Реферат: СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Реферат: СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ДОКЛАД по ППСО
На
тему :
СЕМЕЙНОЕ
ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выполнил : студент 4 курса
ФДВ
, 412 группы
ШОХИН А.А.
Семья- это возникающая на основе брачного союза
начальная организация членов общества, связанных между собой родственными и
экономическими отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную
ответственность. На протяжении всей истории человечества семья была
хозяйственно-экономической ячейкой общества и служила целям подготовки детей к
определенным ролям в обществе.
Непосредственное
влияние на процесс воспитания детей имеют следующие характерные признаки семьи:
структура, условия жизнедеятельности и среды, культурный потенциал, сфера
деятельности, внутрисемейные отношения, гражданская позиция. Большое значение
имеет также уровень педагогической культуры родителей.
Недостатки семейного
воспитания являются следствием неправильных взаимоотношений между родителями и
детьми: излишняя суровость или чрезмерная любовь к ребенку,
отсутствие или недостаточность надзора за ним, низкая общая культура родителей,
дурной пример с их стороны в быту и т. п.
Условия
правильного воспитания детей в семье.
Воспитательное воздействие семьи на детей
оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий.
Авторитет и личный пример
родителей.
Под авторитетом следует
понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное
выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их
советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на
детей. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается
страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С
развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается
в поведении детей. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена
психологическими особенностями детей дошкольного возраста:
подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и
хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так
важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно
служить детям образцом для подражания.
Положительное влияние
примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и
поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и
последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый
педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное
отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность
оказывать помощь.
Авторитет родителей во
многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким
делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их
выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность
с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть
желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений.
Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.
Педагогический такт
родителей.
Авторитет родителей поддерживается их педагогическим
тактом. Педагогический такт- это хорошо развитое чувство меры в обращении с
детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и
сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их
личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия
и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости,
знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение
требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.
Такт родителей тесно
связан с тактом детей- с ответным чувством меры в поведении, основанном на
чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание,
вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.
Культура быта в семье.
В понятие культурного
быта включаются правильные взаимоотношения между членами семьи, уважение друг
друга, а также разумная организация всей жизни семьи. При этом дети учатся
самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а родители передают им
жизненный опыт, помогают утвердиться в правильном суждении и ненавязчиво направляют
их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной атмосфере создают близость
между родителями и детьми и становятся одним из средств родительского влияния.
Неполадки в воспитании часто
возникают там, где общая жизнь семьи недостаточно организована. Отрицательно сказываются на характере и
нравственных качествах детей и пережитки старого быта, сохранившиеся в
некоторых семьях: неправильное отношение к женщине, алкоголизм, предрассудки и
суеверия.
На
воспитание детей в семье влияют и внешние условия: культура домашней обстановки, соблюдение
гигиенических, общекультурных и эстетических требований.
Знание возрастных и
идивидуальных особенностей детей.
Знание особенностей
детей позволяет родителям научиться правильно обращаться с ними, повышает ответственность
за их воспитание и обеспечивает единство и последовательность в требованиях к
детям со стороны всех членов семьи.
Специальные
педагогические знания помогают развивать детскую пытливость, наблюдательность,
простейшие формы логического мышления, руководить игрой и трудом, разбираться в
причинах детских поступков.
Осведомленность
родителей о физиологических и психологических особенностях детей раннего
возраста помогает им не только заботиться об охране здоровья ребенка, но и
целенаправленно развивать движения, культурно-гигиенические навыки, речь,
деятельность общения.
Типы семей.
Можно выделить
несколько типов семей.
1 тип. Благополучные
семьи.
Для этого типа семьи характерны идейная
убежденность, высокие духовные интересы и потребности, гражданственность.
Отношения между родителями в этих семьях строятся на любви и уважении друг к
другу, заметен творческий подход к семейному воспитанию.
2 тип.
Формально-благополучные семьи.
Для них характерна идейная убежденность, ответственное
отношение к производственным обязанностям, но отсутствуют уважение между
членами семьи, духовная близость.
3 тип. Неблагополучные
семьи.
Отсутствуют духовные
интересы, безразличное отношение к производственным и семейным обязанностям, отсутствие
в семье трудовых традиций, беспорядок в ведении хозяйства.
4 тип. Неполная семья.
Это семьи в которых нет
одного из родителей. Такая семья может быть благополучной, если для нее
характерна идейная направленность, знание целей и задач воспитания, и
неблагополучной, если эти условия нарушаются.
|