Танки капиталистических стран
p> Судя по публикациям в военной печати, разработчики отдельных
компонентов танка к 2020 году спроектируют и изготовят демонстрационные
образцы с шасси танка М1А2 «Абрамс» и новые шасси массой 50-55 т, а затем
объединят отобранные по кон-курсу компоненты в общую конструкцию
«электрического» танка. Мероприятия по соз-данию боевой машины АЕТ
координирует управление перспективных исследований министерства обороны
США. По оценкам американских военных специалистов, появ-ление
перспективного танка АЕТ будет означать научно-технический прорыв в танко-
строении. Характеризуя роль и место основных боевых танков в боевых действиях
сухопут-ных войск в ХХI веке, военные специалисты США утверждают, что они
останутся гос-подствующей силой на поле боя, главным ударным средством при
ведении наступательных действий, захвате обороняемых позиций и контрударах. Тенденции развития танков Судя по сообщениям иностранной печати, развитие и совершенствование
танков за рубежом осуществляется по двум основным направлениям: создание
новых образцов и модернизация ранее выпущенных и находящихся в
производстве. Считается, что первое направление обеспечивает значительное
повышение боевых свойств и эффекти-вности танков, но связано с большими
затратами времени и средств. Так, разработка западногерманского танка
«Леопард-1» заняла около девяти лет, английского «Чифтен» - почти десять,
американского М60А1 - десять. По данным, опубликованным в запад-ной прессе,
программа создания американского танка М1 «Абрамс» обошлась более чем в 1
млрд. долларов. Второе направление, то есть модернизация танков представляет собой
непрерыв-ный процесс проведения конструктивных и технологических
мероприятий, направлен-ных на повышение их боевых свойств и продление
жизненного цикла. По мнению за-рубежных специалистов, она позволяет в
сравнительно короткие сроки и при ограни-ченных затратах добиться повышения
эффективности танков и привести их в соответ-ствие с постоянно растущими
требованиями. Огневая мощь. Важнейшую роль в развитии танков играет прогресс в
области совершенствования их вооружения. В качестве основного вооружения на
всех зарубеж-ных танках используются пушки калибра 105- и 120-мм.Развитие,
особенно в послед-ние время, танковых пушек, систем управления огнем и
боеприпасов привело западных специалистов к отказу от попыток создания
танков с комбинированным ракетно-пущечным вооружением. Оно было установлено
лишь на американских образцах М60А2 и М551 «Шеридан», выпущенных в
ограниченном количестве. Разработка его во Франции была прекращена.
Иностранные специалисты отмечают, что на данном этапе возрастание стоимости
танка с таким вооружением намного превосходит дости-гаемый при этом рост
его боевой эффективности. В развитии пушечного вооружения за рубежом выделяются следующие тенден-
ции: постепенный переход на увеличенный калибр (120-мм), повышение
эффективнос-ти действия снарядов по бронированным целям и применение более
совершенных систем управления огнем. Наиболее распространены танковые пушки калибра 105-мм. Однако танки 80-
х годов, которые начали уже поступать в сухопутные войска, вооружаются 120-
мм пуш-ками, при этом предпочтение отдается гладкоствольным. Иностранные военные эксперты подчеркивают, что гладкоствольные пушки
предназначены для стрельбы только снарядами, стабилизированными в полете
опере-нием. Они несколько уступают орудиям с нарезными стволами в
эффективности стре-льбы осколочно-фугасными снарядами, а также в дальности
прицельной стрельбы. Од-нако аргументом в пользу первых является
возможность значительно (примерно в 1,5 раза) повысить кинетическую энергию
снаряда при высокой живучести ствола. Это объясняется тем, что при гладкой
поверхности канала ствола создаются предпосылки для снижения термической и
эрозийной нагрузки на нее за счет уменьшения площади, на которую
воздействуют пороховые газы. Основным снарядом зарубежных танковых пушек, используемым для поражения
бронированных целей, в настоящее время является бронебойный оперенный
подкали-берный снаряд, который может выстреливаться как из гладкоствольных,
так и из наре-зных пушек (при применении специальных прокладочных колец).
Высокая пробивная способность снарядов этого типа достигается за счет
большой кинетической энергии, приходящейся на малую площадь контакта
снаряда с преградой. Для 105-мм нарезных пушек в США, Великобритании, ФРГ,
Франции и Израиле в последние годы разрабо-таны более эффективные
подкалиберные снаряды. Во Франции, где в боекомплектах танков АМХ-30 вообще
не было подкалиберных снарядов, теперь создан такой боепри-пас. Сообщается,
что его начальная скорость свыше 1500 м/с, на дальности 3 км он пробивает
монолитную плиту толщиной 150 мм под углом встречи 60 град. Подкалиберный снаряд 120-мм западногерманской пушки танка «Леопард-2»,
как и большинство других снарядов подобного типа, состоит из активной части
и отде-ляющегося поддона. В активную часть входят стальной корпус,
сердечник из тяжелого металла, пятилопастный стабилизатор из легкого сплава
с жаропрочным покрытием, головная часть и трассер. Начальная скорость
снаряда превышает 1600 м/с. Ведутся работы по созданию для этой пушки
подкалиберного снаряда с моноблочным однород-ным бронебойным сердечником из
тяжелого металла без стального корпуса. Он должен иметь значительно более
высокую поперечную нагрузку по сравнению с принятым на вооружение снарядом
и соответственно повышенную бронепробиваемость. Зарубеж-ные специалисты
считают, что у оперенных подкалиберных снарядов на сегодняшний день
существуют достаточные резервы для дальнейшего совершенствования. Поэтому
именно с их развитием они связывают повышение возможностей танковых пушек
по поражению бронированных целей. В капиталистических странах ведутся работы по совершенствованию и
других типов боеприпасов. В частности, для пушки танка «Леопард-2»
разработан 120-мм многоцелевой (кумулятивно-осколочный) снаряд, который,
как отмечается, обладает высокой бронепробиваемостью, а по воздействию на
площадные цели примерно равно-ценен 105-мм осколочно-фугасному снаряду. На повышение эффективности огня из танков большое влияние оказывает
осна-щение их совершенными системами управления огнем (СУО). Современные
СУО включают стабилизаторы вооружения, лазерные дальномеры, электронные
баллистиче-ские вычислители и различные датчики, позволяющие достаточно
объективно учиты-вать отличие условий стрельбы от стандартных. Большинство используемых на зарубежных танках стабилизаторов вооружения
представляют собой двухплоскостные гироскопные системы регулирования по
скорос-ти отклонения орудия (башни). При этом поле зрения прицела
стабилизируется вместе с ним (зависимая стабилизация). Однако для танков М1
«Абрамс» и «Леопард-2» были созданы системы с независимой стабилизацией
поля зрения прицелов. У западногер-манского образца она обеспечивается в
двух плоскостях, а на американском танке толь-ко в одной (вертикальной).
Американские специалисты считают, что такая система зна-чительно дешевле. С начала 70-х годов на зарубежных танках устанавливаются лазерные
дальноме-ры. По сравнению с оптическими они, как полагают иностранные
специалисты, имеют следующие преимущества: высокое быстродействие,
автоматизированный процесс ввода измеренной дальности в прицельные
устройства, высокая точность измерения, практически не зависящая от
дальности, малые размеры и вес, простота освоения и т.д. В системах управления огнем танков капиталистических стран в настоящее
время используются аналоговые и цифровые электронные баллистические
вычислите-ли, предназначенные для расчета углов прицеливания и бокового
упреждения с учетом расстояния до цели, типа снаряда и ряда других
факторов, влияющих на траекторию полета снаряда. Развитие их идет в
направлении создания электронных цифровых вы-числителей повышенной
точности. При этом существенно уменьшаются размеры при-бора, потребляемая
мощность, стоимость и одновременно расширяется круг решаемых задач. Наряду
с вычислением исходных данных для контроля работы и характеристик
практически всех элементов СУО. В капиталистических странах ведутся интенсивные работы по созданию еще
более совершенных систем управления огнем, в процессе которых реализуются
новые решения. Так, на американской опытной легкой машине (танке)
повышенной живучес-ти HSTV-L установлена СУО, которая должна обеспечить
существенное сокращение времени, необходимого экипажу для обнаружения и
поражения целей в различных ус-ловиях. Место командира оснащено
выдвигающимся вверх и вращающимся в горизон-тальной плоскости (360 град.)
панорамным прицелом с автоматизированным управле-нием. Он имеет
стабилизированную в двух плоскостях головку, тепловизионную систе-му
переднего обзора (FLIR), дневной оптический канал и канал телевизионной
системы с объемным изображением поля зрения. Последнее передается на
устройство отображе-ния, размещаемое перед командиром и может также
поступать на устройства отображения двух других членов экипажа. Прицел наводчика, как и панорамный прицел командира, имеет
стабилизирован-ную в двух плоскостях головку, тепловизионный канал системы
FLIR, дневной опти-ческий канал и канал телевизионной системы обзора с
объемным изображением, кото-рое может передаваться на рабочие места
командира и водителя. Прицел имеет новый лазерный дальномер (с активным
элементом на углекислом газе), обладающий, по мне-нию американских
специалистов, существенными преимуществами по проникающей способности
излучения по сравнению с излучением лазеров, выполненных на твердо-тельных
активных элементах. У наводчика имеется также дополнительный прицел с
оптическим каналом, механически связанный с орудием. Еще дальше в развитии СУО пошла американская фирма «Делко электроникс».
Для опытной машины HIMAG она разработала систему, в которую входят:
комбиниро-ванный прицел наводчика с независимой стабилизацией поля зрения в
двух плоскос-тях, электронный баллистический вычислитель и автоматические
датчики условий стрельбы. Кроме оптического и лазерного каналов, в прицеле
имеется дополнительный тепловизионный канал, а также электронная
видеоследящая система, применяемая при стрельбе по движущимся целям. Она
обеспечивает автоматическое слежение за целью и за отклонением снарядов от
нее. Информация о траектории снаряда используется для автоматического ввода
необходимых поправок, что повышает вероятность попадания в цель при
следующем выстреле. Однако, как подчеркивается в иностранной печати, такие
СУО являются очень дорогими. Особое внимание уделяется улучшению возможностей танковых экипажей по
об-наружению и разведке целей. На новых и модернизированных танках широко
исполь-зуются приборы ночного видения (ПНВ). Наибольшее распространение
получили ПНВ двух типов - активного и пассивного. В последние годы на зарубежных танках стали устанавливать телевизионные
и тепловизионные приборы. Среди последних различают теплопеленгаторы,
обеспечива-ющие лишь обнаружение целей, и тепловизионные прицелы,
позволяющие обнаружи-вать, распознавать объекты и осуществлять наведение на
них оружия в условиях за-дымленности, при отсутствии оптической видимости
целей, а также при наличии на них тонких слоев маскировки. В США для танков
М1 «Абрамс» и М60А3 выпускаются комбинированные тепловизионные прицелы. Защищенность. Западные специалисты отмечают, что на развитие танков
боль-шое влияние оказывает необходимость резкого повышения их защищенности,
то есть свойства сохранять боеспособность при воздействии различных средств
поражения. В связи с большим разнообразием этих средств защищенность танков
принято рассмат-ривать в двух аспектах - при воздействии оружия массового
поражения и обычных средств. Защищенность современных танков от ядерного и химического оружия
обеспечи-вается прочностью и жесткостью корпуса и башни, их герметичностью,
созданием из-быточного давления воздуха внутри танка с помощью
фильтровентиляционных устано-вок. С целью защиты экипажа от радиационного
излучения осуществляется наращива-ние толщин защитных материалов. Судя по
сообщениям иностранной печати, повые танки М1 «Абрамс» и «Леопард-2» имеют
повышенный уровень защиты от проникающих излучений ядерного взрыва и
радиоактивно зараженной местности по сравнению с танками второго поколения. Улучшенные защищенности танков от обычных средств поражения зарубежные
специалисты считают важнейшей проблемой в развитии их на современном этапе.
Она связана с двумя основными направлениями: снижением вероятности
попадания в танк и повышением его стойкости к воздействию попавших
снарядов. Для реализации пер-вого они используют различные конструктивные
решения. Прежде всего это уменьше-ние размеров танков, особенно высоты.
Например, танк М1 «Абрамс» почти на 600 мм ниже М60А1. Одним из путей снижения вероятности попадания в танк является,по их
мнению, повышение его подвижности на поле боя. Высокая подвижность танка на
поле боя в сочетании с низким силуэтом позволяют ему лучше использовать
защитные свойства местности и усложняют обстреливающему его
противотанковому средству решение огневой задачи. Важную роль в этом плане играет применение маскировочных средств.
Подчер-кивается, что танку должна быть обеспечена возможность маскировки в
широком диапазоне излучений (цветовая, тепловая, звуковая, радиолокационная
и другие). В связи с появлением противотанковых средств, наводимых в цель
по лучу, для танков разрабатываются специальные средства индикации,
реагирующие на облучение. Они должны обеспечить экипажу возможность быстро
принять защитные меры. Повышение стойкости к воздействию различных противотанковых снарядов за
рубежом связывают с дальнейшим совершенствованием броневой защиты,
улучшением компоновки и другими мероприятиями. В иностранной печати
отмечается, что сущест-венный прогресс в этом был достигнут созданием так
называемых комбинированных броневх преград. Одной из разновидностью таких
преград является разнесенная броня, получившая в последние годы
распространение за рубежом танкостроении. В частнос-ти, из нее изготовлены
башни танков «Леопард-1А3 и -1А4». Многослойная комбинированная броня впервые использовалась на опытном
аме-рикано-западногерманском танке МВТ-70. В 1976 году английскими
специалистами была разработана комбинированная броня (получила название
«чобхем»), которая представляет собой комбинацию из трех слоев: «сталь -
керамика - сталь или легкий сплав». Она используется на английских танках
«Челленджер», являющихся дальней-шим развитием танков «Чифтен», на «Леопард-
2» и М1 «Абрамс». Резко повышенный уровень защиты от обычных средств
поражения является, по мнению специалистов блока НАТО, важнейшей
особенностью этих машин. Применение разнесенной и ком-бинированной брони
обусловило переход от литых башен к сварным. Определенные работы проводятся за рубежом по повышению защищенности ра-
нее выпущенных образцов. Так, в процессе модернизации танков «Леопард-1» на
их башнях были установлены дополнительные броневые листы. В некоторых
случаях между основным и дополнительным бронированием возможно размещение
наполните-ля, повышающего, например, стойкость к воздействию кумулятивных
снарядов. В час-тности, такие мероприятия в отношении танков серии М60 в
инициативном порядке предложены американской фирмой «Теледайн». Перспективным направлением считается также локализация заброневых
повреж-дений. Жизненно важные элементы танка стремятся располагать так,
чтобы уменьшить вероятность выхода из строя всей машины даже при пробитии
ее брони снарядом. С этой целью боеприпасы изолируют броневыми
перегородками, а топливо размещают в защищенных баках в периферийных
областях внутреннего пространства. Западные специалисты вместе с тем отмечают, что мероприятия по
повышению защищенности танков ведут к неизбежному возрастанию их веса.
Поэтому проблемы усиления защиты они связывают с выполнением требований к
танкам по подвижности. Подвижность. В зарубежном танкостроении, как сообщает иностранная
печать, просматривается устойчивая тенденция к повышению средних скоростей движения танков в различных дорожно-грунтовых условиях, улучшению их
динамических и ма- невренных качеств. Прежде всего это заключается в
увеличении удельной мощности за счет использования более совершенных
двигателей. Если у танков второго поколения она составляла 15-20 л.с./т, а
к перспективным танкам предъявляются еще более высо-кие требования. Существенным шагом вперед в танковом двигателестроении иностранные
специ-алисты считают создание американской фирмой «Авко Лайкомигн»
газотурбинного двигателя (ГТД) АGТ-1500 мощностью 1500 л.с., который
установлен на танке М1 «Абрамс». В последние годы за рубежом было создано несколько новых танковых
дизель-ных двигателей, в том числе: западногерманский 12-цилиндровый
многотопливный ди-зель водяного охлаждения МВ-873 (мощность 1500 л.с.),
американский 12-цилиндро-вый двигатель воздушного охлаждения с переменной
степенью сжатия AVCR-1360 (1500 л.с.) и английский CV-12 (1200 л.с.). Иностранные специалисты - сторонники дизеля считают, что он еще имеет
доста-точные резервы для совершенствования. Так, в настоящее время
американская фирма «Камминс» ведет работы с «адиабатическим» двигателем,
камеры сгорания которого покрыты изоляционной керамикой. Наряду с масляным
охлаждением поршней, приме-неным на дизелях французской фирмы «Ситроен»,
это, по мнению западных экспертов, позволило бы значительно упростить
систему охлаждения и обеспечить выигрыш в ве-се, объеме и мощности при
снижении удельного расхода топлива до уровня 135 г/л.с.ч. Во Франции
разрабатывается дизельный двигатель, в котором используется дополни-тельная
камера сгорания, предназначенная для повышения производительности турбо-
нагнетателя. Это может обеспечить увеличение выходной мощности и улучшение
прие-мистости двигателя. Однако французские специалисты отмечают, что он
пока является очень сложным и неэкономичным. Трансмиссии, применяемые на зарубежных танках, являются механическими
или гидромеханическими. Первый тип считается менее современным. На новых
танках М1 «Абрамс» и «Леопард-2» установлены гидромеханические трансмиссии
«Аллисон» Х-1100 и HSWL-354 соответственно. Каждая из них включает
комплексную гидродина-мическую передачу с блокировочным фрикционом,
четырехступенчатую автоматичес-кую коробку передач и дополнительный привод
механизма поворота с гидрообъемной передачей, а также гидравлический
замедлитель. Трансмиссии второго типа разработа-ны также в
Великобритании для танков «Челленджер» (TN37) и во Франции для
АМХ-30В2 и АМХ-32 (ENC200). В качестве перспективного направления совершенствования
гидромеханических трансмиссий рассматривается установка гидрообъемной
передачи (ГОП) не только в дополнительной, но и в основной силовой поток
параллельно с механической ветвью таким образом, чтобы с увеличением
скорости движения через ГОП передавалась все меньшая часть мощности
двигателя.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|