рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Соотношение теоретического и эмпирического в познавательной деятельности военных кадров рефераты

Соотношение теоретического и эмпирического в познавательной деятельности военных кадров

АКАДЕМИЯ

 

Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук




Реферат на тему:

 

СООТНОШЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ КАДРОВ

Содержание:


1.                 Введение.

2.                 Культура мышления командира.

3.                 Роль системы методов в интеллектуальной деятельности командира.

4.                 Организация умственного труда.

5.                 Пути формирования культуры мышления командных кадров.

6.                 Роль человеческого фактора в военном деле.

7.                 Заключение

8.                 Список использованной литературы.

Введение


Мышление всегда было и остается предметом изучения самых разных дисциплин: гносеологии и логики, психологии и педагогики, физиологии и кибернетики. Вопрос о природе мышления (сознания) и его отношении к бытию является основным вопросом философии. В диалектико-материалистической философии мышление понимается как процесс отражения объективной действительности, как высшая ступень человеческого познания.

Многогранная, сложная и ответственная деятельность командира, которая носит преимущественно интеллектуальный характер, диктует потребность в познании закономерностей мыслительного процесса, его основных методов и форм, путей совершенствования культуры мышления. Именно этот вопрос я хочу рассмотреть в этом реферате.

Культура мышления командира


Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой ум, подметил еще в XVII в. Ф. Ларошфуко. И действительно, признаться в забывчивости проще, чем в ограниченности ума, недостатке культуры мышления. Что означает культура мышления? Как определить ее уровень у себя, у других людей?

Основная закономерность, характеризующая диалектику познания, - восхождение от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Она объединяет, синтезирует требования многих принципов материалистической диалектики, предъявляемых к процессу познания. Выделим основные из этих принципов. Так, обращенный к мыслительному процессу принцип единства теории и практики требует единства теоретического и практического мышления, последовательности его противоположных логических форм - эмпирических и теоретических. Принцип исторической конкретности предъявляет к мышлению требование раскрывать внутреннее многообразие познавательного процесса на всех этапах его развития, а также выявлять условия, способствующие формированию этого многообразия и его единства.

Принцип противоречивости требует рассматривать противоречия, свойственные процессу роста знаний и их практического применения, в неразрывной связи с противоречивым ходом развития общественного бытия и общественного сознания. Только в обществе можно найти разгадку и разрешение противоречий процесса познания.

Принцип развития или историзма обязывает не замыкаться в познании, а продолжать его гносеологический анализ историко-материалистическим анализом. Мышление не может развиваться, не выходя из себя. Дальнейший путь его развития - восхождение от категорий гносеологии и логики к категориям социологии (науки об обществе в широком смысле).

Наконец, принцип единства диалектики, логики и теории познания требует, чтобы мышление всегда предполагало первичность предмета познания. Мышление в своих логических формах должно повторять объективную диалектику, и сам процесс познания должен быть диалектичным.

Таким образом, завершающий принцип возвращает нас к исходной закономерности процесса познания, в которой объединяются основные требования к мыслительному процессу, к культуре мышления.

Необходимо подчеркнуть, что культура мышления - это не только знание о мыслительном процессе и сознательное использование принципов познания. Культура мышления - это также определенная совокупность и сформированность его разнообразных видов, сторон, свойств.

В соответствии с этапами развития мыслительного процесса выделяют три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. У ребенка они развиваются последовательно, а у взрослого человека сосуществуют одновременно и используются при решении различных задач. Понятно, что культура мышления предполагает наличие, сформированность и оптимальное соотношение всех трех его видов.

 Для классификации мышления используют также парные характеристики. Так, проводится различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Здесь используются три критерия деления: временной, структурный (членение на этапы) и уровень осознания. Аналитическое мышление развернуто по времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени осознается самим мыслящим субъектом. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления. Определенное соотношение этих характеристик позволяет формировать творческое мышление.

Мышление командира формируется и функционирует в особых условиях. Знание еще двух разновидностей мышления с присущими им свойствами помогает понять специфику культуры мышления командира. Различают теоретическое и практическое мышление по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Если теоретическое мышление направлено в первую очередь на познание законов, принципов, то основная задача практического мышления — подготовка преобразования действительности: постановка цели, создание плана, программы, проекта, схемы. Одна из важных особенностей практического мышления заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени и имеет ограниченные возможности   для проверки гипотез. Так, принятие решения на бой не может быть сильно растянуто по времени, а его истинность, оптимальность может определить только исход боя. Это делает практическое мышление подчас еще более сложным, чем мышление теоретическое. Известный советский психолог Б. М. Теплов, характеризуя ум полководца, отмечал: «Умение быстро охватывать все стороны вопроса, быстро анализировать материал чрезвычайной сложности, систематизировать его, выделять существенное, намечать план действии и, в случае необходимости, мгновенно изменять ею — все это даже для самого талантливого человека невозможно без основательной интеллектуальной подготовки».

Теоретическое мышление сравнивают и с эмпирическим. Критерием в этом случае является характер обобщений, с которыми имеет дело мышление: или это научные понятия высокой степени общности, или житейские, ситуативные обобщения, основанные на опыте.

Важным для выяснения сущности культуры мышления является понимание единства, его рассудочной и разумной сторон. На диалектическом пути познания истины от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике рассудок и разум занимают определенное место. Рассудочное мышление преобладает па пути познания от хаотического представления о целом, от чувственного конкретного к абстрактному, от практики к теории. Напротив, разумное мышление господствует на пути движения познания от абстрактного к конкретному, от теории к практике. Наиболее обособленное от связи с разумом рассудочное мышление совершается не в речевой форме. Рассудком обладают и животные. Рассудочно мыслит и человек при первоначальном знакомстве с объектом, пока не может его обозначить словом, дать ему определение, а оперирует только неясными образами, чувственными данными. Часто такой уровень мышления выражается словами — я знаю, а сказать не могу. Это одна из сторон бессмыслицы, на которую указывал  А.С. Пушкин: «Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая — от полноты  чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения». Разумное мышление  есть  осмысленное, понятое внутреннее единство чувственных данных. Но оно невозможно без рассудочного мышления - своей неотъемлемой противоположности. Таким образом, культура  мышления — это умение постоянно развивать, совершенствовать их в единстве и многообразии.

Следует иметь в виду, что культура  мышления — это и совокупность определенных нравственных качеств ума. Их очень емко выразил Ромен Роллан: «Мужество ума состоит в том, чтобы неустанно тренировкой придавать ему гибкость... то есть узнавать и познавать с большей ясностью и достоверностью окружающий мир и действующие в нем силы: идеи и факты, опыт прошлого и настоящего, живую науку. Мужество ума состоит в том, чтобы не отступать перед тягостями умственного труда.

Честность ума состоит в том, чтобы не отступать перед правдой, стремиться к ней, находить се любой ценой, гнушаться легких и удобных половинчатых решений, унизительной лжи. Иметь смелость искать, судить и решать самому. Иметь смелость самостоятельно мыслить.

На взаимосвязь ума и нравственности обращали внимание многие мыслители прошлого. «Язык истинного разума скромен»,— считал И. Кант. «Стать нравственной личностью означает стать истинно мыслящим»,— подчеркивал Л. Швейпер. Л. М. Стельмах, отвечая на вопрос, что такое начальство, афористично заметил: «Это мысль в голове и человечность в сердце».


Роль системы методов в интеллектуальной деятельности командира.


Умственный труд, как и любая другая деятельность, не может быть плодотворным без использования специфических инструментов. Таким инструментом интеллектуальной деятельности командира выступает система методов военно-научного познания. Одним из показателей культуры мышления командира является умелый выбор наиболее эффективных методов познания военной действительности с учетом их характера и общего назначения, универсальности, а также конкретных задач, решаемых с их помощью на эмпирическом и теоретическом этапах познания.

В зависимости от характера и общего назначения выделяют методы-подходы и методы-приемы. К первой группе относятся диалектико-материалистический подход, системный, комплексный, структурный, исторический, экономический, логический и другие подходы. Их роль в интеллектуальной деятельности командира состоит в формировании общих позиций, стратегии познания.

Конкретными инструментами познания военного дела выступают методы-приемы: наблюдение и эксперимент, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция, моделирование и многие другие. При этом в рамках определенного метода-подхода методы-приемы приобретают некоторое своеобразие, свою специфику.

Все методы делятся и по другому основанию - степени общности. В зависимости от универсальности в военном деле применяются всеобщие философские, общенаучные и военно-специальные методы.

Первая группа методов оказывает определяющее влияние на нее методы меньшей степени общности, поэтому от выбора философского метода во многом зависит и результат познания.

Основные философские методы - диалектика и метафизика. Их разновидности определяются мировоззренческой позицией познающего субъекта; объективно-идеалистическая, субъективно-идеалистическая или материалистическая диалектика (метафизика).

Вторая группа - общенаучные методы. Они применяются во всех пауках и в различных областях практики, в том числе и в военном деле. К ним относятся многие методы-подходы: системный, комплексный, структурный и другие, а также перечисленные ранее методы-приемы. В их использовании возможны ошибки, которые могут привести на ответственных этапах интеллектуальной деятельности командира (например, при оценке боевой обстановки) к непоправимым последствиям. К таким ошибкам относятся: изолированный анализ без последующего синтеза или неподготовленный синтез - объединение неизученных частей;

односторонняя аналогия или сравнение в разных отношениях; поспешное общение на основе незначительного числа зачастую случайных связей; односторонняя конкретизация, когда однотипные примеры, факты мешают осмыслить суть общих явлений, процессов; смешение абстрагирования с житейскими, обыденными обобщениями на эмпирическом уровне;

использование разных основ при классификации и др.

Третья группа методов, выделяемых по степени общности, - военно-специальные. Как и общенаучные, они подразделяются еще и по третьему основанию - на методы эмпирического познания, или военно-практические, и методы военно-теоретического познания.

Военно-практические методы - это военное наблюдение и разведка, опрос и допрос, военный эксперимент и военно-специальное наблюдение, оперативно-тактическое описание, классификация и систематизация фактических данных.

К военно-теоретическим методам познания относятся: оперативно-тактический анализ; образно-знаковое моделирование и мысленный эксперимент; математические методы исследований операций и многие другие.


Организация умственного труда.


Первый этап — организация умственной деятельности. Об ее важной роли свидетельствует то,  что  «при умелом  распределении умственного труда можно не только развить громадную по своей продуктивности работу, по при том сохранить на долгие годы, быть может, на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус своей жизнедеятельности. Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают».

Что означает правильная, умелая организация умственного труда? Каковы пути формирования культуры мышления на этом этапе интеллектуальной деятельности?

Во-первых, соблюдение гигиены умственного труда. Работать рекомендуется в одни и те же часы, формируя потребность и привычку мыслить, раздумывать, «шевелить мозгами». Следует обеспечивать ритмичность умственного труда и отдыха, чередуя умственную, физическую работу и полноценный сон. Трудно обеспечить эти условия военному человеку, командиру, но выполнение их дает заметный результат.

Во-вторых, правильная организация рабочего места как один из важных признаков культуры умственного труда и путей ее повышения. Работать следует на привычном, любимом месте, заранее подготовив все необходимое. Аккуратное размещение вещей на столе, отсутствие лишних, строгий порядок в личной библиотеке, рациональное использование технических средств способствуют эффективной, сосредоточенной умственной работе без отвлечений.

В-третьих, планирование и учет умственной деятельности, ясное представление о том, что, когда и как выполнить. Сложную работу рекомендуется планировать по частям, точное выполнение плана корректировать с учетом перспективного. Следует помнить, что письменный план надежнее плана в уме, а излишняя детализация плана ведет к догматизму. Роль планирования в культуре мышления командира — обеспечение четкости и ритмичности его умственной работы.

В-четвертых, выполнение умственной работы в срок и с хорошим качеством.

В-пятых, организованное завершение интеллектуального труда и оформление его результатов. Этот путь формирования культуры мышления предусматривает обработку записей, их систематизацию и хранение для оперативного использования; непрерывное пополнение запаса выписок, конспектов, черновиков; выработку умений и навыков использовать результат умственной работы устно или письменно, выражаясь точно, ясно, доходчивым и литературным языком.

Высокая организация умственного труда командира, характеризующая культуру его мышления, может быть кратко отражена следующим алгоритмом: вместо авось - точный расчет; вместо кое-как - обдуманный план; вместо как-нибудь - система; вместо когда-нибудь - точно назначенный   срок.

Следующий важный этап формирования культуры мышления командира - овладение  культурой приобретения, накопления и усвоения информации. Активизация умственного труда - один из путей развития культуры мышления на данном этапе. Для этого следует использовать различные способы и приемы:

формировать сознательное отношение и интерес к получаемой информации, управлять интересами в ходе умственного труда;

чаще вспоминать о ближайших и отдаленных перспективах своей деятельности, ее социальной значимости;

воспитывать волю и уверенность в своих интеллектуальных возможностях и силах;

не стесняться обращаться за помощью к товарищам, коллегам по службе, начальникам и подчиненным в случае затруднений в решении задачи, в  поиске новых  идей, мыслей.

Культура приобретения информации снизана с умелой организацией внимания и сознательным использованием приемов эффективного восприятия. Следует твердо уяснить, что любая работа без внимания, а умственная особенно,- пустая трата времени и сил. Необходимо настраивать внимание перед работой, а в ходе умственном деятельности интенсивно его нагружать, стараясь ничем не отвлекаться. Изучение особенностей внимания, общих и индивидуальных, постоянное его развитие и тренировка - важные условия эффективного умственного труда.

На эмпирической ступени познания центральное место занимает восприятие. Существует ряд приемов развития восприятия, а следовательно, и культуры мышления:

добиваться целенаправленного восприятия в соответствии с профессиональной установкой и конкретными целями действии;

не смешивать объект восприятия с фоном;

выделенный объект расчленять па части, фиксируя их словами, схемами, символами, рисунками;

 устанавливать взаимосвязи между частями, систематизировать их; не смешивать сходного, увеличивать порог чувствительности, различения, стремиться максимально, выделять особенности воспринимаемого объекта; знать сильные и слабые стороны своего восприятия, развивать его.

Овладение культурой накопления информации связано с развитием памяти и формированием культуры чтения. Следует иметь в виду, что память — один из наиболее тренируемых познавательных процессов. Для успешного запоминания информации можно использовать  следующие приемы и способы:

Страницы: 1, 2