Основы гражданской обороны
Вскоре после
ядерных испытаний резко увеличилось число онкологических заболеваний среди
населения в тех странах и районах, где проводились испытания, «лидировала» по
таким заболеваниям Япония, подвергшаяся атомной бомбардировке в 1945 г.
Жители Нагасаки и Хиросимы, оставшиеся в живых после взрыва американских
атомных бомб, умирали постепенно в течение многих десятилетий, отмечались
рождение мутантов-детей с двумя головами и одним туловищем, с деформированными
конечностями и т.д.
В результате
широкого распространения по всему миру информации о зловещих и пагубных
последствиях для жизнедеятельности человека применения и испытаний атомного
оружия во многих странах началось массовое движение за запрещение испытаний и
производства ядерного оружия. Это движение было поддержано СССР, социалистическими
странами и другими, так называемыми неприсоединившимися (к военным блоком), оно
имело успех – в 60-х гг. XX в. были приняты международные договоры: «О
запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере и под водой», «О
нераспространении ядерного оружия».
Но
одновременно с производством ядерного оружия нарастающими темпами и объемами
шла гонка «обычных» вооружений (производство танков, пушек, военных кораблей,
подводных лодок с атомными реакторами, самолетов, вертолетов, ракет различного
назначения – от тактических до стратегических и т.д.), а также производилась
космическая техника – от спутников-шпионов до спутников связи, космических
кораблей, станций. В результате этого постоянно нарастало промышленное
производство, росли города, технополисы, мегаполисы со всей сложной
инфраструктурой, что привело к концу XX в. к колоссальной нагрузке на всю природу
Земли в глобальном масштабе, экосистема оказалась в критическом состоянии.
12 февраля 1998 г.
был принят Федеральный Закон РФ №28 – ФЗ «О гражданской обороне», который
определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их
осуществления, полномочия государственной власти РФ, органов исполнительной
власти субъектов РФ органов местного самоуправления, организаций независима от
их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства
ГО.
ГО – это система мероприятий
по подготовке к защите и на защите населения, материальных и культурных
ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий.
Служба ГО – служба,
предназначенная для проведения мероприятий по ГО, включая подготовку
необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций ГО в
ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при видении
военных действий или вследствие этих действий.
Гражданская
организация ГО – формирования, создаваемые на базе организаций по
территориально-производственному принципу, не входящие в состав ВС РФ,
владеющие специальной техникой по подготовке для защиты населения и организаций
от опасностей, возникающих при видении военных действий или вследствие этих
действий.
Территория,
отнесенная к группе по ГО – территория, на которой расположен город или иной
населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с
находящимися в нем объектами, представляющими высокую степень опасности
возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
ГО тесно
связана с Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных
ситуациях (РСЧС), которая была создана постановлением Правительства РФ №261
от 18.09.92 г. и является направлением подготовки стран к деятельности в
особых условиях военного времени.
РСЧС состоит
из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный,
региональный, территориальный, местный и объектовый (схема №1).
Территориальные
подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их
территорий и состоят из звеньев, соответствующих
административно-территориальному делению этих территорий. Задачи, организация,
состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем
определяются положениями об этих подсистемах, утвержденными соответствующими
органами государственной власти субъектов РФ.
Функциональные
подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти
для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их
деятельности и порученных им отраслям экономики. Организация, состав сил и
средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются
положениями о них, утвержденными руководителями соответствующих федеральных
органов исполнительной власти по согласованию с МЧС.
Исключение
составляет положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации
последствий аварий с ядерным оружием в РФ, которое утверждается Правительством
РФ.
Каждый
уровень РСЧС имеет:
– координирующие
органы;
– постоянно
действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в
области защиты населения и территорий от ЧС – органы управления по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГОЧС);
– органы
повседневного управления;
– силы
и средства;
– системы
связи, оповещения, информационного обеспечения;
– резервы
финансовых и материальных ресурсов.
Координирующие
органы РСЧС:
На
федеральном уровне:
Межведомственная
комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в
федеральных органах исполнительной власти;
На
региональном, охватывающем территории нескольких субъектов РФ:
– региональные
центры по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС)
На
территориальном, охватывающем территорию субъекта РФ:
– комиссии
по ЧС (КЧС) органов исполнительной власти субъектов РФ;
На местном,
охватывающем территорию района, города, (района в городе) – комиссии по ЧС органов
местного самоуправления;
На
объектовом, охватывающем территорию организации или объекта
– объектовые
комиссии по ЧС.
Положения о
КЧС утверждаются руководителями соответствующих органов исполнительной власти
организаций.
Органы
управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГО ЧС):
– на
федеральном уровне – МЧС России;
– на
региональном – региональные центры;
– на
территориальном – органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах
исполнительной власти субъектов РФ;
– на
местном – органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного
самоуправления;
– на
объектовом – отделы (сектора, специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.
Органы
повседневного управления РСЧС:
– пункты
управления (центры управления в кризисных ситуациях);
– оперативно-дежурные
службы ОУ ГО и ЧС всех уровней;
– дежурно-диспетчерские
службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной
власти;
– дежурно-диспетчерские
службы и специализированные подразделения организаций.
Силы и
средства РСЧС:
Основу сил и
средств РСЧС на всех уровнях составляют:
– силы и
средства федеральных органов исполнительной власти;
– силы и
средства федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ.
– силы и
средства органов местного самоуправления;
– силы и
средства организаций.
Все эти силы
подразделяются:
– на
силы и средства наблюдения и контроля;
– силы и
средства ликвидации ЧС
Силы и
средства наблюдения и контроля состоят:
– из
служб(учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти,
наблюдающих и контролирующих состояние окружающей природной среды, обстановку
на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также
анализирующих воздействие вредных факторов на здоровье населения;
– формирований
Государственного комитета санитарно-эпидемического надзора РФ;
– ветеринарной
службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;
– геофизической
службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и
подразделений Министерства РФ по атомной энергии;
– учреждений
сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
Силы и
средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят:
– из военизированных и
невоенизированных, противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, и органов
федеральной исполнительной власти;
– формирований
и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;
– формирований
ветеринарной службы и службы защиты растений;
– военизированных
служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной
службы России.
– формирований
гражданской обороны (ГО) территориального, местного, объектового уровней;
– специально
подготовленных сил и средств войск ГО, других войск и воинских формирований,
предназначенных для ликвидации ЧС;
– аварийно-технических
центров Министерства РФ по атомной энергии;
– служб
поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации
Федеральной авиационной службы России;
– восстановленных
и пожарных поездов Министерства путей сообщения РФ;
– аварийно-спасательных
служб и формирований Федеральной службы морского флота РФ (включая
Государственный морской спасательно-координационный центр.
В состав этих
сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом
обеспечения работ в аварийном режиме в течение не менее 3-х суток и находящиеся
в состоянии постоянной готовности.
Силы и
средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с
задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ
и субъектов РФ.
Решениями
руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных
организаций, служб, и подразделений (строительных, медицинских, химических,
ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные
формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других
неотложных работ при ЧС.
Организация
и ведение ГО – одна из важнейших функций государства, составная часть
оборонного строительства, элемент национальной безопасности.
В мирное
время ГО своими органами управления, специально уполномоченными на решение
задач в области ГО (они же – органы повседневного управления РСЧС), сетью
наблюдения и лабораторного контроля, отдельными службами и формированиями ГО
участвуют в решении задач РСЧС. Для достижений целей ГО заблаговременно, в
мирное время, организуется и осуществляется комплекс различных мероприятий ГО.
Общее
руководство ГО в стране, возложено на Правительство РФ.
Начальником
ГО России является Председатель Правительства РФ.
Министр РФ
по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
является на должности первым заместителем начальника ГО РФ.
Руководство
ГО в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях,
районах и городах, министерствах и ведомствах, учреждениях и на предприятиях
независимо от форм собственности возлагается на руководителей исполнительной
власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Эти руководители
являются начальниками ГО субъектов РФ, районов и городов, министерств,
ведомств, учреждений, организаций и предприятий.
Они несут
персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО,
соблюдение сохранности накопленных средств индивидуальных и коллективных
средств защиты пи имущества, а также за подготовку на обучение населения и
персонала действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и
объектах.
Непосредственное
руководство ГО РФ возложено на Министерство РФ по делам ГО, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), которое отвечает за
общую готовность к выполнению возложенных на ГО задач и разрабатывает основное
направление ее развития и совершенствования.
РСЧС и ГО
созданы и функционируют по территориально – производственному принципу. Это значит, что
организация и осуществление всех ее мероприятий является обязанностью всех
органов власти и управления, от Правительства РФ до органов обязанностью всех
органов власти и управления, от Правительства РФ до органов местного
самоуправления, всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений и
организаций, ведающих производственной, хозяйственной и образовательной
деятельности.
Подготовка
государств к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом
развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей,
возникающих при видении боевых действий или вследствие этих действий.
Ведение ГО
на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления
состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом
РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также в
мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, крупных авариях, катастрофах,
ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения
аварийно-спасательных и др. неотложных работ.
Граждане РФ в
соответствии с федеральными законами и иными нормативными и правовыми актами
РФ:
– проходят
обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий;
– принимают
участие в проведении других мероприятий по ГО;
– оказывают
содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в
области ГО.
Для
выполнения мероприятий по ГО создаются федеральные, республиканские, краевые,
областные, автономной области и автономных округов. Для выполнения мероприятий по
ГО создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной
области и автономных округов, районные и городские службы ГО, а также службы ГО
организаций.
Силы ГО – воинские
формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО,
организационно объединенные в войска ГО, а также гражданские организации ГО.
Для решения
задач в области ГО воинские части и подразделения ВС РФ, других войск и
воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом РФ.
Аварийно-спасательные
службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в
области ГО в соответствии с законодательством РФ.
На вооружении
войск ГО находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и
холодное оружие.
В гражданские
организации ГО могут быть зачислены граждане РФ: мужчины в возрасте от 18 лет
до 60 лет, женщины в возрасте от 18 лет до 55 лет, за исключением
военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 или 3
группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также
женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в
возрасте до 3-х лет.
Организации в
пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами РФ:
– планируют
и организуют проведение мероприятий по ГО;
– проводят
мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
– осуществляют
обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при
ведении боевых действий или вследствие этих действий;
– создают
и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные
системы оповещения;
– создают
и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных,
медицинских и иных средств.
Для
обеспечения выполнения мероприятий ГО в организации создаются штаб и службы ГО,
которые проводят работу на основе решений начальника ГО – руководителя
организации.
Работу штаба
ГО возглавляет начальник штаба, он является заместителем начальника ГО
организации и несет полную ответственность за выполнение возлагаемых на штаб
задач.
Федеральным
законом «О гражданской обороне» установлены следующие основные задачи ГО:
– обучение
населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этих действий;
– оповещение
населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий;
– эвакуация
населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
– предоставление
населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
– проведение
мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
– проведение
аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при
ведении военных действий или вследствие этих действий;
– первоочередное
обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или
вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая
оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие
других необходимых мер;
– борьба
с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих
действий;
– обнаружение
и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому
и иному заражению;
– обеззараживания
населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых
мероприятий;
– восстановление
и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или
вследствие этих действий;
– срочное
восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
– срочное
захоронение трупов в военное время;
– разработка
и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно
необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в
военное время;
– обеспечение
постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Гражданская
оборона как составная часть системы национальной безопасности и
обороноспособности страны должна быть в готовности к выполнению задач при любых
вариантах развертывания и ведения военных действий и в условиях совершения
крупномасштабных террористических актов. При этом основное внимание должно
уделяться действиям в условиях локальных и региональных войн с применением
различных видов оружия. Кроме того, гражданская оборона должна принимать
участие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера, а также при террористических актах.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|