготовки путем проведения мониторинга в данной
сфере и последующего прогнозирования событий.
Ввиду того, что в
настоящее время терроризм является глобальной проблемой, контроль должен
осуществляться как на международном уровне, так и внутри самого государства.
Главными задачами контроля
являются выявление источников и путей финансовых потоков, подпитывающих
террористические группировки, и снабжение их оружием и другими средствами
проведения террористических актов.
Для решения задач
мониторинга в этой области на международном уровне могут привлекаться соответствующие
структуры внешней разведки РФ, внутри страны - структуры ФСБ и МВД.
Данные мониторинга
направляются в структуры основного субъекта руководства борьбой с терроризмом -
Правительства РФ, далее в антитеррористическую комиссию и в заинтересованные министерства
и ведомства для прогнозирования обстановки и принятия решения о необходимости
тех или иных действий.
Для непосредственного
контроля с целью предотвращения провоза (проноса) оружия и различных средств
терроризма на федеральном, региональном и территориальном уровнях на таможнях
государственной границы, в аэропортах, на вокзалах и в других подобных местах
организуются посты контроля пассажиров и их ручной клади, режимного контроля,
почтового контроля, оснащенные соответствующими приборами и системами.
На объектах особой
важности и потенциально опасных объектах организуется также контроль
территорий, непосредственно прилегающих к объектам, с помощью приборов и систем
дистанционного контроля.
Оповещение и информация
населения о террористических актах должна осуществляться по существующей
системе оповещения о ЧС и по средствам массовой информации. При наличии достоверной
информации о возможных террористических актах население должно быть информировано
об этом в кратчайшие сроки и с соответствующими инструкциями о правилах поведения
в данной обстановке.
При ЧС, обусловленных
крупномасштабными террористическими актами, возможен вывод из строя
энергетических систем и соответственно стационарных источников оповещения
населения, в том числе и СМИ. Поэтому для оперативного оповещения населения
должна быть заблаговременно организована дублирующая система мобильных средств
информации на автомашинах.
Подготовка населения к
действиям в условиях угрозы либо возникновения ЧС, обусловленной
террористическими актами[12]:
Подготовка населения к
действиям в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими актами,
должна осуществляться с учетом особенностей в данной области защиты населения и
территории.
В программах обучения, в
соответствии со спецификой подготовки групп (категории) населения, должны
изучаться такие вопросы, как:
- общие сведения о
терроризме, правовая база борьбы с этим социальным явлением; подготовка
населения по предупреждению и минимизации последствий возможных
террористических актов на данном объекте;
- характеристика среды
обитания (места жительства, работы) как объекта возможного террористического
акта; действия при наличии угрозы проведения теракта; действия населения при
совершении террористических актов различного характера и ликвидации их
последствий.
В группах (категориях)
руководящего состава органов исполнительной власти и органов управления РСЧС
всех уровней должны отрабатываться вопросы организации защиты населения и
территорий по различным вариантам возможных террористических актов с учетом
тесного взаимодействия с органами управления ФСБ, МВД и других ведомств,
задействованных в этой области.
По наиболее актуальным
вопросам, касающимся защиты в условиях проведения террористических актов,
населению должны даваться рекомендации по правилам поведения в данных ситуациях
и проводиться практические занятия[13].
Инженерно-технические
мероприятия по защите персонала объектов, населения и территорий должны
проводиться в первую очередь на объектах «критических инфраструктур» (объекты,
обеспечивающие безопасность и жизнедеятельность государства), а также на
потенциально опасных объектах в основном на этапах их проектирования и
размещения с учетом максимально возможного противодействия поражающим факторам,
как обычных средств поражения, так и средств поражения на новых физических
принципах (лазерное, электромагнитное оружие, компьютерные вирусы). Кроме этого
необходимо обеспечить инженерно-техническую защиту особо важных объектов от
возможности проникновения террористов непосредственно на объект.
Инженерно-технические мероприятия по непосредственной защите территории, зданий
и помещений объектов должны соответствовать рекомендациям руководящих
документов МВД РФ в этой области; основным положениям других нормативных актов,
определяющих порядок и способы оснащения средствами инженерной защиты и охранной
сигнализацией проектируемых, строящихся и реконструируемых зданий помещений с
учетом методов повышения технической защищенности действующих объектов.
На территории
расположения арсеналов, баз и складов Вооруженных Сил РФ, других войск и
воинских формирований в целях обеспечения безопасности хранения вооружения,
военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов при
ЧС природного и техногенного характера (в том числе обусловленных
террористическими актами) должны устанавливаться запретные зоны и запретные
районы с определенным статусом. Ширина запретной зоны в зависимости от вида
хранения имущества может быть от 100 до 400 м. Запретный район шириной не менее 3 км от внешнего ограждения территории военного склада устанавливается только
для военных складов ракет, боеприпасов, взрывчатых и опасных химических
веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
В целях повышения
оперативности и качества оказания экстренной медицинской помощи, принятия
своевременных и неотложных мер при ликвидации последствий террористических
актов могут проводиться следующие медико-профилактические мероприятия[14]:
- создание в субъектах РФ
медицинских формирований и базовых медицинских учреждений, привлекаемых для
оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим при террористических актах,
обеспечение данных формирований необходимой медицинской аппаратурой и имуществом;
- подготовка комплексного
использования сил и средств скорой медицинской помощи, служб медицины катастроф
территориального и ведомственного подчинения для оказания экстренной
медицинской помощи пораженным при совершении крупномасштабных террористических
актов с разрушением жилья и нарушением жизнеобеспечивающих коммуникаций;
- создание в субъектах РФ
в районах расположения радиационно (ядерно) и химически опасных объектов
штатных бригад специализированной медицинской помощи постоянной готовности радиационного,
токсико-терапевтического и санитарно-токсикологического профиля для проведения
профилактики и оказания экстренной медицинской помощи пораженным.
3.2 Мероприятия,
проводимые заблаговременно в целях предупреждения террористических актов в
режиме повышенной готовности
При наличии оперативных
данных о возможности террористического акта в зависимости от его ожидаемого
масштаба соответствующие органы исполнительной власти, органы управления РСЧС
различных уровней могут проводить следующие мероприятия[15]:
- приведение в готовность
органов управления исполнительной власти, органов управления и структурных
подразделений министерств и ведомств, осуществляющих борьбу с терроризмом;
- введение при
необходимости усиленного режима работы всех органов управления;
- уточнение планирования
защиты населения и территорий в зависимости от возможного характера
прогнозируемого террористического акта;
- приведение в готовность
аварийно-спасательных формирований данного района (региона), в том числе и
подразделений медицины катастроф «Защита»;
- усиление режима
контроля обстановки.
При прогнозе возможных
взрывов осуществляется проверка зданий, сооружений, коммуникаций на предмет
фактической закладки взрывных устройств; проверка подозрительных лиц и
автотранспорта в районе возможного проведения террористического акта. Кроме
того, проводится усиление контроля воздушного пространства вокруг объекта с
помощью приборов и средств визуального и технического контроля; ужесточение режима
физической защиты объектов и в первую очередь объектов «критических
инфраструктур» данного района (региона); усиление режима наблюдения в местах
массового скопления людей; при необходимости осуществление информации населения
через СМИ о возможности террористических актов в данном районе и рекомендации
по его поведению.
Наиболее сложная
обстановка может создаться при проведении террористических актов, связанных с взрывами
в жилых зданиях и в местах массового скопления людей - на выставках, вокзалах,
ярмарках, стадионах, рынках, в крупных магазинах и т. д.
Вариант
последовательности проводимых мероприятий по защите населения и территорий может
быть следующим:
Действия дежурных органов
управления различных служб и ведомств (УВД, ФСБ, ГОЧС):
- получение информации о
проведении теракта от пострадавших или очевидцев события, как правило, органами
УВД соответствующего уровня;
- передача информации от
органов УВД дежурным службам ФСБ, ГОЧС, подразделениям медицины катастроф
«Защита», прибытие на место проведения теракта оперативных групп УВД (ФСБ, ГОЧС)
и проведение определенных мероприятий под общим руководством представителя
ГОЧС: экспресс-оценка обстановки - характер теракта, наличие пострадавших,
потребность в экстренной медицинской помощи, наличие (возможность)
радиоактивного, химического загрязнения (заражения), взрывов и пожаров,
потребность в силах и средствах для ликвидации ЧС;
- информация руководства
УВД, ФСБ, ГОЧС, медицины катастроф «Защита» о данной ЧС;
- принятие решения о
мерах по ликвидации ЧС имеющимися силами и средствами;
- начало ликвидации ЧС -
проведение спасательных работ и оказание первой медицинской помощи
пострадавшим, тушение пожаров, проведение других неотложных работ.
Страницы: 1, 2, 3
|