Сочинение: Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века
Сочинение: Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века
Была
на то воля промысла, чтобы непо-стижимая слепота пала на глаза многих. Будь то
не мёртвые души, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом
Христом, и всяк, пролезай иначе, есть тот и разбойник.
Н.
В. Гоголь
Для
раскрытия данной темы я решил воспользоваться произведением “Мёртвые души”
моего любимого писателя XIX века Николая Васильевича Гоголя.
Он
родился двадцатого марта 1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье
небогатого украинского помещика. И в последствии стал великим автором в истории
русской литературы.
Судьба
Гоголя как писателя неразрывно связана с поэмой “Мёртвые души”, которая была
задумана как произведение в трёх томах и осталась незавершённой: вышел в свет
только первый том, и после смерти Гоголя были найдены черновые наброски
второго. Это в значительной мере затрудняет понимание книги.
Николай
Васильевич Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы
явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов
России первой трети XIX века. Таким его творением стала поэма "Мертвые
души", написанная в 1842 г, которая, по выражению Белинского, явилась
произведением, “беспощадно сдёргивающим покровы с действительности”.
Чтобы
понять особенности композиции “Мёртвых душ” нам необходимо разобрать
цен-трального героя Чичикова, пытающегося заработать “миллион”. Стоит отметить,
что поэма построена по принципу “концентрических кругов” или “замкнутых
пространств” (город, усадьбы помещиков, вся Россия).
Экспозицией
является первая глава, в которой автор нам представляет провинциальный
губернский город и знакомит с главными героями. Надо сказать, что в задачу
Гоголя входило изображение всей губернской России. На примере отдельно взятого
города. Поэтому автор постоянно упоминает о типичности этого города и его
жизни.
Но
центральное место в поэме Гоголя “Мёртвые души” занимают следующие пять глав, в
которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрёва,
Собакевича и Плюшкина. Стоит отметить, что главы расположены в особой
последовательности по степени деградации героев. В них Гоголь описывает жизнь
помещиков, выделяя все их пороки и недостатки: замкнутость, изолированность от
общественности, бесполезность существования и наплевательское отношение ко
всему.
За
портретами помещиков в поэме следует изображение жизни губернского
чиновничест-ва. В этом особом мире ничего не делают без взятки. Чиновники
преклоняются перед западом, искажают чудесный русский язык, употребляя много
иностранных слов. Интересы их ничтожны. В деятельности чиновников процветают
бюрократизм, казнокрадство и царят чинопочитание и подхалимство.
В
такой России уютно и хорошо себя чувствуют только такие люди, как Павел
Чичиков. Лишь в одиннадцатой главе мы узнаём, что Павлуша принадлежал к бедной
дворянской семье, и пробивает себе дорогу в жизни собственными усилиями, не
опираясь ни на чьё покровительство. Благополучиё своё он строит за счёт других
людей: оскорбление, обман, махинации на таможне – орудия Чичикова. Герой не
знает, что такое жалость и сострадание, более того, он “чувствовал и то и
другое, он бы даже хотел помочь, но только чтобы не заключалось это в
значительной сумме”. По-моему, в этом и состоит трагедия Чичикова, для него
деньги – средство, а не цель. Но Гоголь с грустной иронией говорит, что в его
“рассуждениях была некоторая сторона справедли-вости”. Чичиков по-своему
способен к сочувствию, по-своему переживает, что в мире торжест-вует глупость и
несправедливость.
Особое
место в поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине". Она сюжетно
связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания
произведения. Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает
правительство.
Через
всю поэму Гоголь параллельно сюжетным линиям помещиков, чиновников и Чичи-кова
непрерывно проводит еще одну - связанную с образом народа. Композицией поэмы
писатель все время настойчиво напоминает о наличии пропасти отчуждения между
простым народом и правящими сословиями. Именно в простых людях проявляются
положительные черты, свойственные русскому народу. Среди крепостных также
встречаются разные люди. Например, Петрушка, который прислуживает Чичикову,
относится к холопам, не к лучшей категории простого народа. Но есть среди
крепостных умные, талантливые люди, которые надолго остаются в памяти,
прославившись своими делами. Так, каретник Михеев был известен всей округе тем,
что делал коляски, сравнимые только с заграничными. Простые крестьяне читателю
как умные, способные, трудолюбивые люди. Это говорит о том, что у простых людей
есть всё, для того чтобы приносить другим людям и всему государству пользу, но
им не хватает свободы. Терпение народа не бесконечно. Так, уже в списке мёртвых
душ Чичиков видит беглых крепостных. Таким образом, Гоголь показывает, что
крепостное право явилось тормозом на пути развития страны.
Лирические
отступления играют важную роль в произведении. Именно они раскрывают
идейно-композиционное своеобразие поэмы Гоголя. По мере развития сюжета
появляются новые лирические отступления, каждое из которых уточняет мысль
предыдущего. До пятой главы попадаются лишь незначительные лирические вставки,
и только в конец пятой части автор помещает первое крупное лирическое
отступление о “несметном множестве церквей” и том, как “выражается сильно
российский народ”. В последнем же лирическом отступлении он создаёт образ
дороги, дороги к свету, к чуду, ко второму тому (“кони вихрем, спицы в колёсах
смешались в один гладкий круг”, “и мчится вся вдохновенная богом”).
Композиция
поэмы не только великолепно развертывает сюжет, в основе которого лежит
фантастическая авантюра Чичикова, но и позволяет Гоголю с помощью внесюжетных
эпизодов воссоздать всю действительность николаевской Руси. Все выше сказанное
убедительно доказывает, что композиция поэмы отличается высокой степенью
художественного мастерства.
Таким
образом, Гоголь достигает в композиции поэмы той непрерывно увеличивающейся
напряженности, которая в совокупности с усиливающейся драматичностью действия
сообщает “Мертвым душам” исключительную занимательность.
Литературное
значение Гоголя огромно. Его именем называют целый период русской лите-ратуры.
И всё-таки в сознании современников и последующих поколений он вошел, прежде
всего, как образец русского писателя, живущего мыслью о личной ответственности
за дело, которому призван.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/
|