Реферат: Феномен смерти и отношение к нему в различные возрастные периоды жизни
4. Фиксируйте и наблюдайте все феномены, связанные с
процессом удаления, как во время медитативной работы, так и при отходе ко сну.
Будет обнаружено, например, что многие почти болезненно вздрагивают и сразу
просыпаются после засыпания. Объясняется это тем, что их сознание
выскальзывает через недостаточно чистую ткань, через частично
закрытое отверстие. Другие могут слышать громкий треск в области головы. Его
могут вызывать жизненные дуновения в голове, которые мы обычно не сознаем; он
обусловливается внутренней астральной чувствительностью, позволяющей слышать
всегда наличествующие, но, как правило, нерегистрируемые звуки. Третьи,
засыпая, могут видеть свет, или цветные облака, или фиолетовые знамена и
вымпелы, – все это эфирные феномены. Все подобные феномены нереальны и связаны
с жизненным телом, с праническими эманациями и с тканью света».(4С.491-505).
Данная практика и следование этим четырем правилам в течение
ряда лет в большой мере облегчает технику умирания, так как человек,
научившийся владеть своим телом при засыпании, имеет преимущество перед
человеком, никогда не обращавшим внимания на этот процесс.
В связи с техникой умирания в настоящее время можно дать лишь
одно-два указания. Мы не будем обсуждать то, что видит присутствующий
наблюдатель, а разберем лишь то, что поможет облегчить исход души.
Первое: пусть в комнате царит молчание. Конечно, так часто и
бывает. Следует помнить, что умирающий обыкновенно бывает без сознания. Это
кажущаяся, а не реальная бессознательность. В девятистах случаях из тысячи мозг
целиком осознает события, однако налицо полный паралич воли к выражению и
абсолютная неспособность выработать энергию, которая бы засвидетельствовала
жизнь. Если молчание и понимание царят в комнате умирающего, отходящая душа
может до последней минуты сохранять власть над своим инструментом и сделать
необходимые приготовления.
Позднее, когда больше будет известно о цветах, лишь оранжевый
свет будет допускаться в комнате умирающего; его наладка будет сопровождаться
должными церемониями, когда уже не будет оставаться никакого шанса на
выздоровление. Оранжевый способствует фокусированию в голове, также как
красный стимулирует солнечное сплетение, а зеленый оказывает
определенное воздействие на сердечный и жизненный потоки.
Определенные виды музыки будут использоваться после того, как
больше будет понято о звуке; пока же нет такой музыки, которая бы облегчала
работу удаления души из тела, хотя некоторые ноты органа будут найдены
эффективными. В самый миг смерти, если звучит собственная нота умирающего, она
скоординирует оба потока энергии и в конечном счете оборвет жизненную нить,
однако знание это пока слишком опасно, чтобы быть переданным, и может быть дано
позднее. И еще одно замечание. Очень важное значение имеет последняя мысль
умирающего человека, ведь ее нельзя заранее спланировать, она находится в
самых глубинных недрах нашего подсознания. Она вспыхнет и затухнет, но от не
будет зависеть многое...(5С.91).
Глава 3
Экспериментальное изучение
психологического отношения людей к смерти
3.1 Организация и проведение
исследования.
Описание выборки. Наше исследование проводилось в течение полугода. За
это время нами было опрошено 150 человек в возрасте от 8 до 76 лет. Все
опрошенные являются жителями города Баку.Из них 79 человек женского пола (53%),
и 71 ( 47% ) мужского.
Среди опрошенных присутствовали
представители нескольких национальностей, а именно:
Азербайджанцы – 86 человек (57%);
Русские – 52 человека ( 35% );
Украинцы – 5 человек ( 3% );
Татары – 4 человека ( 3% );
Лезгины – 3 человека ( 2% ).
Кроме того имелись различия и в
религиозной принадлежности. 77 опрошенных (51% ) относят себя к мусульманской
религии, 55 человек ( 37%) к христианской, а 18 опрошенных (12%) причислили
себя к числу неверящих в Бога, а именно атеистов.
Так как целью нашего исследования
являлось выявить психологическое отношение к смерти с позиции возраста, все
опрошенные были условно разделены нами на 5 возрастных групп:
От 8 до 15 лет ( отрочество);
От 16 до 30 лет ( юность);
От 31 до 45 лет ( молодость);
От 46 до 60 лет ( зрелость);
От 61 до 76 лет ( старость ).
Описание методик. В нашем исследовании для сбора
фактического материала были использованы следующие психологические тесты:
1. Цветовой личностный тест М. Люшера
(малый тест Люшера).
Состоит из 8 цветов( синий, зеленый,
красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный м серый). Данный тест направлен
на определение эмоционального состояния личности.
2. Тест «Рисование смерти»
Инструкция к проведению данного теста
выглядит следующим образом.
«Перед вами чистый лист бумаги.
Возьмите принадлежности для рисования (цветные карандаши,фломастеры,краски
).Закройте глаза,сделайте немного глубоких вздохов,подумайте о смерти.Откройте
глаза.Теперь выберите цвета и начните рисовать ваш символ смерти.Не нужно
сознательно выбирать какой-то символ, просто начните рисовать.Если вам трудно
начать, то попробуйте взять карандаш или фломастер в левую руку ( если вы
правша ) или в правую (если вы левша). Вы чуствуете,что вас тянет писать слова?
Пишите слова.Когда вы завершите рисование,возьмите новый лист бумаги ( можно
теперь выбрать другие цвета ) и начните рисовать свои чуства, относящиеся к
смерти. И в этом случае старайтесь рисовать спонтанно, не обдумывая то, что вы
делаете.
3. Психологический тест - опросник
В нем были представлены как
закрытые,так и открытые вопросы, направленные на выявление отношения
людей к смерти( полный вариант теста - опросника дан в приложении).
4.
Помимо этого с
опрашиваемыми проводилась беседа, а также велось наблюдение за ними.
Психологическое иследование велось следующим образом:
первичным давался тест Люшера, затем предлагался тест «Рисование смерти», далее
тест – опросник, и в заключении мы повторно предлагали Цветовой тест М.
Люшера, с целью выявить наличие или отсутствия личностной тревоги, относительно
изучаемой проблемы.
Как видно из вышесказанного нами был сделан акцент на
использование невербальных методик, т.е. путем рисунков и цветов определить
объективноеотношение человека к смерти.
3.2 Возрастной аспект отношения к
смерти.
В нашем исследовании анализу были подвергнуты такие
эмоциональные особенности личности, как: эмоциональное состояние личности на
момент начала проведения эксперимента и при его окончании, наличие или отсутствие
угнетенного настроения, наличие или отсутствие тревожности и т.д.
На основании сбора и анализа полученного фактического
материала, после проведения первичной статистической обработки можно выявить
следующие возрастные различия между возрастными группами. Для начала хотелось
бы описать отношение к феномену смерти с позиции каждой возрастной группы, а
затем имеющиеся сходства и различия между ними.
Первая возрастная категория(от 8 до
15 лет).
После проведения цветового теста М. Люшера и последующей
ранговой раскладки цвета в данной возрастной группе был получен следующий
первичный цветовой ряд: 31452706. Это свидетельствует, что на начало
эксперимента в группе присутствовал следующий эмоциональный настрой: стремление
к активной деятельности, богатым впечатлениям и переживаниям, чарующей близости
и жизни наполненной множеством ярких событий и переживаний, правда при налачие
застоя физических потребностей. Тревожность на данный момент отсутствует.
В рисунках присутствует «детский дух» отношения к
смерти.Отсутствует абстрактное мышление. Об этом свидетельствует восприятие
самой смерти (смерть с косой, предметы возможной смерти, последние минуты
жизни). Цвета предпочитаемые при рисовании, это красный, синий, зеленый и
желтый. Темные оттенки практически отсутствуют.
Данные
теста – опросника мы решили изложить в таблице, которая приведена в приложение
( см. Таблицу № 1).
Большинство из отвечающих выбирали предложенные
ответы, но также были предложены и свои. Так например, на вопрос с какой
музыкой вы могли бы сравнить смерть, 13% ответили, что это грустная песня без
слов. На счет цвета смерти, 23% ответили, что цвет у смерти отсутствует. 20%
опрошенных школьников хотят умереть совершая подвиги, и 36% считают, что
проживут они столько, сколько им отведено судьбой и не им решать о возрасте.
Кроме того мы просили назвать смерть другим словом. Ответов было много. Но
большинство всказали идею о том , что смерть – это другая жизнь.
Как завершающий тест, проводилась
вторичная ранговая раскладка цвета, и был выявлен следующий цветовой ряд:
13425076
Итак, давайте посмотрим изменилось ли отношение к
смерти у школьников. Как мы видим тревога отсутствует и в данном случае, но на
смену неугомонной активности пришел покой и гормония, успокоение и
удовлетворение. Появляется трезвое и напряженное внимание, стремление
выработать свое собственное суждение, требование собственной независимости и
уважения, которое они пытаются найти в близком и спокойном общении.
Вывод:
В возрасте до 15 лет, человек воспринимает смерть как конец жизни, наступающий
тогда, когда придет время.Сравнивает смерть с тихой и спокойной музыкой,
глубоким сном, завядшем цветком, и в темных тонах. Не было выявлено наличие
тревоги и угнетенного настроения.
Вторая возрастная группа (16-30) лет.
Первичная ранговая раскладка по Люшеру следующая: 13524076.
Присутствует стремление к тесному союзу, основанному на гармонии и
самопожертвовании. Поиск нежных, приятных и чарующих отношений.Имеется
предрасположенность к чуственному реагированию. Тревога отсутствует.
Рисунки в данной возрастной группе несколько отличаются между собой,
но во всех можно проследить тревожное настроение. Об этом свидетельствуют
черные тона присутствующие в рисунках. Большинство опрошенных рисовали
лицо, причем с иронической улыбкой. Скорее всего это свидетельствует о
присутствие некоего бессознательного страха, и еще была выявлена
нервозность. Почти все рисунки были выполнены штриховым, грубым
закрашиванием.
Результаты анкетирования мы опять приводим в таблице № 2
(см.Приложение).
Как видно из таблицы большинство
опрошенных предлагали свои ответы на вопросы, т.е. это свидететельствует о том,
что человек начинает задумываться о смерти, обдумывать и принимать либо не
принимать факт ее существования.
Давайте проанализируем эти ответы.
Мнения касательно наличия у смерти лица разделись ровно пополам. 15 человек
считают, что оно есть, а 15, что его нет. Так какое оно? Оно прекрасное,
отважное с огромными глазами. Полагаясь на ответы на вопрос, что вы чуствуете,
когда думаете что тоже умрете, 23% восприняли это как должную неизбежность.
Один ответ мне очень понравился: последние минуты жизни сравниваются с
водопадом (красиво). Каким другим словом назвали смерть представители этой
возрастной группы. Смерть – бесконечный тоннель, путешествие в другое
измерение.
И снова Люшер. Вторичная ранговая
раскладка выглядит следующим образом:
31425076. И вновь тревога
отсутствует. На смену глубокому покою приходит активность сочетающаяся с
гармонией. Данная активность и полное любви единение создают предпосылки для
истинного счастья. Живо воспринимают происходящее и решительно отстраняются от
общепринятых взглядов. Пытаются скрыть собственную чувствительность,
одиночество и обидчивость.
Вывод: В возрасте от16 до30 лет человек объективно воспринимает факт
смерти. На этом возрастном этапе появляется страх при мысли о смерти и
нервозностью Тревога пока отсутствует.
Третья возрастная группа (31-45) лет
Согласно Люшеру, первичная ранговая раскладка выглядит
следующим образом:
31542076, что может говорить о следующем: данная возрастная
группа стремится к гармонии, активной деятельности, чарующей близости и жизни
богатой действиями и впечатлениями. Группа наделена богатым воображением
и тонкой чувствительностью, и как следствие ищут выхода этим
качествам в присутствии кого-либо столь же утонченного и устремленного.
Начиная с этой возрастной группы, мы столкнулись с отказами
отностиельно рисования смерти. Люди говорили, что смерть невозможно нарисовать.
И действительно как ее нарисуешь. Многие говорили, что чистый лист бумаги
наилучшим образом описывает все их чувства и переживания. Но были и рисунки,
правда маленькие и со слабыми едва распознаваемыми очертаниями, нарисованными
черным карандашом, но они были. Большее предпочтение здесь отдавалось природе а
также чему-то напоминающему тоннель. Что это боязнь смерти, уход, стремление
засунуть голову в землю как страус? Да, мы ярко видим наличие всех этих качеств
в данных рисунках. Наиболее ярко отражают рисунки, ответы респондентов на
вопрос : «Каким другим словом вы могли бы назвать смерть»? «Смерть это конец»
- отвечали они. Как отвечали они на другие вопросы показано в таблице (см.
Приложение Таблица №3).
Давайте посмотрим, что мы видим из этой таблицы? У смерти
появилось лицо, какое оно. Оно страшное, безликое и отражающее деяния. Кроме
того появился страх и при мысли о самой смерти (23%), а также мы видим , что
есть и облегчение( 23% ). Неужели человек устал и не хочет жить в 45 лет? Это
покажет нам оканчательный расклад по Люшеру?
35410276. На смену стремлению к активности пришло стремление
к переживаниям, стремление действовать осторожно и аккуратно, строго
контролируя свои контакты с окружающими. Чувствуют себя неполноценными и
обиженными, ущемленными. Ярко видно отсутствие нажежды и присутствие личной
тревоги.
Вывод: В возрасте от 31 до 45 лет человек боится смерти,
отказывается принимать факт ее существования, старается не думать о ней, ни при
каких обстоятельствах. На данном этапе возникает личностная тревога.
Четвертая возрастная группа ( 46-60 ) лет.
После проведения цветого
теста первичный ранговый расклад выглядит следующим образом: 23150467. несмотря
на то, что видна надежда и стремление к жизни, данной группой отвергается
свобода. Да, они хотят достичь успеха. Но какой ценой. Готовы к умиротворяющему
и приносящему разрядку единению. Жаждут мира и спокойствия.
Рисунки, в основном, выполнены синим и красными цветами.
Правда рисовались либо люди, либо могилы и кладбища. Следовательно, люди этого
возраста конкретизируют смерть, как смерть конкретного человека и его
последующее место захоронения. Данные рисунки передавали чувство боли, скорби
из-за неизбежности и невозможности что-то изменить.
Результаты анкетирования изложены в таблице № 4 (
см.Приложение ).
Смерть – это пустота, отрешение и небытие. Данная возрастная группа
напоминает человека, на которого вот-вот наподет хищник, но он не старается
бежать, так как знает, что и бежать некуда, хищник все равно настигнет его и
растерзает. Поэтому он лежит и ждет своего часа.
Согласно вторичному
раскладу цвета, который выглядит следующим образом: 51023467, по сравнению с
первичным , возрастла личностная тревога. Ввиду явного сопротивления среды
испытывают трудность в осуществлении притязаний на личную значимость. Им трудно
находить силы для преодоления препятствий. Они измучены и утомлены из – за
сложившихся проблем.
Вывод: В возрасте от 46-60 человек испытывает боль и страх при мысли о смерти.
Именно в этом возрасте присутствует тревога, как ситуативная, так и личностная.
Именно в этом возрасте человек установил для себя возрастную планку смерти, а
именно от 60 до 80.Мы с уверенностью можем сказать, на
основании полученных данных. Что эта возрастная группа
является группой риска.
Пятая возрастная группа (61-76 ) лет
Эта заключительная
возрастная группа в нашем исследовании. После первичного проведения теста
М.Люшера и последующей ранговой раскладки цвета был получен следующий цветовой
ряд: 14352067
Стремятся к безоблачному
счастью, ради которого способны действовать на большом подъеме и с немалым самопожертвованием.
Принимают активное участие во всем, что может волновать и будоражить. За всем
происходящим наблюдают со стороны.
И вновь рисунки выполнены в
темных тонах, отсутствует четкая картина. На рисунках видно лишь то, что с
трудом можно отнести к геометрическим фигурам. С уверенностью можно сказать,
что люди достигшие данного возраста знают лучше других как выглядит смерть, а
именно так как они ее рисовали, что – то неопределенное, кругло – квадратное.
Мы думаем, что интересным
было бы просмотреть их ответы на вопросы теста – опросника.( см. Приложение
Таблица № 5).
Итак,
как относятся к смерти люди в старости? С болью, но с болью не за себя, как
предыдущая группа, а за мир, за то, что так мало времени осталось, что есть
многое, что еще не сделано. Как мы видим здесь полностью отсутствуют свои
ответы. Неужели они не смогли найти что – то лучшее, что описывает их чувства
или предложенные ответы их полностью удовлетворяли. Ответить на это поможет их
ответ о том , что они не думают о смерти ( 83% ), о возрасте в котором она
может их настичь(80%).Смерть воспринимается ими как само собой разумеющееся, то
что неизбежно. Ведь в жизни так много прекрасного, что не стоит думать о такой
проблеме, как смерть. Рано или поздно она придет. Возьмет верх над жизнью, и
именно тогда все встанет на свои места, и именно тогда они подумает о таком
феномене, как СМЕРТЬ.
3.3 Сравнение
психологического отношения
к смерти в
возрастных группах.
Как стало ясным из
вышесказанного, в исследовании принимало участие 5 возрастных групп. В этом
параграфе мы проследим как меняется отношение людей к смерти по мере взросления
человека, что есть общего и различного между ними.
По мере взросления человека
меняется и его отношение к смерти от предметного и воспринимаемого с позиций
сказок и мультипликационных фильмов до обдуманного, разумного и воспринимаемого
не как что – то, что произойдет когда – нибудь и как – нибудь,а как что – то
над чем стоит задумываться уже сейчас. С возрастом появляется и тревога и
страх, нервозность и беспокойство, но все это проходит, и к старости к
человеку вновь приходит чувство спокойствия и умиротворения при мысли о смерти.
Это прослеживается и в рисунках нами опрошенных людей, а также их ответах на
наш психологический тест – опросник.
Большинство ответов на
вопросы совпадали, менялось лишь их количество. Лучше всего это покажет
диограмма, которая представлена нами в приложении. Мы выбрали наиболее часто
встречающиеся ответы и показали их в процентном соотношении (см.приложение).
Характер рисунков меняется
от красочных, наполненных жизнью и действиями вплоть до лиц с иронической
улыбкой, могил, белых листов бумаги, а также мрачных непонятных геометрических
фигур.
Все возрастные группы
считают, что смерть – это конец жизни, глубокий и спокойный сон под тихую музыку.
Смерть всеми представляется в темных тонах и красках. Все считают, что смерть
может настигнуть человека в любой момент жизни. Независимо от возраста все
хотели бы умереть дома. Таким образом можно сказать, что смерть воспринимается
одинаково и как в 15 лет и
как в 70 лет. Единственное,
что меняется , так это чувства которые мы испытываем при мысли о том, что
умрем, это частота нашего думания о смерти.
Заключение
Магистрская диссертация была посвящена изучению эмоционального
состояния личности, а именно направлена на выявление тревожного,
фрустрационного состояния, угнетенного настроения и присутствие страха при
мысли о смерти в боле поздние десятилетия жизни человека. Тема смерти была
выбрана неспроста. Несмотря на то, что наше общество, научный прогресс и все
человечество в целом находится уже в XXI веке, проблема смерти, животный страх по отношению к ней так и остаются
присутствовать в нашем сознании. Да, наука пошла очень далеко, изобретено
клонирование человека, а ведь это и есть попытка избежать смерти, любого, даже
самого ничтожного соприкосновения с ней, попытка сделать жизнь вечной. Но кто
знает, может быть жить – это значит умереть, а умереть – жить. Все это
натолкнуло нас на рассмотрение данного феномена, а в частности отношения к нему
в различные возрастные этапы.
В нашем иследовании была проведена следующая работа:
проводился глубокий теоретический анализ отношения к феномену смерти с
различных позиций, т.к.: философия, психология, медицина,
религия,художественная литература. Давался краткий обзор изменения взглядов в
обществе, относительно смерти, по мере его становления от средневековья до
наших дней. Ткже вскользь были затронуты две культуры, а именно египетская и
тибетская, которые внесли существенный вклад в изучение данного феномена и
считаются бесценным трудом по сей день. И самое главное, изучался сам феномен
смерти, чувство страха смерти, а также причины этот страх вызывающие. Помимо
этого было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение эмоционального
состояния личности при мысли о смерти.
После проведения эмпирического исследования можно подвести
следующие итоги:
·
Человек всерьез
начинает задумываться о смерти после 30-ти лет;
·
Наличие страха,
тревоги и угнетенного настроения чаще всего присутствует у людей в возрасте от
40 до 60 лет;
·
Люди прошедшие
60-тилетний возрастной рубеж, при мысли о смерти испытывают умиротворенное и
спокойное состояние. В этот период жизни, их жизнь как таковая перестает
существовать. Центральное место в этом возрасте занимают их дети, и все что с
ними связано;
·
Несмотря на
возрастной ценз, смерть воспринимается так. Как и была воспринятя в детстве, а
именно ее «образ» проносится сквозь года в неизменном виде, что-то темное,
что-то глубокое и очень тихое;
·
Именно после 60-тилетнего
рубежа смерть изображается именно как представляется, т.е. не то, что с ней
связано, а именно смерть как есть.
Подытоживая все вышеперечисленное можно с уверенностью
сказать, что люди в возрасте от 40 до 60 лет являются «группой риска», и именно
в этом возрасте проблема смерти воспринимается наиболее актуально.
Закончить свою диссертацию мне хотелось бы цитатой Халиль
Джебрана из его произведения «Пророк»: «Вы хотели бы узнать секрет смерти.
Но как вы найдете его, если не будете искать его в сердце жизни? Филин, чьи
привыкшие к ночи глаза слепы днем, не может снять покрывало с тайны света. Если
вы действительно хотите узнать дух смерти, откройте широко ваше сердце для тела
жизни. Потому что жизнь и смерть – одно целое, так же как одним целым являются
река и море.
В глубине ваших надежд и желаний лежит ваше молчаливое знанье
потустороннего; и как семена, что спят под снегом, ваше сердце грезит весной.
Верьте этим снам, потому что в них скрыты ворота в вечность. Ваш страх перед смертью – это
только дрожь пастуха, стоящего пред своим королем. Чья рука готова отметить его
почетом. Разве пастух не рад, хоть и дрожит, что сам король отметит его? И все
же разве недумает он больше всего о дрожи своей?
Разве умереть не значит лишь встать обнаженным под ветер,
чтобы слиться, расплавившись, с солнцем? И разве остановка дыхания не есть лишь
освобождение его от беспокойных приливов и отливов, так, чтоб оно поднялось и
простерлось без всяких забот в поисках Бога?
Только испив из реки молчания, вы сможете по-настоящему петь.
И когда вы достигните вершины горы, только тогда вы сможете начать восхождение.
И когда земля затребует все ваше тело, тогда только вы начнете настоящий свой
танец».(32)
Список использованной литературы:
1.
Арьес Ф. Человек
перед лицом смерти. – М.,1992. – 351с.
2.
Ахмедов Т.И.,
Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. – Х.,2001. – 768с.
3.
Бардо Тодол. -
М.,1997. - 632 с.
4.
Бейли А. Проблема
смерти. - М.,1995. - 563с.
5.
Белик А.
Измененные состояния сознания и психотерапия. – М.,1991. – 128с.
6.
Белоусов С.
Психология страха смерти. – СПб.,1993. – 271с.
7.
Библия. Книги
Священного писания Ветхого и Нового Завета. – М.,1999. – 1311с.
8.
Браун Дж.
Психология Фрейда и постфрейдисты. – К.,1997. – 264с.
9.
Гантимуров Е.
Очерки бессмертия. - М.,2002. - 288с.
10.
Гроф С.
Психология будущего: уроки современных исследований сознания. - М.,2001. -
476с.
11.
Гроф С. Книга
мертвых: учебник жизни и смерти. - М.,1994. – 483с.
12.
Гроф С. По ту
сторону смерти. – М.,1994. – 512с.
13.
Гроф С. Человек
перед лицом смерти. – М.,2002. – 239с.
14.
Гроф С. За
пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. – М.,1992. –
482с.
15.
Драгенский В.
Цветовой личностный тест. – Мн.,1999. – 448с.
16.
Кюблер-Росс Э. О
смерти и умирании. – М.,1996. – 645с.
17.
Лосев А.
Философия. Мифология. Культура. – М.,1991. – 193с.
18.
Мамфорд Дж.
Смерть: начало или конец?. - М.,2002. - 176с.
19.
Мень А. Таинство,
слово и образ. Богослужение Восточной церкви. – М.,1991. – 115с.
20.
Моуди Р. Жизнь до
жизни. Жизнь после жизни. – К.,1994. – 415с.
21.
Ожегов С.И.
Словарь русского языка. – М.,1975. – 846с.
22.
Ошо. Смерть –
величайший обман. - К.,2002. - 208с.
23.
Параманов К.,
Хузерман Ф. Об образе смысла смерти. – М.,1998. – 459с.
24.
Порохова В.
Коран. Перевод смыслов и коментарии. – М.,1997. – 797с.
25.
Прохоров А.М.
Советский энциклопедический словарь. – М.,1985. – 1599с.
26.
Психологические
аспекты буддизма. – Н.,1986. – 239с.
27.
Роуз С. Душа
после смерти. – М.,1997. – 361с.
28.
Сумерки богов: Ф.
Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.П. Сартр. – М.,1989. – 310с.
29.
Фигуры Танатоса.
Третий специальный выпуск: Тема смерти в духовном опыте человечества. – СПб.,
2-4/11.1993г.
30.
www.narod.ru
31.
www.death.ru
32.
www.haron.ru
33.
www.prorok.ru
34.
www.psychology.ru
35.
www.literature.ru
36.
www.slovari.ru
Приложение
|