Психологическая работа в Вооружённых силах Российской Федерации
Психологическая работа в Вооружённых силах Российской Федерации
Министерство
образования Российской Федерации
Московский
Открытый Социальный Университет
Марийский
филиал
Психологический
факультет
Реферат
на тему: «Психологическая работа в Вооружённых
силах Российской Федерации»
Выполнил: А.В.
Проверила:
кандидат психологических наук,
доцент
Йошкар-Ола
2007
Общие положения
1. Психологическая
работа - это система согласованных, целенаправленных мероприятий в
интересах жизнедеятельности войск (сил), по поддержанию психологической
устойчивости личного состава и сохранению психического здоровья военнослужащих,
членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил. Она является составной
частью морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил).
2.
Психологическая работа организуется в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации, приказами и директивами Министра
обороны Российской Федерации.
3. Задачи
психологической работы:
изучение
индивидуально-психологических особенностей военнослужащих,
социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах и прогнозирование
их развития;
формирование
здорового морально-психологического климата в воинских коллективах;
организация
мероприятий психологической работы по обеспечению боевой и мобилизационной
готовности, боевых и учебно-боевых задач, боевого дежурства (боевой службы),
караульной и внутренней служб;
Психологический
анализ служебно-боевой деятельности, учебного процесса, воспитательной работы и
выработка мер по повышению их эффективности;
изучение вновь
прибывающего пополнения и выработка рекомендаций по рациональному распределению
военнослужащих;
организация
психологической помощи и психологического просвещения военнослужащих, членов их
семей и гражданского персонала Вооруженных Сил.
4. Эффективность
психологической работы достигается единством действий и согласованностью
мероприятий, проводимых командирами (начальниками), штабами, органами
воспитательной работы, медицинской службой.
5. Командир
(начальник) - отвечает за руководство и организацию психологической работы.
Ставит задачи подчиненным должностным лицам, органам военного управления по
организации и проведению психологической работы, поддержанию здорового и
управляемого морально-психологического состояния личного состава, сплочению
воинских коллективов, укреплению воинской дисциплины и правопорядка.
Осуществляет контроль за качеством их выполнения. Направляет психологическую
работу в интересах решения поставленных задач.
Он обязан:
формировать и
поддерживать у подчиненных высокий уровень морально-психологического состояния,
моральную и психологическую готовность к защите Отечества, а также качества,
необходимые для выполнения воинского долга;
при организации
боевой учебы использовать разработанные формы и методы психологической
подготовки;
обеспечивать
участие психолога в подготовке личного состава к несению боевого дежурства
(боевой службы), гарнизонной, караульной и внутренней служб;
в работе с
кадрами опираться на результаты профессионального психологического отбора
военнослужащих, учитывать их психологические качества, знания и индивидуальные
способности;
сохранять
конфиденциальность полученной психологической информации;
принимать меры
по укреплению и сохранению психического здоровья военнослужащих.
Командир
(начальник) имеет право:
знакомиться с
основными выводами по результатам психологических исследований, проводимых
психологом;
запрашивать
необходимую психологическую информацию из других органов воспитательной работы.
6. Штаб
совместно с органами воспитательной работы обеспечивают единство планирования и
согласованность проведения мероприятий психологической работы. На основе
анализа морально-психологического состояния личного состава вносят предложения
по его укреплению и участвуют в их реализации.
7. Органы
воспитательной работы отвечают за планирование, методическое обеспечение,
организацию, проведение и качество психологической работы с военнослужащими,
членами их семей и гражданским персоналом Вооруженных Сил.
8. Медицинская
служба во взаимодействии с командирами (начальниками) и должностными лицами
органов воспитательной работы участвует в планировании и проведении
психогигиенических и психопрофилактических мероприятий, с целью сохранения
психического здоровья личного состава, а также принимает активное участие в
выявлении военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью.
9. Права военнослужащих
при проведении мероприятий психологической работы.
Военнослужащий
имеет право на:
получение
доступной квалифицированной психологической помощи;
сохранение в
тайне мотивов обращения и результатов психологического обследования;
получение
объективной информации по результатам исследования;
отказ от
психологического обследования и участия в психологических экспериментах.
Организация и содержание
психологической работы
10. Общее
организационно-методическое руководство психологической работой в Вооруженных
Силах осуществляет Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил
Российской Федерации (далее Главное управление воспитательной работы). Главное
управление воспитательной работы осуществляет взаимодействие по вопросам
психологической работы с военными и гражданскими учебными и
научно-исследовательскими учреждениями (центрами), анализирует и обобщает опыт
психологической работы, участвует в подготовке, переподготовке и расстановке
кадров психологов, вырабатывает предложения по развитию материально-технической
базы психологической работы. По указанию заместителя Министра обороны
Российской Федерации готовит для органов военного управления предложения и
рекомендации по поддержанию здорового и управляемого морально-психологического
состояния личного состава войск (сил), укреплению воинской дисциплины, по
специальным, относящимся к его ведению вопросам .
11. В виде
Вооруженных Сил Российской Федерации:
Разрабатывают
основные направления и задачи психологической работы с учетом специфики вида
Вооруженных Сил Российской Федерации;
планируют и
организуют мероприятия психологической работы по обеспечению выполняемых задач,
боевой и мобилизационной готовности, подготовки и применения войск (сил);
разрабатывают
мероприятия по поддержанию психологической устойчивости и готовности личного
состава к выполнению задач по предназначению;
организуют
научно-исследовательское и методическое обеспечение психологической работы;
анализируют
состояние психологической работы, обобщают и распространяют передовой опыт;
готовят для
органов военного управления предложения и рекомендации по поддержанию здорового
и управляемого морально-психологического состояния личного состава войск (сил),
укреплению дисциплины и организованности;
осуществляют
подбор, подготовку, переподготовку и расстановку кадров психологов;
принимают меры
по обеспечению психологической работы техническими средствами, осуществляют
контроль за их использованием по прямому назначению, готовят предложения по
дальнейшему развитию материально-технической базы психологической работы в
войсках (силах).
12. В военном
округе, флоте:
планируют и
непосредственно организуют мероприятия психологической работы по обеспечению
задач боевой и мобилизационной готовности, подготовки и применения войск (сил);
планируют и организуют
мероприятия по противодействию негативному психологическому воздействию на
войска (силы);
анализируют
состояние психологической работы в частях (на кораблях), в соединениях,
обобщают и распространяют передовой опыт;
разрабатывают
предложения и рекомендации по поддержанию здорового и управляемого
морально-психологического состояния личного состава войск (сил), укреплению
дисциплины и внутреннего порядка;
осуществляют
взаимодействие с военными и гражданскими учебными и научно-исследовательскими
учреждениями (центрами), дислоцирующимися на территории военного округа, флота
в интересах психологической работы;
обеспечивают
войсковых психологов методическими материалами;
осуществляют
подбор и расстановку кадров психологов в войсках округа (флота), военных комиссариатах;
принимают меры
по обеспечению психологической работы техническими средствами, осуществляют
контроль за их использованием по прямому назначению, готовят предложения по
дальнейшему развитию материально-технической базы психологической работы в войсках
(силах).
13. В армии
(флотилии), корпусе (эскадре):
планируют и
организуют психологическую работу в соединениях и частях (на кораблях),
проводят ее в частях непосредственного подчинения;
организуют
мероприятия психологической работы по обеспечению боевой и мобилизационной
готовности, боевого дежурства и боевой службы;
проводят
мероприятия по противодействию негативному психологическому воздействию на
личный состав соединений и частей (кораблей);
организуют
изучение и оценку морально-психологического состояния личного состава,
участвуют в выработке мер по его улучшению, сплочению воинских коллективов,
укреплению воинской дисциплины и организованности;
анализируют
состояние психологической работы в соединениях и частях (на кораблях), обобщают
и распространяют передовой опыт психологической работы;
обеспечивают
психологов соединений и частей (кораблей) методическими материалами;
изучают
состояние материально-технической базы психологической работы в соединениях и
частях (на кораблях), принимают меры по обеспечению психологической работы
техническими средствами, осуществляют контроль за их использованием по прямому
назначению.
14. В
соединении:
проводят
мероприятия по разработке и выполнению плана боевой подготовки по вопросам
психологической подготовки личного состава;
организуют
изучение и оценку морально-психологического состояния личного состава,
вырабатывают меры по его улучшению, сплочению воинских коллективов, укреплению
организованности и воинской дисциплины;
проводят
мероприятия по противодействию негативному психологическому воздействию на
личный состав частей и подразделений;
обеспечивают
участие психологов в мероприятиях профессионального психологического отбора
военнослужащих и их рациональном распределении;
проводят
мероприятия по повышению профессионального уровня психологов частей,
обеспечивают их методическими материалами;
организуют
систему информирования о психологической работе в частях и подразделениях,
анализируют и обобщают полученную информацию, доводят ее в виде рекомендаций и
предложений до командования, начальников родов войск и служб соединения,
распространяют передовой опыт психологической работы;
оказывают
психологическую помощь военнослужащим, членам семей, гражданскому персоналу
управления соединения;
проводят
психологическую работу в частях и подразделениях непосредственного подчинения,
где отсутствует штатный психолог;
изучают
состояние материально-технической базы психологической работы в соединениях и
частях (на кораблях), принимают меры по обеспечению психологической работы
техническими средствами, осуществляют контроль за их использованием по прямому
назначению.
15. В полку
(на корабле 1 ранга) психологическую работу проводит психолог в
соответствии с должностными обязанностями и этическими нормами профессиональной
деятельности.
Он подчиняется
заместителю командира полка по воспитательной работе; по специальным вопросам -
информирует психолога вышестоящего органа воспитательной работы.
16. Психологи
несут персональную ответственность за качество, обоснованность и достоверность
психологических заключений и рекомендаций.
17. Психологическая
работа в полку (на корабле 1 ранга) организуется и проводится по направлениям:
изучение
индивидуально-психологических особенностей личного состава;
изучение
социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах;
психологическая
профилактика нарушений воинской дисциплины, суицидальных происшествий
психологическая
работа по обеспечению боевого дежурства (службы), гарнизонной и караульной
служб;
психологическая
подготовка личного состава;
профессиональный
психологический отбор и рациональное распределение военнослужащих;
психологическое
просвещение личного состава;
психологическая
помощь военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу.
18. Изучение
индивидуально-психологических качеств личного состава проводится
всеми должностными лицами полка (корабля 1 ранга).
а) При этом
решаются следующие задачи:
определение
уровня психологической готовности военнослужащих к учебно-боевой деятельности;
выявление лиц с
низким уровнем нервно-психической устойчивости индивидуализация воспитательного
процесса и повышение эффективности служебно-боевой деятельности
комплектование
воинских подразделений, подбор военнослужащих на должности младших командиров в
соответствии с их индивидуально-психологическими качествами.
Изучение
военнослужащих проводится в составе групп (подразделений) и индивидуально
При изучении
личного состава используются разнообразные методы психологических исследований:
анализ документов, биографический метод, анкетирование, индивидуальная беседа,
психологическое тестирование, наблюдение, опрос и др. (Приложение № 5 к
настоящему Руководству).
Психолог полка
перед прибытием в часть вновь прибывающего пополнения по указанию командира
полка (корабля 1 ранга) проводит инструктивно-методическое занятие с
должностными лицами по методике изучения личного состава.
Изучение
индивидуально-психологических особенностей военнослужащих включает первичное,
углубленное и последующее изучение.
б) Первичное
изучение вновь прибывающего пополнения проводится на пунктах приема
должностными лицами, психологом части и направлено на общее знакомство с
военнослужащим, оценку его психического здоровья, выявление свойств и качеств
личности, определяющих процесс адаптации к условиям военной службы, нервно-психическую
устойчивость.
в) По итогам
первичного изучения военнослужащих составляются списки лиц, подлежащих
углубленному психологическому изучению, а также лиц, нуждающихся в консультации
медицинских специалистов.
г)
Углубленное изучение проводится психологом части. Изучению подлежат:
военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости, выявленные на
этапе первичного изучения; направленные командирами (начальниками), офицерами
органов воспитательной работы лица, испытывающие трудности в адаптации к
условиям части, отстающие в боевой подготовке, имеющие нарушения воинской
дисциплины; а также военнослужащие, самостоятельно обратившиеся за
психологической помощью.
Лица,
нуждающиеся в углубленном психологическом обследовании, изучаются с помощью
личностных опросников "НПН-А",“Адаптивность” а также других
психологических методик, конкретный набор которых определяется уровнем
профессиональной подготовленности психолога.
Углубленное
изучение направлено на целостное изучение личности военнослужащего и выявление
конкретных индивидуально-психологических особенностей, являющихся причиной
кризисных состояний на личностном и групповом уровнях, а также выработку
предложений по их коррекции, индивидуализации воспитательной работы, обучения.
Заключение о наличии
у военнослужащего нервно-психической неустойчивости подтверждается медицинским
специалистом.
Сведения о
военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью психолог части заносит в
“Журнал динамического наблюдения за лицами с признаками нервно-психической
неустойчивости” и осуществляет их психологическое сопровождение, тесно
взаимодействуя при этом с медицинской службой части
д)
Последующее изучение личного состава осуществляется в процессе повседневной
жизнедеятельности командирами подразделений, их заместителями по воспитательной
работе, психологом и направлено на изучение отдельных качеств личности
военнослужащих в интересах решения стоящих задач. В некоторых случаях
последующее изучение личного состава может носить характер углубленного
изучения.
Психолог части
по итогам изучения индивидуально-психологических особенностей личного состава
заполняет социально-психологическую карту личности на военнослужащих с
нервно-психической неустойчивостью, (при необходимости и на другие категории),
разрабатывает рекомендации и предложения должностным лицам для принятия
управленческих решений по формированию здорового морально-психологического
климата, укреплению организованности и воинской дисциплины, рациональному
распределению военнослужащих и индивидуализации воспитательного процесса
19. Изучение
социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах
организуется и проводится психологом части совместно с командирами
подразделений и их заместителями по воспитательной работе.
При этом
решаются следующие задачи:
оценка
психологических последствий управленческой деятельности органов военного
управления и выработка рекомендаций по повышению ее эффективности;
поддержание
здорового морально-психологического климата в воинских коллективах;
прогнозирование социально-психологических
процессов и явлений, выработка предложений по управлению ими и др.
Один раз в
период обучения по указанию соответствующего командира психолог проводит
инструктивно-методическое занятие с должностными лицами по формам и методам изучения
социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах.
Изучение
социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах проводится
в плановом порядке или по указанию командира части, его заместителя по
воспитательной работе, а также, по мере необходимости, по запросам командиров
подразделений, где имеют место внутригрупповая напряженность, межличностные или
межгрупповые конфликты и т.п.
Страницы: 1, 2
|