Сочинение: Только человек ответственен за добро и зло (По роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита")
Сочинение: Только человек ответственен за добро и зло (По роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита")
Только человек ответственен за добро и зло
(По роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита")
—
...Так кто ж ты, наконец? — Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно
совершает благо...
И.
В. Гете. Фауст
М.
А. Булгаков — один из замечательных писателей послереволюционной эпохи. Судьба
Булгакову досталась трудная, в ней было много конфликтов, побед и поражений.
Роман "Мастер и Маргарита" стал откровением великого писателя.
До
сих пор точно никто не смог определить, что представляет собой сатирический,
философский, психологический, а в ершалаимских главах —роман-притча
"Мастер и Маргарита". Его рассматривали и как результат мирового
литературного развития, и как исторический отклик на конкретные события жизни
20-х и 30-х гг., и как концентрацию идей предыдущих произведений писателя. Сам
автор оценивал его как свое главное послание человечеству, свое завещание
потомкам.
Роман
этот слишком сложный и многогранный, множество тем и проблем затронул в нем
писатель. Но, на мой взгляд, основная тема романа — проблема добра и зла. Эта
тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе. Сначала
понятия добра и зла рассматривались не как производные от воли человека. Но
Булгаков опроверг эту мысль и открыл нам в своем романе одну из важнейших истин
человечества: предание забвению добра неизбежно вызывает к жизни зло, они как
свет и тень неразделимы.
В
романе "Мастер и Маргарита" две главные силы добра и зла, которые, по
Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в образах Иешуа
Га-Ноцри из Ершалаима, и Воланда, Сатаны в человеческом обличье. По-видимому,
Булгаков, чтобы показать, что добро и зло существуют вне времени и
тысячелетиями люди живут по их законам, поместил Иешуа в начало нового времени,
в вымышленный шедевр Мастера, а Воланда как вершителя жестокого правосудия — в
Москву 30-х гг. Последний пришел на Землю, чтобы восстановить гармонию там, где
она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость,
лицемерие и, наконец, предательство, заполонившие Москву.
Как
добро и зло, Иешуа и Воланд внутренне взаимосвязаны и, противоборствуя, не
могут обходиться друг без друга. Эта взаимосвязь в романе выражается в
описаниях обоих персонажей — автор делает акцент на одни и те же вещи. Воланд
"по виду — лет сорока с лишним", а Иешуа — двадцати семи; "под
левым глазом у человека был большой синяк...", а у Воланда "правый
глаз черный, левый почему-то зеленый"; у Га-Ноцри "в углу рта —
ссадина с запекшейся кровью", а у Воланда был "рот какой-то
кривой", Воланд "был в дорогом сером костюме... Серый берет он лихо
заломил на ухо...", Иешуа предстает перед прокуратором одетым "в
старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой
с ремешком вокруг лба...". И, наконец, Воланд открыто заявлял, что он
полиглот, а Иешуа, хоть и не говорил этого, но кроме арамейского языка знал еще
греческий и латынь. Но наиболее полно диалектическое единство,
взаимодополняемость добра и зла раскрываются в словах Воланда, обращенных к
Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия "духу зла и повелителю
теней": "Ты произнес свои слова так, как (будто ты не признаешь
теней, а также и зла. Не будешь (ли ты так добр подумать над вопросом: что бы
делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если
бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень моей
шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать
весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей
фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп".
Как
появляется Воланд? На Патриарших прудах он предстает перед Берлиозом и Иваном
Бездомным, представителями советской литературы, которые, сидя на скамейке,
вновь, девятнадцать веков спустя, судят Христа и отрицают его божественность и
само его существование. Воланд же пытается убедить их в существовании Бога и
дьявола. Так опять же открывается некая связь между ними: дьявол (то есть
Воланд) существует, потому что Христос есть (в романе — Иешуа Га-Ноцри), и
отрицать его — значит отрицать свое существование. Это одна сторона вопроса.
Другая же заключается в том, что Воланд на самом деле "...часть той силы,
что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Совершенно ясно, что Воланд
— это дьявол, Сатана, воплощение зла. Его миссия заключалась в выявлении злого
начала в человеке. Надо сказать, что Воланд, в отличие от Иешуа Га-Ноцри,
считает всех людей не добрыми, а злыми. И в Москве, куда он прибыл творить зло,
он видит, что творить уже нечего — зло и так заполонило город, проникло во все
его уголки.
Воланду
оставалось только смеяться над людьми, над их наивностью и глупостью, над их
неверием и пренебрежительным отношением к истории (Иван Бездомный советует отправить
Канта на Соловки), и задача Воланда заключалась в том, чтобы убрать из Москвы
Маргариту, гения Мастера и его роман о Понтии Пилате.
А
что же Иешуа? Он говорил, что все люди добрые и что когда-нибудь на Земле
настанет царство истины. Безусловно, в романе он и есть воплощение того идеала,
к которому нужно стремиться. Иешуа совершил жертвенный подвиг во имя истины и
добра, а Пилат страдал и мучился "двенадцать тысяч лун", пока Мастер
не дал ему прощения и возможности договорить с Га-Ноцри. Я думаю, писатель
сделал Иешуа героем шедевра Мастера, чтобы сказать, что искусство божественно и
может склонить человека к поиску истины и стремлению к добру, чего так не
хватало большинству жителей Москвы 30-х годов. Мастер оказался чуть ли не
единственным служителем настоящего искусства, достойным если не света (так как
разочаровался в себе, на какое-то время сдался перед напором глупцов и
лицемеров, при помощи Маргариты вступил в сделку с дьяволом), то покоя. И это
доказало, что Воланд не имеет власти увлечь в преисподнюю тех, кто стремится к
истине, добру и чистоте.
Считается,
что главное занятие Сатаны — неутомимое сеяние соблазнов, разрушений и зла. Но,
вчитавшись внимательно в роман, можно убедиться, что для этого Воланд уж как-то
очень гуманен.
Мне
кажется, что Воланд, олицетворяющий зло, явился посланником добра, его цель —
установить справедливость. Во всех его поступках можно увидеть или акты
справедливости, или стремление доказать людям существование и связь добра и
зла.
Добро
и зло в этом мире удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах.
Когда Воланд в сцене в варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы
конферансье, а сердобольные женщины требуют поставить ее на место, великий маг
говорит: "Ну что же... они — люди как люди... Ну легкомысленны... ну что
же... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... — и
громко приказывает: "Наденьте голову". И тут же мы наблюдаем, как
люди дерутся из-за червонцев, посыпавшихся на их головы.
Напрашивается
вывод, что "нагоняющий на непосвященных мрачный ужас Воланд оказывается
карающим мечом в руках справедливости и едва ли не волонтером добра". Я
считаю, что Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. Зло для
Воланда — не цель, а средство справиться с людскими пороками и
несправедливостью.
Каждый
человек встает перед выбором: идти ему по дороге Иешуа или Воланда. Но
большинство людей следует не за голосом добра и истины, а за голосом зла и лжи.
А ведь если бы люди были чище и добрее, стремились бы не к деньгам и власти, а
к добру и милосердию, то, наверное, не было бы никакого Воланда, карающего
людей за их пороки и проступки. Таким образом, Булгаков показал нам, что каждый
человек творит свою судьбу, и только от него зависит, добрая она будет или
злая.
Прочитав
роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита", я смогла понять то, что
должен понять и осуществить каждый из нас: если творить добро, то зло навсегда
покинет наши души, а значит, мир станет лучше и добрее. Булгаков в своем романе
смог охватить множество проблем, волнующих всех нас. Роман "Мастер и
Маргарита" — об ответственности человека за добро и зло, которое
совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и
свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он — о всепобеждающей любви
и творчестве, возносящих душу к высотам истинной человечности.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
|