Сочинение: Вечный спор Иешуа с Пилатом (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Сочинение: Вечный спор Иешуа с Пилатом (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Главам,
посвященным Иешуа и Понтию Пилату, в романе М. А. Булгакова “Мастер и
Маргарита” отводится незначительное место по сравнению с остальной книгой. Это
всего четыре главы, но они как раз являются той осью, вокруг которой вращается
все остальное повествование.
Рассказ
о Пилате и Иешуа стоит, если говорить о первоначальном восприятии, в стороне от
остальных глав. Но на самом деле весь роман, включая сюда и “древние” главы, —
единое гармоничное целое.
Рассказ
о встрече Пилата с Иешуа принадлежит перу Мастера, который появляется в книге
не с самого начала, а в тот момент, когда читатель уже составил мнение о его
творении. Мастер создал героев, и все же они живут независимо от него. Сначала
читатель вообще не подозревает о связи между Москвой тридцатых годов и древним
Ершалаимом.
Сразу
во второй главе автор, как в ледяную воду, “бросает” читателя в события почти
двухтысячелетней давности. Только что на Патриарших прудах мирно беседовали два
вполне заурядных человека и странный профессор с разными глазами, и вдруг “в
белом плаще с кровавым подбоем” появляется прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Это
имя знакомо, конечно, каждому. Не нужно долго гадать, что это за человек. А вот
имя Иешуа — загадочно, оно не на слуху у людей. Хотя ассоциация с Христом
возникает еще до того, как мы узнаем имя задержанного, которого привели на суд
к Пилату. Булгаков намеренно избегает проводить явные параллели Иешуа с
Христом, как то: факты биографии, родители, возраст. Однако прототип Иешуа
Га-Ноцри не вызывает сомнения.
Для
прокуратора поначалу Га-Ноцри — обычный приговоренный. Странный арестант
называет прокуратора “добрым человеком”. Еще никто не позволял себе такого! И
Пилат с каким-то наслаждением говорит, что, напротив, его считают свирепым
чудовищем. Это не пугает и не удивляет арестанта, его, кажется, ничем
невозможно удивить. Далее происходят еще более необычные вещи — заключенный
помогает Пилату справиться с нестерпимой головной болью. Вернее, не помогает,
но предсказывает, что она пройдет, и та действительно происходит. С этого
момента пробуждается интерес Пилата к необычному заключенному.
Иешуа
начинает говорить. В его уста автор вложил свои сокровенные мысли. Ведь роман
“Мастер и Маргарита” провозглашает обычные, но утерянные многими человеческие
ценности — справедливость, нравственность, добродетельность. Иешуа говорит
простые вещи: все люди добры, нужно любить их, доверять им. Говорит и о том,
что человеческая жизнь неподвластна другому человеку.
Иешуа
угадал, что прокуратор недоверчивый, замкнутый в себе, одинокий человек. Пилату
лучше всех известно это. Желая скрыть свое удивление и растерянность,
прокуратор напоминает Га-Ноцри, в чьих руках его жизнь. Странно, но того это
совсем не пугает: “перерезать волосок” жизни может только тот, кто его
“подвесил”. Пилат смеется над этим, но верит ли сам в свой смех? Хотя чисто
по-человечески Иешуа боится боли, боится будущей казни и просит отпустить его.
И все же преимущество прокуратора перед ним иллюзорно, скорее, узник имеет
власть над своим судьей.
Беседа
с Га-Ноцри переворачивает всю душу Пилата. От равнодушия не осталось и следа,
он чувствует правоту собеседника в их споре и уже хочет спасти его — ведь это в
силах прокуратора. Надежда на спасение остается даже после того, как узнику
предъявляют обвинение в оскорблении кесаря. Увы, заключенный не хочет
отрекаться от своих слов, а Пилат из трусости, из боязни разрушить карьеру
(которая не приносит ему радости), но более всего из страха перед императором
не может помочь Иешуа. Казнь неизбежна.
Но
закончен ли спор Пилата с Иешуа? Закончены ли мучения прокуратора (ведь он сам
мучается вынесенным приговором)? Иешуа умер, а Пилата всюду, всегда преследуют
слова о том, что один из главных человеческих пороков — трусость. Прокуратор
знает, что это — правда, и слова были сказаны для него. Сказав это, Иешуа все
же простил Пилата перед смертью, но тот сам себя не может простить.
Пилат
видит только один способ искупить свою вину — убийство Иуды, предателя. Он в
самом деле совершает убийство, но и это не приносит облегчения. Эта попытка
искупить преступление, совершенное из трусости, запоздала. Главной ошибки не
исправить никогда.
Пилат
знает: Иешуа был ни в чем и никогда не повинен, он был прав во всем. Из его уст
звучала истина. Прокуратору нет покоя ни днем ни ночью. Девятнадцать веков он
ждет прощения. И он будет прощен однажды “в ночь на воскресенье”, ибо Бог
прощает всех. Снова подтверждается библейская истина: “Раскаянием — очистимся”.
Спор
Иешуа с Пилатом, по большому счету, не был противостоянием. Прокуратор верил
заключенному. Иешуа знал истину, любил людей, философия его была проста и
незамысловата. За это он принял свой крест. А что же прокуратор, погрязший в
трупах, не знавший жалости и пощады? Он поверил Иешуа и тоже был распят (только
сам собой), и крест его был еще тяжелее. Пилат ведь наказан не за то, что
послал осужденного на казнь, а за то, что совершил поступок, идущий вразрез с
его совестью. Долг повелевал сделать совсем другое. Малодушный поступок был
совершен вопреки собственной воле и желаниям, из одной только трусости.
Роман
“Мастер и Маргарита”, безусловно, является сатирой, но сатирой совсем особого
сорта — нравственно-философской. Булгаков судит своих героев по счету
человеческой нравственности. Для него неизменен закон справедливости, по
которому зло неизбежно подлежит возмездию, а искреннее раскаяние — наказанию. В
этом истина.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
|