Реферат: Новый завет
И сказал мне
*siАнгел:* напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии
суть истинные слова Божии. (Откр. 19; 9)
Блажен и свят
имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти,
но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет.
(Откр. 20; 6)
Блаженны те,
которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в
город воротами. (Откр. 22; 14)
Се, гряду скоро:
блажен соблюдающий слова пророчества книги сей. (Откр. 22; 7).
à
7 жертвенников в небе:
И когда Он снял
пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за
свидетельство, которое они имели. (Откр. 6; 9)
И пришел иной
Ангел, и стал перед жертвенником,
держа золотую
кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых
возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. (Откр. 8; 3)
И взял Ангел
кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса
и громы, и молнии и землетрясение. (Откр. 8; 5)
Шестой Ангел
вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника,
стоящего пред Богом. (Откр. 9; 13)
И дана мне
трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и
поклоняющихся в нем (Откр. 11; 1)
И иной Ангел,
имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к
имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда
на земле, потому что созрели на нем ягоды. (Откр. 14; 18)
И услышал я
другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и
праведны суды Твои. (Откр. 16; 7)
В
«Апокалипсисе» седмеричными образами ярко выражено противостояние сатаны
Господу: дьявол и его земные приспешники присваивают себе те черты царственного
достоинства, которые присущи лишь одному Богу. Так, во время Небесной Литургии
св. Иоанн видел «Агнца как бы закланного, имеющего семь рогов и семь очей,
которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» (Откр. 5; 6),
сатана же предстает как «большой красный дракон с семью головами и десятью
рогами, и на головах его семь диадим» (Откр. 12; 3). «Очи у Него как
пламень огненный, и на голове Его много диадим» (Откр. 19; 12) - таков Христос
- предводитель небесного воинства. Семь рогов Агнца означают «власть, силу,
царство»[26].
«Бог вывел их из Египта, быстрота единорога у него», (Числ. 23; 22) -
говорит Валаам, благословляя Израиль. «Крепость его как первородного тельца,
и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли»,
(Втор. 33; 17) - тот же образ рога как силы звучит в благословении Моисея. «Вознесся
рог мой в Боге моем», (1 Цар. 2; 1) - произносит Анна в молитве. Десять рогов
сатаны - образ силы противления 10-ти божественным заповедям и в то же время
богохульная пародия на Господа.
Антихрист
и лжепророк описываются похожими символами: «зверь с семью головами и
десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена
богохульные» (Откр. 13; 1); «И увидел я другого зверя, выходящего из
земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон» (Откр. 13;
11). Два рога лжепророка - символ агнчей псевдокротости, о которой говорил
Иисус: «берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а
внутри суть волки хищные» (Мф. 7;
15).
Символ
цивилизации, «истлевающей в обольстительных похотях» (Еф 4; 22),
представлен в образе Вавилонской блудницы, опора которой - «красный дракон»
(Откр. 12; 3): «и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном
именами богохульными, с семью головами и десятью рогами» (Откр. 17; 3). Для
расшифровки образа семи голов зверя - земного воплощения идей сатаны в виде
тоталитарной государственности - ап. Иоанн предлагает следующую политическую
загадку, для его времени вероятно актуальную: «семь голов суть семь гор, на
которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще
не пришел, и когда придет, не долго ему быть» (Откр. 17; 9-10). «Семь гор»
- образ Рима и «семь царей» - его императоры. Св. Андрей Кесарийский
видел за ними семь наиболее значительных в истории царств[27].
Как бы то ни было, все это стало достоянием далекой истории, но зверь, на
котором стояли «семь голов» - «семь гор» назван здесь «восьмым
из числа семи» (Откр. 17; 11). «Очевидно здесь говорится, что даже когда
доступные историческому взору тайнозрителя царства, с особыми головами их
прекратятся, то не прекратится звериность, которая и будет искать и находить
для себя и новые исторические лица, или царства, или вообще политические
образования, они и являют собой собирательный образ "восьмого царя"»,
- пишет о. Сергий Булгаков[28].
Свв. отцы придавали цифре 8 особое символическое место, это жизнь будущего
века, нескончаемый восьмой день в непрестанном богообщении, освещаемый славой
Божией, светильник которого - Агнец (Откр. 21; 23). «Восемь , как семь плюс
единица, есть преизобилующая полнота», - пишет еп. Кассиан[29].
Особое мистическое значение цифре 8 придается и Сивиллиными книгами, где
гематрия имени «Иисус», написанного по-гречески, составляет число 888 - символ
преизбыточного достатка в причастии к Божественной жизни[30].
Т.о. восьмой зверь есть образ ничем не сдерживаемого богоборческого притязания
сатаны на полное господство как в этом веке, так и в будущем.
Одним
из самых загадочных чисел «Откровения», над разгадкой которого задумывались все
христианские поколения, начиная со II века от Р.Х., является
гематрия, предложенная св. апостолом как символ звериной власти над миром:
Здесь мудрость.
Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его
шестьсот шестьдесят шесть.
(Откр. 13; 18)
«Оказывается
много имен, заключающих в себе это число», - пишет св. Ириней Лионский[31].
Он же «не по недостатку имен, содержащих число имени его (зверя), но
по страху Божию и по ревности к истине»[32]
предлагает несколько трактовок (Еванфас (),
Латинянин () и Титан (), как наиболее вероятное).
Известны и такие расшифровки гематрии «666», как «Викариус Филии Деи»
(«наместник Сына Божия» - титул Папы Римского), Никон (по вычислению
старообрядцев), «Царь Иудейский», «Кесарь Нерон» («Kesar Neron»).
Последние две версии поддерживаются и современными исследователями[33].
Кроме того, значимо и видение за числом 666 троекратного и полного отречения
(ср. Ин. 21; 15-17) от Богообщения в пользу плотской, животной, сугубо «человеческой»
(Откр. 13; 18) жизни, т.к. 6 - «означает полноту материальности в
тварности естества человеческого»[34].
«Число 6 есть символ труда и работы, а 7 - есть символ покоя и отдыха»,
замечает Илия Минятий (>1714)[35].
Как
уже говорилось, число 888 есть символ жизни будущего века, 7 - икономическая
полнота даров Св. Духа. Число же, символизирующее «сущностное содержание
нормального человека, осуществляющего в жизни то, к чему он был предназначен
Промыслом Божиим, можно выразить цифрой "678", где 6 - полнота
материального тварного естества, 7 - покой праведной жизни, 8 - стремление
достичь покоя со святыми, достичь вечной жизни в единении с Богом»[36].
Т.о. 666 - символ дурной бесконечности, обыденной рутины плотской жизни,
замкнутой животной природы человека, недоступной для благодати Божией, которой
не ведом и недоступен седьмой «день воскресный» «в духе» (Откр.
1; 10). Она навсегда остается в том «шестом дне», в замкнутой земной
шестерице дней, которая хотя и «хороша весьма» (Быт 1; 31), но не является
самодостаточной и есть лишь путь через нынешний седьмой День Господень к
восьмому дню вечной жизни, когда «ничего уже не будет проклятого» (Откр.
22; 3) и «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15; 28).
Объем
данной работы не позволяет раскрыть все многообразие числовой символики,
заключенной в «Откровении». Достаточно будет сказать, что по значимости в
тексте после семеричной символики следует двенадцатиричная (частота упоминания
- 23 раза), а затем троичная (41 раз) и четверичная (31 раз), как связанные
между собой ().
В
Св. Писании число двенадцать означает полноту Божьего народа. С этой точки
зрения следует толковать и все образы, связанные с этим числом. 24 старца пред
престолом Божиим (Откр. 4; 4) и есть совокупное предстояние Ветхозаветной и
Новозаветной церквей () (вопрос являются
ли они прославленными человеками или же ангельскими силами наравне с 4-мя
животными решается по-разному[37]).
144,000 «запечатленных» «сынов Израилевых» (Откр. 7; 4) и
девственников (Откр. 14; 3) есть так же двенадцатиричный образ (, где 1000 - знак неопределенно
большого количества (ср. Откр. 20; 3)), означающий число святых Вселенской
Церкви[38].
К Церкви же относится и образ «жены, облеченной в солнце» с «венцом
из двенадцати звезд» (Откр. 12; 1). «Святый Иерусалим», нисходящий
«с неба от Бога» (Откр. 21; 10) так же весь наполнен
двенадцатиричной символикой, обобщая которую можно говорить о символе победы
упорядочивающей благодати над энтропией, о воцарении Церкви во всей ее красе
среди последних островков хаоса и несовершенства (Откр. 21; 8, 27).
В
философских и мифологических текстах древности триады обозначали некое активное
формообразующее начало, приводящее в порядок косную субстанцию и противостоящую
хаосу и распаду (напр. «Единое, Ум и Душа» Плотина)[39].
В «Откровении» упоминание триад связано в основном с распадом и разрушением
(поражение третьей части стихий в гл. 8; смерть третьей части людей от трех язв
(Откр. 9; 18); падение третьей части звезд-ангелов, увлеченных хвостом дракона
(Откр. 12; 4); возвещение тремя ангелами близкого суда (Откр. 14; 6-12); выход
трех духов нечистых из уст лжепророка (Откр. 16; 13); распад Вавилона на три
части (Откр. 16; 19)). Т.о. разрушающиеся триады отражают здесь с одной стороны
распад основных форм существования прежнего мира, переживание миром состояния
хаоса первых дней творения; а с другой - переход космоса к преображенному
состоянию («се, творю все новое...» (Откр. 21; 5)), лишенного греха и
хаоса, привнесенного непослушанием Божьей воле (Откр. 12; 4). Тогда «смерти
не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее
прошло.» (Откр. 21; 4).
Если
триады обозначают начало, придающее смысл и форму косной аморфной материи, то «число
4 в каббалистической символике означает стихийные начала»[40].
Так 4 животных (Откр. 4; 6-7; Иез. 1), стоящих рядом с престолом Божиим, «соединяют
в себе основные образы тварноживотной жизни, которые призваны в 5 и 6 день
миротворения (отсутствуют лишь рыбы)»[41].
«Власть над четвертой частью земли» (Откр. 6; 8), данная всаднику на
бледном коне, говорит о подвластности природы, космоса князю мира сего. Так же
можно истолковать и упоминание «четырех Ангелов, которым дано вредить земле
и морю» (Откр. 7; 2). «Четыре Ангела, приготовленные ... для того, чтобы
умертвить третью часть людей» (Откр. 9; 15) - апокалиптический символ
взбунтовавшейся стихии (4), выходящей из-под контроля разумного начала (3) -
людей, которые из-за неспособности властвовать не только над землею (Быт 1;
28), но и над собственной природой, впадают в зависимость от резонирующих
хаотических начал и как следствие погибают.
Взаимное
переплетение чисел 3 и 4 в «Откровении» и есть символ сочетания и взаимовлияния
активной силы и страдательной материи, субъекта (3) и объекта (4). Как уже было
замечено, все седмицы (печати, трубы, чаши) неизменно делятся на две части:
4+3=7, причем сходные по значению события 4-ех труб и чаш относятся именно к
разрушению природы. Двенадцатиричные образы так же распадаются на 4 триады:
4х3=12 (Откр. 21; 13, 16).
За
рамками этой работы остаются временные промежутки, встречающиеся в тексте
«Откровения», и требующие дополнительного анализа[42].
К
сожалению пророчества «Апокалипсиса» в догматическом плане мало разработаны и
восприняты церковным сознанием, что «выражается, в частности, в отсутствии
церковных чтений из Апокалипсиса»[43]
и вызвано общей неоднозначностью его образов, одни из которых не имеют себе
аналогов ни в Новом, ни в Ветхом заветах, другие ярко очерчены только здесь.
Поэтому «Апокалипсис» сейчас более, чем когда-либо требует именно всестороннего
догматического исследования, что сможет дать ответы на многие животрепещущие
вопросы современной церковной жизни в плане этическом, экклесиологическом,
эсхатологическом и даже общеполитическом.
Ибо слово Божие
живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до
разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения
сердечные.
И нет твари,
сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.
(Евр. 4; 12-13)
После
поверхностного ознакомления с «Откровением» может сложиться мнение о том, что
это книга страшная, кровавая и даже жестокая. Именно таково отношение к
заключительной книге Библии у большинства обывателей. «Апокалипсис» стал
синонимом смерти и ужаса. Но именно здесь в не меньшей степени присутствует и
торжество мира, истины, добра и справедливости, свершение упования всех концов
земли, когда мир становится таким, каким он задуман Создателем изначально.
Важность «Откровения» состоит и в том, что события этого мира мы видим в
перспективе небесно-земной. Это дает возможность ощутить действенность Божьего
промысла, Который ведет мир в Свое царство, к Своему воцарению (Откр. 11; 17)
среди людей «и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с
ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 21; 3-4). И
мужественным ответом на неизбежность наступления предреченной тайнозрителем
последней битвы с дьяволом и его поклонниками будут слова ап. Иоанна: «Ей,
гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22; 20).
[1]
Сочинения св. Иринея, епископа Лионского, С.-Питербург, 1900; «Против ересей»,
кн. V, XXX,
3; с. 512.
[2]
Архиеп. Аверкий Руководство к изучению Св. Писания Нового Завета. Часть вторая:
Апостол: М: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1995, с. 382.
[3]
Прот. Сергий Булгаков Апокалипсис Иоанна, YMCA - PRESS, Париж, 1948, с. 111.
[4]
Хилиастические идеи разделяли и некоторые раннехристианские отцы Церкви,
сторонником хилиазма был и прот Сергий Булгаков. См. прот. Сергий Булгаков. Ук.
соч., с. 186-187.
[5]
Прот. Сергий Булгаков. Ук. соч., с. 133.
[6]
Свящ. Михаил (Труханов) Дивны дела Твои, Господи. М: 1995, с. 37.
[7]
Сорокин В. В. От Бытия до Апокалипсиса. М: Общедоступный православный
университет, основанный прот. Александром Менем, 1994, с. 64.
[8]
Свящ. Михаил (Труханов). Ук. соч., с. 39.
[9]
Прот. Сергий Булгаков. Ук. соч., с. 27.
[10]
Архиеп. Аверкий. Ук. соч., с. 392.
[11]
Прот. Сергий Булгаков. Ук. соч., с. 39.
[12]
Прот. Сергий Булгаков. Ук. соч., с. 28.
[13]
Архиеп. Аверкий. Ук. соч., с. 388.
[14]
Сорокин В. В. Ук. соч., с. 66.
[15]
Сорокин В. В. Ук. соч., с. 63.
[16]
Прот. Сергий Булгаков. Ук. соч., с. 54.
[17]
Прот. Сергий Булгаков. Ук. соч., с. 54.
[18]
См. св. Ириней Лионский «Против ересей» кн. 5 глл. 28 - 30.
[19]
Прот. Сергий Булгаков. Ук. соч., с. 60.
[20]
Прот. Сергий Булгаков. Ук. соч., с. 72.
[21]
См. ниже, с. 12.
[22]
Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа, в русском переводе с параллельными
местами и приложениями, Библейские общества, Изд. «Жизнь с Богом», с. 498.
[23]
Еп. Кассиан Христос и первое христианское поколение, 3-е изд. Париж-Москва YMCA-Press,
Русский путь, 1996 г., с. 72.
[24]
Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Ук. изд., с. 501.
[25]
Прот. Сергий Булгаков. Ук. соч., с. 142.
[26]
Прот. Сергий Булгаков. Ук. соч., с. 50.
[27]
Толкование на Апокалипсис св. Андрея Архиепископа Кесарийского, репринт. изд.
1901 г., Музей Библии, 1992, с. 143.
[28]
Прот. Сергий Булгаков. Ук. соч., с. 149.
[29]
Еп. Кассиан. Ук. соч., с. 348.
[30]
Еп. Кассиан. Ук. соч., с. 348.
[31]
Сочинения св. Иринея, Ук. соч., «Против ересей», кн. V, XXX, XXXIII с. 511.
[32]
Сочинения св. Иринея, Ук. соч., «Против ересей», кн. V, XXX, XXXIII с. 511.
[33]
Еп. Кассиан. Ук. соч., с. 346; Сорокин В. В. Ук. соч., с. 73.
[34]
Свящ. Михаил (Труханов). Ук. соч., с. 40.
[35]
Свящ. Михаил (Труханов). Ук. соч., с. 39.
[36]
Свящ. Михаил (Труханов). Ук. соч., с. 43-44.
[37]
См. Прот. Сергий Булгаков. Ук. соч., с. 43; Еп. Кассиан. Ук. соч., с. 341.
[38]
Сорокин В. В. Ук. соч., с. 69.
[39]
Сорокин В. В. Ук. соч., с. 70.
[40]
Сорокин В. В. Ук. соч., с. 68.
[41]
Прот. Сергий Булгаков. Ук. соч., с. 44.
[42]
Еп. Кассиан. Ук. соч., с. 347.
[43]
Прот. Сергий Булгаков. Ук. соч., с. 253.
|