Сочинение: Тема любви в произведениях А.И Куприна
Сочинение: Тема любви в произведениях А.И Куприна
Любовь…Когда-нибудь
это чувство приходит к каждому. Наверное , нет такого человека , который бы
никогда не любил . Не любил мать или отца , женщину или мужчину , своего
ребёнка или друга . Любовь способна воскрешать , делать людей более добрыми ,
душевными и гуманными . Без любви не было бы жизни , ибо сама жизнь есть
любовь. Именно это всепоглощающее чувство вдохновляло А.С.Пушкина , М.Ю.Лермонтова
, Л.Н. Толстого , А.А. Блока , и вообще , всех великих писателей и поэтов .
Лёгкий
взмах гусиного пера и на листках появлялись такие замечательные стихи и
произведения , как «Я вас любил …» , «Анна Каренина» , «Они любили друг друга
так долго и нежно …» .
20
век подарил нам А . И. Куприна – писателя , в творчестве которого тема любви
занимала одно из самых важнейших мест . Я особо восхищаюсь этим человеком –
открытым , мужественным , прямодушным , благородным . Большинство рассказов
Куприна – гимн чистой, идеальной , возвышенной любви , о которой он писал на
протяжении всей своей жизни .
Писатель
остро чувствововал потребность в «героических сюжетах» , в са-моотверженных ,
самокритичных героях .В результате под пером Александра Ивановича родились замечательнейшие
произведения: «Гранатовый браслет» , «Олеся» , «Суламифь» и многие другие .
Рассказ
«Олеся» был написан в 1898 году и вошёл в цикл полесских произведений . Помимо
темы любви А.И Куприн затрагивает в рассказе не менее важную тему взаимодействия
цивилизованного и природного миров .
С
самых первых страниц произведения мы попадаем в глухую деревушку Волынской
губернии , на окраину Полесья . Именно сюда судьба забросила Ивана Тимофеевича
– грамотного , интеллигентного человека . Из его уст мы узнаём о диких нравах
перебродских крестьян . Эти люди безграмотны , неотёсаны , необщительны . По
всему видно , что они ещё не полностью избавились от привычек польского
крепостничества .
Иван
Тимофеевич страшно скучает в этом месте , где нескем поговорить , где
совершенно нечем заняться . Вот почему так сильно взволновал его рассказ Ярмолы
о старой ведьме . Молодой человек жаждет приключений , он хочет хотя бы на
некоторое время отвлечься от повседневной рутины деревенской жизни .
Во
время очередной охоты Иван Тимофеевич неожиданно натыкается на старую избушку
, где и происходит его первая встреча с Олесей – внучкой местной колдуньи
Мануйлихи . Олеся завораживает своей красотой . Не красотой светской дамы , а
красотой дикой лани , живущей на лоне природы .
Но
не только внешность этой девушки привлекает Ивана Тимофеевича .Молодой человек
восхищён самоуверенностью , гордостью , дерзостью ,с которой держит себя Олеся
. Именно поэтому он решается на повторный визит к Мануйлихе . Сама Олеся тоже
заинтересована нежданным гостем . Выросшая в лесу , она мало общалась с людьми
, привыкла относиться к ним с большой осторожностью .Но Иван Тимофеевич
подкупает девушку своей непринуждённостью , добротой , интеллигентностью .
Олеся очень рада , когда молодой гость приходит навестить её снова . Именно она
,гадая по руке, характеризует нам главного героя как человека «хотя и доброго
, но только слабого” ,признаётся , что доброта его “ не сердечная”. Сердце у
него “холодное , ленивое” , и тем , кто “будут его любить” , принесёт он , хотя
и невольно , “много зла”.Таким образом , со слов юной гадалки , молодой человек
предстаёт перед нами как эгоист , неспособный к глубоким душевным переживаниям
. Но несмотря ни на что , Олеся и Иван Тимофеевич влюбляются друг в друга и полностью
отдаются этому чувству .
Любовь
Олеси делает явной её чуткую деликатность , особенный врождённыё ум ,
наблюдательность и такт , её инстинктивные знания тайн жизни . Кроме того , её
любовь открывает огромную силу страсти и самоотвержения , обнаруживает в ней
великий человеческий талант понимания и великодушия . Олеся готова отказаться
от своего чувства , стерпеть страдания и муки ради своего любимого и
единственного . На фоне всех людей , окружающих главную героиню , её фигура
выглядит возвышенно и делает блеклыми окружающих . Образы полесских крестьян
становятся тусклыми , духовно порабощёнными , злобными ,безрассудно жестокими
. В них нет ни широты ума , ни щедрости сердца .А Олеся готова на всё ради
своей любви : пойти в церковь , вытерпеть издёвки местных жителей , найти в
себе силы уйти , оставив после себя лишь нитку дешёвых красных бус ,как символ
вечной любви и преданности .Для Куприна образ Олеси является идеалом
возвышенной , исключительной личности .Эта девушка – открытая , самоотверженная
, глубокая натура , смысл её жизни составляет любовь . Она поднимает её над
уровнем обычных людей , она дарит ей счастье , но она же делает Олесю
беззащитной и ведёт к гибели .
Проигрывает
от соседства с Олесей и фигура Ивана Тимофеевича . Его любовь обыкновенна ,
порой даже похожа на увлечение .Молодой человек в глубине души понимает , что
его возлюбленная никогда не сможет жить вне природы . Он не представляет Олесю
в светском платье и всё же предлагает ей свою руку и сердце , подразумевая , что
она будет жить с ним в городе . Иван Тимофеевич даже не допускает мысли о том
,чтобы ради сво- ей любви отказаться от положения в обществе и остаться жить
вместе с Олесей в лесу . Он полностью смиряется с тем , что произошло и не
собирается бороться за свою любовь , бросать вызов сложившейся ситуации .Я
считаю , что если бы Иван Тимофеевич по-настоящему любил Олесю , то он
обязательно бы разыскал её , попытался бы изменить свою жизнь , но он , к
сожалению , так и не понял ,какая любовь прошла мимо него .
Тема
взаимной и счастливой любви затрагивается А . И . Куприным и в рассказе
“Суламифь” . Любовь царя Соломона и бедной девушки Суламифь с виноградника
крепка как смерть , а сами любящие выше царей и цариц .
Но
писатель убивает девушку , оставляя Соломона одного , потому что , по мнению
Куприна , любовь-это миг , который освещает духовную ценность человеческой
личности , пробуждает в ней всё самое лучшее .
В
одном из известнейших произведений писателя “Гранатовый браслет” звучит тема
безответной любви как великого дара ,который преображает человеческую душу .
Княгиня Вера Шеина была строгой , независимой , любезной и “царственно
спокойной “ женщиной , любившей своего мужа . Но идиллия в доме была разрушена
после появления подарка с письмом от “Г.С.Ж” . Вместе с посланием в дом князей
Шеиных вошла бесксрыстная , самоотверженная , не ждущая награды
любовь:любовь-тайна , любовь – трагедия .Весь смысл жизни Желткова –
отправителя послания , был в том , чтобы любить Веру Николаевну , не требуя за
это ничего взамен , восхвалять свою возлюбленную от чистого сердца , произнося
слова : “Да святится имя твоё “.Неясная тревога княгини Веры после получения
подарка от Желткова переросла в горечь утраты чего-то высокого и прекрасного
при последней последней встрече с уже мёртвым обажателем : “В эту секунду она
поняла , что та любовь , о которой мечтает каждая женщина , прошла мимо неё” .
И Вера Николаевна плакала , слушая Вторую сонату Бетховена , зная , что любила
. Любила всего лишь одно мгновение ,но навеки .
В
своих рассказах А .И . Куприн показал нам искреннюю , преданную ,бескорыстную
любовь .Любовь , о которой мечтает каждый человек .Любовь , во имя которой
можно пожертвовать чем угодно ,даже жизнью . Любовь , которая переживёт
тысячелетия , одолеет зло , сделает мир прекрасным , а людей добрыми и
счастливыми .
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
|