ПВО. Устройство ЗАК МК. Система управления антенной (СУА)
ПВО. Устройство ЗАК МК. Система управления антенной (СУА)
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.
АЛЬ-ФАРАБИ
В О Е Н Н А Я К А Ф Е Д Р А
экземпляров
экземпляр
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по устройству и
эксплуатации комплекса С-60 для ВУС-042003 «БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И
ЧАСТЕЙ ЗЕНИТНОЙ АРТИЛЛЕРИИ МАЛОГО КАЛИБРА С РАДИОПРИБОРНЫМ КОМПЛЕКСОМ».
Т Е М А № 2
«Устройство ЗАК
МК»
ЗАНЯТИЕ № 10
«Система управления
антенной»
(СУА)
Рассмотрена на заседании цикла ПВО.
Протокол
№ ____ от « ___» _____ 200 г
Уточнена: «____» 200 г.
«____» 200 г.
«____» 200 г.
По книге учета методических документов цикла № ____
г.А л м а т ы
«УТВЕРЖДАЮ»
НАЧАЛЬНИК ВОЕННОЙ КАФЕДРЫ
Полковник _____________= Э.ФРИДМАН =
“______”_________200 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по устройству и эксплуатации комплекса С-60
для ВУС-042003 «Боевое примечание подразделений и частей зенитной артиллерии
малого калибра с радио приборным комплексом».
Т Е М А № 2
Устройство радиолокатора ЗАК
МК.
Занятие № 10
«Система управления антенной (СУА)»
I. УЧЕБНЫЕ
И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
В результате изучения материала занятия студенты
должны:
Знать: 1. Назначение, состав СУА и размещение её элементов.
2. Взаимодействие элементов системы в различных режимах
работы.
3. Правила техники
безопасности при работе
СУА.
Уметь:1. По внешним (данным) признакам оценить
работу
системы.
2. Уметь пользоваться органами управления
при ручном и
полуавтоматическом сопровождении цели.
Показать, что технические
характеристики системы управления позволяют РПК сопровождать все современные
скоростные цели.
II.
МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ
ЗАНЯТИЯ: практическое занятие
о полувзводом.
III.
М Е С Т О : спец. Класс № 19, УТП.
IV. В Р Е М Я : 4 ч а с а
V.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
а) материальная часть:
-
действующий классный
вариант РПК, РПК-1 на УТП;
-
сельсины;
б) стенды:
-
стенд «Структурная схема
РПК»:
-
слайд «Функциональная
схема СУА»;
в) комплекс слайдов;
г) технические средства обучения:
-
диапроектор;
-
графопроектор;
VI. ЛИТЕРАТУРА:
1.
Изделие 1РЛ35. Техническое
описание для расчета изделия, стр. 70-73.
2.
Радио приборный комплекс
РПК-1. Техническое описание Глю10, §1,2,3.
3.
Учебник сержанта ЗА, книга
3, стр.157-160.
VII.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
|
№№
|
Вопросы занятия
|
Время (мин.)
|
1
|
Организация занятий
|
10
|
2
|
Учебные вопросы:
1.
Назначение и основные
характеристики СУА.
2.
Работа СУА в режимах
ручного и полуавтоматического управления секторного и кругового поиска.
3.
Принцип получения
сигнала ошибки и работа СУА в режиме автоматического сопровождения.
|
10
25
35
|
3
|
Заключение
|
8
|
4
|
Разбор занятия. Задание на самоподготовку
|
2
|
VIII. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
а) Изучение системы управления антенной необходимо начать
с характеристики её устройства как системы управления, назначения каждого из
режимов работы;
б) Продемонстрировать работу СУА в каждом режиме на
действующей аппаратуре;
в) Изучение устройства и функционирования СУА сопровождать
практической тренировкой обучаемых в управлении антенной;
г) Постоянно указывать на взаимодействие СУА с приемной
системой поиска и измерения дальности;
д) Добиться глубокого понимания обучаемыми смысла
взаимодействия в работе 1,2 и 3 номеров расчета.
IX.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организация занятия – 14 мин.
Действия руководителя:
1.
Принять рапорт дежурного
2.
Проверить наличие и внешний вид студентов.
3.
Проверить наличие и готовность к занятиям
материально-технического обеспечения.
4.
Проверить готовность к занятиям студентов
(конспекты, знание пройденного материала).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Технические характеристики системы измерения дальности.
2. Состав канала импульсов запуска передатчика.
3. Состав канала автодальномера.
4. Режимы работы системы измерения дальности.
5. Проверить таблицы органов СИД в конспектах.
6. Выставить оценки
7. Объявить наименование, цели, учебные вопросы нового занятия.
ВОПРОС №1 НАЗНАЧЕНИЕ, СОСТАВ И ХАРАКТЕРИСТИКИ СУА – 10мин.
Сегодня мы приступаем к изучению одной из наиболее сложных
для понимания систем радио приборного комплекса: системы управления антенной.
Антенна радиолокатора, расположена в боевом положении на крыше фургона,
представляет собой сложное устройство значительной массы. Для того, чтобы
непрерывно определять угловые координаты движущейся цели необходимо постоянно
наводить антенну на цель с большой точностью. Поэтому в состав системы
управления антенной входят электронные устройства, обеспечивающие высокую
точность наведения и электромеханические устройства, обеспечивающие вращение
антенны по азимуту и углу места с достаточно большими угловыми скоростями.
Это позволяет сопровождать по углам современные скоростные
цели с точностью, достаточной для прямого попадания артиллерийского снаряда в
цель.
Однако, необходимо учесть , что как бы не совершенен был
механизм, основную роль при поиске цели и при переходе к её автоматическому
сопровождению играет человек. Оператор азимута, оператор угла места и оператор
дальности радио приборного комплекса для успешного поиска, поимки и
сопровождения цели должны глубоко знать устройство системы. Четко понимать
физические процессы, происходящие в ней и обладать твердыми практическими
навыками в управлении аппаратурой. Только умелые совместные действия всех
номеров расчета станции могут привести к успеху.
Система управления антенной (СУА) предназначена для управления
движением антенны по азимуту и углу места в следующих режимах работы:
-
ручной поиск по азимуту и углу места;
-
автоматический круговой поиск по азимуту;
-
автоматический секторный поиск по азимуту;
-
полуавтоматическое сопровождение цели по азимуту и
углу места;
-
автоматическое сопровождение цели по угловым
координатам;
-
инерционное сопровождение цели;
-
отработка данных целеуказания от трубы зенитной
командирской.
Технические характеристики СУА.
Скорость вращения антенны по угловым координатам позволяет
сопровождать цели, движущиеся со скоростью 660 м/сек. Ошибки наведения антенны
на цель по азимуту и углу места не более 0-0,1.д.у. Скорость вращения антенны в
режиме «ПОИСК КРУГОВОЙ» около 1 оборот мин.
Величина сектора вращения в режиме «ПОИСК СЕКТОРНЫЙ» 4-33-5-00
д.у. Система управления антенной расположена в следующих блоках:
-
блок выделения сигнала ошибки КВ-2,
-
блок управления антенной по азимуту КВ-1,
-
блок управления антенной по углу места КВ-7,
-
блок фильтр КВ-13,
-
блок усилителей мощности КВ-25,
-
антенная колонка КВ-17,
-
индикаторы положения антенны КВ-15.
Повторить состав и показать расположение блоков на КВ-32.
Вызвать 2-3 студентов для закрепления материала.
ВОПРОС № 2. Работа суа в режимах ручного и полуавтоматического
управления секторного и кругового поиска - 25 мин.
Поворот антенны осуществляется мощными исполнительными
электродвигателями ЛАДА – 300/400. Направления, скорость и угол его поворота
определяются величиной и знаком управляющего направления, который подается на
обмотку управления двигателя. Основной составляющей управляющего напряжения
является так называемый сигнал ошибок, от способа получения которого зависит и
режим работы СУА. В любом режиме сигнал ошибки пропорционален разнице между
требуемым (заданным) и действительным положением антенны т.е. режим работы СУА
– это, по - существу, способ формирования сигнала, соответствующего требуемому
положению антенны. (Показать слайд или нарисовать схему рис.1).
Вначале рассмотрим работу СУА в режиме «ПОИСК РУЧНОЙ».
Так как управление движением антенны по азимуту и углу места осуществляется
одинаково, то рассмотрим только азимутальный канал.
Управление движением антенны по азимуту от штурвала,
расположенного на блоке КВ-1, осуществляется с помощью следящей системы.
Объектом регулировки такой следящей системы является антенна, чувствительным элементов
электрическая синхронная передача на сельсинах. Для усиления сигнала
рассогласования используется сервоусилитель и магнитный усилитель. Для вращения
антенны и сведения сигнала рассогласования к нулю используется приводной или
как его ещё называют, исполнительный, электродвигатель. Таким образом,
функциональную схему СУА в поисковых режимах можно представить в следующем виде
(показать слайд). На ней вы видите антенную колонку КВ-17 , движение которой по
азимуту передается на ротор сельсина приемника, установленный в антенной
колонке. Трехфазная обмотка статора сельсина-приемника линией связи с
трехфазной статорной обмоткой сельсина-датчика, расположенного в блоке КВ-1.
Ротор сельсина на датчика соединен со штурвалом ручного управления,
расположенным справа на передней панели блока. Поэтому сельсин-датчик называют
еще сельсином управления.
С обмотки ротора сельсина управления снимается управляющий
сигнал, который усиливается в сервоусилителе, магнитном усилителе и подается на
исполнительный двигатель, приводящий в движение антенну.
Рассмотрим работу следящей системы. В исходном состоянии
антенна неподвижна. Обмотка ротора СП записывается переменным напряжением 90 в
400 Гц.
Переменное электромагнитное поле ротора индуцирует в
обмотках статора переменные Э.э.с., за счет чего по линии связи протекает
переменный ток. Очевидно, что величина, направление тока в линии в каждый
данный момент зависит от взаимного положения обмотки ротора и обмотки статора СП.
Такие же токи протекают по обмоткам статора сельсина управления. Суммарный
магнитный поток статора СУ возбудит в обмотке ротора напряжение, величина и
фаза которого в каждый данный момент завися от взаимного положения статора и
ротора СУ. Для рассматриваемого положения обмотка СП в обмотке статора,
положение которой параллельно обмотке ротора возбудится максимальное
напряжение. В двух других обмотках напряжения будут равны друг другу по
величине и обратные по фазе .Т.О. мы можем написать.
Для положения обмотки СУ в роторной обмотке сигнала не
будет, т.к. она перпендикулярна обмотке 1, а обмотки 2 и 3 возбуждают в ней
равные по величине и противоположные по фазе напряжения.
Таким образом сигнал рассогласования равен нулю.
Исполнительный двигатель не вращается. Антенна неподвижна.
Для того, чтобы повернуть антенну оператор поворачивает
штурвал управления , механически соединенный с ротором сельсина управления. В
этом случае в обмотке ротора возникает сигнал рассогласования, величина
которого пропорциональна углу поворота ротора, а фаза – направление поворота.
Сигнал усиливается, начинается вращаться исполнительный
двигатель вращается антенна. Одновременно поворачивается ротор сельсина
приемника. Вращение антенны прекратится в тот момент, когда обмотка ротора СП
повернется на такую же величину, что и обмотка ротора СУ. Сигнал управления
станет равным нулю. Исполнительный двигатель остановится.
Вследствие того, что антенна имеет большую массу, то в
момент когда управляющий сигнал станет равным нулю, антенна по инерции
повернется дальше, что создает рассогласование в противоположную сторону. Это
вызовет управляющий сигнал противоположный фазы, исполнительный двигатель
создает момент вращения в обратную сторону, начнет тормозить антенну, а затем и
вращать её в обратную сторону. Но и в этом случае антенна по инерции пройдет
пеленговое положение. Все повторится чтобы не допустить колебаний антенны возле
пеленгового направления в состав сервоусилителя входит цепь отрицательной
обратной связи по ускорению вращения. Напряжение обратной связи снимается с
тахогенератора, ротор которого связан с валом исполнительного двигателя.
Тахогенератор – генератор постоянного тока, который вырабатывает напряжение
пропорциональное по величине и полярности ускорению вращения. Это напряжение
полярности, противоположной полярности управляющего сигнала подается на вход
сервоусилителя. Т.О. при подходе антенны к нулевому положению, сигнал
управления уменьшается, тахогенератор вырабатывает сигнал торможении, что еще
больше уменьшает скорость поворота антенны и антенна, подойдя к пеленговому
направлению остановится.
Страницы: 1, 2
|