рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

ПВО. Устройство ЗАК МК. Система управления антенной (СУА) рефераты

ПВО. Устройство ЗАК МК. Система управления антенной (СУА)

КАЗАХСКИЙ     НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ     им. АЛЬ-ФАРАБИ

 

 

 

В О Е Н Н А Я   К А Ф Е Д Р А


                                                                                                 экземпляров      

                                                                                                    экземпляр

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ   РАЗРАБОТКА

 

по устройству и эксплуатации комплекса С-60 для ВУС-042003 «БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ЧАСТЕЙ ЗЕНИТНОЙ АРТИЛЛЕРИИ МАЛОГО КАЛИБРА С РАДИОПРИБОРНЫМ КОМПЛЕКСОМ».

 

Т Е М А    № 2    

«Устройство ЗАК МК»

 

 

ЗАНЯТИЕ  № 10 

 «Система управления антенной»

(СУА)

 

Рассмотрена на заседании цикла ПВО.

 

Протокол № ____ от « ___» _____ 200  г


Уточнена: «____» 200  г.

«____» 200  г.

«____» 200  г.

 

 

 

 



По книге учета методических документов цикла № ____


г.А л м а т ы

«УТВЕРЖДАЮ»

НАЧАЛЬНИК  ВОЕННОЙ  КАФЕДРЫ


Полковник _____________= Э.ФРИДМАН =


“______”_________200  г.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по устройству и эксплуатации комплекса С-60 для ВУС-042003 «Боевое примечание подразделений и частей зенитной артиллерии малого калибра с радио приборным  комплексом».


Т Е М А  № 2

Устройство радиолокатора ЗАК МК.

 

Занятие № 10

«Система управления антенной (СУА)»


I.    УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

В результате изучения материала занятия студенты должны:

Знать: 1. Назначение, состав СУА и размещение её элементов.

             2. Взаимодействие элементов системы в различных режимах                                  

                 работы.                               

             3. Правила техники безопасности при работе СУА.                                                                                       Уметь:1. По внешним (данным) признакам оценить работу                                                                                                     

                 системы.                                                                

             2. Уметь пользоваться органами управления при ручном    и        

                 полуавтоматическом сопровождении цели.

Показать, что технические характеристики системы управления позволяют РПК сопровождать все современные скоростные цели.

II.      МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: практическое занятие о полувзводом.

III.   М Е С Т О      :       спец. Класс  № 19, УТП.

IV.  В Р Е М Я      :       4 ч а с а

V.     МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

а) материальная часть:

-             действующий классный вариант РПК, РПК-1 на УТП;

-             сельсины;

б) стенды:

-             стенд «Структурная схема РПК»:

-             слайд «Функциональная схема СУА»;

в) комплекс слайдов;

г) технические средства обучения:

-             диапроектор;

-             графопроектор;

VI. ЛИТЕРАТУРА:

1.     Изделие 1РЛ35. Техническое описание для расчета     изделия, стр. 70-73.

2.     Радио приборный комплекс РПК-1. Техническое описание   Глю10, §1,2,3.

3.     Учебник сержанта ЗА, книга 3, стр.157-160.


VII. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

№№

Вопросы занятия

Время (мин.)

1

Организация занятий

10

2

Учебные  вопросы:

1.     Назначение и основные характеристики СУА.

2.     Работа СУА в режимах ручного и полуавтоматического управления секторного и кругового поиска.

3.     Принцип получения сигнала ошибки и работа СУА в режиме автоматического сопровождения.


10

 

25

 

35

3

Заключение

8

4

Разбор занятия. Задание на самоподготовку

2



VIII. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

а) Изучение системы управления антенной необходимо начать с характеристики её устройства как системы управления, назначения каждого из режимов работы;

б) Продемонстрировать работу СУА в каждом режиме на действующей аппаратуре;

в) Изучение устройства и функционирования СУА сопровождать практической тренировкой обучаемых в управлении антенной;

г) Постоянно указывать на взаимодействие СУА с приемной системой поиска и измерения дальности;

д) Добиться глубокого понимания обучаемыми смысла взаимодействия в работе 1,2 и 3 номеров расчета.



IX. ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организация занятия – 14 мин.

Действия руководителя:

1.   Принять рапорт дежурного

2.   Проверить наличие и внешний вид студентов.

3.   Проверить наличие и готовность к занятиям материально-технического  обеспечения.

4.   Проверить готовность к занятиям студентов (конспекты, знание пройденного материала).



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:


1.   Технические характеристики системы измерения дальности.

2.   Состав канала импульсов запуска передатчика.

3.   Состав канала автодальномера.

4.   Режимы работы системы измерения дальности.

5.   Проверить таблицы органов СИД в конспектах.

6.   Выставить оценки

7.   Объявить наименование, цели, учебные вопросы нового занятия.


ВОПРОС  №1 НАЗНАЧЕНИЕ, СОСТАВ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СУА – 10мин.


Сегодня мы приступаем к изучению одной из наиболее сложных для понимания систем радио приборного комплекса: системы управления антенной. Антенна радиолокатора, расположена в боевом положении на крыше фургона, представляет собой сложное устройство значительной массы. Для того, чтобы непрерывно определять угловые координаты движущейся цели необходимо постоянно наводить антенну на цель с большой точностью. Поэтому в состав системы управления антенной входят электронные устройства, обеспечивающие высокую точность наведения и электромеханические устройства, обеспечивающие вращение антенны по азимуту и углу места с достаточно большими угловыми скоростями.

Это позволяет сопровождать по углам современные скоростные цели с точностью, достаточной для прямого попадания артиллерийского снаряда в цель.

Однако, необходимо учесть , что как бы не совершенен был механизм, основную роль при поиске цели и при переходе к её автоматическому сопровождению играет человек. Оператор азимута, оператор угла места и оператор дальности радио приборного комплекса для успешного поиска, поимки и сопровождения цели должны глубоко знать устройство системы. Четко понимать физические процессы, происходящие в ней и обладать твердыми практическими навыками в управлении аппаратурой. Только умелые совместные действия всех номеров расчета станции могут привести к успеху.

Система управления антенной (СУА) предназначена для управления движением антенны по азимуту и углу места в следующих режимах работы:

-                                 ручной поиск по азимуту и углу места;

-                                 автоматический круговой поиск по азимуту;

-                                 автоматический секторный поиск по азимуту;

-                                 полуавтоматическое сопровождение цели по азимуту и углу места;

-                                 автоматическое сопровождение цели по угловым координатам;

-                                 инерционное сопровождение цели;

-                                 отработка данных целеуказания от трубы зенитной командирской.




Технические характеристики СУА.

Скорость вращения антенны по угловым координатам позволяет сопровождать цели, движущиеся со скоростью 660 м/сек. Ошибки наведения антенны на цель по азимуту и углу места не более 0-0,1.д.у. Скорость вращения антенны в режиме «ПОИСК КРУГОВОЙ» около 1 оборот мин.

Величина сектора вращения в режиме «ПОИСК СЕКТОРНЫЙ»   4-33-5-00 д.у. Система управления антенной расположена в следующих блоках:

-                                 блок выделения сигнала ошибки КВ-2,

-                                 блок управления антенной по азимуту КВ-1,

-                                 блок управления антенной по углу места КВ-7,

-                                 блок фильтр КВ-13,  

-                                 блок усилителей мощности КВ-25,

-                                 антенная колонка КВ-17,

-                                 индикаторы положения антенны КВ-15.

Повторить состав и показать расположение блоков на КВ-32. Вызвать 2-3 студентов для закрепления материала.



ВОПРОС № 2. Работа суа в режимах ручного и полуавтоматического управления секторного и кругового поиска  -  25 мин.

Поворот антенны осуществляется мощными исполнительными электродвигателями ЛАДА – 300/400. Направления,  скорость и угол его поворота определяются величиной и знаком управляющего направления, который подается на обмотку управления двигателя. Основной составляющей управляющего напряжения является так называемый сигнал ошибок, от способа получения которого зависит и режим работы СУА. В любом режиме сигнал ошибки пропорционален разнице между требуемым (заданным) и действительным положением антенны т.е. режим работы СУА – это, по  - существу, способ формирования сигнала, соответствующего требуемому положению антенны. (Показать слайд или нарисовать схему рис.1).

Вначале рассмотрим работу СУА в режиме «ПОИСК РУЧНОЙ». Так  как управление движением антенны по азимуту и углу места осуществляется одинаково, то рассмотрим только азимутальный канал.

Управление движением антенны по азимуту от штурвала, расположенного на блоке КВ-1, осуществляется с помощью следящей системы. Объектом регулировки такой следящей системы является антенна, чувствительным элементов электрическая синхронная передача на сельсинах. Для усиления сигнала рассогласования используется сервоусилитель и магнитный усилитель. Для вращения антенны и сведения сигнала рассогласования к нулю используется приводной или как его ещё называют, исполнительный, электродвигатель. Таким образом, функциональную схему СУА в поисковых режимах можно представить в следующем виде (показать слайд). На ней вы видите антенную колонку КВ-17 , движение которой по азимуту передается на ротор сельсина приемника, установленный в антенной колонке. Трехфазная обмотка статора сельсина-приемника линией связи с трехфазной статорной обмоткой сельсина-датчика, расположенного в блоке КВ-1. Ротор сельсина на датчика соединен со штурвалом ручного управления, расположенным справа на передней панели блока. Поэтому сельсин-датчик называют еще сельсином управления.

С обмотки ротора сельсина управления снимается управляющий сигнал, который усиливается в сервоусилителе, магнитном усилителе и подается на исполнительный двигатель, приводящий в движение антенну.

Рассмотрим работу следящей системы. В исходном состоянии антенна неподвижна. Обмотка ротора СП записывается переменным напряжением 90 в 400 Гц.

Переменное электромагнитное поле ротора индуцирует в обмотках статора переменные Э.э.с., за счет чего по линии связи протекает переменный ток. Очевидно, что величина, направление тока в линии в каждый данный момент зависит от взаимного положения обмотки ротора и обмотки статора СП. Такие же токи протекают по обмоткам статора сельсина управления. Суммарный магнитный поток статора СУ возбудит в обмотке ротора напряжение, величина и фаза которого в каждый данный момент завися от взаимного положения статора и ротора СУ. Для рассматриваемого положения обмотка СП в обмотке статора, положение которой параллельно обмотке ротора возбудится максимальное напряжение. В двух других обмотках напряжения будут равны друг другу по величине и обратные по фазе .Т.О. мы можем написать.

Для положения обмотки СУ в роторной обмотке сигнала не будет, т.к. она перпендикулярна обмотке 1, а обмотки 2 и 3 возбуждают в ней равные по величине и противоположные по фазе напряжения.

Таким образом сигнал рассогласования равен нулю. Исполнительный двигатель не вращается. Антенна неподвижна.

Для того, чтобы повернуть антенну оператор поворачивает штурвал управления , механически соединенный с ротором сельсина управления. В этом случае в обмотке ротора возникает сигнал рассогласования, величина которого пропорциональна углу поворота ротора, а фаза – направление поворота.

Сигнал усиливается, начинается вращаться исполнительный двигатель вращается антенна. Одновременно поворачивается ротор сельсина приемника. Вращение антенны прекратится в тот момент, когда обмотка ротора СП повернется на такую же величину, что и обмотка ротора СУ. Сигнал управления станет равным нулю. Исполнительный двигатель остановится.

Вследствие того, что антенна имеет большую массу, то в момент когда управляющий сигнал станет равным нулю, антенна по инерции повернется дальше, что создает рассогласование в противоположную сторону. Это вызовет управляющий сигнал противоположный фазы, исполнительный двигатель создает момент вращения в обратную сторону, начнет тормозить антенну, а затем и вращать её в обратную сторону. Но и в этом случае антенна по инерции пройдет пеленговое положение. Все повторится чтобы не допустить колебаний антенны возле пеленгового направления в состав сервоусилителя входит цепь отрицательной обратной связи по ускорению вращения. Напряжение обратной связи снимается  с тахогенератора, ротор которого связан с валом исполнительного двигателя. Тахогенератор – генератор постоянного тока, который вырабатывает напряжение пропорциональное по величине и полярности ускорению вращения. Это напряжение полярности, противоположной полярности управляющего сигнала подается на вход сервоусилителя. Т.О. при подходе антенны к нулевому положению, сигнал управления уменьшается, тахогенератор вырабатывает сигнал торможении, что еще больше уменьшает скорость поворота антенны и антенна, подойдя к пеленговому направлению остановится.

Страницы: 1, 2