Реферат: Елецкий пейзаж в творчестве М.М. Пришвина
Реферат: Елецкий пейзаж в творчестве М.М. Пришвина
Содержание
Введение.......................................................................................................... 3
Глава I. Проблемы изучения биографии М.М. Пришвина елецкого
периода и сохранения его творческого наследия............................................................................... 7
§1. Елецкие корни М.М. Пришвина и влияние малой родины на
мировоззрение писателя......................................................................................................... 7
§2. Проблемы сохранения наследия М.М. Пришвина на елецкой
земле. 15
Глава II. Особенности изображения елецкого края в творчестве
М.М. Пришвина. 22
§1. Город Елец в изображении М.М. Пришвина (на материале
романа «Кащеева цепь»)...................................................................................................................... 22
§2. Особенности изображения родной природы в творчестве М.М.
Пришвина. 30
§3. Изображение характеров в произведениях Пришвина о елецком
крае. 40
Заключение.................................................................................................... 50
Список использованной литературы........................................................... 52
Введение
В традициях старинных
русских городов всегда была тесная связь с близлежащими городами, селами и
деревнями, «редкими оазисами культуры»[1]
и поныне хранящими память о выдающихся творцах национального искусства. Тула не
мыслится без Ясной Поляны, Орел без Спасского-Лутовинова, Ярославль без
Карабихи. И как недостаточно было бы знание художественного наследия известных
русских писателей-земляков вне их духовной связи с Ельцом, так и восприятие
Ельца XIX- XX веков неполно без лермонтовских мест, формировавших больших
русских писателей, которые на материале елецкого края с ее социальной природной
спецификой роли высокохудожественные картины народной жизни.
Ельцу, одному из немногих
городов страны, посчастливилось быть воспроизведенным в художественной
литературе с изобилующей полнотой, от небольших штрихов и упоминаний у А.
Пушкина, Л. Толстого, Н. Лескова, А. Чехова, К. Паустовского до
скульптурно-детального изображения в творчестве И. Бунина и М. Пришвина,
поскольку с этим городом были связаны многие годы их жизни, незабываемые
впечатления, оригинальные замыслы и их конкретное воплощение.
Елец раскрывался
многосторонне. Здесь и городские предместья – Черная Слобода и Аргамача с их
легендами и преданиями, величественные церкви и Торговая улица с бесконечными
лавками и трактирами, Бабий базар и «обжорные ряды», больница «Красный крест»,
монастыри и речки.
Одним из писателей,
родившихся и живших на Елецкой земле, был Михаил Михайлович Пришвин. Пришвиным
было создано много выдающихся произведений о русской природе, родной земле и ее
людях[2].
Дарование Пришвина высоко
ценили М. Горький, К. Паустовский, К. Федин и др., ставя его в ряд лучших
русских писателей. М. Горький отмечал в творчестве Пришвина неповторимое
своеобразие, художественную оригинальность, правдивость, умение пристально и
вдумчиво наблюдать явления окружающего мира. Горький писал Пришвину: «Я думаю,
что такого природолюба, такого проницательного знатока природы и чистейшего
поэта ее, как Вы, Михаил Михайлович, в нашей литературе – не было…» Превосходно
писал Аксаков «Записки ружейного охотника», чудные страницы удались Мензбиру в
книге о птицах, и у Кайгородова и у других многих природа русская порою
вызывала сердечные слова, но все это «Люди частностей», ни у кого из них не
находил я все охватывающей пронзительности и ликующей любви к земле нашей, ко
всему ее живому и якобы смертному, ни у кого, как у Вас, воистину «отца и
хозяина всех своих видений». В чувстве и слове Вашем я слышу нечто древнее,
вещее и язычески прекрасное, сиречь-подлинно человеческое, идущее от сердца
сына земли, великой матери, богочтимой Вами»[3].
В дипломной работе
предпринимается попытка изучения тех сторон творчества Пришвина, которые связаны
с елецким краем.
Актуальность последования обусловлена возросшим в
настоящее время интересом к изучению культурного наследия родного края, в том
числе и творческого наследия писателей-земляков.
Изучением елецкого
периода жизни Пришвина и его творчества связанного с елецкими корнями писателя
занимались Г.П. Климова, Н.В. Борисова, А.М. Стрельцов, К.Д. Гордович, Т.Я.
Гринфильд, А. Тимрот, С.Б. Захарин, С.В. Краснова, В. Поляков, В. Гордов, Е.
Минаева, И. Чичинов и др.
Цель исследования –
рассмотреть особенности создания М. Пришвиным особенности создания М. Пришвиным
елецких пейзажей в его произведениях.
В соответствии с целью
ставятся следующие конкретные задачи:
1. Рассмотреть этапы биографии М.М.
Пришвина, связанные с елецким краем.
2. Показать своеобразие произведений
Пришвина, связанных с елецким краем.
3. Рассмотреть особенности изображения
природы в произведениях, посвященных елецкой земле.
4. Показать особенности взаимодействия
человека и природы в произведениях о елецком крае.
Структура работы обусловлена ее задачами и
определяется принятым в литературоведении подходом «от биографии писателя – к
его творчеству». Невозможно изучить со всей полнотой творческое наследие
писателя, не обратившись к его биографии. Поэтому в первой части дипломной работы
рассматриваются те вехи жизни М.М. Пришвина, которые были связаны с елецким
краем, а также отводится место проблеме сохранения ельчанами наследия Пришвина.
Во второй главе показано своеобразие изображения елецкой природы и народа в
произведениях Пришвина, связанных с елецким краем. В конце имеется заключение,
где излагаются возможные перспективы исследования.
Список использованной
литературы включает 49 наименований.
Основным методом данного
исследования является описательно-аналитический.
В основу работы были
положены материалы по биографии и творчеству Пришвина таких исследователей, как
С.Б. Захарин, А. Тимрот, С. Краснова и др.
Широко использовались
материалы статей местных газет «Липецкие известия», «Липецкая газета», «Красное
знамя», «Русь святая», «Ленинское знамя», «Де-факто», «В краю родном» и др.
Структура
работы и актуальность.
По словам И.-В. Гете,
«кабинетному изучению творчества писателя всегда противопоставлялось знание
«края поэта». Однако в XX
веке обозначалось явное предпочтение отделению героя от автора, потребовавшее
большего внимания формальному изучению произведений, структурному анализу.
Одностороннее увлечение только одной структурой произведения, без обращения к
биографии писателя, влекло за собой ошибочные выводы. Поэтому необходимо
изучить творчество и биографию М.М. Пришвина в их неразрывной связи.
При знакомстве с
пришвинскими произведениями необходимо учитывать детские и юношеские годы
писателя, проведенные в Ельце и Елецком крае. С ними тесно связано имя
Пришвина.
Практическая
значимость
исследования определяется возможностью использования ее результатов в практике
преподавания литературы в школе: на уроках литературы, на факультативных
занятиях по литературному краеведению, на методических объединениях
учетелей-словесников.
Глава I. Проблемы изучения биографии
М.М. Пришвина елецкого периода и сохранения его творческого наследия.
В моей борьбе вынесли мня народность моя, язык мой
материнский, чувство родины.
М.М. Пришвин.
Земля – для меня это родина, это черноземная равнина. А
потом всякая земля. Но без родины нет земли.
М.М. Пришвин.
Михаил Михайлович Пришвин родился 5 февраля (23
января по старому стилю) 1873 года в небольшом имении Хрущево Елецкого уезда
(ныне это село находится на территории Становлянского района Липецкой области).
На всю жизнь запомнилось писателю «небольшая деревенька с соломенными крышами и
земляными полами»[4].
До конца дней хранил он в доме картину, написанную его двоюродной сестрой М.Н.
Игнатьевой и изображающей Хрущево. Незадолго до смерти, 21 апреля 1953 года, он
записывает в дневнике: «Лежу и днями смотрю на картину Хрущево, и все не
нагляжусь, и кажется, так много в ней чего-то, и мое духовное питание этой
картинкой никогда не кончится»[5].
«это маленькое имение, около двухсот десятин, было
куплено моим Дмитрием Ивановичем Пришвиным, елецким потомственным почетным
гражданином, у дворянина Левишина» – пишет М.М. Пришвин в романе «Кащеева цепь»[6].
Само время рождения известного писателя было
необычным. 23 января по старому стилю «прибавляется свет на земле и у разных
пушных зверей начинаются свадьбы»[7].
Хрущево вошло в жизнь писателя с первыми
впечатлениями детства. Близкое общение с хрущевскими крестьянами открывало
Пришвину тайны природы, правду народной жизни. «Он учился распознавать звуки
ночи, повадки птиц, понимать мужичью тоску по лучшей жизни» – пишет С.Б.
Захарин[8].
Хрущево повлияло на все будущее мировоззрение
Пришвина. Здесь пробудилось в его душе чувство родины и все более крепнувшее
впоследствии народное чувство прекрасного. «Пришвин многократно подчеркивал,
что его эстетическое пробуждение всецело связано с хрущевскими впечатлениями,
когда он мальчиком заслушивался крестьянскими песнями и сказками, любовался
вышитым рушником, сарафаном с неизменным волнением воспринимал росистыми
охотничьими зорями бесконечно повторяемую бедняком – Гуськом легенду – мечту о
белом перепеле»[9].
«Мать моя, Мария Ивановна Игнатова, родилась в
городе Белеве, на берегу самой милой в России реки Оки» – пишет М.М. Пришвин в
«Кащеевой цепи»[10].
Мать Пришвина рано овдовела и осталась с пятью детьми мал мала меньше на руках
в заложенном по двойной закладкой имении и все же преодолевшей грозившее
разорение. «Работая неустанно с утра до вечера, учитывая каждую копейку, мать
моя под конец жизни все-таки выкупила имение и всем нам пятерым позволила
получить высшее образование»[11].
От своей матери писатель унаследовал ее сокровенную
сущность – любовь к земле и радость жизни, «ту святую радость, лучше которой
нет ничего на земле: лучше счастья»[12].
«Конечно, и тело, и душа родины была моя мать –
высокая, загорелая, как мне казалось, всемогущая женщина… - писал Пришвин –
Яблоки в саду, и ягоды, и птицы, и небо, и воля полей, и лесная таинственная
тень, и вся природа – это все было в матери. Понимаю теперь в этом первое
прикосновение к моей детской душе чувства родины, потому что потом, взрослым,
вынужденный учиться за границей, испытывал то же самое чувство, что называется
тоской по родине»[13].
Исследуя истоки чувства родины в своем
миропонимании, Пришвин связывает его с Хрущевом и хрущевскими обитателями: «Мне
довольно взглянуть на любой ландшафт с тем страстным чувством земли, какое было
у моей матери, чтобы эта земля стала мне родной»[14].
В обстановке родного Хрущева «возникли корешки дела
всей жизни» будущего писателя.
Учиться Пришвину довелось той же елецкой мужской
гимназии, что и Бунину. 31 мая 1885 года мать Пришвина обратилась с прошением о
допуске ее сына к вступительным экзаменам в Елецкую мужскую гимназию, и 3 июня
этого же года Михаил Пришвин был принят в 1 класс гимназии.
12 сентября 1885 года в гимназии случилось
чрезвычайное происшествие. На уроки не явились Михаил Пришвин, Николая Чертов,
Владимир Тирман и Константин Голофеев. На квартире Голофеева была найдена
записка о том, что гимназисты отправились в Азию.
Инспектирующий Федюшин известил об этом городскую и
уездную полиции, а на следующий день пристав доставил домой незадачливых
путешественников, причем отобрал у них три револьвера, три ружья, две сабли,
топор, порох и патроны.
Педагогический совет определил: «Ученика 2-го
класса Николая Чертова уволить из гимназии, а остальных Пришвина, Тирмина и
Голофеева подвергнуть более продолжительному аресту с понижением отметки
поведения за 1-ю четверть учебного года»[15].
Потом последовали докладная записка учителя
географии Василия Розанова о недостойном поведении ученика 4 класса Пришвина,
донесение директора гимназии попечителю учебного округа об увольнении Пришвина
из гимназии.
Всю жизнь после этого Пришвин с горькой иронией
повторял запомнившуюся шутку, которой встретили неудачливых беглецов
гимназисты: «Поехали в Азию, попали в гимназию».
Исключенный из гимназии Пришвин уехал в Сибирь к
брату матери промышленнику И.И. Игнатову.
В 1907 году Пришвин выпускает свою книгу «В краю
непуганных птиц», в которой пишет о душевной красоте тружеников Севера и
Средней Азии.
В 1918 году Пришвин с семьей перебирается в Елец и
по 1920 год живет там. Он преподает русский язык в бывшей елецкой гимназии,
откуда был исключен из 4-го класса, работает инспектором народного образования
Елецкого уезда, кладет начало краеведческой работе в Ельце. В архивных
материалах Пришвина имеется следующий документ:
«Отдел по народному образованию Елецкого уезда
видит в гражданине Пришвине очень полезного работника по просвещению народных
масс… Неукоснительно местной власти оказывать ему всяческое содействие и
поддержку» (1 октября 1918 года).
В 1919 – 1920 гг. Пришвин заведует библиотекой в
селе Стегаловке и инспектирует библиотеки всего уездного уезда. Это были очень
трудные годы в жизни писателя: неустроенность, бесхлебье, голод, нашествие разорившего
город Мамонтова, когда он «спасся одним веселым чудом, которая создает иногда
душа даже труса в последний момент расставания с жизнью»[16].
Хрущевские крестьяне поддерживали Пришвина, делились
с ним всем, чем могли.
В 1920 году Пришвин навсегда уезжает из Ельца. На
Смоленшине, родине жены, он становится народным учителем, что было для него
«так же интересно, как и писательство».
Разлука с Хрущевом, с Ельцом побудила Пришвина к
духовному общению с ними, и в 20-х годах он начинает роман «Кащеева цепь»,
художественное воспоминание о Елецком крае, итог его нелегкой писательской
судьбы и борьбы за обретение родины. Среди дневниковых записей 1952 года
встречается следующая: «И понял я, что «Кащеева цепь» есть песня мальчика о
своей родине»[17].
Воссоздавая картину русской социальной и
общественной жизни конца XIX – начале XX
века, Пришвин, верный исторической правде, создает в «Кащеевой цепи» образы
разоряющихся, теснимых «банком» дворян-помещиков и богатеющих безземельных
крестьян и духовенства, провинциальных интеллигентов-народников.
Исследователь творчества Пришвина Вадим Чуваков,
говоря о романе «Кощеева цепь», выделяет ее из ряда «семейных описаний», таких,
как трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» Л.Н. Толстого, «Семейная
хроника» и «Детские годы Багрова-внука» С.Т. Аксакова. «Кощеева цепь» - это
философский роман, в котором на первый план вынесена личность
автобиографического героя, проходящего трудный путь познания себя и окружающего
мира»[18].
Историческая действительность со всеми ее реалиями
и подробностями предстает в романе Пришвина сквозь призму восприятия ее
Курымушкой – Алпатовым – художественно одаренной натурой, обостренно
воспринимающим всякую несправедливость и верящим в силу добра. Главный герой
романа – это, по словам Пришвина, «Медленно, путем следующих одна за другой
катастроф, нарастающее сознание».
Чувство родины не покидало Пришвина никогда. Он
вновь и вновь обращался к описанию родной природы, людей, живущих на елецкой
земле:
«Брожу весь день между липами, и вдруг вспомнилось
Хрущево. Там тоже был такой легкий для дыхания воздух. С тех пор я не дышал
таким воздухом, я не жил в здоровой природе, и мало-помалу забыл, что она
существует. Я жил в болотах, в комарах, принимая такую природу как девственную,
самую лучшую…
И вот почему, когда я вышел из болот м стал здесь
на глубокую почву, где липы растут и нет комаров, мне кажется, будто я вернулся
в Хрущево, в лучшее прекрасное место, какого и не бывало на свете»[19].
Для Пришвина всегда свое, родное, большая и малая
родина оставались близкими, их не могли затмить красоты экзотической природы.
«Наше», «свое» в повести «Жень-шень» противопоставляется таежной природе:
«Любимая его [Лувена] ворона была не серая, как у нас, а черная… «Так, это
ворон!» И вдруг из того черного ворона и крикнет наша обыкновенная ворона… Еще
голубая сорока жила на дереве, пересмешник, зимородок, дрозды, иволга, кукушка,
прибегала перепелка и кричала в кустах не «пить-полоть», как у нас, а вроде как
бы: «му-жи-ки!» И так все до одной птицы были видом точно как наши, сразу
узнаешь, а что-нибудь одно маленькое в них так и не так»[20].
Пришвин незадолго до смерти вновь глядел на картину
«Хрущево». Он писал в дневнике 21 апреля 1953 года: «Что же такое дорогое
представить этой картинке?»… да ничего, грязный пруд… два кирпичных столба от
ворот, тощая акация, даль черноземная в полях и оврагах. И ничего, ничего для
постороннего глаза… Для себя же неисчерпаемое богатство и каждую минуту все
новое… И таких мгновений, оставленных в картине моего детства, нет конца»[21].
Глубоким волнением и лиризмом пронизано
воспоминание «родного гнезда», которое было для писателя неиссякаемым
источником поэтической энергии.
М.М. Пришвин умер в 1954 году.
«Пришвин умер на пороге весны не только в природе,
но и на пороге нового расцвета своего родного народа, - писал К.Г. Паустовский.
К этому расцвету он звал всем своим творчеством, всей силой своего
исключительного мастерства»[22].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|