рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Перспективы совершенствования Вооружённых Сил Российской Федерации рефераты

удельной ресурсообеспеченности в 2,2 раза к 2005 году и в 4 раза к 2010 году;

удельных расходов на боевую подготовку - в 2,3 и 3 раза соответственно;

удельных расходов на закупку ВВТ - в 3 и 6 раз соответственно.
















6. Совершенствование военно-научного комплекса и военного образования

Реализация указанных приоритетов реформирования и укрепления Вооруженных Сил РФ невозможна без формирования прочного задела – научного и человеческого потенциала, являющихся общим фундаментом проводимых преобразований.

Военно-научный комплекс Вооруженных Сил включает в себя научно-исследовательские организации (НИО МО), высшие военные учебные заведения Министерства обороны РФ, организации и учреждения, решающие задачи научного обоснования перспективных направлений строительства, развития, подготовки, применения и обеспечения ВС РФ в реальных и прогнозируемых условиях геостратегической, политической, экономической и демографической обстановки.

Разрешение проблем военной науки неразрывно связано с реорганизацией военно-научного комплекса как  одной из наиболее сложных частей модернизации Вооруженных Сил. Цена решений здесь чрезвычайно высока, так как ошибки  могут повлечь неочевидные сейчас, но весьма серьезные последствия для военной безопасности страны.

С учетом уже проведенных мероприятий реформирования военно-научного комплекса на ближайшую перспективу главными целевыми установками являются следующие:

-          опережающее развитие теории строительства, подготовки и применения Вооруженных Сил, исследование условий и выработка рекомендаций по совершенствованию их структуры, совершенствованию форм и способов боевого применения группировок войск, развитию вооружения и военной техники, исследованию других наиболее актуальных вопросов;

-          реализация программы внедрения систем комплексного ситуационного анализа и прогноза, которые существенно повышают возможности оперативного управления войсками;

-          совершенствование военно-научного комплекса Вооруженных Сил, его  состава, структуры и штатной численности с учетом существующих потребностей, укрепление нормативной правовой базы, определяющей статус, условия и порядок функционирования комплекса, создание реально работающей системы материального стимулирования научных и научно-педагогических работников, развитие лабораторно-экспериментальной базы;

Главные усилия будут сконцентрированы на следующих основных направлениях совершенствования военно-научного комплекса:

-          совершенствование системы планирования научных исследований и координации   деятельности   научно-исследовательских   организаций Министерства обороны, вузов, научных организаций РАН, других министерств и ведомств Российской Федерации, ведущих исследования по оборонной тематике;

-          оптимизация состава и структуры научных подразделений НИО, вузов, других научных организаций и учреждений;

-          дальнейшая автоматизация процессов проведения исследований, в том числе системы информационного обеспечения;

-          совершенствование  системы  подготовки  научных  кадров  и организационных форм проведения НИР в интересах сосредоточения усилий научных коллективов на комплексном решении наиболее актуальных военно-теоретических и научно-технических проблем;

-          развитие моделирующей и лабораторно-экспериментальной базы;

-          укрепление кадрового потенциала, финансовой и материально-технической базы НИО и вузов.

Дальнейшее совершенствование военно-научного комплекса  предполагает проведение ряда структурно-организационных, научно-исследовательских и технологических мероприятий, включая следующие:

1. Формирование системных межвидовых и видовых научных направлений, проблем и задач, интегрирующих военно-политические, оперативно-стратегические, военно-экономические, военно-технические исследования в сфере строительства, развития и применения Вооруженных Сил. Решение этой задачи необходимо возложить на постоянно действующие межвидовые (фундаментальная наука, прикладная наука  Министерства  обороны  и  промышленности)  и  видовые координационные советы.

2. Отработка и внедрение действенного законодательного механизма по привлечению военной науки и науки оборонных отраслей промышленности к выработке и экспертизе военно-политических решений через соответствующие комитеты Государственной думы и Совет безопасности РФ.

3. Глубокий анализ существующих и перспективных планов НИР и НИЭР, проводимых в интересах Министерства обороны и видов Вооруженных Сил, пересмотр их и формирование заново на основе принципов программно-целевого планирования.

4. Создание и внедрение автоматизированной системы планирования с современной базой данных по НИР Министерства обороны. В дальнейшем эта система должна развиться в единую автоматизированную систему планирования научных исследований в Министерстве обороны с выходом на информационные системы и базы данных в ВНК, НИО и ВУЗах видов Вооруженных Сил.  Цель - координация, учет и контроль деятельности НИО и ВВУЗов по планированию, проведению исследований и их результатам.

5. В целях оперативного решения задач формирования Программы вооружения и Государственного оборонного заказа, влияния на согласование плановых документов с Минэкономразвития России и организациями промышленности необходимо создание закрытой автоматизированной компьютерной сети по разделам Программы вооружения и Государственного оборонного заказа следующей структуры: Управление начальника вооружения Вооруженных Сил Российской Федерации – аппарат начальников вооружения и военно-научные комитеты видов (родов войск) Вооруженных Сил – ЦНИИ видов Вооруженных Сил.

6. Восстановление системы централизованного обеспечения НИО и ВУЗов Министерства обороны военно-технической и научной информацией через ВНК видов и родов войск ВС РФ по согласованным перечням. В последствии – переход на автоматизированную систему обмена научно-технической информацией.


Модернизация Вооруженных Сил требует постоянного  совершенствования профессиональных знаний и мастерства офицерского корпуса. Это означает, что серьезные изменения должны произойти в системе подготовки кадров и, прежде всего, в  системе высшего военного образования.

Главной целью системы подготовки военных кадров было и остается  обеспечение устойчивого комплектования войск квалифицированными офицерами, постоянное повышение уровня их профессионализма и общей культуры, формирование у выпускников ВВУЗов высоких морально-нравственных качеств гражданина и защитника Отечества. Здесь есть целый ряд задач, требующих внимательного рассмотрения и решения.

Сегодня система подготовки военных кадров в России построена по ведомственному принципу.  Это - главная причина распыления и нерационального использования и без того явно недостаточных финансовых ресурсов, выделяемых на военное образование. К примеру, подготовка офицеров для силовых структур осуществляется, кроме Минобороны, еще в 6 ведомственных системах военного образования.

Многие ВВУЗы осуществляют подготовку всего по одной-двум специальностям, при этом превалируют элементы дублирования и параллелизма. В сравнении с ВВУЗами Минобороны, дублирование подготовки офицерских кадров по военно-учетным специальностям составляет в учебных заведениях  ПС ФСБ – 88%, МЧС – 60%, МВД –50%, ФСЖВ – 43%. И это при том, что стоимость обучения и содержания одного курсанта (слушателя) в ВВУЗах Минобороны, по сравнению,  к примеру, с ПС ФСБ, в 1,9 раза ниже. Кроме того, каждое ведомство, имеющее ВВУЗы, содержит собственный аппарат управления военным образованием.

Сегодня следует признать, что политика объединения военных академий с военными училищами в качестве филиалов была ошибочной. Она привела, в первую очередь, к снижению статуса системообразующих ВВУЗов, оттоку из них профессорско-преподавательского состава высшей категории. Объединение, а фактически «скрытое сокращение» привело к тому, что юридически в Министерстве обороны числится 57 ВВУЗов, но  на деле их гораздо больше. При этом около половины существующих ВВУЗов имеют емкость менее 1000 слушателей и курсантов, что не только противоречит общемировой практике, но и значительно удорожает и без того высокую стоимость обучения, затрудняет создание квалифицированных педагогических коллективов.

В настоящее время в Министерстве обороны считается затратным готовить курсантов в военных училищах по двум специальностям (военной и гражданской).  Многие молодые люди в последние  годы используют обучение в военных вузах как способ получения бесплатного образования и одновременно как возможность уклониться от службы в армии. Ввиду несовершенства законодательной базы в РФ ежегодно 7-8 тыс. курсантов покидали стены военных училищ и продолжали обучение в гражданских ВУЗах, а около 10 тыс. выпускников-лейтенантов оставляли военную службу сразу после получения диплома.

Предстоит большая работа по ликвидации опасного разрыва плановой смены поколений, когда офицеры советской школы уже ушли или уйдут в ближайшие годы, а пришедшие им на смену офицеры российской школы в силу разных причин не обладают необходимыми практическими навыками и теоретическими знаниями. Недостатки в подготовке офицеров неизбежно влекут за собой сложности в подготовке рядового и сержантского состава, которые, собственно, и определяют успех на поле боя. Решить эту задачу без существенного повышения  профессионального уровня и статуса руководящего и преподавательского состава военно-учебных заведений невозможно.

Чрезвычайно остро стоит вопрос восстановления материально-технической базы ВВУЗов, которая больше десятилетия деградировала и пока еще не способна обеспечить необходимого уровня подготовки офицерских кадров. Лишь в последние годы на поддержание этой базы начали выделяться существенные средства из бюджета, и ситуация постепенно начинает выправляться: техника стала выходить на полигоны, а учебные самолеты – летать. Пока еще слушатели приобретают основные практические  навыки на тренажерах, однако главная задача – в первую очередь обеспечивать новейшими образцами вооружений и военной техники именно ВВУЗы, где формируется кадровый потенциал Российской армии будущего.

Подготовка офицеров в военно-учебных заведениях должна осуществляться с учетом требований современной вооруженной борьбы, развития средств, форм и способов ее ведения.  Сейчас это происходит далеко не всегда.

Особый разговор – подготовки офицеров запаса на военных кафедрах образовательных учреждений высшего профессионального образования Российской Федерации. В массовом масштабе она не соответствует плановым цифрам, устанавливаемым для военных кафедр вузов как в сторону значительной недоподготовки, так и в сторону переподготовки. И тот и другой варианты являются недопустимыми, поскольку по одним военно-учетным специальностям Вооруженные Силы недополучают большое количество необходимых в запасе офицерских кадров, а по другим –  в запасе накапливается большое количество офицеров, которое во много раз превышает их мобпотребность, и на что затрачиваются   значительные финансовые средства. В результате сегодня практически востребован только каждый десятый специалист, подготовленный на этих кафедрах.

Это стало возможным в результате лоббизма прошлых лет, количество военных кафедр, готовящих специалистов по малочисленным военно-учетным специальностям и фактически невостребованных Министерством обороны, значительно возросло.

Главными причинами сложившегося положения дел являются: отсутствие четкого системного подхода к организации  военного образования и подготовки войск с точки зрения его внутреннего содержания; недостаточный уровень профессиональной и методической подготовки самих преподавателей; снижение контроля над учебным процессом в ВВУЗах и над организацией профессиональной и боевой подготовки в войсках.

Крайне важно, чтобы из ВВУЗов выпускался офицер-профессионал с высокой методической подготовкой, владеющий системой приемов и способов обучения подчиненных. При этом учебные программы, предметы обучения должны быть жестко, системно увязаны по этапам обучения. В этой связи каждый командир должен осознавать необходимость строжайшего соблюдения установленного порядка подготовки и проведения каждого занятия с подчиненными и в целом учебного процесса. В основу должны быть положены простые и понятные всем принципы обучения.

Совершенствование системы образования требуется, в том числе, в связи с частичным переводом ВС РФ на контрактную основу. Офицер должен быть способен эффективно руководить подчиненными, имеющими, порой большой, жизненный опыт, образовательный уровень и т.д.

Для решения наиболее сложных проблем военного образования Правительством РФ 27 мая 2002 года  была принята Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года».

В ближайшие годы совершенствование системы военного образования будет осуществляться с учетом формирования межведомственной (сопряженной) системы подготовки кадров по военным специальностям для Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

До конца 2005 года параметры системы военного образования должны быть приведены в соответствие  с новыми задачами, структурой и численностью военной организации, порядком прохождения военной службы офицерами. На базе реформированных ВВУЗов и научно-исследовательских организаций планируется создать профильные научно-учебные центры.

В 2006-2010 годах предстоит обеспечить организационно-правовые и экономические условия построения новой системы военного образования. Речь идет о  включении в эту систему:

-       военно-учебных заведений,  гражданских ВУЗов, готовящих на договорной основе офицеров для службы по контракту,

-       военных кафедр при гражданских ВУЗах, осуществляющих подготовку офицеров запаса,

-        учреждений дополнительного профессионального образования по переподготовке и повышению квалификации офицеров.










































7. Совершенствование системы воспитания и морально-психологического обеспечения военнослужащих, патриотическое воспитание граждан Российской Федерации

Во все времена успех в бою решала не самая совершенная техника, а люди. Они управляют могучей техникой, от их боевого духа и моральной силы зависит решение поставленных задач. Поэтому вопросы воспитания личного состава, поддержания высокого уровня воинской дисциплины всегда были, есть и будут одной из основных задач руководителей всех уровней.

При этом надо учитывать, что российское военное строительство осуществляется в сложной и противоречивой социально-экономической, общественно-политической, национально-демографической, криминальной и религиозной обстановке

За последние десять лет существенно изменился социальный портрет армии. Среди молодого пополнения, поступающего на военную службу, значительно снизился образовательный уровень. Ухудшилось состояние физического и психического здоровья. Возросли пацифистские и антиармейские настроения. Все большее значение приобретают религиозный и национальный факторы, рост детской безнадзорности и беспризорности, проблемы пьянства и наркомании среди молодежи.

На личный состав серьезное влияние оказывает криминальная обстановка в стране. Динамика преступности в Вооруженных Силах согласуется с общей направленностью развития преступности в России. Не прекращаются попытки проникновения организованной преступности в армейскую среду.

Однако, несмотря на массированное воздействие всего комплекса объективных факторов, негативно влияющих на криминальную обстановку в войсках, Вооруженные Силы продолжают оставаться одним из самых законопослушных институтов государства. Уровень преступности среди военнослужащих в 2 раза ниже, чем в целом по Российской Федерации.

Однако, в целях повышения эффективности борьбы с нарушениями дисциплины во всех их формах, следует рассмотреть вопрос о возвращении к практике применения административного ареста.

Все это требует совершенствования в целом системы воспитания и морально-психологического обеспечения военнослужащих, патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Высокий боевой дух и моральная сила военнослужащих вдруг и сразу не возникают. Они представляют собой результат сознательного, целенаправленного и систематического  воздействия на мировоззрение, интеллект, мораль и психику как всего народа, так отдельных граждан.

Эти качества формируются не группой узких специалистов, приставленных специально для воспитания людей. Они возникают в семье, а затем терпеливо взращиваются, поощряются и совершенствуется многими институтами государства, общественными организациями, средствами массовой информации. На это дело государства, заботящиеся о своей национальной безопасности, не жалеют ни материальных, ни интеллектуальных  ресурсов.

В этой связи представляется необходимым на федеральном уровне разработать и реализовать программу военно-политического просвещения российских граждан и военно-политического образования военнослужащих, что позволило бы каждому гражданину ясно понимать, как возникают, ведутся, к чему приводят войны и во что они обходятся народам и государствам.

Мировой и отечественный опыт военного строительства свидетельствует о том, что степень психологической устойчивости личного состава, его моральной готовности к ведению боевых действий является неотъемлемой частью и необходимым условием боеспособности Вооруженных Сил.

Морально-психологическое состояние личного состава Вооруженных Сил в целом обеспечивает выполнения войсками стоящих перед ними задач.

В ходе контр террористических операций в Северо-Кавказском регионе офицеры, сержанты, солдаты в очередной раз доказали верность Отечеству. Подвиги российских военнослужащих сродни тем, которые совершали наши отцы и деды в годы Великой Отечественной войны. Российская армия продемонстрировала свою готовность и способность выполнить решения, принятые Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами и руководством Министерства обороны.

Социологические исследования, проведенные в 2003 году показывают, что свыше 87% офицеров поддерживают принимаемые меры в области военного строительства, около 80% проявляют стремление к совершенствованию профессионального мастерства, более 70% уверены в своих сослуживцах.

В настоящее время в рамках программы, утвержденной Президентом Российской Федерации, осуществляется переход Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания.

Основное внимание в деле совершенствования системы воспитания военнослужащих уделяется реализации государственных мер по поддержанию морально-психологического состояния военнослужащих на уровне, отвечающем современным требованиям обеспечения военной безопасности Российской Федерации. В этой связи на базе отечественных и зарубежных разработок  предстоит выработать и реализовать меры по усилению морально-психологической подготовке личного состава для ведения современной вооруженной борьбы. С этой целью предстоит осуществить цикл научно-исследовательских работ и ряд специальных проектов.

В целях практической реализации непрерывного мониторинга социальных процессов в Вооруженных Силах РФ, осуществления анализа проблем социально-экономического и правового положения военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей, оценки морально-психологического состояния различных категорий военнослужащих, а также оперативного информирования высших органов государственного и военного управления о характере и динамике общественного мнения в войсках (силах) осуществляется военно-социологическое обеспечение деятельности Вооруженных Сил РФ.

Поставлена и выполняется задача – до 2005 года оптимизировать и унифицировать состав и структуру органов воспитательной работы и информационных структур федеральных органов исполнительной власти, имеющих войска и воинские формирования, провести их организационное и методическое укрепление.

Система воспитания и морально-психологического обеспечения военнослужащих позволит сформировать у личного состава необходимые моральные качества, нравственную мотивацию поведения в бою, готовность и способность к успешному выполнению поставленных задач в ходе боевых действий, даст возможность достичь высокой боевой активности личного состава соединений и частей, его способности переносить высокие нервно-психологические нагрузки и сохранять боеспособность при выполнении боевых задач.

Обеспечение национальной безопасности России, модернизация ее Вооруженных Сил невозможны без целенаправленной, рассчитанной на длительную перспективу военно-патриотической работы среди граждан, прежде всего, молодежи.

Следует констатировать, что работа по военно-патриотическому воспитанию молодежи в последние годы была практически свернута, снизилось количество призывников, занимающихся военно-прикладными видами спорта. По данным исследований, проведенных Российской академией управления, слова «патриот, патриотизм» в общественном сознании стали приобретать негативный оттенок. Если в 1987 году патриотами своего Отечества считали себя 93% опрошенных, то на сегодня – лишь 23%. Наиболее ярко эти настроения проявляются при призыве граждан на военную службу. Многие юноши призывного возраста любыми путями стараются уклониться от выполнения конституционной обязанности по защите Родины.

Упущения и ошибки в общегосударственном деле военно-патриотического воспитания  оплачиваются  не только падением престижа военной службы. Образовавшийся в воспитании молодых людей, допризывной молодежи вакуум пытаются заполнить своим влиянием организации экстремистского и даже фашистского толка. Переориентировка моральных устоев, размывание патриотического сознания граждан привели к тому, что в последние годы для службы в армии и на флоте все больше приходит призывников, отбывших наказание  в местах лишения свободы, состоящих на учете в органах внутренних дел за различные правонарушения, систематически употребляющих спиртные напитки и наркотики. При наличии в войсках ракетно-ядерного оружия и оружия повышенной опасности, подобные явления могут привести к  крайне опасным последствиям.

На фоне общего ухудшения состояния здоровья призывников продолжается  развал системы физического воспитания юношей. Мы уже стали забывать, что в недалеком прошлом существовали такие физкультурные комплексы как «Готов к труду и обороне» и «Готов к защите Родины». При всех их недостатках нельзя не признать их значительного влияния на физическое развитие молодежи. Если раньше стадионы и спортивные площадки заполняла молодежь для занятия спортом, то сейчас многие из них превратились в вещевые рынки. Весьма далека от совершенства спортивная база образовательных учреждений, не проводятся контрольные проверки физической подготовленности призывников и фактически не имеется критериев ее объективной обобщенной оценки.

Особое внимание привлекает к себе проблема беспризорных и безнадзорных детей. Это – горькая примета нашего времени. Решение этой проблемы является первоочередной задачей государства, и Министерства обороны не стоит от нее в стороне.

Только сейчас, спустя десятилетие, когда мы практически потеряли уже целое поколение, общество начинает в какой-то мере понимать пагубность фактического отказа от целенаправленного военно-патриотического воспитания населения, утраты системы подготовки молодежи к защите Отечества.

Уже есть положительные сдвиги. Так, на протяжении последних лет проводятся сборы старшеклассников по программе основ военной службы на базе воинских частей Московского гарнизона и Московского военного округа.

Возобновили свою деятельность Музеи боевой славы в общеобразовательных учреждениях многих городов России. Стало доброй традицией проведение Спартакиад допризывной молодежи, соревнований «Сыны Отечества». Однако этого явно недостаточно.

Военно-патриотическое воспитание населения должно стать приоритетной задачей государства и общества, важнейшей составной частью подготовки граждан России к несению военной службы и защите Отечества. Именно на решение этой задачи нацелена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».

Приоритетным в политике государства необходимо считать формирование позитивного общественного мнения о роли и месте военной организации в жизни общества, обеспечении обороны страны и безопасности государства, возрождении России, укреплении ее международного авторитета.

Органы власти всех уровней могут и должны оказывать всемерную поддержку ветеранским, военно-патриотическим, военно-спортивным, молодежным и детским объединениям и клубам, которые своей повседневной и не всегда заметной работой вносят неоценимый вклад в формирование нации патриотов. 

Важную роль в подготовке молодежи к службе в армии должна играть начальная военная подготовка в образовательных учреждениях.

До 2005 года необходимо восстановить практику военно-патриотического воспитания граждан и подготовку их к военной службе в образовательных учреждениях, на предприятиях,  в  организациях  и  заведениях  всех  форм  собственности.

Предстоит дальнейшее совершенствование системы подготовки граждан по военно-учетным специальностям в системе РОСТО, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального образования и общественных объединениях.

Необходим дальнейший поиск форм и методов более активного привлечения к военно-патриотической работе всех видов средств массовой информации, возрождения российской исторической традиции героико-патриотического воспитания в литературе, искусстве и культуре. Широкое участие в этой благородной работе интеллектуальной элиты России станет ярким образцом служения своему народу, залогом успеха в деле общенациональной важности.

Потребуется оптимизировать и унифицировать состав и структуру органов воспитательной работы и информационных структур федеральных органов исполнительной власти, имеющих войска и воинские формирования, провести их организационное и методическое укрепление.

























Заключение


На основе проделанной работы можно сделать вывод, что ВС РФ на современном этапе своего реформирования переходят на качественной иной уровень. В настоящее время проделана огромная работа по необходимой модернизации, хотя и будут огромные трудности в данном процессе, но, следует заметить, что такой очень болезненный вопрос, как реформирование Вооружённых Сил, является очень трудным и важным (возможно, что и наиважнейшим для России), то следует с наибольшей ответственностью и  внимательностью относится ко всем усовершенствованиям. Необходимо затронуть в равной мере все вышеперечисленные перспективные направления реформы, иначе, при слабом обеспечении хотя бы одного из элементов приведёт к неудовлетворительным, а возможно и к резко негативным, результатам, что уже происходило с попытками реформы ВС РФ.

Следует затронуть не только вышеперечисленные перспективы совершенствования, но и возможно более конкретные направления, которые характерны для каждой отдельно взятой воинской части и соединения. А также необходимо составление определённого плана по реформированию и совершенствованию. Таким образом, реформы должны проходить с определёнными этапами и с наилучшей связью направлений совершенствования, чтобы не создать проблемы связанные с осуществлением реформ (имеется в виду «путаница и наложение»). Этот план должен согласовываться с командирами воинских частей, и только потом вступать в действие

Для проведения реформы ВС РФ, на моё усмотрение, необходимо привлечь группу высококлассных специалистов по разным направлениям деятельности (экономисты, юристы, психологи, аналитики, социологи, инженеры и другие), которые могут быть не только военнослужащими (генералы и офицеры ВС РФ ), но и гражданскими специалистами.

Можно сделать вывод, что у ВС РФ есть огромные перспективы совершенствования и их следует использовать, чтобы сделать Вооруженные Силы Российской Федерации современными, высокоэффективными и способными решать поставленные задачи в сфере национальной безопасности и геополитическими приоритетами развития страны.     












Список использованной литературы


1.     Официальный сайт Министерства Обороны РФ www.mil.ru

2.     Военная доктрина Российской Федерации.

3.     Э.А.Ватолкин, Е.Я.Любошиц, Е.Ю.Хрусталёв, В.И.Цымбал. Военная реформа: реформа системы комплектования военной организации России. – СПб.: Норма, 2001.

4.     Военная экономика, Теория и актуальные проблемы. Под ред. А.И.Пожарова. – М.: Воениздат, 1999.

5.     А.Докучаев. Обеспечить обороноспособность России. // Красная звезда, №188, 6.10.2001.

6.      В.Плотников. Реформа армии: проблема комплектования. // Военная мысль, №1, 1998.


Страницы: 1, 2, 3