Командно-штабные учения, их цели, классификация и методика организации подготовки
Командно-штабные учения, их цели, классификация и методика организации подготовки
Кафедра службы штабов органов внутренних дел
Реферат
по курсу: “ОРГАНИЗАЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ”
по теме: “КОМАНДНО-ШТАБНЫЕ УЧЕНИЯ, ИХ ЦЕЛИ,
КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГАТОВКИ”
МОСКВА – 2010
ПЛАН
1. Введение
2. Понятие, классификация и
назначение КШУ
3. Методика организации и подготовки КШУ
4. Методика проведения КШУ
5. Заключение
1. ВВЕДЕНИЕ
От степени подготовки личного состава и реальности
разработанных планов во многом зависит своевременное и успешное выполнение возложенных
задач в повседневных условиях, при обострении обстановки, при возникновении
чрезвычайных обстоятельств и в военное время.
Важнейшим условием высокой эффективности и качества их выполнения
являются такая форма подготовки как командно-штабные учения.
В ходе их проведения процесс обучения направлен на формирование
и развитие профессионализма и характеризуется следующими чертами:
-
специальными знаниями конкретной
оперативной служебной деятельности, базирующимися на общих идеологических, правовых,
психологических, управленческих, тактических и других знаниях;
-
профессионально-деловыми
качествами и наличием опыта практической деятельности, определяющими
способность сотрудника к выполнению задач оперативно-служебной деятельности в
рассматриваемых условиях.
Хорошо подготовленные и методически правильно проведенные командно-штабные
учения, позволяют постоянно поддерживать высокую готовность органов и
учреждений внутренних дел к качественному выполнению внезапно возникающих задач
в особых условиях, в том числе и при чрезвычайных обстоятельствах.
Практическая направленность процесса обучения, благодаря возможности
моделирования различных видов происшествий, позволит на практике выработать
умения и навыки сотрудников принимать решения в конкретной оперативной
обстановке при наличии их учебных типовых вариантов.
2. ПОНЯТИЕ, КЛАСИФИКАЦИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ
КОМАНДНО-ШТАБНЫХ УЧЕНИЙ
Командно-штабные учения
(КШУ) - форма совместного обучения командиров и штабов согласованной совместной
деятельностью по управлению подчиненными органами и подразделениями. Как
правило, КШУ проводятся на местности, в отдельных случаях - на картах,
представляя собой высшую форму подготовки органов управления в системе МВД
Российской Федерации при осложнении обстановки.
Основное назначение
КШУ состоит в совершенствовании слаженности и оперативности в работе командиров
и их органов управления, их умений и навыков в организации оперативно-служебной
и служебно-боевой деятельности и непрерывном управлении подчиненными органами,
учреждениями и подразделениями при выполнении оперативно-служебных задач в мирное
и военное время. Кроме того, учения являются единственно возможной в
повседневных условиях формой проверки готовности ОВД к действиям при
чрезвычайных обстоятельствах и служебно-боевому применению в военное время.
Следует
твердо уяснить:
-
при КШУ руководители
обучаются вместе со своими управлениями, сами выступают в роли обучаемых;
-
КШУ проходят на
фоне достаточно длительной динамично развивающейся обстановки, а не на фоне
сравнительно короткого эпизода в деятельности (действиях) правоохранительных
органов;
-
при КШУ не
допускается многократное повторение действий обучаемых в связи с устранением
обнаруженных недостатков;
-
КШУ планируются
на срок от одних суток и более.
Основной метод обучения на командно-штабных учениях
- практическая работа.
Командно-штабные
учения принято классифицировать по следующим признакам:1.масштабу 2.назначению 3.методам
проведения и составу участников 4.числу обучаемых инстанций (звеньев)5. числу
фактически участвующих сторон 6.месту проведения.
По масштабу проведения они могут быть тактическими, оперативно-тактическими,
оперативными, оперативно - стратегическими и стратегическими. К
стратегическим командно-штабными учениям в системе МВД РФ можно отнести
совместные командно-штабные учения (СКШУ), на которые привлекаются органы
управления МВД России, центральные органы управления Министерства обороны РФ,
ФСБ, ФПС и других органов государственной власти.
Существует и еще один подход к классификации учений по
масштабу, в соответствии с которым они подразделяются на объектовые,
межобъектовые, районные, межрайонные, городские, областные и республиканские.
По назначению учения могут быть плановыми, проверочными, показными,
опытными и исследовательскими.
Плановые учения проводятся регулярно в соответствии с нормативными
документами МВД России в целях совершенствования оперативно-служебной
деятельности и повышения готовности органов и учреждений внутренних дел к
действиям в тех или иных условиях. Такие учения проводятся на
завершающем этапе подготовки руководителей подразделений, оперативных групп,
штабов, после отработки теоретических и практических занятий, как правило, по
комплексным темам, предполагающим отработку различных вариантов и способов
действий подразделений и органов внутренних дел.
Проверочные учения осуществляются руководителем
вышестоящего органа внутренних дел (старшего оперативного начальника) с целью
проверки готовности, выявления и устранения недостатков, определения навыков у
руководящего и начальствующего состава по организации действий сил и средств органов
внутренних дел в различных условиях. Проверочные учения могут быть как
плановыми, так и неплановыми.
Показные учения обычно проводятся до начала плановых
занятий, имеющих практическую направленность, по предстоящей теме на учебно-методических
сборах и методических занятиях с целью продемонстрировать обучаемым возможные
способы решения тех или иных задач в конкретных условиях обстановки.
Опытные и исследовательские учения проводятся по указанию руководства
МВД, ГКВВ, УВД (ГУВД), УВДТ в целях исследования новых способов выполнения
оперативно-служебной задачи, управления силами и средствами, а также при
поступлении новых образцов техники и вооружения.
В зависимости от целей, задач, метода проведения и состава
участников учения различаются на совместные и с привлечением
взаимодействующих органов.
Совместные учения, на которые в качестве обучаемых, привлекаются органы
управления взаимодействующих сил, проводятся по планам, согласованным со всеми
участвующими в них министерствами и ведомствами.
Для отработки вопросов взаимодействия на КШУ могут
привлекаться представители других министерств и ведомств органов исполнительной
власти. Такие учения, тренировки и игры называются с привлечением
взаимодействующих органов. Это наиболее легкая, по сравнению с
совместными учениями, форма проведения КШУ и она достаточно часто встречается
на практике. К примеру, с 1993 такие учения проводятся в округах внутренних
войск, на которые в качестве взаимодействующих органов в составе оперативных
групп привлекаются территориальные органы внутренних дел, Федеральной службы
безопасности, МЧС РФ, военных округов, объединений, соединений Вооруженных сил,
пограничных войск и других силовых структур.
По числу обучаемых инстанций (звеньев) учения могут
быть одностепенными, двухстепенными или многостепенными.
На одностепенном учении обучается одно звено, например,
МВД (УВД, ГУВД) субъекта федерации, на двухстепенном – два звена,
например, УВД и ГРОВД, на многостепенном - три звена – МВД РФ – УВД -
ГРОВД.
По числу фактически
участвующих сторон учения могут быть односторонними и двусторонними.
В органах внутренних дел и во внутренних войсках проводятся, как правило, односторонние
командно-штабные учения, в ходе которых реально обучается и действует только
одна сторона. Другая сторона обозначается подыгрывающей группой, которая
создается при руководителе учения и действует оперативно, реагируя на все
изменения обстановки, активно противодействуя обучаемой стороне.
На двусторонних учениях одновременно
обучаются и действуют две стороны, являющиеся противниками по отношению друг к
другу, при этом обе стороны действуют и обучаются по организации и тактике
своих сил и средств.
По решению
руководителя вместе со штабами (органами управления) на учения могут
привлекаться подразделения, обозначающие действия органов и войск, а также
подразделения связи, комендантской службы и различных видов обеспечения. С
этими подразделениями в ходе КШУ, как правило, проводятся тактико-специальные
(тактические) учения.
По месту проведения КШУ подразделяются на учения на
местности и на картах. Возможны смешанные формы
проведения учений. Например, учение начинается в классах, аудиториях, а
завершается на местности, с привлечением подразделений обозначения.
Основной целью командно-штабных учений является слаживание органов управления.
В качестве дополнительных, но не второстепенных целей, на учении ставятся цели
по совершенствованию знаний, навыков и умений руководителей ОВД в организации
оперативно-служебной деятельности, в непрерывном управлении силами и средствами
при выполнении различных задач в любых условиях обстановки, подготовки
сотрудников органов внутренних дел, привлекаемых на учение, а также для
проверки реальности документов боевого и мобилизационного планирования и
проведенных оперативно-тактических расчетов.
На КШУ могут проверяться отдельные положения уставов,
наставлений, инструкций, практические вопросы управления силами и средствами,
целесообразность организационной структуры органов и пунктов управления, в том
числе с применением новых средств связи и автоматизированного управления. Здесь
же обеспечивается создание близких к реальным условий обстановки, позволяющих
обучать руководителей управлению подразделениями и органами внутренних дел, как
в пунктах постоянной дислокации, так и на местности, как с практическим
применением сил и средств, так и без таковых.
.
3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГАТОВКИ
КШУ
Подготовка
командно-штабного учения (КШУ) осуществляется в соответствии с календарным планом. Форма и
содержание этого плана зависят от масштаба, темы, целей и этапов учения. Обычно
в календарном плане указываются:
1. мероприятия,
проводимые в порядке подготовки учения;
2. ответственные за
подготовку учения;
3. ответственные за
исполнение;
4.сроки готовности и
контроль.
Подготовка
командно-штабного учения включает в себя:
-
определение или
уточнение исходных данных;
-
разработку
документов учения;
-
подготовку к
учению руководителя, его заместителей, штаба руководства и посреднического
аппарата;
-
подготовку
обучаемых и привлекаемых подразделений.
Исходными
данными командно-штабного учения являются:
-
тема, учебные и
воспитательные цели;
-
этапы и учебные
вопросы учения;
-
состав обучаемых
сотрудников и привлекаемых подразделений;
-
сроки и
продолжительность проведения учения;
-
район (место
проведения учений);
-
нормы расхода
моторесурсов, учебных боеприпасов и имитационных средств (если учения
проводятся на местности).
Тема, цели, состав
обучаемых и привлекаемые подразделения определяются руководителем учения.
Тема учения определяется, прежде всего, исходя из задач,
стоящих перед органом или учреждением, с учетом оперативной обстановки,
складывающейся в зоне его ответственности, регионе, а также в связи с
появлением новых нормативных актов, изменением форм и методов работы ОВД.
Вышестоящий оперативный начальник может уточнить или изменить тему учения.
Тема учения должна формулироваться кратко, но в то же время отражать
весь цикл планируемых задач, например: «Подготовка крупномасштабной
профилактической операции по борьбе с преступностью. Управление силами и средствами
органов внутренних дел и взаимодействующих сил иных федеральных органов
исполнительной власти». Конкретизация темы осуществляется поставленными
учебными и исследовательскими целями, этапами, учебными вопросами, отражающими
качественные его показатели; содержание, характер и масштаб решаемых задач;
особенности обстановки, местности и другие условия, по возможности - вопросы
взаимодействия при решении совместных задач с органами управления других
министерств и ведомств. В этом случае замысел учения должен быть согласован и с
взаимодействующими органами.
Тематика и сроки
проведения совместных КШУ согласовываются со старшими оперативными начальниками
в целях привлечения на них соответствующих должностных лиц взаимодействующих
органов.
Учебные цели определяются с учетом содержания
темы учения, уровня подготовки привлекаемых руководителей (сотрудников),
органов управления, задач профессиональной подготовки. При определении учебных
целей необходимо исходить из предназначения учения: если оно проверочное, то
первый пункт должен обычно начинаться словами «проверить», опытное или исследовательское
– «исследовать» и т.д.
Формулируя цель учения, необходимо ответить на вопрос, для
чего оно проводится, что ожидают руководители от его проведения. Иными словами,
чему предполагается научить, что проверить, какие знания закрепить, а также
каким образом выработать соответствующие навыки, чтобы адекватно действовать в
той или иной обстановке. Однако, разработчикам следует помнить, что чрезмерная
детализация общей цели приводит к усложнению учения, к потере их
целенаправленности.
Важным элементом в разрабатываемом учении является
определение круга сотрудников, т.е. состава обучаемых, привлекаемых к учению,
степень подготовленности которых надо оценить, либо предстоит научить тем или
иным действиям в соответствии с замыслом учения.
Этапы и учебные
вопросы
конкретизируют содержание темы учения. Планирование и проведение учения по
этапам осуществляется для достижения четкой последовательности отработки темы,
а также для более целеустремленной работы самого руководителя и штаба
руководства. Каждый этап должен включать взаимосвязанные учебные вопросы,
охватывающие по времени и пространству законченный период организации и
выполнения полученной задачи.
Одновременно с
определением этапов и учебных вопросов учения с учетом их всесторонней
отработки производится расчет учебного времени. При расчете обязательно
учитывается реальная потребность времени на выполнение намеченной работы
руководителями отделов, служб, штабом в целом, в том числе на оформление
документов, а также на организацию и управление для отработки этапов учения.
Время проведения учения устанавливается в соответствии с
учебным планом и расписанием занятий. Продолжительность командно-штабных учений
зависит от его масштаба. Например, КШУ с низовыми звеньями органов внутренних
дел проводится от одних до полутора суток, в республике и области – от двух до
трех суток, в регионе – от трех до пяти суток и более.
При определении продолжительности учения следует исходить из
положения целесообразности и не изнурять сотрудников длительным пребыванием в
служебной обстановке. Иногда длительное учение приносит не только пользу, но и
определенный вред.
Практика показывает, что распределение времени на учении
может быть следующим: не менее 80% на отработку учебных вопросов по обучению подразделений
(групп), привлекаемых на учение; до 20% – на организационные вопросы и
проведение разборов.
Район проведения КШУ на местности выбирается
исходя из содержания темы, этапов и учебных вопросов, условий местности,
особенностей региона, возможностей для размещения пунктов управления и их
последовательного перемещения. Размеры района зависят от масштаба и замысла
учения. Характер местности должен позволять поучительно отрабатывать все
поставленные учебные вопросы.
При выборе места проведения учения (если оно
планируется с практической отработкой отдельных тактических эпизодов) должны
учитываться не только сложившаяся оперативная обстановка (например, наиболее
характерная для региона в целом), но и реальное положение дел в органе
внутренних дел. При умелой организации отработки поставленных задач личному
составу легче будет понять, какие именно ошибки имели место в реальной
ситуации, как их можно было избежать, а также иные альтернативные варианты действий
в той или иной обстановке.
Определив исходные данные - основы замысла
(их еще иногда называют концепцией учения), начальник органа внутренних дел
поручает разработку замысла проведения учения одному из своих заместителей, как
правило, начальнику штаба, который и назначается начальником штаба руководства
учением. Необходимо подчеркнуть, что во всех случаях ответственность за
разработку и проведение учения лежит на руководителе органа внутренних дел.
Начальник штаба руководства учением, уяснив замысел руководителя
на подготовку и проведение учения, готовит предложения по составу руководства
учением, штаба руководства и посреднического аппарата и приступает к разработке
замысла.
Страницы: 1, 2
|