Реферат: Русская литература и русский календарь
Реферат: Русская литература и русский календарь
Аникин А.А.
В
примечании к роману "Евгений Онегин" Александр Пушкин пишет, что в
этом произведении "время расчислено по календарю". И в такой
очевидной подсказке читателю – как надо воспринимать романное построение –
заложено одно из важных свойств русской классики: переживание времени как
подлинности. "Евгений Онегин" вообще эталонное произведение для
русского реализма, и пушкинское восприятие времени можно вполне перенести на
русский классический роман в целом. Явление русской классики в качестве
"энциклопедии русской жизни" имеет в основе стремление представить
картину подлинного времени – как подлинной первоосновы бытия. А "Евгений
Онегин" дал такой наглядный творческий манифест, что свойства этого романа
выразили самую суть русского художественного гения. По календарю прежде всего
мерится время историческое, связь с событиями своего века. И уже этот ракурс
дает многое для осмысления и живого прочтения русской литературы.
Нельзя
проникнуть в мир русской классики без этого своеобразного числового шифра – без
знания того, к какому времени относится произведение. Все разговоры о событиях
или проблемах, представленных художником, остаются лишь пустословием, пока мы
не скажем, в каком году или даже в какой день "происходит" "Горе
от ума", в какое время – "Ревизор", в какое – "Мертвые
души", "Преступление и наказание", сама "Война и мир"
- словом, пока не ощутим эту расчисленность по календарю в каждом классическом
тексте. Знать внутреннее время произведений так же важно, как и знать время их
создания и выхода в свет. Разумеется, это в первую очередь касается эпических и
собственно реалистических произведений, в иных жанрах время не станет сугубо
календарным, но его живое присутствие останется необходимым свойством всякого
художественного произведения: художественный мир – это именно мир, живущий в
пространстве и во времени.
Как
хорошо, когда уже в первой строке писатель скажет прямо и просто, когда
происходит дело: как во многих тургеневских романах. "- Что, Петр? Не
видать еще? – спрашивал 20 мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко
постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим" - вот начало
"Отцов и детей" (1862). Куда сложнее тут определить литературную
географию: что скрыто за этими звездочками *** или за туманными наименованиями
города N, как во многих текстах: писатель чаще скрывает подлинность
пространства, а вот время если и не укажет так прямо, то даст множество
сведений, по которым внимательный читатель раскроет искомый шифр.
Но
– раскроет ли? Это трудная задача, похожая на разгадывание сложного кода,
секрета - по ряду косвенных признаков, ход мыслей и наблюдений здесь
становиться близок к детективному сюжету с обнажением индукции и дедукции, как
толковал простоватый Шерлок Холмс. А иной раз требуется и куда более сложный
поиск обстоятельств, которым занимался, скажем, философствующий детектив
Порфирий Петрович из "Преступления и наказания" Ф.М.Достоевского.
Так
что попробуем облегчить эту задачу для нашего читателя и предложим несколько
реконструкций времени в главных произведениях русской классики, понимая, что
этот труд требует особых усилий и знаний, но - без определения искомых дат в
русских романах ни о каком их убедительном понимании нельзя и заикнуться.
Предварительно
же заметим и такую особенность русских календарей. Конечно, все даты, указанные
в произведениях, созданных до 1918-го года, даны по так называемому юлианскому
календарю. С февраля 1918-го года время в России стали числить по
григорианскому календарю, как это уже было принято в Европе, и разница в счете
составила тогда +13 суток в сторону нового исчисления. Причем число это не
постоянное, и примерно с каждым веком оно меняется на единицу (подчеркнем, что
это именно приблизительный, округленный перерасчет: примерно сутки за 128 лет).
13 дней – разница именно для 20-го столетия. В 19-м разница в календарях
составляла 12 дней, в 21-м – уже 14.
Поэтому
события в "Отцах и детях", например, по новому стилю должны отсчитываться
от 2 июня, т.е. начала нашего лета. Так что когда вскоре Базаров заставит
деревенских ребят лезть в болото за лягушками, это будет все же вполне летний
по-нашему день, и не надо воспринимать это как очередную жестокость – лезть в
холодную весеннюю воду… Хотя почему бы не полезть этому "дохтуру" и
самому за добычей? Но об этом – в другой главе…
Кстати
заметить и то, что исчисление сезонов в золотом веке тоже велось не так, как
нынче. Тогда сезоны мерили не просто началом месяца, а наиболее короткими и длинными
днями и днями равноденствия. Так, зима начиналась не всегда в одно и то же
число, а именно тогда, когда в декабре был самый короткий световой день, лето
начиналось с самого длинного светового дня, весна и осень – соответственно с
дней равноденствия. Поэтому каждый календарь, или месяцеслов, всегда содержал и
указание на начало сезона. Например, Месяцеслов на 1821 год укажет: весна – с 9
марта ( везде - ст. ст.), лето – с 9 июня, осень – 11 сентября, зима – 10
декабря. Для примера, по новому стилю в такой манере лето 2003 года мы бы
отсчитывали от 21 июня.
И
теперь вернемся к истокам исчисления литературного времени – к пушкинскому
"Евгению Онегину". Недаром многие литературоведы предлагали различные
версии событий. Предложим и свою, рассчитывая на то, что читатель увидит, как
плотно сживается слово и историческое время, как в приметах времени
раскрывается и только тематическое развитие романа, но и весь его духовный
смысл. Собственно ради этой сокровенной в образном мире духовности мы и толкуем
о приметах времени.
"Евгений Онегин". Годы жизни…
Как
в жизни нашей мы не следим за течением времени, так и в хорошей книге: время
именно прожито, а не просто отмерено на часах. Это как вдыхание воздуха. Так и
в романе Пушкина: да, автор сам обращает нас к календарю, но живое восприятие
текста словно и не нуждается в этом. Однако для полного - и подчеркнем:
рационального - усвоения текста проблема хронологии окажется чрезвычайным
важным решением.
Допустим,
широко популярна идея о возможном привлечении Онегина в круг декабристов. Так
было даже и нужно для советского прочтения романа, так обычно и толковали
судьбу героя в школах. Это и популярная точка зрения среди литературоведов. Но
тогда нужно, чтобы роман хронологически вписывался в рамки – до восстания на Сенатской
площади 14 декабря 1825 года…
И
вот авторитетные пушкиноведы от Б.В.Томашевского, С.М.Бонди и Н.Л.Бродского до
популярного Юрия Лотмана или В.В.Набокова истолковывают события так, что роман
завершается именно весной 1825 года: Онегин в Петербурге, разрыв с Татьяной –
самое время встать в ряды бунтовщиков…
Заметим,
что версия о привлечении Онегина к декабристам основана только на воспоминаниях
одного современника Пушкина, даже не близкого друга поэта – офицера
М.В.Юзефовича: по его словам, якобы так сам автор объяснял возможную дальнейшую
судьбу своего героя.
Но
несостоявшиеся замыслы могут быть только самым косвенным мотивом для понимания
текста, тем более – замыслы, переданные в мемуарах современников, где привычно
видеть множество смещений и ошибок.
Так
вот, можно проверить вероятность такой версии изнутри текста: укладывается это
в хронологию – можно версию допустить, не укладывается – отставить и учитывать
только как факт неточного комментария.
Итак,
сколько же лет охвачено пушкинским романом? А можно и иначе подойти к проблеме:
а сколько же лет его героям?
Все
ясно в отношении Ленского: несколько раз упомянуты его несчастные восемнадцать
лет:
Он
пел разлуку и печаль,
И
нечто, и туманну даль
……
Он
пел поблеклый жизни цвет
Без
малого в осьмнадцать лет.
Таков
поэт в дни первого знакомства с Онегиным, вскоре после возвращения из-за
границы. Ну и незадолго до смерти его друг-убийца уже дает ему полные
восемнадцать:
пускай
поэт
Дурачится;
в осьмнадцать лет
Оно
простительно.
Да,
очевидно, можно было бы и на могильном камне вписать в дополнение к эпитафии
годы жизни Владимира. Правда, для этого и нужно установить, в каком году он был
убит. Скоро и установим…
Возраст
Татьяны Лариной установил сам Пушкин, и это категоричный факт, святая воля
автора. Даже если возраст дан не в тексте романа, а в письме другу –
П.А.Вяземскому: "Онегин нелюдим для деревенских соседей; Таня полагает
причиной тому то, что в глуши, в деревне все ему скучно, и что блеск один может
привлечь его… если, впрочем, смысл и не совсем точен, то тем более истины в
письме; письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!" (29
ноября 1824 года). А когда же написала Татьяна Онегину? В каком году? Тоже
вскоре уточним.
Ну
а сам Онегин какого возраста? Его тоже осьмнадцать упомянуты еще в первой
главе, да и то как уже ушедший возраст. Зато точно сказано в главе последней –
о времени отъезда в путешествие вскоре после дуэли:
Онегин
(вновь займуся им),
Убив
на поединке друга,
Дожив
без цели, без трудов
До
двадцати шести годов,
…
Ничем
заняться не умел.
Семнадцать,
восемнадцать и двадцать шесть – изрядная разница. Но все же в каком году?
Вся
внутренняя хронология пушкинского романа развертывается из одной совершенно
неоспоримой детали, чаще всего остающейся незамеченной. Это точная дата именин
Татьяны Лариной, где происходит завязка дуэли Ленского и Онегина. Напомним, на
следующий после именин день Онегин получает вызов – через секунданта, помещика
Зарецкого, а уже в ближайшее утро, на самом рассвете и должен был состояться
поединок. Так что, разумеется, год, в который состоялись злополучные именины
будет и годом смерти Ленского, и годом отъезда Онегина из имения в дальнее
путешествие – в возрасте двадцати шести лет.
В
отличие от современного календаря, именины Татьяны в XIX веке отмечали 12
января. А ключ к установлению года в пушкинском сюжете дают следующие как бы
мимоходом сказанные слова Ленского:
Ты
к ним на той неделе зван.
"Я?"
- Да, Татьяны именины
В
субботу.
Заметим,
день недели дан Пушкиным неслучайно, ведь прежде был другой вариант – четверг.
Но поэт, следуя своему правилу – "в нашем романе время расчислено по
календарю" (примечание 17-е к полному изданию), - меняет в окончательном
тексте четверг на субботу: значит, это было важно…
Важно
именно потому, что здесь-то и должен внимательный читатель прочесть указание на
год, ведь зная день недели и число, установить допустимый год несложно.
Коли
время расчислено по календарю, то и надо взять в руки календарь той поры, чтобы
убедиться: только в 1824-м году из всех возможных по сюжету романа именины
Татьяны приходились на субботу. Вот он, "Месяцеслов на лето от Рождества
Христова 1824-е, которое високосное…" (СПб., 1824), страница 4:
Генварь:
Суббота, 12. Мученицы Татианы (так указывали именины).
Вот
искомая датировка событий, остальные решения складываются в простую
последовательную цепочку, если только внимательно отнестись к деталям
пушкинского повествования.
Например,
если письмо Татьяна писала в 17 лет, то в 1824 году отмечали ее 18-летие, она
чуть младше Ленского… Татьяна, очевидно, родилась в 1806, а Ленский – в 1805
году. Год рождения Онегина почти совпадает с годом рождения Пушкина: видимо,
1798! Это, кстати, вполне согласуется с описанием складывающейся дружбы Онегина
и лирического героя романа, т.е. героя, нарочито отождествленного с самим
автором:
С
ним подружился я в то время.
Мне
нравились его черты,
Мечтам
невольная преданность,
Неподражательная
странность
И
резкий, охлажденный ум.
Я
был озлоблен, он угрюм;
Страстей
игру мы знали оба;
Томила
жизнь обоих нас…
Да,
кажется, ровесники, но в этом Я был озлоблен, он угрюм как бы отмечено некое
старшинство Онегина: злость перешла уже в угрюмство, в мизантропию.
Вот
и одно из решений – для финала в романе: если именины и дуэль относятся к
1824-му году, то действие заканчивается никак не раньше года 1828-го:
вернувшись в столицу, Онегин застает уже Петербург николаевской поры и никак не
поспевает встать в ряды мятежников 1825 года… Заметим, что это гораздо более
соответствует и характеру главного героя, и характеру эпической музы Пушкина –
с развернутым во времени течением действий.
А
можно теперь и установить всю хронологию гениального романа – от начала до
конца, объединив ускользающие при легком чтении детали исторического времени.
Никто
не может не считаться с пушкинским указанием из предисловия к первому изданию
начала романа – о том, что события светской жизни Онегина относятся к зиме 1819
года. Это священная воля автора, таким надо и принять роман…
Зима
1819-1820 года – последние легкомысленные похождения Онегина и резкий перелом в
характере – к сплошному разочарованию в жизни, к хандре, к сплину…
Между
тем есть в романе и краткая временная экспозиция – отступление к недавнему
прошлому и даже отчасти – к времени появления героя на свет Божий:
Онегин,
добрый мой приятель,
Родился
на брегах Невы,
Где,
может быть, родились вы
Или
блистали, мой читатель;
Там
некогда гулял и я:
Но
вреден север для меня.
Так
уже со второй строфы романа отмечено авторское присутствие, что вскоре скажется
и на хронологии, в переплетении судеб Онегина и лирического героя.
Рождение
героя и сжатый рисунок его детства – первая временная веха романа, относимая к
концу еще XVIII столетия. Вот куда отнесен исток романа!
В
четвертой главе романа, где действие уже происходит в 1823 году, сказано:
"Вот так убил он восемь лет, Утратя жизни лучший цвет" - на этом
заканчивается рассказ о прошлом Онегина, и это указание на то, что столичный
период жизни героя надо отнести к еще 1815-му году: семнадцатилетний герой
вступает в самостоятельную жизнь.
Вспомним
описание онегинского кабинета – "кабинет философа в осьмнадцать лет:
Все,
что в Париже вкус голодный,
Полезный
промысел избрав,
Изобретает
для забав,
Для
роскоши, для неги модной, -
Все
украшало кабинет
Философа
в осьмнадцать лет.
Здесь
мысленно надо уточнить: кабинет уже в 18 лет, то есть это относится к более
раннему времени, чем зима 1819 года. Скорее всего, это зарисовка именно года
1815-16-го: голодный Париж дает ассоциацию с поражением Наполеона и захватом
французской столицы в 1814 году (в скобках заметим, что отнести обустройство
кабинета на французский лад к роковому 1812-му году, как делают Набоков и
Лотман, нельзя и в силу хронологического развития, и в силу исторической
несогласованности).
Неверно
и представление исследователей, что Онегину уже в первой главе около 25 лет:
это не согласуется с возрастом, указанным после гибели Ленского и – с
переломным характером героя в 1819-м году, и даже с таким указанием из первой
главы: Онегин приглашен на детский праздник. Пусть на таких балах развлекались
не только дети, но все же это упоминание как бы дает попутное указание на еще
сравнительно юный возраст героя. По-нашему, в первой главе ему еще только около
двадцати лет.
Так
описывает Пушкин петербургскую жизнь героя в зиму 1819-20-го года: кстати,
тогда зима наступила сравнительно рано, поэтому и так продолжительны
развлечения Онегина – до наступления сплина: тот же Набоков, видимо, из
месяцеслова почерпнул, что Нева замерзла уже в середине октября. Точнее,
календарь того года укажет 26 октября (сравним: в близком 1822-м Нева стала
только 9 декабря).
Словом,
Пушкин замечательно точен: в эту долгую зиму Онегин и успел в последний раз
отдаться светским развлечениям, и погрузиться в глубокое разочарование.
Заметим, что для Онегина вообще зима – самое тяжкое время, время глухой тоски и
непоправимых поступков; таким будет он и в последней главе романа: зимовал он,
как сурок; однако в тоске не умер, не сошел с ума…
Да,
двадцать пять лет дают герою в первой главе только потому, что представляется
какое-то молниеносное движение событий к смерти Ленского: дуэль будто бы
произошла через год… Это неправдоподобно и объясняется только лишь желанием
приблизить конец романа к декабристскому восстанию. Все не так! Слишком много
событий помещено в этот временной промежуток – между зимой 1819-го и дуэлью.
Вернемся
к событиям первой главы. Завязавшаяся дружба Онегина и лирического героя,
"Пушкина", была нарушена скорой разлукой:
Онегин
был готов со мною
Увидеть
чуждые страны;
Но
скоро были мы судьбою
На
долгий срок разведены.
Отец
его тогда скончался.
Перед
Онегиным собрался
Заимодавцев
жадный полк…
И
лирический герой покидает Петербург один. Это событие принято отождествлять с
отъездом Пушкина в южную ссылку. Что вполне справедливо, однако нельзя излишне
буквально сближать даты реальной биографии Александра Сергеевича и его
романного двойника. Если Пушкин покидает столицу 6 мая 1820 года, то в романе
это происходит, очевидно, летом, и уже весьма поздним, после периода белых
ночей, когда вместе с Онегиным друзья бродили по великому городу:
Как
часто летнею порою,
Когда
прозрачно и светло
Ночное
небо над Невою (…)
Дыханьем
ночи благосклонной
Невольно
упивались мы!
Стало
быть, и поздним летом 1820-го года скончался отец Онегина.
А
нужно ли так понимать, что тут же, по крайней мере в то же лето умер и его пресловутый
дядя? Нет никакой нужды так сближать эти две смерти.
К
смерти дяди Онегин прибывает тоже летом, летя в пыли на почтовых; в имении
находит сумрачные дубровы и нивы золотые… Да, картина позднего лета. Но логично
отнести это уже к 1821 году: это снимает ненужную поспешность в череде смертей
и более соответствует реальным деталям. Ведь даже за несколькими строками об
отцовском наследстве стоит целая необходимая процедура. Конечно, Онегин не мог
и не похоронить отца, и не соблюсти некие траурные обычаи. Тем более – так
мгновенно решить дела по наследству. Скорее всего, с жадным полком заимодавцев
требовалось уладить дела не так быстро, ведь и тогда существовал необходимый и
строгий срок, когда подавались претензии по наследству – не менее шести месяцев,
а в сложных случаях – до полутора лет. Необходимо было наследникам подать и
соответствующее объявление в официальных изданиях – посмотрите
"Санкт-Петербургские ведомости" или "Московские" за тот
период. Так должен был пройти эту волокиту Онегин. А зачем автору романа это
описывать детально? Не обязан он это делать, а вот для читателя такое понимать
следует.
Страницы: 1, 2
|