рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Феномен смерти и отношение к нему в различные возрастные периоды жизни рефераты

4. Фиксируйте и наблюдайте все феномены, связанные с процессом удаления, как во время медитативной работы, так и при отходе ко сну. Будет обнаружено, например, что многие почти болезненно вздрагивают и сразу просыпаются после засыпания. Объясняется это тем, что их сознание

выскальзывает через недостаточно чистую ткань, через частично закрытое отверстие. Другие могут слышать громкий треск в области головы. Его могут вызывать жизненные дуновения в голове, которые мы обычно не сознаем; он обусловливается внутренней астральной чувствительностью, позволяющей слышать всегда наличествующие, но, как правило, нерегистрируемые звуки. Третьи, засыпая, могут видеть свет, или цветные облака, или фиолетовые знамена и вымпелы, – все это эфирные феномены. Все подобные феномены нереальны и связаны с жизненным телом, с праническими эманациями и с тканью света».(4С.491-505).

Данная практика и следование этим четырем правилам в течение ряда лет в большой мере облегчает технику умирания, так как человек, научившийся владеть своим телом при засыпании, имеет преимущество перед человеком, никогда не обращавшим внимания на этот процесс.

В связи с техникой умирания в настоящее время можно дать лишь одно-два указания. Мы не будем обсуждать то, что видит присутствующий наблюдатель, а разберем лишь то, что поможет облегчить исход души.

Первое: пусть в комнате царит молчание. Конечно, так часто и бывает. Следует помнить, что умирающий обыкновенно бывает без сознания. Это кажущаяся, а не реальная бессознательность. В девятистах случаях из тысячи мозг целиком осознает события, однако налицо полный паралич воли к выражению и абсолютная неспособность выработать энергию, которая бы засвидетельствовала жизнь. Если молчание и понимание царят в комнате умирающего, отходящая душа может до последней минуты сохранять власть над своим инструментом и сделать необходимые приготовления.

Позднее, когда больше будет известно о цветах, лишь оранжевый свет будет допускаться в комнате умирающего; его наладка будет сопровождаться должными церемониями, когда уже не будет оставаться никакого шанса на выздоровление. Оранжевый способствует фокусированию в голове, также как

красный стимулирует солнечное сплетение, а зеленый оказывает определенное воздействие на сердечный и жизненный потоки.

Определенные виды музыки будут использоваться после того, как больше будет понято о звуке; пока же нет такой музыки, которая бы облегчала работу удаления души из тела, хотя некоторые ноты органа будут найдены эффективными. В самый миг смерти, если звучит собственная нота умирающего, она скоординирует оба потока энергии и в конечном счете оборвет жизненную нить, однако знание это пока слишком опасно, чтобы быть переданным, и может быть дано позднее. И еще одно замечание. Очень важное значение имеет последняя мысль умирающего человека, ведь ее нельзя заранее спланировать, она  находится в самых глубинных недрах нашего подсознания. Она вспыхнет и  затухнет, но от не будет зависеть многое...(5С.91).


Глава 3

Экспериментальное изучение психологического отношения людей к смерти

 

 

 

 

 

 

3.1 Организация и проведение исследования.

Описание выборки. Наше исследование проводилось в течение полугода. За это время нами было опрошено 150 человек в возрасте от 8 до 76 лет. Все опрошенные являются жителями города Баку.Из них 79 человек женского пола (53%), и 71 ( 47% ) мужского.

Среди опрошенных присутствовали представители нескольких национальностей, а именно:

Азербайджанцы – 86 человек (57%);

Русские – 52 человека ( 35% );

Украинцы – 5 человек ( 3% );

Татары – 4 человека ( 3% );

Лезгины – 3 человека ( 2% ).

Кроме того имелись различия и в религиозной принадлежности. 77 опрошенных (51% ) относят себя к мусульманской религии, 55 человек ( 37%) к христианской,  а 18 опрошенных (12%) причислили себя к числу неверящих в Бога, а именно атеистов.

Так как целью нашего исследования являлось выявить психологическое отношение к смерти с позиции возраста, все опрошенные были условно разделены нами на 5 возрастных групп:

От 8 до 15 лет ( отрочество);

От 16 до 30 лет ( юность);

От 31 до 45 лет ( молодость);

От 46 до 60 лет ( зрелость);

От 61 до 76 лет ( старость ).

Описание методик. В нашем исследовании для сбора фактического материала были использованы следующие психологические тесты:

1.   Цветовой личностный тест М. Люшера (малый тест Люшера).

Состоит из  8 цветов( синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный м серый). Данный тест направлен на определение эмоционального состояния личности.

2.   Тест «Рисование смерти»

Инструкция к проведению данного теста выглядит следующим образом.

«Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите принадлежности для рисования (цветные карандаши,фломастеры,краски ).Закройте глаза,сделайте немного глубоких вздохов,подумайте о смерти.Откройте глаза.Теперь выберите цвета и начните рисовать ваш символ смерти.Не нужно сознательно выбирать какой-то символ, просто начните рисовать.Если вам трудно начать, то попробуйте взять карандаш или фломастер в левую руку ( если вы правша ) или в правую (если вы левша). Вы чуствуете,что вас тянет писать слова? Пишите слова.Когда вы завершите рисование,возьмите новый лист бумаги ( можно теперь выбрать другие цвета ) и начните рисовать свои чуства, относящиеся к смерти. И в этом случае старайтесь рисовать спонтанно, не обдумывая то, что вы делаете.

3.   Психологический тест -  опросник

В нем были представлены как закрытые,так и открытые вопросы,        направленные на выявление отношения людей к смерти( полный вариант теста -   опросника дан в приложении).

4.   Помимо этого с опрашиваемыми проводилась беседа, а также велось наблюдение за ними.

Психологическое иследование велось следующим образом: первичным давался тест Люшера, затем предлагался тест «Рисование смерти», далее тест – опросник,  и в заключении мы повторно предлагали Цветовой тест М. Люшера, с целью выявить наличие или отсутствия личностной тревоги, относительно изучаемой проблемы.

Как видно из вышесказанного нами был сделан акцент на использование невербальных методик, т.е. путем рисунков и цветов определить объективноеотношение человека к смерти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Возрастной аспект отношения к смерти.

В нашем исследовании анализу были подвергнуты такие эмоциональные особенности личности, как: эмоциональное состояние личности на момент начала проведения эксперимента и при его окончании, наличие или отсутствие  угнетенного настроения, наличие или отсутствие тревожности и т.д.

На основании сбора и анализа полученного фактического материала, после проведения первичной статистической обработки можно выявить следующие возрастные различия между возрастными группами. Для начала хотелось бы описать отношение к феномену смерти  с позиции каждой возрастной  группы,  а затем имеющиеся сходства и различия между ними. 

Первая возрастная категория(от 8 до 15 лет).

После проведения цветового теста М. Люшера и последующей ранговой раскладки цвета в данной возрастной группе был получен следующий первичный  цветовой ряд: 31452706. Это свидетельствует, что на начало эксперимента в группе присутствовал следующий эмоциональный настрой: стремление к активной деятельности, богатым впечатлениям и переживаниям, чарующей близости и жизни наполненной множеством ярких событий и переживаний, правда при налачие застоя физических потребностей. Тревожность на данный момент отсутствует.

В рисунках присутствует «детский дух» отношения к смерти.Отсутствует абстрактное мышление. Об этом свидетельствует восприятие самой смерти (смерть с косой, предметы возможной смерти, последние минуты жизни). Цвета предпочитаемые при рисовании, это красный, синий, зеленый и желтый. Темные оттенки практически отсутствуют.

Данные теста – опросника мы решили изложить в таблице, которая приведена в приложение ( см. Таблицу № 1).

Большинство из отвечающих выбирали предложенные ответы, но также были предложены и свои. Так например, на вопрос с какой музыкой вы могли бы сравнить смерть, 13% ответили, что это грустная песня без слов. На счет цвета смерти, 23% ответили, что цвет у смерти отсутствует. 20% опрошенных школьников хотят умереть совершая подвиги, и 36% считают, что проживут они столько, сколько им отведено судьбой  и не им решать о возрасте. Кроме того мы просили назвать смерть другим словом. Ответов было много. Но большинство всказали идею о том , что смерть – это другая жизнь.

Как завершающий тест, проводилась вторичная ранговая раскладка цвета, и был выявлен следующий цветовой ряд: 13425076

Итак, давайте посмотрим изменилось ли отношение к смерти у школьников. Как мы видим тревога отсутствует и в данном случае, но на смену неугомонной активности пришел покой и гормония, успокоение и удовлетворение. Появляется трезвое и напряженное внимание, стремление выработать свое собственное суждение, требование собственной независимости и уважения, которое они пытаются найти в близком и спокойном общении.

Вывод: В возрасте до 15 лет, человек воспринимает смерть как конец жизни, наступающий тогда, когда придет время.Сравнивает смерть с тихой и спокойной музыкой, глубоким сном, завядшем цветком, и в темных тонах. Не было выявлено наличие тревоги и угнетенного настроения.

Вторая возрастная группа (16-30) лет.

Первичная ранговая раскладка по Люшеру следующая: 13524076. Присутствует стремление к тесному союзу, основанному на гармонии и самопожертвовании. Поиск нежных, приятных и чарующих отношений.Имеется предрасположенность к чуственному реагированию. Тревога отсутствует.

Рисунки в данной возрастной группе  несколько отличаются между собой, но во всех можно проследить тревожное настроение. Об этом свидетельствуют черные тона присутствующие в рисунках. Большинство опрошенных рисовали 

лицо, причем с иронической улыбкой. Скорее всего это свидетельствует о присутствие некоего бессознательного страха, и еще была выявлена

нервозность. Почти все рисунки были выполнены штриховым, грубым закрашиванием.

Результаты анкетирования мы опять приводим в таблице № 2 (см.Приложение).

Как видно из таблицы большинство опрошенных предлагали свои ответы на вопросы, т.е. это свидететельствует о том, что человек начинает задумываться о смерти, обдумывать  и принимать либо не принимать факт ее существования.

Давайте проанализируем эти ответы. Мнения касательно наличия у смерти лица разделись ровно пополам. 15 человек считают, что оно есть, а 15, что его нет. Так какое оно? Оно прекрасное, отважное с огромными глазами. Полагаясь на ответы на вопрос, что вы чуствуете, когда думаете что тоже умрете, 23% восприняли это как должную неизбежность. Один ответ мне очень понравился: последние минуты жизни сравниваются с водопадом (красиво). Каким другим словом назвали смерть представители этой возрастной группы. Смерть – бесконечный тоннель, путешествие в другое измерение.

И снова Люшер. Вторичная ранговая раскладка выглядит следующим образом:

31425076. И вновь тревога отсутствует. На смену глубокому покою приходит активность сочетающаяся  с гармонией. Данная активность и полное любви единение создают предпосылки для истинного счастья. Живо воспринимают происходящее и решительно отстраняются от общепринятых взглядов. Пытаются скрыть собственную чувствительность, одиночество и обидчивость.

Вывод: В возрасте от16 до30 лет человек объективно воспринимает факт смерти. На этом возрастном этапе появляется страх при мысли о смерти и нервозностью Тревога пока отсутствует.

Третья возрастная группа (31-45) лет

Согласно Люшеру, первичная ранговая раскладка выглядит следующим образом:

31542076, что может говорить о следующем: данная возрастная группа стремится к гармонии, активной деятельности, чарующей близости и жизни богатой действиями и впечатлениями. Группа наделена богатым воображением

и тонкой чувствительностью, и как следствие ищут выхода этим качествам в присутствии кого-либо столь же утонченного и устремленного.

Начиная с этой возрастной группы, мы столкнулись с отказами отностиельно рисования смерти. Люди говорили, что смерть невозможно нарисовать. И действительно как ее нарисуешь. Многие говорили, что чистый лист бумаги наилучшим образом описывает все их чувства и переживания. Но были и рисунки, правда маленькие и со слабыми едва распознаваемыми очертаниями, нарисованными черным карандашом, но они были. Большее предпочтение здесь отдавалось природе а также чему-то напоминающему тоннель. Что это боязнь смерти, уход, стремление засунуть голову в землю как страус? Да, мы ярко видим наличие всех этих качеств в данных рисунках. Наиболее ярко отражают рисунки, ответы респондентов на вопрос : «Каким другим словом вы могли бы назвать смерть»?  «Смерть это конец» - отвечали они. Как отвечали они на другие вопросы показано в таблице (см. Приложение Таблица №3).

Давайте посмотрим, что мы видим из этой таблицы? У смерти появилось лицо, какое оно. Оно страшное, безликое и отражающее деяния. Кроме того появился страх и при мысли о самой смерти (23%), а также мы видим , что есть и облегчение( 23% ). Неужели человек устал и не хочет жить в 45 лет? Это покажет нам оканчательный расклад по Люшеру?

35410276. На смену стремлению к активности пришло стремление к переживаниям, стремление действовать осторожно и аккуратно, строго контролируя свои контакты с окружающими. Чувствуют себя неполноценными и обиженными, ущемленными. Ярко видно отсутствие нажежды и присутствие личной тревоги.

 

 

 

Вывод: В возрасте от 31 до 45 лет человек боится смерти, отказывается принимать факт ее существования, старается не думать о ней, ни при каких обстоятельствах. На данном этапе возникает личностная тревога.

Четвертая возрастная группа ( 46-60 ) лет.

После проведения цветого теста первичный ранговый расклад выглядит следующим образом: 23150467. несмотря на то, что видна надежда  и стремление к жизни, данной группой отвергается свобода. Да, они хотят достичь успеха. Но какой ценой. Готовы к умиротворяющему и приносящему разрядку единению. Жаждут мира и спокойствия.

Рисунки, в основном,  выполнены синим и красными цветами. Правда рисовались либо люди, либо могилы и кладбища. Следовательно, люди этого возраста конкретизируют смерть, как смерть конкретного человека и его последующее место захоронения.  Данные рисунки передавали чувство боли, скорби  из-за неизбежности и невозможности что-то изменить.

Результаты анкетирования изложены в таблице № 4 ( см.Приложение ).

Смерть – это пустота, отрешение и небытие. Данная возрастная группа напоминает человека, на которого вот-вот наподет хищник, но он не старается бежать, так как знает, что и бежать некуда, хищник все равно настигнет его и растерзает. Поэтому он лежит и ждет своего часа.

Согласно вторичному раскладу цвета, который выглядит следующим образом: 51023467, по сравнению с первичным , возрастла личностная тревога. Ввиду явного сопротивления среды испытывают трудность в осуществлении притязаний на личную значимость. Им трудно находить силы для преодоления препятствий. Они измучены и утомлены из – за сложившихся проблем.

Вывод: В возрасте от 46-60 человек испытывает боль и страх при мысли о смерти. Именно в этом возрасте присутствует тревога, как ситуативная, так и личностная. Именно в этом возрасте человек установил для себя  возрастную планку смерти, а именно от 60 до 80.Мы с уверенностью можем сказать, на

основании полученных данных. Что эта возрастная группа является группой риска.

Пятая возрастная группа (61-76 ) лет 

Эта заключительная возрастная группа в нашем исследовании. После первичного проведения теста М.Люшера и последующей ранговой раскладки цвета был получен следующий цветовой ряд: 14352067

Стремятся к безоблачному счастью, ради которого способны действовать на большом подъеме и с немалым самопожертвованием. Принимают активное участие во всем, что может волновать и будоражить. За всем происходящим наблюдают со стороны.

И вновь рисунки выполнены в темных тонах, отсутствует четкая картина. На рисунках видно лишь то, что с трудом можно отнести к геометрическим фигурам. С уверенностью можно сказать, что люди достигшие данного возраста знают лучше других как выглядит смерть, а именно так как они ее рисовали, что – то неопределенное, кругло – квадратное.

Мы думаем, что интересным было бы  просмотреть их ответы на вопросы теста – опросника.( см. Приложение Таблица № 5).

Итак, как относятся к смерти люди в старости? С болью, но с болью не за себя, как предыдущая группа, а за мир, за то, что так мало времени осталось, что есть многое, что еще не сделано. Как мы видим здесь полностью отсутствуют свои ответы. Неужели они не смогли найти что – то лучшее, что описывает их чувства или предложенные ответы их полностью удовлетворяли. Ответить на это поможет их ответ о том , что они не думают о смерти ( 83% ), о возрасте в котором она может их настичь(80%).Смерть воспринимается ими как само собой разумеющееся, то что неизбежно. Ведь в жизни так много прекрасного, что не стоит думать о такой проблеме, как смерть. Рано или поздно она придет. Возьмет верх над жизнью, и именно тогда все встанет на свои места, и именно тогда они подумает о таком феномене, как СМЕРТЬ.

 

3.3 Сравнение психологического отношения

к смерти в возрастных группах.

Как стало ясным из вышесказанного, в исследовании принимало участие 5 возрастных групп. В этом параграфе мы проследим как меняется отношение людей к смерти по мере взросления человека, что есть общего и различного между ними.

По мере взросления человека меняется и его отношение  к смерти от предметного и воспринимаемого с позиций сказок и мультипликационных фильмов до обдуманного, разумного и воспринимаемого не как что – то, что произойдет когда – нибудь и как – нибудь,а как что – то над чем стоит задумываться уже сейчас. С возрастом появляется и тревога и страх, нервозность и беспокойство, но все это проходит, и к старости к  человеку вновь приходит чувство спокойствия и умиротворения при мысли о смерти. Это прослеживается и в рисунках нами опрошенных людей, а также их ответах на наш психологический тест – опросник.

Большинство ответов на вопросы совпадали, менялось лишь их количество. Лучше всего это покажет диограмма, которая представлена нами в приложении. Мы выбрали наиболее часто встречающиеся ответы и показали их в процентном соотношении (см.приложение).

Характер рисунков меняется от красочных, наполненных жизнью и действиями вплоть до лиц с иронической улыбкой, могил, белых листов бумаги, а также мрачных непонятных геометрических фигур.

Все возрастные группы считают, что смерть – это конец жизни, глубокий и спокойный сон под тихую музыку. Смерть всеми представляется в темных тонах и красках. Все считают, что смерть может настигнуть человека в любой момент жизни. Независимо от возраста все хотели бы умереть дома. Таким образом можно сказать, что смерть воспринимается одинаково и как в 15 лет и

как в 70 лет. Единственное, что меняется , так это чувства которые мы испытываем при мысли о том, что умрем, это частота нашего думания о смерти.

Заключение

Магистрская диссертация была посвящена изучению эмоционального состояния личности, а именно направлена на выявление тревожного, фрустрационного состояния, угнетенного настроения и присутствие страха при мысли о смерти в боле поздние десятилетия жизни человека. Тема смерти была выбрана неспроста. Несмотря на то, что наше общество, научный прогресс и все человечество в целом находится уже в XXI веке, проблема смерти, животный страх по отношению к ней так и остаются присутствовать в нашем сознании. Да, наука пошла очень далеко, изобретено клонирование человека, а ведь это и есть попытка избежать смерти, любого, даже самого ничтожного соприкосновения с ней, попытка сделать жизнь вечной. Но кто знает, может быть жить – это значит умереть, а умереть – жить. Все это натолкнуло нас на рассмотрение данного феномена, а в частности отношения к нему в различные возрастные этапы.

В нашем иследовании была проведена следующая работа: проводился глубокий теоретический анализ отношения к феномену смерти с различных позиций, т.к.: философия, психология, медицина, религия,художественная литература. Давался краткий обзор изменения взглядов в обществе, относительно смерти, по мере его становления от средневековья до наших дней. Ткже вскользь были затронуты две культуры, а именно египетская и тибетская, которые внесли существенный вклад в изучение данного феномена и считаются бесценным трудом по сей день. И самое главное, изучался сам феномен смерти, чувство страха смерти, а также причины этот страх вызывающие. Помимо этого было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение эмоционального состояния личности при мысли о смерти.

После проведения эмпирического исследования можно подвести следующие итоги:

·              Человек всерьез начинает задумываться о смерти после 30-ти лет;

·              Наличие страха, тревоги и угнетенного настроения чаще всего присутствует у людей в возрасте от 40 до 60 лет;

·              Люди прошедшие 60-тилетний возрастной рубеж, при мысли о смерти испытывают умиротворенное и спокойное состояние. В этот период жизни, их жизнь как таковая перестает существовать. Центральное место в этом возрасте занимают их дети, и все что с ними связано;

·              Несмотря на возрастной ценз, смерть воспринимается так. Как и была воспринятя в детстве, а именно ее «образ» проносится сквозь года в неизменном виде, что-то темное, что-то глубокое и очень тихое;

·              Именно после 60-тилетнего рубежа смерть изображается именно как представляется, т.е. не то, что с ней связано, а именно смерть как есть.

Подытоживая все вышеперечисленное можно с уверенностью сказать, что люди в возрасте от 40 до 60 лет являются «группой риска», и именно в этом возрасте проблема смерти воспринимается наиболее актуально.

Закончить свою диссертацию мне хотелось бы цитатой Халиль Джебрана из его произведения «Пророк»: «Вы хотели бы узнать секрет смерти. Но как вы найдете его, если не будете искать его в сердце жизни? Филин, чьи привыкшие к ночи глаза слепы днем, не может снять покрывало с тайны света. Если вы действительно хотите узнать дух смерти, откройте широко ваше сердце для тела жизни. Потому что жизнь и смерть – одно целое, так же как одним целым являются река и море.

В глубине ваших надежд и желаний лежит ваше молчаливое знанье потустороннего; и как семена, что спят под снегом, ваше сердце грезит весной. Верьте этим снам, потому что в них скрыты ворота в вечность. Ваш страх перед смертью – это только дрожь пастуха, стоящего пред своим королем. Чья рука готова отметить его почетом. Разве пастух не рад, хоть и дрожит, что сам король отметит его? И все же разве недумает он больше всего о дрожи своей?

Разве умереть не значит лишь встать обнаженным под ветер, чтобы слиться, расплавившись, с солнцем? И разве остановка дыхания не есть лишь освобождение его от беспокойных приливов и отливов, так, чтоб оно поднялось и простерлось без всяких забот в поисках Бога?

Только испив из реки молчания, вы сможете по-настоящему петь. И когда вы достигните вершины горы, только тогда вы сможете начать восхождение. И когда земля затребует все ваше тело, тогда только вы начнете настоящий свой танец».(32)

Список использованной литературы:

1.   Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М.,1992. – 351с.

2.   Ахмедов Т.И., Жидко М.Е. Психотерапия в особых состояниях сознания. – Х.,2001. – 768с.

3.   Бардо Тодол. -  М.,1997. -  632 с.

4.   Бейли А. Проблема смерти. -  М.,1995. -  563с.

5.   Белик А. Измененные состояния сознания и психотерапия.  – М.,1991. – 128с.

6.   Белоусов С. Психология страха смерти. – СПб.,1993. – 271с.

7.   Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. – М.,1999. – 1311с.

8.   Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. – К.,1997. – 264с.

9.   Гантимуров Е. Очерки бессмертия.  -  М.,2002. -  288с.

10.       Гроф С. Психология будущего: уроки современных исследований сознания. -  М.,2001. -  476с.

11.       Гроф С. Книга мертвых: учебник жизни и смерти. -  М.,1994. – 483с.

12.       Гроф С. По ту сторону смерти. – М.,1994. – 512с.

13.       Гроф С. Человек перед лицом смерти. – М.,2002. – 239с.

14.       Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. – М.,1992. – 482с.

15.       Драгенский В. Цветовой личностный тест. – Мн.,1999. – 448с.

16.       Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. – М.,1996. – 645с.

17.       Лосев А. Философия. Мифология. Культура. – М.,1991. – 193с.

18.       Мамфорд Дж. Смерть: начало или конец?. -  М.,2002. -  176с.

19.       Мень А. Таинство, слово и образ. Богослужение Восточной церкви. – М.,1991. – 115с.

20.       Моуди Р. Жизнь до жизни. Жизнь после жизни. – К.,1994. – 415с.

21.       Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.,1975. – 846с.

22.       Ошо. Смерть – величайший обман. -  К.,2002. -  208с.

23.       Параманов К., Хузерман Ф. Об образе смысла смерти. – М.,1998. – 459с.

24.       Порохова В. Коран. Перевод смыслов и коментарии. – М.,1997. – 797с.

25.       Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.,1985. – 1599с.

26.       Психологические аспекты буддизма. – Н.,1986. – 239с.

27.       Роуз С. Душа после смерти. – М.,1997. – 361с.

28.       Сумерки богов: Ф. Ницше, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.П. Сартр. – М.,1989. – 310с.

29.       Фигуры Танатоса. Третий специальный выпуск: Тема смерти в духовном опыте человечества. – СПб., 2-4/11.1993г.

30.       www.narod.ru

31.       www.death.ru

32.       www.haron.ru

33.       www.prorok.ru

34.       www.psychology.ru

35.       www.literature.ru

36.       www.slovari.ru

 

 

 

 

Приложение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6