рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Правовые основы деятельности офицерского состава по обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах Республики Беларусь рефераты

В интересах дальнейшего совершенствования научного обеспечения дисциплинарной системы Вооруженных Сил необходимо:

спланировать серию научных исследований криминологических и социально-психологических аспектов профилактики противоправных действий в армейской среде;

ежегодно проводить социально-психологическое исследование правонарушений, связанных с насильственными действиями военнослужащих, в целях их оценки и прогноза для выявления предпосылок и причин совершения, разработки и принятия мер по их профилактике;

подготовить и издать учебное пособие «Криминологические, психолого-педагогические и социокультурные аспекты правонарушений в сфере межличностных отношений» и модельную программу профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений;

в 2010 году во взаимодействии с органами системы обеспечения безопасности и Белорусской военной прокуратурой, Белорусским военным судом организовать проведение научно-практической конференции по теме «О состоянии и мерах повышения эффективности профилактики правонарушений в сфере межличностных отношений в армейской среде».

Важнейшим условием эффективной профилактики правонарушений являются компетентность и активная роль в этом процессе младших командиров. Поэтому руководителям органов военного управления необходимо:

в текущем году проанализировать действенность существующей системы подготовки младших командиров и внести установленным порядком предложения по ее совершенствованию, в том числе дополнения в программы подготовки младших командиров, направленные на повышение их знаний, навыков и умений в поддержании дисциплины и правопорядка, профилактике правонарушений, а также изучение основ военного законодательства;

ввести в практику непосредственно в войсках систему работы с младшими командирами, предусмотрев на всех уровнях регулярное проведение сборовых мероприятий, показных занятий по вопросам применения форм и методов воспитательной работы с подчиненными, выявления и профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, показных занятий для должностных лиц, контролирующих и обеспечивающих строгое соблюдение распорядка дня, с целью достижения единого понимания роли уставного порядка в системе профилактики нарушений воинской дисциплины, обобщение опыта лучших и их поощрение.

Целесообразно спланировать проведение в первой половине 2010 года всеармейского совещания младших командиров «Об авангардной роли младшего командира в обеспечении боевой готовности воинских формирований, поддержании дисциплины и правопорядка в армии».

Безусловно, центром работы с солдатом и сержантом является подразделение – рота, батарея. Если говорить о неуставных взаимоотношениях, то именно в подразделении складывается неформальная микросоциальная структура. Это объективная реальность. Но от командиров и начальников зависит, будет ли эта структура альтернативной воле командира или, наоборот, она станет фактором содействия в выполнении задач по предназначению, утверждении высоконравственного поведения каждого военнослужащего.

Соответственно, главный объект работы всех должностных лиц при профилактике неуставных взаимоотношений – подразделение. Именно здесь необходимо изучать положение дел, планировать работу по реализации специальных профилактических программ, в том числе средствами социокультурной деятельности. Но при этом нужно помнить о том, что главное – это постоянное утверждение единоначалия в подразделении на строго правовой основе, неукоснительное соблюдение требований общевоинских уставов.

Понятно, что жизнь не стоит на месте, а формы преступных действий становятся все более сложными. Соответственно, система профилактики правонарушений не может быть раз и навсегда застывшей и неизменной. В этом отношении уместно изучить вопросы дальнейшего совершенствования законодательства, регламентирующего вопросы профилактики правонарушений в армии.

В предшествующий период были предложения о том, чтобы лишить командира воинской части права органа дознания. Аргументы в пользу данного предложения заключались в том, что командир полка или бригады юридического образования не имеет и познания его в юриспруденции весьма скудны.

Но данное утверждение не выдерживает критики, в частности, в связи с тем, что практически по всем криминологическим показателям преступность в Вооруженных Силах Республики Беларусь – одна из самых низких в мире. И эти результаты достигнуты не в последнюю очередь благодаря деятельности командиров воинских частей как органов дознания.

Видимо, это преждевременная мера, не соответствующая современному этапу военного строительства, сложившейся системе поддержания правопорядка и, если хотите, менталитету офицерского состава.

А вот расширить права отдельных категорий командиров и начальников по применению мер к непосредственно виновным в нарушениях воинской дисциплины – это вполне реально.

При принятии соответствующего решения учитывалось, что уровень преступности в армии радикально снижается и созданы все условия для эффективного отбора военнослужащих для прохождения военной службы. Но последующие два года показали, что командир воинской части должен обладать, несомненно, большими правами.

Вполне реально вынести на обсуждение вопрос и о расширении дисциплинарных прав такой категории, как командир соединения и выше, вплоть до предоставления ему права налагать дисциплинарное взыскание на солдат и сержантов – до 1 месяца ареста с содержанием на гауптвахте за правонарушения, перечень которых вполне можно было бы отдельно оговорить. Например, за неуставные взаимоотношения.

Дело в том, что есть специальная область знания – виктимология, дословно – наука о потерпевшем. Наш анализ показывает, что за последние пять лет лишь несколько человек из числа потерпевших реально заняли активную позицию в отношении непосредственных виновников правонарушений. К этому следует добавить и наличие в отдельных подразделениях явления, которое называется «круговой порукой». Молодой человек, оказавшийся в соответствующих условиях, как правило, не в состоянии противостоять сложившимся ложным традициям и стереотипам. К этому добавляется изощренное психологическое давление на пострадавшего со стороны сослуживцев.

Соответственно, при совершении правонарушения, неуставных взаимоотношениях, непосредственный виновник должен быть изолирован от коллектива на определенный срок. Это и справедливое взыскание, и одновременно – условие для формирования адекватного общественного мнения в данном коллективе, осуждающего нарушителя. Без этого условия – адекватного общественного мнения, осуждающего нарушителя, – все меры поддержания дисциплины будут недостаточно эффективны.

В заключение следует еще раз остановиться на важнейшем концептуальном требовании, лежащем в основе эффективной профилактики преступности в армии.

Впервые именно в Вооруженных Силах Республики Беларусь созданы условия для всемерной поддержки руководителей, вскрывающих негативные явления, их причины и принимающих соответствующие меры по утверждению организованности и правопорядка.

За совершение преступлений военнослужащий должен и будет нести личную ответственность, ее нельзя перекладывать на командиров.

Разумеется, командир должен нести ответственность за упущения по службе, которые способствовали совершенному преступлению, но при условии, если будет доказана, а не декларирована (командир за все в ответе) его личная вина. И эта ответственность должна быть соразмерна его объективным и субъективным возможностям.

Поэтому позиция руководителей военного ведомства неизменна – и впредь будут обеспечены бескомпромиссный подход к правонарушителям, неотвратимость наказания непосредственных виновников преступлений. А основными критериями дисциплины будут являться реальная боевая готовность воинской части, выполнение ею задач по предназначению, уровень исполнительности, сохранение жизни и здоровья военнослужащих. Командир (начальник) будет и впредь всемерно поддерживаться за своевременное выявление правонарушений и наведение порядка силой закона.




2. Практическая деятельность офицерского состава по обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах РБ

...Качество и еще раз качество. Невозможно достичь максимального эффекта ни директивами, ни законами, если не будет трудовой дисциплины...

Президент Республики Беларусь А.Г.ЛУКАШЕНКО

а) Содержание понятия практическая деятельность офицерского состава

Для глубокого и всестороннего анализа практической сферы любой деятельности, в том числе и воинской, необходимо, прежде всего, уточнить содержание понятия деятельности. Под деятельностью понимается специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности, что свидетельствует о ее осознанности. Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей.

Существуют многообразные классификации форм деятельности: материальная (практическая) и духовная (теоретическая), производственная, социальная и т. д.

Важное место в иерархии разновидностей деятельности занимает практическая деятельность офицерского состава (далее- воинская деятельность), что обусловлено ее особой социальной значимостью.

Воинская деятельность - сложное социальное явление. Как часть общественной жизни, она представляет собой материальную, чувственно-предметную и целесообразную деятельность людей в области военного дела и включает в себя военно-практическую и военно-исследовательскую деятельность.

Воинская деятельность осуществляется в форме вооруженной борьбы, боевого дежурства, боевой и морально-психологической подготовки войск, управленческой деятельности штабов и других органов военного управления, подготовки военных кадров, военно-научной деятельности и др. Формы воинской деятельности неразрывно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга.


б) Основные этапы практическая деятельности офицерского состава по обеспечению законности и правопорядка

Воинскую деятельность можно рассмотреть с точки зрения анализа последовательности основных этапов деятельности вообще: целеполагание и планирование предстоящих действий; организация условий деятельности, выбор средств и методов; реализация программы деятельности, ее осуществление; обеспечение контроля и оценки результатов, сопоставление их с целями деятельности и продолжение дальнейшей деятельности на основе промежуточного результата.

На всех этапах практическая воинская деятельность неразрывно связана с теоретической. Поэтому еще одно представление о воинской деятельности можно отразить как единство двух ее сторон - субъективной и объективной.

Воинская деятельность имеет социальное, человеческое и культурное значение. Воинская деятельность имеет немало специфического в проявлениях нравственности. Еще Платон, отмечал, что моральные добродетели проявляются в зависимости от сословия: добродетель мудрости присуща философии, умеренность - ремесленникам, а мужество и храбрость - воинам.

в) Специфика воинской деятельности


Важным специфическим требованием этики воинской деятельности является постоянная готовность и моральные способности осуществлять вооруженное насилие в интересах защиты общества, достичь поставленных командованием целей даже ценой самопожертвования. Воинская деятельность является одной из немногих сфер человеческой деятельности, где моральные нормы исполнения долга требуют в случае необходимости отдать свою жизнь на благо Отечества.

Морально-боевые качества - отвага, мужество, героизм, воинская честь и гордость, способность к беспрекословному повиновению и многие другие - составляют существенные черты воинской морали. Специфика военной морали заключается не только в требовании особых качеств, но и в особенном характере их проявления и формирования.

Специфику воинской деятельности, ее отличие от других видов деятельности можно рассмотреть и по другому направлению. Всеобщими структурными элементами человеческой деятельности являются: предметная деятельность, труд, общение и игра. Воинская деятельность, несомненно, является предметной деятельностью, то есть воздействует на материальные объекты. Следовательно, ее специфика в большей степени проявляется в других всеобщих структурных элементах деятельности, общении, труде и игре.

Особенность общения как обмена информацией, осуществляемого в воинской деятельности, заключается в том, что в отличие от общения в невоенной сфере оно имеет известный предел открытости, а в ряде случаев специально направлено на сокрытие информации или ложное информирование. Специфика общения как обмена деятельностью выражается в том, что в условиях воинской деятельности этот обмен направлен на уничтожение противника.


г) Структурные элементы


В качестве структурных элементов воинской, как и иной, деятельности выделяют ее цели, субъект, объект, средства и результат.

Субъектом воинской деятельности выступает общество, социальные общности, личность. Отсюда следует вывод, что проблемы международной безопасности, а значительной мере зависят от того, какие общественные силы выступают в роли субъектов воинской деятельности. Объектом любой деятельности, в том числе и воинской, является то, на что она направлена. Субъект и объект деятельности взаимосвязаны и могут даже меняться местами.

Важным структурным элементом деятельности является цель, под которой понимается идеальный образ желаемого будущего результата. В воинской деятельности ставится не одна, а комплекс целей, имеющих свою иерархию. Важнейшие цели воинской деятельности закрепляются в Концепции национальной безопасности.

Реализация целей воинской деятельности осуществляется с помощью средств. Цели и средства воинской деятельности находятся в диалектическом единстве. Средства воинской деятельности - это средства вооруженного насилия, прежде всего оружие и боевая техника. Цель воинской деятельности, реализовываясь с помощью ее специфических средств, дает результат воинской деятельности. Под результатом воинской деятельности следует понимать только те изменения, которые предполагались, ставились в качестве цели или задачи, и не нужно смешивать результаты с последствиями. Воинская деятельность в отношении своих результатов имеет определенную специфику. В воинской деятельности в наибольшей степени может происходить несовпадение цели и результата, так как противоборствующие стороны специальной задачей своей деятельности ставят недопущение такого совпадения у противника.


д) Практические функции деятельности офицерского состава


Воинская деятельность, как особый вид человеческой деятельности, выполняет важные социальные функции. В руках определенных общественных сил воинская деятельность выступает средством насилия. В этих условиях она реализуется в форме войны или вооруженной борьбы. Война как продолжение политической деятельности иными, а именно насильственными средствами является частью политики. Вот почему воинская деятельность используется в политике как средство насилия.

Воинская деятельность как мирного, так и военного времени непосредственным образом служит интересам политики в целом и военной политики в частности. Она представляет собой специфическое средство изменения путем насилия политических отношений в обществе. Политические цели войны и интересы обеспечения безопасности общества определяют в нем характер воинской деятельности. Вооруженная борьба, в процессе которой противоборствующие стороны добиваются поставленных целей, изменяет характер жизнедеятельности всего общества.

Воинская деятельность выступает средством защиты общества от вооруженного вторжения извне, угрожающего его суверенитету и целостности, то есть выполняет функцию защиты общества. Вместе с тем в процессе воинской деятельности военного времени нередко происходит разрушение старого и созидание нового общественно-политического строя в том или ином обществе.

Воспитательная функция воинской деятельности проявляется в том, что она осуществляет воспитательное воздействие на людей. С одной стороны, ее результатами являются страдание и смерть. Этим воспитывается негативное отношение к воинской деятельности в цивилизованном обществе. С другой стороны, воинская деятельность выступает нередко единственным средством освобождения и зашиты тех или иных народов. Все это накладывает отпечаток на сознание людей, их поведение в условиях подготовки государства к войне и в ходе ее проведения. И наконец, воинская деятельность выступает в качестве средства получения знаний о войне и военном строительстве. Но это уже деятельность особая - военно-познавательная, исследовательская.

Функционирование армии как общественной составляющей реализуется посредством определенных видов ее деятельности. Они нацелены на регулирование конкретных функциональных отношений. Важнейшими видами воинской деятельности, с помощью которых армия реализует свое историческое предназначение, являются: непосредственное использование оружия и боевой техники в вооруженной борьбе; опосредованное применение насилия и оружия в нем при различных социально-политических ситуациях; участие подсистем, элементов армии в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

Степень участия армии в общественной жизни, в решении общих задач государства ограничена социальным характером общественно-политического строя и осуществляется лишь настолько, насколько в них заинтересована публичная власть. Она обусловлена, с одной стороны, уровнем сознательности военнослужащих, палитрой побудительных мотивов деятельности, их политической зрелостью и ответственностью за развитие общества; способностью армии выступить организованной и хорошо технически оснащенной силой, содействующей преодолению трудностей; культурой и образованностью военных специалистов; моральным авторитетом и дисциплинированностью как необходимыми предпосылками для успешного решения задач, стоящих перед армией, и другими качествами ее элементов; уровнем развития общества, его потенциальными возможностями, трудностями развития. Эти факторы и определяют характер воинской деятельности. Наиболее эффективной и общезначимой она становится тогда, когда армия является неотъемлемой и необходимой частью общества, государства, политической системы и понимается как таковая. Знание философии воинской деятельности имеет мировоззренческое и методологическое значение. Она помогает военнослужащим понять сущность и содержание их профессиональной деятельности, ее смысл и значение, а также способствует формированию у них научного мировоззрения, высоких морально-психологических качеств, военно-профессиональной компетентности и направленности.

Страницы: 1, 2, 3, 4