Сочинение: Особенности проблематики одного из произведений В.Распутина
Сочинение: Особенности проблематики одного из произведений В.Распутина
«Изба
с заколоченными ставнями» так назывался публицистический очерк В. Распутина,
вышедший в журнале "Наш современник" в 1988г. Об истоках русского
национального характера, о причинах тех бед, которые обрушились на нашу страну,
размышляет писатель. Доступно и лаконично В. Распутин высказывает в очерке одну
простую истину, истоки национального характера в деревне. Сохраним самобытный,
богатый народными традициями крестьянский уклад сохраним и Россию. С болью в
сердце писатель говорит о разрушении народных устоев, об исчезновении деревни.
Эту тему можно считать основной в творчестве Распутина.
В
1989 г в журнале "Наш современник " был опубликован рассказ
"Изба". Как и в большинстве других произведений этого писателя,
действие здесь происходит в деревне. Главные герои «Избы» люди пожилые. Рассказ
заставляет обратиться к нашим истокам. Сегодня человеку, пожалуй, недостает
того, чем богаты герои рассказа: духовности, верности традициям, по-настоящему
родственных связей. Но, с другой стороны, мы получаем столько удобств, всякого
рода возможностей, перспектив, идя по пути прогресса. Что же важнее: духовные
или материальные ценности? Где, правда? На глобальные вопросы лучше всего
отвечает жизнь. Для самого Распутина очень важно помнить историю и любить свою
родину. Быть может, это звучит банально, но сердце писателя сжимается от боли
при виде общества, которое "поменяло смысл жизни" и теряет Бога.
Он
очень бережно относится к национальному наследию. Особенно дорого писателю имя
Пушкина: именно он многих «привел к Отечеству, опалил его сладким дымом, указал
на святость вековых камней». В прошлом веке люди тоже испытывали «возбужденный
зуд отлепиться от национального тела». И заслуга великого поэта, помимо всего
прочего, в том, что он сумел вовремя разглядеть эту опасность и отказаться от
подобных идей. Возможно, именно поэтому его и называют светочем русской
культуры, что больше всего Пушкин любил и ценил свое, родное. Этим он и близок
каждому русскому человеку, в том числе и Распутину. Умение дорожить народными
традициями писатель ценит и в своих стариках-героях рассказов и повестей.
Почему
всегда старики? По словам Распутина "наедине с природой и трудами они всю
жизнь при истине и Боге, они не раскрошили свою жизнь на кривые побегушки по
пустым весям, учениям и страстям".
Таковы
герои и в рассказе "Изба". Сюжет его, на первый взгляд довольно
прост. Из-за грядущего затопления всех людей из деревень, стоящих на Ангаре,
заставляют переехать. Эта же участь постигает и Агафью, женщину лет пятидесяти,
живущую в Криволуцкой. А дальше идет подробное описание того, как она то в
одиночку, то с чьей-то помощью возводит свою избу на новом месте. Из-за этого,
казалось бы, незначительного события круто меняется жизнь Агафьи. Она потеряла
все, что давало ей опору, уверенность в будущем. А теперь, оказавшись в стороне
от своих односельчан, эта женщина выглядит совершенно несчастной, выбитой из
колеи. Она каждый вечер бегает ночевать в Криволуцкую. Родной дом, вернее, то,
что от него осталось. Ангара, тайгавсе это придает ей силы, помогает преодолеть
страх. И уже с энергией, которой позавидовали бы молодые, Агафья возводит
заново свою избу. Но как эта изба строится из старых бревен, так и жизнь
героини возводится на прежних началах и принципах. Она никак не может понять
условий нынешней жизни и принять их. Почему молодежь уезжает из деревни,
бросает "могилы и старину"? И это непонимание усиливает ее душевную
боль, личную трагедию. Дочь Ольга одна из первых переехала в город, когда ей
было пятнадцать лет. Потом родила ребенка без отца и в итоге спилась. Какой
жестокий пример и урок дала жизнь всем деревенским девчонкам, раньше
завидовавшим Ольге. Да разве только им? Чтобы твердо стоять на ногах нужно
держаться корней вот простая мудрость, о которой в наши дни забыли. Помнят о
ней лишь герои рассказа Агафья да Савелий, такой же одинокий старик. Сладкими
воспоминаниями всплывают в их сознании картины прошлого, когда вечером, сидя у
огня, пели песни, рассказывали сказки да "ужасти", как топили печь
по-старинке. Есть в этом что-то волшебное, притягательное, задевающее за живое,
что-то очищающее душу, лечащее ее. Где сегодня встретишь такое? Плоды прогресса,
как приемник, и телевизор, «убивает родную песню чужеголосьем», издеваются над
душой. А душа, по мнению В. Распутина, христианка. Для нее "нет ничего
целебнее печали, нет ничего слаще ее и сильнее, она вместе с терпением
вскормила в нас необыкновенную выносливость". Эта святая печаль,
"неохватно-спокойная, проникновенная, нежная". Ею пронизано сердце
Агафьи. А героиню силой вталкивают в новую жизнь, чужую и непонятную, где ее
духовным ценностям нет места. То же переживает и Савелий. По выражению Агафьи,
"было в нем что-то дальнее", оттуда, из прошлого, основательное,
надежное... Но и он не выдержал, подался уговорам родственникам и уехал в
райцентр. Как ни трудно было герою это сделать, он порвал связь с землей, с
"могилами и стариной". Но "у одного стебля корни дважды не
отрастают". Узнала Агафья, что Савелий вскоре умер от рака. Героиня же до
конца несла свой крест, ни секунды себя не жалея.
Когда
она лежала в больнице, ей приснился сон о том, что ее похоронили не в гробу, а
в избе. И, словно в награду ей, происходит чудо, подобное тем, что были в
сказках, услышанных ею в детстве. Можно сказать, что сон оказался пророческим.
После
смерти Агафьи умерло ее пристанище. "Изба осталась сиротой. Зиму простояла
она безжизненной -ни дымка, ни огонька, с закрытыми наглухо окнами,
оцепеневшая., бездушная, холодная, скорбная. . . умершая безмогильно".
Наводила она "на живых тяжелую тоску". А когда "кто-то догадался
открыть ставни" и "дать свет в окошки", "...задышала изба,
очнулась, натянулась., вся, подставила солнцу маленькие ослепшие глаза.,
заслезились, принимая тепло, и за два дня скинула с себя смертельный вид.
Господи! крестились бабы, оборачиваясь на избу. Будто Агафья воротилась".
Теперь около нее, как прежде ночи у огня, печалятся старухи, отходя душой. К
вместе с избой живет память о русской женщине.
Поэтому
так и называется произведение Распутин а, повествующее о судьбе Агафьи. Образ
избы является ключевым в рассказе. Он одухотворен. Писатель говорит нам о
рождении, жизни, смерти и воскрешении Дома. Изба была "зачата",
осталось только выносить да родить". И после того, как она была построена,
Агафья "лелеяла " ее: "по старинке скребла половицы косарем и
натирала их песочком... " Когда хозяйка умерла, "изба осталась
сиротой". "Снег завалил ее сверху и снизу". Так и
"коченела" она до тех пор, пока ей не дали света. А по теплу стали
заходить к ней старухи. И "как бы сразу оказывались в другом мире, где
царят "покой, сладкая н далеко уходящая задумчивость", в которой
"неслышно и согласно беседуют одни только души". Как нимб, над
Агафьиной избой "висело тонкое, прозрачное зарево из солнечного и лунного
света".
Но
время идет. Старушек, посещающих дом Агафьи, становится все меньше и меньше.
"Год от года ужимается в поселке жизнь". Ветшает внешне и сам Дом.
Мир вокруг него находится на грани катастрофы. Недаром в описание избы в,
финале рассказа введен библейский мотив: "... видно было от нее на все
четыре стороны света". Это уже предвестие Страшного суда. Бездуховный,
погрязший, в мелочах, мир не думает о нем. Но Агафьин Дом вбирает внутрь себя и
хранит все самое святое: святую печаль, страдание, подвижничество,
представление о совести. Поэтому описание избы накануне катастрофы начинают и
заканчивают рассказ. В первом из них большое количество конкретных деталей. Она
"почерневшая", "осевшая на левый затемненный угол",
постаревшая "до дряхлости", с оконными стеклами, забитыми пылью. Но
из последних сил держит
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
|