рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Командно-штабные учения, их цели, классификация и методика организации подготовки рефераты

Командно-штабные учения, их цели, классификация и методика организации подготовки

Кафедра службы штабов органов внутренних дел

Реферат

по курсу:ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

по теме: “КОМАНДНО-ШТАБНЫЕ УЧЕНИЯ, ИХ ЦЕЛИ, КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГАТОВКИ”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА – 2010

ПЛАН


1. Введение

2. Понятие, классификация и назначение КШУ

3. Методика организации и подготовки КШУ

4. Методика проведения КШУ

5. Заключение

1. ВВЕДЕНИЕ


От степени подготовки личного состава и реальности разработанных планов во многом зависит своевременное и успешное выполнение возложенных задач в повседневных условиях, при обострении обстановки, при возникновении чрезвычайных обстоятельств и в военное время.

Важнейшим условием высокой эффективности и качества их выполнения являются такая форма подготовки как командно-штабные учения.

В ходе их проведения процесс обучения направлен на формирование и развитие профессионализма и характеризуется следующими чертами:

-                     специальными знаниями конкретной оперативной служебной деятельности, базирующимися на общих идеологических, правовых, психологических, управленческих, тактических и других знаниях;

-                     профессионально-деловыми качествами и наличием опыта практической деятельности, определяющими способность сотрудника к выполнению задач оперативно-служебной деятельности в рассматриваемых условиях.

Хорошо подготовленные и методически правильно проведенные командно-штабные учения, позволяют постоянно поддерживать высокую готовность органов и учреждений внутренних дел к качественному выполнению внезапно возникающих задач в особых условиях, в том числе и при чрезвычайных обстоятельствах.

Практическая направленность процесса обучения, благодаря возможности моделирования различных видов происшествий, позволит на практике выработать умения и навыки сотрудников принимать решения в конкретной оперативной обстановке при наличии их учебных типовых вариантов.

2.     ПОНЯТИЕ, КЛАСИФИКАЦИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ КОМАНДНО-ШТАБНЫХ УЧЕНИЙ


Командно-штабные учения (КШУ) - форма совместного обучения командиров и штабов согласованной совместной деятельностью по управлению подчиненными органами и подразделениями. Как правило, КШУ проводятся на местности, в отдельных случаях - на картах, представляя собой высшую форму подготовки органов управления в системе МВД Российской Федерации при осложнении обстановки.

Основное назначение КШУ состоит в совершенствовании слаженности и оперативности в работе командиров и их органов управления, их умений и навыков в организации оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности и непрерывном управлении подчиненными органами, учреждениями и подразделениями при выполнении оперативно-служебных задач в мирное и военное время. Кроме того, учения являются единственно возможной в повседневных условиях формой проверки готовности ОВД к действиям при чрезвычайных обстоятельствах и служебно-боевому применению в военное время.

Следует твердо уяснить:

-          при КШУ руководители обучаются вместе со своими управлениями, сами выступают в роли обучаемых;

-          КШУ проходят на фоне достаточно длительной динамично развивающейся обстановки, а не на фоне сравнительно короткого эпизода в деятельности (действиях) правоохранительных органов;

-          при КШУ не допускается многократное повторение действий обучаемых в связи с устранением обнаруженных недостатков;

-          КШУ планируются на срок от одних суток и более.

Основной метод обучения на командно-штабных учениях - практическая работа.

Командно-штабные учения принято классифицировать по следующим признакам:1.масштабу 2.назначению 3.методам проведения и составу участников 4.числу обучаемых инстанций (звеньев)5. числу фактически участвующих сторон 6.месту проведения.

По масштабу проведения они могут быть тактическими, оперативно-тактическими, оперативными, оперативно - стратегическими и стратегическими. К стратегическим командно-штабными учениям в системе МВД РФ можно отнести совместные командно-штабные учения (СКШУ), на которые привлекаются органы управления МВД России, центральные органы управления Министерства обороны РФ, ФСБ, ФПС и других органов государственной власти.

Существует и еще один подход к классификации учений по масштабу, в соответствии с которым они подразделяются на объектовые, межобъектовые, районные, межрайонные, городские, областные и республиканские.

По назначению учения могут быть плановыми, проверочными, показными, опытными и исследовательскими.

Плановые учения проводятся регулярно в соответствии с нормативными документами МВД России в целях совершенствования оперативно-служебной деятельности и повышения готовности органов и учреждений внутренних дел к действиям в тех или иных условиях. Такие учения проводятся на завершающем этапе подготовки руководителей подразделений, оперативных групп, штабов, после отработки теоретических и практических занятий, как правило, по комплексным темам, предполагающим отработку различных вариантов и способов действий подразделений и органов внутренних дел.

Проверочные учения осуществляются руководителем вышестоящего органа внутренних дел (старшего оперативного начальника) с целью проверки готовности, выявления и устранения недостатков, определения навыков у руководящего и начальствующего состава по организации действий сил и средств органов внутренних дел в различных условиях. Проверочные учения могут быть как плановыми, так и неплановыми.

Показные учения обычно проводятся до начала плановых занятий, имеющих практическую направленность, по предстоящей теме на учебно-методических сборах и методических занятиях с целью продемонстрировать обучаемым возможные способы решения тех или иных задач в конкретных условиях обстановки.

Опытные и исследовательские учения проводятся по указанию руководства МВД, ГКВВ, УВД (ГУВД), УВДТ в целях исследования новых способов выполнения оперативно-служебной задачи, управления силами и средствами, а также при поступлении новых образцов техники и вооружения.

В зависимости от целей, задач, метода проведения и состава участников учения различаются на совместные и с привлечением взаимодействующих органов.

Совместные учения, на которые в качестве обучаемых, привлекаются органы управления взаимодействующих сил, проводятся по планам, согласованным со всеми участвующими в них министерствами и ведомствами.

Для отработки вопросов взаимодействия на КШУ могут привлекаться представители других министерств и ведомств органов исполнительной власти. Такие учения, тренировки и игры называются с привлечением взаимодействующих органов. Это наиболее легкая, по сравнению с совместными учениями, форма проведения КШУ и она достаточно часто встречается на практике. К примеру, с 1993 такие учения проводятся в округах внутренних войск, на которые в качестве взаимодействующих органов в составе оперативных групп привлекаются территориальные органы внутренних дел, Федеральной службы безопасности, МЧС РФ, военных округов, объединений, соединений Вооруженных сил, пограничных войск и других силовых структур.

По числу обучаемых инстанций (звеньев) учения могут быть одностепенными, двухстепенными или многостепенными. На одностепенном учении обучается одно звено, например, МВД (УВД, ГУВД) субъекта федерации, на двухстепенном – два звена, например, УВД и ГРОВД, на многостепенном - три звена – МВД РФ – УВД - ГРОВД.

По числу фактически участвующих сторон учения могут быть односторонними и двусторонними. В органах внутренних дел и во внутренних войсках проводятся, как правило, односторонние командно-штабные учения, в ходе которых реально обучается и действует только одна сторона. Другая сторона обозначается подыгрывающей группой, которая создается при руководителе учения и действует оперативно, реагируя на все изменения обстановки, активно противодействуя обучаемой стороне.

На двусторонних учениях одновременно обучаются и действуют две стороны, являющиеся противниками по отношению друг к другу, при этом обе стороны действуют и обучаются по организации и тактике своих сил и средств.

По решению руководителя вместе со штабами (органами управления) на учения могут привлекаться подразделения, обозначающие действия органов и войск, а также подразделения связи, комендантской службы и различных видов обеспечения. С этими подразделениями в ходе КШУ, как правило, проводятся тактико-специальные (тактические) учения.

По месту проведения КШУ подразделяются на учения на местности и на картах. Возможны смешанные формы проведения учений. Например, учение начинается в классах, аудиториях, а завершается на местности, с привлечением подразделений обозначения.

Основной целью командно-штабных учений является слаживание органов управления. В качестве дополнительных, но не второстепенных целей, на учении ставятся цели по совершенствованию знаний, навыков и умений руководителей ОВД в организации оперативно-служебной деятельности, в непрерывном управлении силами и средствами при выполнении различных задач в любых условиях обстановки, подготовки сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых на учение, а также для проверки реальности документов боевого и мобилизационного планирования и проведенных оперативно-тактических расчетов.

На КШУ могут проверяться отдельные положения уставов, наставлений, инструкций, практические вопросы управления силами и средствами, целесообразность организационной структуры органов и пунктов управления, в том числе с применением новых средств связи и автоматизированного управления. Здесь же обеспечивается создание близких к реальным условий обстановки, позволяющих обучать руководителей управлению подразделениями и органами внутренних дел, как в пунктах постоянной дислокации, так и на местности, как с практическим применением сил и средств, так и без таковых.

.

3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГАТОВКИ КШУ

Подготовка командно-штабного учения (КШУ) осуществляется в соответствии с календарным планом. Форма и содержание этого плана зависят от масштаба, темы, целей и этапов учения. Обычно в календарном плане указываются:

1. мероприятия, проводимые в порядке подготовки учения;

2. ответственные за подготовку учения;

3. ответственные за исполнение;

4.сроки готовности и контроль.

Подготовка командно-штабного учения включает в себя:

-          определение или уточнение исходных данных;

-          разработку документов учения;

-          подготовку к учению руководителя, его заместителей, штаба руководства и посреднического аппарата;

-          подготовку обучаемых и привлекаемых подразделений.

Исходными данными командно-штабного учения являются:

-          тема, учебные и воспитательные цели;

-          этапы и учебные вопросы учения;

-          состав обучаемых сотрудников и привлекаемых подразделений;

-          сроки и продолжительность проведения учения;

-          район (место проведения учений);

-          нормы расхода моторесурсов, учебных боеприпасов и имитационных средств (если учения проводятся на местности).

Тема, цели, состав обучаемых и привлекаемые подразделения определяются руководителем учения.

Тема учения определяется, прежде всего, исходя из задач, стоящих перед органом или учреждением, с учетом оперативной обстановки, складывающейся в зоне его ответственности, регионе, а также в связи с появлением новых нормативных актов, изменением форм и методов работы ОВД. Вышестоящий оперативный начальник может уточнить или изменить тему учения.

Тема учения должна формулироваться кратко, но в то же время отражать весь цикл планируемых задач, например: «Подготовка крупномасштабной профилактической операции по борьбе с преступностью. Управление силами и средствами органов внутренних дел и взаимодействующих сил иных федеральных органов исполнительной власти». Конкретизация темы осуществляется поставленными учебными и исследовательскими целями, этапами, учебными вопросами, отражающими качественные его показатели; содержание, характер и масштаб решаемых задач; особенности обстановки, местности и другие условия, по возможности - вопросы взаимодействия при решении совместных задач с органами управления других министерств и ведомств. В этом случае замысел учения должен быть согласован и с взаимодействующими органами.

Тематика и сроки проведения совместных КШУ согласовываются со старшими оперативными начальниками в целях привлечения на них соответствующих должностных лиц взаимодействующих органов.

Учебные цели определяются с учетом содержания темы учения, уровня подготовки привлекаемых руководителей (сотрудников), органов управления, задач профессиональной подготовки. При определении учебных целей необходимо исходить из предназначения учения: если оно проверочное, то первый пункт должен обычно начинаться словами «проверить», опытное или исследовательское – «исследовать» и т.д.

Формулируя цель учения, необходимо ответить на вопрос, для чего оно проводится, что ожидают руководители от его проведения. Иными словами, чему предполагается научить, что проверить, какие знания закрепить, а также каким образом выработать соответствующие навыки, чтобы адекватно действовать в той или иной обстановке. Однако, разработчикам следует помнить, что чрезмерная детализация общей цели приводит к усложнению учения, к потере их целенаправленности.

Важным элементом в разрабатываемом учении является определение круга сотрудников, т.е. состава обучаемых, привлекаемых к учению, степень подготовленности которых надо оценить, либо предстоит научить тем или иным действиям в соответствии с замыслом учения.

Этапы и учебные вопросы конкретизируют содержание темы учения. Планирование и проведение учения по этапам осуществляется для достижения четкой последовательности отработки темы, а также для более целеустремленной работы самого руководителя и штаба руководства. Каждый этап должен включать взаимосвязанные учебные вопросы, охватывающие по времени и пространству законченный период организации и выполнения полученной задачи.

Одновременно с определением этапов и учебных вопросов учения с учетом их всесторонней отработки производится расчет учебного времени. При расчете обязательно учитывается реальная потребность времени на выполнение намеченной работы руководителями отделов, служб, штабом в целом, в том числе на оформление документов, а также на организацию и управление для отработки этапов учения.

Время проведения учения устанавливается в соответствии с учебным планом и расписанием занятий. Продолжительность командно-штабных учений зависит от его масштаба. Например, КШУ с низовыми звеньями органов внутренних дел проводится от одних до полутора суток, в республике и области – от двух до трех суток, в регионе от трех до пяти суток и более.

При определении продолжительности учения следует исходить из положения целесообразности и не изнурять сотрудников длительным пребыванием в служебной обстановке. Иногда длительное учение приносит не только пользу, но и определенный вред.

Практика показывает, что распределение времени на учении может быть следующим: не менее 80% на отработку учебных вопросов по обучению подразделений (групп), привлекаемых на учение; до 20% – на организационные вопросы и проведение разборов.

Район проведения КШУ на местности выбирается исходя из содержания темы, этапов и учебных вопросов, условий местности, особенностей региона, возможностей для размещения пунктов управления и их последовательного перемещения. Размеры района зависят от масштаба и замысла учения. Характер местности должен позволять поучительно отрабатывать все поставленные учебные вопросы.

При выборе места проведения учения (если оно планируется с практической отработкой отдельных тактических эпизодов) должны учитываться не только сложившаяся оперативная обстановка (например, наиболее характерная для региона в целом), но и реальное положение дел в органе внутренних дел. При умелой организации отработки поставленных задач личному составу легче будет понять, какие именно ошибки имели место в реальной ситуации, как их можно было избежать, а также иные альтернативные варианты действий в той или иной обстановке.

Определив исходные данные - основы замысла (их еще иногда называют концепцией учения), начальник органа внутренних дел поручает разработку замысла проведения учения одному из своих заместителей, как правило, начальнику штаба, который и назначается начальником штаба руководства учением. Необходимо подчеркнуть, что во всех случаях ответственность за разработку и проведение учения лежит на руководителе органа внутренних дел.

Начальник штаба руководства учением, уяснив замысел руководителя на подготовку и проведение учения, готовит предложения по составу руководства учением, штаба руководства и посреднического аппарата и приступает к разработке замысла.

Страницы: 1, 2