рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Танки капиталистических стран рефераты

p> Судя по публикациям в военной печати, разработчики отдельных компонентов танка к 2020 году спроектируют и изготовят демонстрационные образцы с шасси танка М1А2 «Абрамс» и новые шасси массой 50-55 т, а затем объединят отобранные по кон-курсу компоненты в общую конструкцию
«электрического» танка. Мероприятия по соз-данию боевой машины АЕТ координирует управление перспективных исследований министерства обороны
США. По оценкам американских военных специалистов, появ-ление перспективного танка АЕТ будет означать научно-технический прорыв в танко- строении.

Характеризуя роль и место основных боевых танков в боевых действиях сухопут-ных войск в ХХI веке, военные специалисты США утверждают, что они останутся гос-подствующей силой на поле боя, главным ударным средством при ведении наступательных действий, захвате обороняемых позиций и контрударах.

Тенденции развития танков

Судя по сообщениям иностранной печати, развитие и совершенствование танков за рубежом осуществляется по двум основным направлениям: создание новых образцов и модернизация ранее выпущенных и находящихся в производстве. Считается, что первое направление обеспечивает значительное повышение боевых свойств и эффекти-вности танков, но связано с большими затратами времени и средств. Так, разработка западногерманского танка
«Леопард-1» заняла около девяти лет, английского «Чифтен» - почти десять, американского М60А1 - десять. По данным, опубликованным в запад-ной прессе, программа создания американского танка М1 «Абрамс» обошлась более чем в 1 млрд. долларов.

Второе направление, то есть модернизация танков представляет собой непрерыв-ный процесс проведения конструктивных и технологических мероприятий, направлен-ных на повышение их боевых свойств и продление жизненного цикла. По мнению за-рубежных специалистов, она позволяет в сравнительно короткие сроки и при ограни-ченных затратах добиться повышения эффективности танков и привести их в соответ-ствие с постоянно растущими требованиями.

Огневая мощь. Важнейшую роль в развитии танков играет прогресс в области совершенствования их вооружения. В качестве основного вооружения на всех зарубеж-ных танках используются пушки калибра 105- и 120-мм.Развитие, особенно в послед-ние время, танковых пушек, систем управления огнем и боеприпасов привело западных специалистов к отказу от попыток создания танков с комбинированным ракетно-пущечным вооружением. Оно было установлено лишь на американских образцах М60А2 и М551 «Шеридан», выпущенных в ограниченном количестве. Разработка его во Франции была прекращена.
Иностранные специалисты отмечают, что на данном этапе возрастание стоимости танка с таким вооружением намного превосходит дости-гаемый при этом рост его боевой эффективности.

В развитии пушечного вооружения за рубежом выделяются следующие тенден- ции: постепенный переход на увеличенный калибр (120-мм), повышение эффективнос-ти действия снарядов по бронированным целям и применение более совершенных систем управления огнем.

Наиболее распространены танковые пушки калибра 105-мм. Однако танки 80- х годов, которые начали уже поступать в сухопутные войска, вооружаются 120- мм пуш-ками, при этом предпочтение отдается гладкоствольным.

Иностранные военные эксперты подчеркивают, что гладкоствольные пушки предназначены для стрельбы только снарядами, стабилизированными в полете опере-нием. Они несколько уступают орудиям с нарезными стволами в эффективности стре-льбы осколочно-фугасными снарядами, а также в дальности прицельной стрельбы. Од-нако аргументом в пользу первых является возможность значительно (примерно в 1,5 раза) повысить кинетическую энергию снаряда при высокой живучести ствола. Это объясняется тем, что при гладкой поверхности канала ствола создаются предпосылки для снижения термической и эрозийной нагрузки на нее за счет уменьшения площади, на которую воздействуют пороховые газы.

Основным снарядом зарубежных танковых пушек, используемым для поражения бронированных целей, в настоящее время является бронебойный оперенный подкали-берный снаряд, который может выстреливаться как из гладкоствольных, так и из наре-зных пушек (при применении специальных прокладочных колец).
Высокая пробивная способность снарядов этого типа достигается за счет большой кинетической энергии, приходящейся на малую площадь контакта снаряда с преградой. Для 105-мм нарезных пушек в США, Великобритании, ФРГ,
Франции и Израиле в последние годы разрабо-таны более эффективные подкалиберные снаряды. Во Франции, где в боекомплектах танков АМХ-30 вообще не было подкалиберных снарядов, теперь создан такой боепри-пас. Сообщается, что его начальная скорость свыше 1500 м/с, на дальности 3 км он пробивает монолитную плиту толщиной 150 мм под углом встречи 60 град.

Подкалиберный снаряд 120-мм западногерманской пушки танка «Леопард-2», как и большинство других снарядов подобного типа, состоит из активной части и отде-ляющегося поддона. В активную часть входят стальной корпус, сердечник из тяжелого металла, пятилопастный стабилизатор из легкого сплава с жаропрочным покрытием, головная часть и трассер. Начальная скорость снаряда превышает 1600 м/с. Ведутся работы по созданию для этой пушки подкалиберного снаряда с моноблочным однород-ным бронебойным сердечником из тяжелого металла без стального корпуса. Он должен иметь значительно более высокую поперечную нагрузку по сравнению с принятым на вооружение снарядом и соответственно повышенную бронепробиваемость. Зарубеж-ные специалисты считают, что у оперенных подкалиберных снарядов на сегодняшний день существуют достаточные резервы для дальнейшего совершенствования. Поэтому именно с их развитием они связывают повышение возможностей танковых пушек по поражению бронированных целей.

В капиталистических странах ведутся работы по совершенствованию и других типов боеприпасов. В частности, для пушки танка «Леопард-2» разработан 120-мм многоцелевой (кумулятивно-осколочный) снаряд, который, как отмечается, обладает высокой бронепробиваемостью, а по воздействию на площадные цели примерно равно-ценен 105-мм осколочно-фугасному снаряду.

На повышение эффективности огня из танков большое влияние оказывает осна-щение их совершенными системами управления огнем (СУО). Современные
СУО включают стабилизаторы вооружения, лазерные дальномеры, электронные баллистиче-ские вычислители и различные датчики, позволяющие достаточно объективно учиты-вать отличие условий стрельбы от стандартных.

Большинство используемых на зарубежных танках стабилизаторов вооружения представляют собой двухплоскостные гироскопные системы регулирования по скорос-ти отклонения орудия (башни). При этом поле зрения прицела стабилизируется вместе с ним (зависимая стабилизация). Однако для танков М1
«Абрамс» и «Леопард-2» были созданы системы с независимой стабилизацией поля зрения прицелов. У западногер-манского образца она обеспечивается в двух плоскостях, а на американском танке толь-ко в одной (вертикальной).
Американские специалисты считают, что такая система зна-чительно дешевле.

С начала 70-х годов на зарубежных танках устанавливаются лазерные дальноме-ры. По сравнению с оптическими они, как полагают иностранные специалисты, имеют следующие преимущества: высокое быстродействие, автоматизированный процесс ввода измеренной дальности в прицельные устройства, высокая точность измерения, практически не зависящая от дальности, малые размеры и вес, простота освоения и т.д.

В системах управления огнем танков капиталистических стран в настоящее время используются аналоговые и цифровые электронные баллистические вычислите-ли, предназначенные для расчета углов прицеливания и бокового упреждения с учетом расстояния до цели, типа снаряда и ряда других факторов, влияющих на траекторию полета снаряда. Развитие их идет в направлении создания электронных цифровых вы-числителей повышенной точности. При этом существенно уменьшаются размеры при-бора, потребляемая мощность, стоимость и одновременно расширяется круг решаемых задач. Наряду с вычислением исходных данных для контроля работы и характеристик практически всех элементов СУО.

В капиталистических странах ведутся интенсивные работы по созданию еще более совершенных систем управления огнем, в процессе которых реализуются новые решения. Так, на американской опытной легкой машине (танке) повышенной живучес-ти HSTV-L установлена СУО, которая должна обеспечить существенное сокращение времени, необходимого экипажу для обнаружения и поражения целей в различных ус-ловиях. Место командира оснащено выдвигающимся вверх и вращающимся в горизон-тальной плоскости (360 град.) панорамным прицелом с автоматизированным управле-нием. Он имеет стабилизированную в двух плоскостях головку, тепловизионную систе-му переднего обзора (FLIR), дневной оптический канал и канал телевизионной системы с объемным изображением поля зрения. Последнее передается на устройство отображе-ния, размещаемое перед командиром и может также поступать на устройства отображения двух других членов экипажа.

Прицел наводчика, как и панорамный прицел командира, имеет стабилизирован-ную в двух плоскостях головку, тепловизионный канал системы
FLIR, дневной опти-ческий канал и канал телевизионной системы обзора с объемным изображением, кото-рое может передаваться на рабочие места командира и водителя. Прицел имеет новый лазерный дальномер (с активным элементом на углекислом газе), обладающий, по мне-нию американских специалистов, существенными преимуществами по проникающей способности излучения по сравнению с излучением лазеров, выполненных на твердо-тельных активных элементах. У наводчика имеется также дополнительный прицел с оптическим каналом, механически связанный с орудием.

Еще дальше в развитии СУО пошла американская фирма «Делко электроникс».
Для опытной машины HIMAG она разработала систему, в которую входят: комбиниро-ванный прицел наводчика с независимой стабилизацией поля зрения в двух плоскос-тях, электронный баллистический вычислитель и автоматические датчики условий стрельбы. Кроме оптического и лазерного каналов, в прицеле имеется дополнительный тепловизионный канал, а также электронная видеоследящая система, применяемая при стрельбе по движущимся целям. Она обеспечивает автоматическое слежение за целью и за отклонением снарядов от нее. Информация о траектории снаряда используется для автоматического ввода необходимых поправок, что повышает вероятность попадания в цель при следующем выстреле. Однако, как подчеркивается в иностранной печати, такие
СУО являются очень дорогими.

Особое внимание уделяется улучшению возможностей танковых экипажей по об-наружению и разведке целей. На новых и модернизированных танках широко исполь-зуются приборы ночного видения (ПНВ). Наибольшее распространение получили ПНВ двух типов - активного и пассивного.

В последние годы на зарубежных танках стали устанавливать телевизионные и тепловизионные приборы. Среди последних различают теплопеленгаторы, обеспечива-ющие лишь обнаружение целей, и тепловизионные прицелы, позволяющие обнаружи-вать, распознавать объекты и осуществлять наведение на них оружия в условиях за-дымленности, при отсутствии оптической видимости целей, а также при наличии на них тонких слоев маскировки. В США для танков
М1 «Абрамс» и М60А3 выпускаются комбинированные тепловизионные прицелы.

Защищенность. Западные специалисты отмечают, что на развитие танков боль-шое влияние оказывает необходимость резкого повышения их защищенности, то есть свойства сохранять боеспособность при воздействии различных средств поражения. В связи с большим разнообразием этих средств защищенность танков принято рассмат-ривать в двух аспектах - при воздействии оружия массового поражения и обычных средств.

Защищенность современных танков от ядерного и химического оружия обеспечи-вается прочностью и жесткостью корпуса и башни, их герметичностью, созданием из-быточного давления воздуха внутри танка с помощью фильтровентиляционных устано-вок. С целью защиты экипажа от радиационного излучения осуществляется наращива-ние толщин защитных материалов. Судя по сообщениям иностранной печати, повые танки М1 «Абрамс» и «Леопард-2» имеют повышенный уровень защиты от проникающих излучений ядерного взрыва и радиоактивно зараженной местности по сравнению с танками второго поколения.

Улучшенные защищенности танков от обычных средств поражения зарубежные специалисты считают важнейшей проблемой в развитии их на современном этапе.
Она связана с двумя основными направлениями: снижением вероятности попадания в танк и повышением его стойкости к воздействию попавших снарядов. Для реализации пер-вого они используют различные конструктивные решения. Прежде всего это уменьше-ние размеров танков, особенно высоты.
Например, танк М1 «Абрамс» почти на 600 мм ниже М60А1.

Одним из путей снижения вероятности попадания в танк является,по их мнению, повышение его подвижности на поле боя. Высокая подвижность танка на поле боя в сочетании с низким силуэтом позволяют ему лучше использовать защитные свойства местности и усложняют обстреливающему его противотанковому средству решение огневой задачи.

Важную роль в этом плане играет применение маскировочных средств.
Подчер-кивается, что танку должна быть обеспечена возможность маскировки в широком диапазоне излучений (цветовая, тепловая, звуковая, радиолокационная и другие). В связи с появлением противотанковых средств, наводимых в цель по лучу, для танков разрабатываются специальные средства индикации, реагирующие на облучение. Они должны обеспечить экипажу возможность быстро принять защитные меры.

Повышение стойкости к воздействию различных противотанковых снарядов за рубежом связывают с дальнейшим совершенствованием броневой защиты, улучшением компоновки и другими мероприятиями. В иностранной печати отмечается, что сущест-венный прогресс в этом был достигнут созданием так называемых комбинированных броневх преград. Одной из разновидностью таких преград является разнесенная броня, получившая в последние годы распространение за рубежом танкостроении. В частнос-ти, из нее изготовлены башни танков «Леопард-1А3 и -1А4».

Многослойная комбинированная броня впервые использовалась на опытном аме-рикано-западногерманском танке МВТ-70. В 1976 году английскими специалистами была разработана комбинированная броня (получила название
«чобхем»), которая представляет собой комбинацию из трех слоев: «сталь - керамика - сталь или легкий сплав». Она используется на английских танках
«Челленджер», являющихся дальней-шим развитием танков «Чифтен», на «Леопард-
2» и М1 «Абрамс». Резко повышенный уровень защиты от обычных средств поражения является, по мнению специалистов блока НАТО, важнейшей особенностью этих машин. Применение разнесенной и ком-бинированной брони обусловило переход от литых башен к сварным.

Определенные работы проводятся за рубежом по повышению защищенности ра- нее выпущенных образцов. Так, в процессе модернизации танков «Леопард-1» на их башнях были установлены дополнительные броневые листы. В некоторых случаях между основным и дополнительным бронированием возможно размещение наполните-ля, повышающего, например, стойкость к воздействию кумулятивных снарядов. В час-тности, такие мероприятия в отношении танков серии М60 в инициативном порядке предложены американской фирмой «Теледайн».

Перспективным направлением считается также локализация заброневых повреж-дений. Жизненно важные элементы танка стремятся располагать так, чтобы уменьшить вероятность выхода из строя всей машины даже при пробитии ее брони снарядом. С этой целью боеприпасы изолируют броневыми перегородками, а топливо размещают в защищенных баках в периферийных областях внутреннего пространства.

Западные специалисты вместе с тем отмечают, что мероприятия по повышению защищенности танков ведут к неизбежному возрастанию их веса.
Поэтому проблемы усиления защиты они связывают с выполнением требований к танкам по подвижности.

Подвижность. В зарубежном танкостроении, как сообщает иностранная печать, просматривается устойчивая тенденция к повышению средних скоростей движения танков в различных дорожно-грунтовых условиях, улучшению их динамических и ма- невренных качеств. Прежде всего это заключается в увеличении удельной мощности за счет использования более совершенных двигателей. Если у танков второго поколения она составляла 15-20 л.с./т, а к перспективным танкам предъявляются еще более высо-кие требования.

Существенным шагом вперед в танковом двигателестроении иностранные специ-алисты считают создание американской фирмой «Авко Лайкомигн» газотурбинного двигателя (ГТД) АGТ-1500 мощностью 1500 л.с., который установлен на танке М1 «Абрамс».

В последние годы за рубежом было создано несколько новых танковых дизель-ных двигателей, в том числе: западногерманский 12-цилиндровый многотопливный ди-зель водяного охлаждения МВ-873 (мощность 1500 л.с.), американский 12-цилиндро-вый двигатель воздушного охлаждения с переменной степенью сжатия AVCR-1360 (1500 л.с.) и английский CV-12 (1200 л.с.).

Иностранные специалисты - сторонники дизеля считают, что он еще имеет доста-точные резервы для совершенствования. Так, в настоящее время американская фирма «Камминс» ведет работы с «адиабатическим» двигателем, камеры сгорания которого покрыты изоляционной керамикой. Наряду с масляным охлаждением поршней, приме-неным на дизелях французской фирмы «Ситроен», это, по мнению западных экспертов, позволило бы значительно упростить систему охлаждения и обеспечить выигрыш в ве-се, объеме и мощности при снижении удельного расхода топлива до уровня 135 г/л.с.ч. Во Франции разрабатывается дизельный двигатель, в котором используется дополни-тельная камера сгорания, предназначенная для повышения производительности турбо- нагнетателя. Это может обеспечить увеличение выходной мощности и улучшение прие-мистости двигателя. Однако французские специалисты отмечают, что он пока является очень сложным и неэкономичным.

Трансмиссии, применяемые на зарубежных танках, являются механическими или гидромеханическими. Первый тип считается менее современным. На новых танках М1 «Абрамс» и «Леопард-2» установлены гидромеханические трансмиссии
«Аллисон» Х-1100 и HSWL-354 соответственно. Каждая из них включает комплексную гидродина-мическую передачу с блокировочным фрикционом, четырехступенчатую автоматичес-кую коробку передач и дополнительный привод механизма поворота с гидрообъемной передачей, а также гидравлический замедлитель. Трансмиссии второго типа разработа-ны также в
Великобритании для танков «Челленджер» (TN37) и во Франции для
АМХ-30В2 и АМХ-32 (ENC200).

В качестве перспективного направления совершенствования гидромеханических трансмиссий рассматривается установка гидрообъемной передачи (ГОП) не только в дополнительной, но и в основной силовой поток параллельно с механической ветвью таким образом, чтобы с увеличением скорости движения через ГОП передавалась все меньшая часть мощности двигателя.

Страницы: 1, 2, 3, 4