рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Способы защиты населения РФ от поражающих факторов при ЧС рефераты

Способы защиты населения РФ от поражающих факторов при ЧС

Кафедра тактико-специальной подготовки






 

 

 

 

 

 

Реферат

Способы защиты населения РФ от поражающих факторов при ЧС


Содержание

Введение

1 Эвакуация населения

2 Защитные сооружения

3 Средства индивидуальной защиты

3.1 Фильтрующие средства индивидуальной защиты органов дыхания

3.2 Изолирующие средства индивидуальной защиты органов дыхания

3.3 Средства защиты кожи

4 Средства медицинской защиты

Заключение


ВВЕДЕНИЕ


Защита населения в чрезвычайных ситуациях - одна из главных задач гражданской обороны. Она представляет собой комплекс мероприятий, проводимых с целью не допустить или максимально снизить поражение людей. Объем и характер защитных мероприятий определяется особенностями соответствующих объектов, а также вероятной обстановкой , которая может сложиться в результате стихийных бедствий, крупных аварий , катастроф или применения противником современного оружия.

 К основным принципам защиты населения относятся:

-защита населения на всей территории страны;

-дифференцированная защита населения с учетом размещения производительных сил и объектов государственного значения;

-заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий:

-увязка плана защитных мероприятий с планом экономического и социального развития России.

 Применяются три основных способа защиты:

-эвакуация населения;

-укрытие населения в защитных сооружениях;

-использование населением индивидуальных средств защиты.

 Кроме того , с целью защиты населения проводиться всеобщее обязательное обучение его способам защиты. Организуется своевременное оповещение населения о возникшей угрозе чрезвычайной ситуации. Осуществляется защита продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений от заражения радиоактивными веществами, СДЯВ, ОВ и биологическими средствами. Ведется радиационная, химическая и биологическая разведка ,а также дозиметрический и лабораторный химический и экологический контроль.

Планируются профилактические противопожарные, противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия ,аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения, санитарная обработка людей, обеззараживание техники, одежды, обуви, территории, зданий и сооружений.

 Рассмотрим основные способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях.


1 Эвакуация населения


Сущность эвакуации состоит в перемещении людей и материальных ценностей, включая запасы продовольствия, в безопасный район (загородную зону) из районов чрезвычайной ситуации.

Безопасный район представляет собой территорию, расположенную за пределами района чрезвычайной ситуации. Каждому предприятию, учреждению, учбному заведению, из которого планируется эвакуация, в безопасном районе назначается для размещения рабочих и служащих и членов их семей один или несколько населенных пунктов.

В военное время все население с целью дифференцированного проведения мероприятий по его защите от последствий применения противником оружия делится на три группы:

- рабочие с служащие объектов народного хозяйства, продолжающие работу в городе, но проживающие в загородной зоне;

- рабочие и служащие объектов, прекращающие работу или переносящие ее в загородную зону;

- население, не работающие на производстве или в сфере обслуживания и заблаговременно эвакуируемое в загородную зону на все время войны.

В мирное время эвакуация может проводиться при стихийных бедствиях, катастрофах или крупных авариях из опасных районов в безопасные.

Эвакуация рабочих и служащих и членов их семей организуется по производственному принципу – по месту работы (проводится соответствующими предприятиями, учреждениями, организациями), а эвакуация остального населения – по территориальному принципу, т.е. по месту жительства (проводится домоуправлениями, жилищно-эксплуатационными службами, дирекциями эксплуатации зданий). Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, но не исключается возможность вывоза их со школами и детскими садами.

Непосредственно организацией и проведением эвакуационных мероприятий занимаются начальники и штабы ГО объектов и эвакуационные комиссии, создаваемые в городах (городских районах). Эвакуацию организуют и проводят после получения распоряжения на ее проведение.

Для проведения эвакуации используются разные виды общественного транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный), не занятого военными и неотложными хозяйственными перевозками, а также личный транспорт.

Вывоз эвакуируемого населения планируется обычно с использованием автобусов и приспособленных для перевозки людей грузовых автомобилей. Определенная часть населения, подлежащая эвакуации, может выводиться пешим порядком. Вывод населения пешим порядком организуется колоннами по дорогам, не занятым перевозками, или по обозначенным маршрутам и колоннам путям.

Для организации движения пеших колонн разрабатывают схему их маршрута, на которой указывают состав колонны, маршрут движения, исходный пункт, пункты регулирования движения и время их прохождения, районы и продолжительность привалов, медицинские пункты и пункты обогрева, промежуточный пункт эвакуации, порядок и сроки вывода колонны (вывоза людей) из этого пункта в район постоянного размещения, сигналы управления и оповещения.

При угрозе войны определяющее значение приобретают сроки эвакуации населения за пределы зон возможных разрушений. В этом случае, если не хватает транспортных средств, используют комбинированный способ эвакуации, суть которого сочетается с вывозом всеми видами имеющегося транспорта. Этот способ является основным.

Для проведения эвакуации создаются специальные эвакуационные органы. К ним относятся: эвакуационные комиссии (создаваемые в местах, из которых предстоит эвакуировать население), сборные эвакуационные пункты, приемные эвакуационные (эвакоприемники) комиссии и приемные эвакуационные пункты. Для управления пешей эвакуацией создаются группы управления, а на маршруте движения колонн устраиваются уже упоминавшиеся промежуточные пункты эвакуации.

Эвакуационные комиссии создаются при правительстве республики, в области, городе, городском районе и на крупных предприятиях. Она планируется и организуется мероприятия по эвакуации. Эвакуация населения проводится через сборные эвакопункты. Под них обычно отводятся школы, клубы и другие общественные здания. Предназначаются эти пункты для сбора и регистрации эвакуируемого населения и отправки его на станции, пристани и другие пункты посадки (при эвакуации транспортом) или на исходные пункты пешего движения.

На территории сборного эвакопункта и близи него должны быть подготовлены убежища и укрытия из расчета размещения в них людей, которые могут одновременно находиться на пункте. Каждому сборному эвакопункту присваивается номер; к нему приписываются ближайшие объекты народного хозяйства, учебные заведения, организации и учреждения, жилищно-эксплуатационные органы. За ним закрепляются пункты посадки на транспорт и маршруты эвакуации пешим порядком.

Население о начале эвакуации оповещается через предприятия, учреждения, учебные заведения, домоуправления, милицию, по радио и телевидению. Получив извещение о начале эвакуации, люди должны подготовить и взять с собой документы, деньги, необходимые вещи и запас продуктов и явиться на пункт регистрируют, группируют по автомобилям, вагонам железнодорожных эшелонов, судам и в назначенное время выводят к пунктам посадки на транспорт. Посадка осуществляется организованно. Для поддержания порядка на каждый железнодорожный эшелон (судно) назначается его начальник, на железнодорожный вагон – старший вагон, на автомобильную колонну – старший автоколонны.

Вывод населения пешим порядком осуществляется по заранее установленным маршрутам, рассчитанным, как правило, на один суточный переход, совершаемый за 10-12 ч. Численность пеших колонн -500-1000 чел. Для удобства управления колонна разбивается на группы по 50-100 чел., а во главе группы ставится старший. Обязанность старших – поддерживать в группе порядок во время движения и на привалах. Скорость движения колонн на маршруте следует выдержать 4-5 км/ч, а расстояние между колоннами – до 500 м. При совершении марша через каждые 1-1,5 ч движения делают малые привалы продолжительностью 10-15 мин, а в начале второй половины суточного перехода устраивают большой привал на 1-2 ч. На малых привалах людям оказывают необходимую медицинскую помощь, проверяют состав колонн. На большом привале, кроме того, организуют прием горячей пищи.

При проведении эвакуации организуют медицинское обслуживание. С этой целью на сборных эвакопунктах, станциях, пристанях развертывают медпункты. На каждый поезд (судно) назначают 1-2 работников со средним медицинским образованием, а на пешую колонну -2-4 медицинских работников, включая сандружинниц.

Для организации приема и размещения эвакуированного населения, а также снабжения его всем необходимым создаются уже упоминавшиеся эвакоприемные комиссии и приемные эвакопункты.

Эвакоприемные комиссии района, поселка создаются решением соответствующего исполнительного органа власти. Они проводят свою работу во взаимодействии со штабами и службами ГО. В состав такой комиссии включаются работники местного исполнительного органа власти, руководители предприятий торговли, общественного питания, медицинских, бытовых и других учреждений, привлекаемых для обеспечения эвакуируемого населения. Председателем комиссии назначается должностное лицо исполнительной власти.

На приемные эвакуационное комиссии возлагаются разработка и корректировка раздела плана ГО по приему и размещению эвакуируемого населения; встреча, прием, учет и размещение прибывшего населения, снабжение его всем необходимым; представление донесений вышестоящим приемным эвакуационным органом о ходе приема, размещения и обеспечения прибывшего населения.

Эвакоприемная комиссия районного (поселкового) Совета устанавливает связь с эвакоприемной комиссией городского совета (объекта) и уточняет вопросы приема и размещения населения, графика движения эшелонов, автомобильных и пеших колонн, численность отправляемых каждым эшелоном, автоколонной, пешей колонной населения, место промежуточного пункта эвакуации пеших колонн, вид и количество транспорта для перевозки населения из промежуточного пункта эвакуации к районам постоянного размещения, а также вопросы снабжения и обслуживания населения.

По указанию эвакоприемной комиссии района для приема прибывающего населения развертывают приемные эвакопункты. Они устраиваются в школах, детских садах, клубах и других общественных зданиях недалеко от места высадки людей. На приемный пункт возлагается встреча прибывшего населения, распределения его по населенным пунктам, отправка людей к местам размещения, оказание первой медицинской помощи.

В местах приема эвакуируемого населения подготавливают предназначенные для него помещения, уточняя все вопросы расселения людей по домам (квартирам) местных жителей (в порядке подселения), в пансионатах, домах отдыха, санаториях, детских и туристических лагерях. Если эвакуация осуществляется во время войны или в случае угрозы войны, то подготавливают коллективные средства защиты. При недостатке укрытий организуют их строительство, для чего привлекают все трудоспособное население, в том числе эвакуированное. Снабжение эвакуированного населения продуктами питания и предметами первой необходимости возлагается на местные органы власти.

Коммунально-бытовое обслуживание эвакуированного населения в районах размещения осуществляют местные коммунально-бытовые учреждения (прачечные, бани, мастерские, парикмахерские), причем следует широко привлекать к работе и специалистов коммунально-бытовых служб из числа эвакуированных.

Медицинское обслуживание эвакуированного населения возлагают на существующую сеть лечебных учреждения и поликлиники, больницы, сельские медицинские пункты и аптеки. Так как количество больных возрастает, то принимают меры к расширению сети медицинских учреждений и увеличению численности медицинских кадров. К работе привлекают врачей, фельдшеров, медицинских сестер и из числа эвакуированных. Привлекают эвакуированных также для работы в колхозах, совхозах, на местных предприятиях и предприятиях, вывезенных из города.



2 Защитные сооружения


Общие сведения. Защитные сооружения делят на две категории: убежища, защищающие от всех средств массового поражения, и противорадиационные укрытия (ПРУ), защищающие от ионизирующего излучения, возникающего при радиоактивном заражении местности, а частично и от других поражающих факторов ядерного взрыва. Приспосабливают под защитные сооружения горные выработки, транспортные туннели, гаражи и т.п.

Для защиты людей кроме стационарных можно использовать убежища и укрытия, возводимые в короткие сроки из готовых деревянных или железобетонных конструкций либо оборудуемые в имеющихся подвальных помещениях. Строительство таких сооружений осуществляют при возникновении угрозы применения современного оружия.

Все внутреннее оборудование и защитные устройства таких сооружений (некоторые узлы системы воздухоснабжения, защитно-герметические двери, нары) посты в изготовлении и могут быть изготовлены на месте. Эти защитные сооружения называют убежищами (укрытиями) с упрощенным оборудованием или быстровозводимыми убежищами или укрытиями (БВУ, БВПРУ).

Убежища и ПРУ проектируются по строительным нормам и правилам СНиП II-11-77, СНиП 2.01.51-90 и дополнениям к ним. Назначение сооружения в мирное время определяется заданием на проектирование.

Современные убежища – сложные в техническом отношении сооружения, оборудованные различными инженерными системами и измерительными приборами, которые должны обеспечить требуемые нормативные условия жизнеобитания людей в течение расчетного времени. От надежной работы систем зависит безопасность находящихся в сооружении людей.

От ударной волны и обломков разрушающихся зданий людей защищают прочные ограждающие конструкции (стены, перекрытия, двери, ставни и ворота), противовзрывные устройства и клапаны на вентиляционных, выхлопных и других отверстиях. Эти конструкции защищают также от воздействия проникающей радиации, светового излучения и высоких температур.

Для защиты от ОВ, СДЯВ, биологических средств и радиоактивной пыли убежища герметизируют и оснащают фильтровентиляционным оборудованием, которое очищает наружный воздух, распределяет его по отсекам и создает в убежища избыточное давление (подпор), препятствующее проникновению зараженного воздуха внутрь помещения через мельчайшие трещины в ограждающих конструкциях.

Но только защиты недостаточно. Требуется обеспечить возможность длительного пребывания людей в убежище (до прекращения пожаров, спада уровня радиации). Для этого защитные сооружения помимо фильтровентиляции, снабжающей людей воздухом, должны иметь надежное электропитание, санитарно-технические системы (водопровод, канализацию, отопление), радио- и телефонную связь, а также запасы воды и продовольствия.

Устройство и внутреннее оборудование убежища во многом зависят от его вместимости. По вместимости убежища делятся на малые, средние и большие. Убежища, возводимые заблаговременно, укрывают: малой вместимости – до 150 чел., средней – 150-600 и большой – более 100 чел. Убежища, возводимые при угрозе войны, укрывают: малой вместимости – до 60 чел., средней – 60-100 и большой – более 100 чел.

Убежища большой вместимости имеют наиболее сложное внутреннее оборудование. Сложность внутреннего оборудования и инженерных сетей, оснащенность агрегатов, механизмами, приборами зависит также от назначения и характера использования помещения в мирное время.



3 Средства индивидуальной защиты органов дыхания


3.1 Фильтрующие средства индивидуальной защиты органов дыхания


Для защиты от СДЯВ и ВО рабочих и служащих предприятий, личного состава формирований ГО и населения используются средства индивидуальной защиты.

Такие средства делятся на средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИ

ЗОД) и средства защиты кожи. По способу защитного действия они подразделяются на фильтрующие и изолирующие. Выбор средства защиты производится с учетом их назначения и защитных свойств, конкретных условий обстановки и характера заражения.

СИЗОД фильтрующего типа (противогазы, респираторы) находят широкое применение для защиты от СДЯВ и ОВ как наиболее простые и надежные в эксплуатации.

Защитные свойства фильтрующих СИЗОД характеризуются: временем защитного действия по паро- и газообразным СДЯВ и ОВ, т.е. временем от начала поступления вредных веществ в средство защиты до снижения концентрации этих веществ за фильтрами до предельно допустимых значений; коэффициентом подсоса СДЯВ и ОВ – отношением концентрации примеси, проникающей под лицевую часть, минуя фильтрующе-поглощающую систему, к ее начальной концентрации; коэффициентом проницаемости СДЯВ и ОВ в виде аэрозоля – отношением концентрации аэрозоля после прохождения им через фильтрующе-поглощающую систему к начальной концентрации.

Важной эксплуатационной характеристикой фильтрующих СИЗОД является сопротивление вдыхательному и выдыхательному потоку воздуха. Фильтрующими СИЗОД всех типов и марок запрещается пользоваться при содержании в окружающем воздухе менее 16% по объему свободного кислорода. А при наличии в воздухе плохо сорбирующихся газов (метана, этана, бутана, этилена, ацетилена и др.) этот предел увеличивается до 18%.

Применение фильтрующих противогазов в большинстве случаев возможно лишь при концентрации паро- газообразных веществ, не превышающих 0,5% по объему. Для некоторых вредных веществ предел концентрации может быть ниже или выше указанного значения. Так, для аммиака, паров многих органических веществ, поглощение которых шихтой противогазовых коробок происходит без значительного выделения тепла, максимально допустимая концентрация может быть по объему выше 0,5%, но не более 2%.

В ряде случаев применение противогазов ограничивается нижним пределом взрываемости паров вещества, который равен по объему для сероуглерода 1%, для бензина 1,4, для бензина -1,3% и т.д. Для паров и газов, поглощение которых шихтой сопровождается значительным выделением тепла, предельное содержание в воздухе должно быть ограничено количествами, не приводящими к чрезмерному разогреванию вдыхаемого воздуха, например для фосфина PH3 -0,2% для арсина AsH3 -0,3% по объему.

Страницы: 1, 2