Сочинение: Тема родины в произведениях А. А. Блока и В. В. Маяковского
Сочинение: Тема родины в произведениях А. А. Блока и В. В. Маяковского
Александр
Блок и Владимир Маяковский — два великих русских поэта. Сравнивать их
творчество нелегко, так как в идейном и стилевом отношении они очень сильно
отличаются друг от друга. Если Блок относился к символистам (представителям
наиболее сильного литературного течения конца XIX—начала XX в.) и его
творчество во многом основывалось на традициях золотого — пушкинского — века русской
поэзии, то Маяковский принадлежал к кружку поэтов-футуристов, призывающих
“сбросить Пушкина и Достоевского с парохода современности”. У каждого из этих
великих поэтов было свое понимание современности, истории и роли поэзии.
Единственное,
что их объединяет, — это горячая любовь к Родине.
Образ
Родины у Блока чрезвычайно сложен, многогранен и противоречив. Сам поэт
говорил, что этой теме посвящает всю свою жизнь. Пьяная, богомольная, озорно
смотрящая из-под женского платка, нищая — такова Россия Блока. И именно такой
она дорога ему: Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне, — признается
поэт в стихотворении “Грешить бесстыдно, беспробудно...”.
Поэт
страстно любил свою страну, соединял ее судьбу со своей: “Русь моя, жизнь моя,
вместе ль нам маяться?..”. Во многих его стихах о Родине мелькают женские
образы: “Нет, не старческий лик и не постный под московским платочком
цветным...” (“Новая Америка”), “...плат узорный до бровей...”, “...мгновенный
взор из-под платка...”.
Символ
России во многих стихах Блока сводится к образу простой русской женщины.
Отождествляя эти два образа, поэт как бы одушевлял само понятие “Россия”,
сближая так называемую патриотическую лирику с любовной. В стихотворении
“Осенний день” он называет Россию своей женой: О, нищая моя страна, Что ты для
сердца значишь? О, бедная моя жена, О чем ты горько плачешь? Из всех русских
поэтов только у Блока звучит такая трактовка темы любви к Отчизне. Страх, боль,
тоска и любовь до безумия — в каждом слове, в каждой строчке.
Иногда
к этой сложной гамме чувств присоединяются нотки “сверхъестественного”. Так,
таинственность, сложное переплетение реальности и мистики сквозят в строках
самого замечательного, на мой взгляд, стихотворения Блока о Родине (“Русь”):
Русь, опоясана реками И дебрями окружена С болотами и журавлями, И с мутным
взором колдуна...
...Где
ведуны с ворожеями Чаруют злаки на поляк, ]Л ведьмы тешатся с чертями В
дорожных снеговых столбах.
Россия
Блока незыблема, неизменна. Но и ей нужны перемены, о которых говорится в
стихотворении “Коршун” 1916 г.: Идут века, шумит война, Встает мятеж, горят
деревни, А ты все та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней — Доколе
матери тужить? Доколе коршуну кружить? “Коршуну кружить” оставалось уже
недолго. Через год после написания стихотворения началась революция. Что ждет
после нее несчастную Россию, какие пути-дороги перед ней откроются? Этого Блок
точно не знал (хотя многое предвидел благодаря своей гениальной интуиции).
Поэтому в его поэме “Двенадцать”, прославляющей стихийную революционную бурю,
которая захлестнет и поэта, ее герои, патруль из двенадцати человек, не видят,
куда идут: И вьюга пылит им в очи Дни и ночи Напролет...
Старый
мир, к которому принадлежал Блок, был разрушен. Каким будет новый мир, поэт не
мог представить. Будущее оказалось скрытым пеленой мрака и кровавой дымки.
Поэзия — великая, истинная — никому теперь не нужна, стихов не слышно из-за
стука шагов дозорных по мостовой, из-за частых выстрелов и революционных песен.
Не случайно в поэме “Хорошо” Маяковский написал об этом времени: Кругом тонула
Россия Блока... Незнакомки, дымки севера шли на дно, как идут обломки и
жестянки консервов.
Сам
Маяковский тоже горячо любил Родину, но иначе, чем Блок. Любовь Блока как бы
направлена в прошлое, Маяковский же говорил: Отечество славлю, которое есть, но
трижды — которое будет.
В
отличие от Блока, он твердо знал, каким будет будущее страны — оно будет
социалистическим и, конечно же, обязательно счастливым. В лирических сборниках
Маяковского нет ни одного стихотворения, которое бы прославляло дореволюционную
Россию. Он сам и вся ею поэзия устремлены в будущее. Современную ему Россию
(точнее, Советский Союз) он беззаветно любил. В то время в стране жилось
трудно, были голод и разруха, и Маяковский перенес вместе со своей страной и своим
народом все тяготы и лишения: Землю, где воздух, как сладкий морс, Бросишь и
мчишь, колеся, — но землю, с которою вместе мерз, вовек разлюбить нельзя... Я
землю эту люблю.
Можно
забыть, где и когда пузы растил и зобы, но землю, с которой вдвоем голодал, —
нельзя никогда забыть.
Поэт
побывал за рубежом, видел заграничную сытую и шикарную жизнь, но родная земля
ему дороже: Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли —
Москва.
Маяковский
невероятно гордился тем, что живет в единственной на всем свете
социалистической стране. В своих стихах он буквально кричал: “Читайте,
завидуйте, я — гражданин Советского Союза!”. И пусть от этого некоторым
“скривляло ожогом рот”, пусть у молодой советской страны было еще много врагов,
Маяковский свято и искренне верил, что все трудности будут преодолены, навсегда
исчезнут разруха, голод, войны, и настанет светлое коммунистическое будущее.
Этой верой, подлинным оптимизмом проникнуты все его стихи о Родине. Мечтам
поэта не суждено было осуществиться, но все же от этого его творчество не
становится менее интересным для изучения и прочтения.
В
лирических произведениях двух величайших поэтов России — Блока и Маяковского —
Россия предстает как дорогая и всем до боли знакомая отчизна, непостоянная,
кипящая, рыдающая сквозь заливистый смех, вся устремленная в будущее и готовая
в любой момент забыть о тяжелом прошлом, все поняв и всем простив.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
|