Реферат: Социально-психологический тренинг (Доклад)
Реферат: Социально-психологический тренинг (Доклад)
2Социально-психологический тренинг.
Название: Человек в конфликте.
Время: 2 (два) часа.
Цели : Показать значимость
эмоциональной сферы человека и ее влия-
ние в ходе конфликта,отработать навыки
использования воображения
для реализации своего эмоционального
состояния.Понять характер
собственных эмоциональных проблем в
конфликтах.
2Упражнение 1.
Название: Работа с ассоциативным
рядом"конфликт".
Порядок работы: Участники рассаживаются
в круг и получают инструк-
цию ведущего:" В фокусе нашего
внимания - конфликт.Когда мы гово-
рим это слово,у нас возникает ряд
ассоциаций,чувств.Мы слышали о
конфликте,знаем ,как он выглядит в
поведении людей.Сейчас мы исс-
ледуем,как конфликт отражается на
внутреннем состоянии челове-
ка.Пусть каждый скажет,с чем
ассоциируется слово "конфликт".Какой
образ подсказывает ваше
воображение?"
После первого ряда произвольных
ассоциаций можно произвести
следующее:
- если конфликт - это мебель,то
какая?..
- если конфликт - это посуда,то
какая?..
_ если это одежда...
Рефлексия.
- 2 -
В ходе обсуждения ведущий задает
вопрос:"Для чего мы делали
это упражнение?" Важно заметить,что
ассоциации были выражением оп-
ределенного эмоционального состояния,вызванного
словом"конф-
ликт".Для того,чтобы управлять
своим эмоциональным состоянием в
ситуации конкретного конфликта,надо
хотя бы определять характер
этих эмоций,их глубину и степень влияния
на поведение.
2Упражнение 2.
Название: Эмоциональная тропинка.
Подберите символические рисунки,с
помощью которых можно отра-
зить свое эмоциональное состояние в
различные моменты развития
конфликта. Нарисуйте в тетради
самоанализа свою "тропинку" и свои
символы для каждого из значимых этапов
пути в конфликте.Можно до-
полнить их краткими фразами.
Пункт А -"все хорошо!"
*---*----*-----*-----*-----*-----*-
----*-----*------*-----*---*---* Пункт
В - "все снова хорошо!"
2Упражнение 3.
Название: Работа в группах.
Учащиеся делятся на группы по
три человека и выбирают
"скульптора".Он строит
скульптурную группу "конфликт" и занимает
свое место в ней.
Рефлексия.
Попробуйте описать свои ощущения в
ходе упражнения.Где в теле
- 3 -
у "скульптур" чувствовалось
напряжение? Какие чувства и ассоциации
появились в той или иной позе?
Обращается внимание на связь эмоци-
ональной и физической напряженности.
2Упражнение 4.
Название: Отработка стрессов и
незаконченных действий на фоне из-
мененного состояния сознания.
Ведущий предлагает поработать с
конфликтом в особом состоя-
нии.Ведущий объясняет смысл упражнения
примерно так:"...Эмоцио-
нальное напряжение,возникающее в
конфликте,тесно связано с мышеч-
ным напряжением.Представьте себе лицо
человека,который чувствует
себя в конфликте с кем-либо.Его
скулы сведены и напряжены,зубы
стиснуты.Между бровями пролегли
вертикальные складки.Как мы можем
ожидать от него гибкого поведения,если
он закован в жесткий каркас
напряженных мышц? Человек - существо
целостное.Эмоциональное нап-
ряжение вызывает напряжение мышечное и
наоборот.Поэтому мы попро-
буем через расслабление мышц достичь
снижения эмоциональной напря-
женности в конфликте.Для этого нужно
сесть поудобнее..."
Далее ведущий приводит ряд формул
для релаксации.Когда группа
погружается в расслабленное,комфортное
состояние,ведущий говорит
следующий текст:" Представьте перед
вашим внутренним взором расши-
тый узорами тяжелый театральный
занавес.Он медленно раздвигает-
ся.Вы знаете,что это пьеса о вашей
жизни.На сцене вы видите знако-
мых людей в конфликтной ситуации.Вы
смотрите эту пьесу из зритель-
ного зала,а среди людей на сцене
узнаете себя.Вы слышите голо-
са...О чем говорят эти люди? Вы
разглядываете их одежду.Она вам не
нравится,и вы решаете переодеть всех в
костюмы другой эпохи.Это
пьеса вашей жизни,и вы - ее режиссер,вы
- ее главный герой.Вы пе-
реносите эту сцену на экран
телевизора.Попробуйте представить ее в
- 4 -
черно - белом изображении... Теперь - в
цветном изображении.Поро-
буйте выключить звук.Теперь участники
вашей пьесы жестикулируют в
полном безмолвии.Через некоторое время
вы включаете звук,чтобы ус-
лышать слова главного героя - себя.Вы
включаете звук и слышите эти
слова.О чем вы говорите?
Представьте экран в виде шахматной
доски.Над ней поднимаются
объемные фигурки.Вы видите на этой
шахматной доске участников ва-
шего конфликта и себя.Где ваше место
на этой доске? Представь-
те,как вы переставляете фигурки с одной
клетки на другую или выст-
раиваете их в один ряд.
Сейчас вы убираете их с доски и
укладываете в коробочку.Ко-
робка закрывается,вы набрасываете на нее
крючочек и бережно стави-
те на место.Ваше поле внутреннего
зрения начинает задвигаться тя-
желым театральным занавесом.Вы
вспоминаете,что все происходило на
телевизионном экране, и поворачиваете
выключатель.Экран тускне-
ет.Некоторое время на нем остается
светящаяся точка.Затем исчезает
и она".
После приведенного выше текста дается
ряд формул выхода из
аутогенного погружения и проводится
обсуждение упражнения.
Рефлексия.
Учащиеся делятся своим
впечатлениями.Ведущий спрашивает о
том,что мешало выполнению
упражнения.Особое внимание уделяется то-
му,как изменилось эмоциональное
состояние после упражнения,как из-
менилось отношение к конфликту,человеку
- стрессору,какие из прие-
мов,предложенных ведущим,повлияли на это
отношение.
В заключении ведущий советует
использовать показанные приемы
саморегуляции психофизического состояния
самостоятельно.
Доклад по теме: Социально-психологический тренинг.
Сдан: в сентябре 1998. Московский Городской
Педагогический
Университет. Преподаватель: Беляева Н.В.
|