рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Эколого-эстетическое воспитание школьников рефераты

34.       Пришвин М. М. Собр. соч.: В 6-ти т. Т.VI. М., 1957.

35.       Программы общеобразовательной школы: Изобразительное искусство. М., 1981.

36.       Программы восьмилетней школы: Музыка. М., 1981.

37.       Романова Э. Экологическое воспитание – проблема нравственная // Нар. образование. – 1986. - №5. – С. 57 – 59.

38.       Рожкова М. В. Природа в красках // Играя, обучаемся. – 1999. – Вып. 2. – С. 79 – 83.

39.       Рубинштейн С. Л. Человек и мир. – В кн.: Проблемы общей психологии. М., 1976.

40.       Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания. – В кн.: Современные проблемы теории эстетического воспитания и критика буржуазных конципций. М., 1987.

41.       Сборник материалов к программе эстетического воспитания школьников. М., 1979.

42.       Талиев В. И. Охраняйте природу! // Этика – эстетический подход в охране дикой природы в заповедном деле. – 1997. – Вып. 15. – С. 9 – 20.

43.       Фазин А. В. воспитание красотой. – М., 1980. – 138с.

44.       Цветкова И. В. Экология Для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г. В. Соколов., В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192с., ил.

45.       Шаргаев М. А. – Экологическая этика и культура. – Улан – Удэ: Бурят. кн. изд.-во, 1993. – 25с.

46.       Экология, культура, образование. Материалы к конференции / Редкол. Н. М. Мамедов и др. – М.: Б. к., 1989. – 242с.

47.       Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. – Улан – Удэ, 1990. – 29с.

48.       Экспериментальная программа по музыке для общеобразовательных школ: (с I по X класс). М., 1976.

49.       Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики – М. Д. Таборидзе, Д. К. Бусурамвили, О. Г. Алавидзе и др.; Под ред. М. Д. Таборидзе. – М.: Педагогика, 1988. – 101с.

50.       Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя / Н. И. Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др. – М.: Просвещение, 1983. – 303с.

51.       Южакова Т. П. Воспитание любви к природе на уроках изобразительного искусства // Нач. школа. – 1996. - №5. – С. 19 – 25.

приложение 1

“Созерцание чуда”

Сценарий литературно – музыкального вечера

Необходимы двое ведущих. Все участники одеты в русские костюмы. Песни на вечере не объявляются, а звучат сразу после слов ведущих, какие – хором, какие – соло, варианты могут быть разные. Некоторые песни можно использовать целиком, а некоторые – по одному или два куплета. Предложите участникам поимпровизировать на тему песен “Во поле березка стояла” и “Цвела роза белорозовая”. “Спектакль” получается прекрасным. Под таким же названием “Созерцание чуда” необходимо оформить книжную выставку, литературу для которой подберите для из своего фонда.

Мы озаглавили разделы так:

I – “Наедине с лесом”

Цитата:

Когда на сердце неспокойно станет,

Когда не в силах совладать с собой,

Побудь в лесу на солнечной поляне,

И все печали снимет, как рукой

В. Лукина.

II – “Русское разнотравье”

Цитата:

“Есть в травах и цветах целительная сила. Для всех, умеющих их тайну разгадать”.

В. Рождественский.

III – “Бросьте спасательный круг природе”

Цитата:

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете …

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке,

И клюкву на болоте.

На выставке желательно поместить репродукции картин.

Первый ведущий.

Дорогие коллеги, друзья! Се­годня вы услышите песни, стихи и легенды о красоте нашей при­роды, ее богатствах, о лекарст­венных растениях, применении их в народной медицине. Отве­дайте напитки из трав, почаёвни­чайте (участникам предлагают по­пробовать травяной чай).

В степях родных, лесах,

Где все нам с детства мило,

Где чистым воздухом приятно так дышать,

Есть в травах и цветах цели­тельная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

В. Рождественский

Ну, что ж, заглянем в тайну? Сейчас мы поведем вас по закол­дованной книге природы. В при­роде нет ни одного бесполезного растения. Весь зеленый мир — это своего рода аптека, о которой справедливо писал С. Кирсанов:

Я не степью хожу,

я хожу по аптеке.

Разбираясь в ее

травяной картотеке,

Беспредельная степь,

бесконечная степь,

Ты неписаный странный рецепт.

Вот, например, русская бере­за.

(Исп. песня "Белая береза". Сл. Овсянниковой. Муз. В. Шаинского)

Нет дерева, растущего на тер­ритории нашей России, может быть, кроме рябины и черемухи, которому бы так повезло в фоль­клоре, и в музыке, и в литерату­ре. С какой любовью говорил С. Есенин о березе.

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

Каждое дерево полезно и красиво. Но нет на свете дерева та­кого белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга. Береза достойна своей многоголосой и прочной славы.

Тугие распущены косы

И белые платья до пят.

Как будто невесты, березы,

Куда ни посмотришь, стоят.

Весеннее солнце косыми

Лучами касается кос.

По всей необъятной России

Сегодня светло от берез.

Пленяют красою чудесной,

Заводят лесной хоровод.

Широкая русская песня

Отсюда начало берет.

(Исп. песня “Березы”. Сл. Б. Лазарева. Муз. М. Фрадкина)

Береза — символ России, еще в стародавние времена ее назы­вали деревом четырех дел: мир освящать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных исцелять. Для врачевания использовали настой из березовых почек (при долго не заживающих ранах), чай, заваренный на березовом грибе - чаге (от заболевания же­лудка). Человек всегда дружил с этим деревом:

Я помню, в юности,

когда я жил в деревне,

Ходили мы за вениками в лес.

(Исп. хороводная песня "Во поле береза стояла".)

Веники заготавливали из ве­ток молодых берез. А как хорошо в горячем пару попариться с березовым веником. Три дня после хорошей бани отдает от человека свежим березовым духом.

Второе дело — береста, из нее делают туеса, туесочки, сувени­ры и вообще всевозможные ве­щи. Берестой пеленали тресну­тые горшки, а еще раньше из нее делали челны.

А знаете, что еще дает береза! Нет? Деготь! Разве вам не знаком приятный запах дегтя на лошадиной сбруе? Так знайте, что раньше и сейчас всякое ранение у лошадей или коров врачуют дегтем.

Березу используют и как топ­ливо. Ах, как хороши березовые дрова!

Затоплю пожарче печку.

Эй, погрейся, домовой!

А потом схожу на речку за водою ледяной.

Дров березовых подбавлю — золотых поленьев жар.

А потом на стол поставлю старый русский самовар.

А. Поперечный.

Полезен и березовый сок. Он утоляет жажду, тонизирует. Весной березы, как мощные насосы: гонят кверху березовый сок (исп. песня “березовый сок”. Сл. М. Матусовского. Муз. В. Баснера.).

Под весенним солнцем, под белыми облаками из тела белой березы приятно пить живительные соки земли. Содержится в соке и какой – то особенный сахар, и разные витамины. Не мало в березовом соке и поэзии, если только добывание его не связано с варварским обращением с самой березой. Иногда топором тяпнут по белой коре, сок брызнет, как кровь из перерезанного горла барана, а на березе остается глубокая рана. … И получается как в песне:

Отговорила роща золотая

Березовым, весенним языком,

И после этих варваров бездушных

Уже не захочешь в рощу нипочем.

Как правильно взять сок? Нужно зачистить наружную кожу и на зачищенном месте коловоротом провернуть углубление на три – четыре сантиметра. И все. Сок потечет одной бойкой струйкой.

Белая береза, милая сестра,

Ты расти, не бойся злого топора.

Белая береза, русская земля,

И печаль, и радость, и любовь моя.

(Исп. песня “Вы шумите, березы”. Сл. Н. Гилевича. Муз. Э. Ханка.)

Второй ведущий.

Кто не видел белых пахучих цветов черемухи? Черемуха всегда была символом русского пейзажа. Народ ласково называ­ет ее черемхой, черемшиной, воспевает в стихах и песнях. Му­зыкой звучат стихи С. Есенина, посвященные черемухе:

Черемуха душистая

С весною расцвела,

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Черемуха олицетворяет образ нежной девичьей красоты, образ девушки в подвенечном платье.

Есть народная примета,

Знают все примету эту,

Каждый год ее невольно вспо­минают:

Коль черемухи цветенье -

Быть в погоде измененью

И на улице опять похолодает.

Ю. Погорельский.

(Исп. песня "Цветет черемуха к похолоданию". Сл. Т. Коршиловой. Муз. Г. Пономаренко.)

Черемуха обладает исключи­тельными свойствами: сильно опьяняющий аромат ее цветов и листьев очищает воздух от мик­робов. Букет черемухи в доме смертелен для мух и комаров, но опасен и для человека. Из ягод ее пекутся пироги, варятся кисели. Соком их подкрашивают напитки. В лечебных целях используют ягоды черемухи в качестве вяжущего средства.

По народным приметам, коли зацвела черемуха, пора сажать картофель. Из коры черемухи делают краску зеленого и бурого цвета. Древесину используют для столярных изделий, а гибкие ветки — для плетения мебели. Черемуха — прекрасный медо­нос.

При цветении черемуха раз­носит волны сильного сладкова­то-терпкого аромата, от которого кружится голова. Но недолог праздник цветения. Вот уже падают на землю "снежинки".

Отцвела черемуха, растаяла

Как последний снег на просе­ке лесной.

Но в душе моей она оставила

Радость встречи с раннею весной.

Первый ведущий.

Эстафету от березы и черемухи достойно принимает сирень:

Вставал обыкновенный вешний день.

Парил туман, заря траву коси­ла.

И вспыхнула лиловая сирень

С какой-то неосознанною си­лой.

Она раскрылась робко, не спеша,

Застенчиво и неохотно вроде.

И вдруг пошла, пошла, пошла

Смеяться и бурлить, как в половодье.

(Исп. песня "Цветет сирень". Сл. М. Рябинина. Муз. А. Экимяна.)

Древнегреческая легенда по­вествует: молодой Пан — бог лесов и лугов, повстречал од­нажды прекрасную речную ним­фу Сирингу — нежную вестни­цу утренней зари, и так залюбо­вался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих за­бавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в бла­гоухающий куст с нежными ли­ловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву — сирень.

Сиреневые сады есть во мно­гих городах мира. Кусты белой и лиловой сирени прекрасны ночью; когда кажется, что сама весна окунулась в их душистое море. Хороши они и на рассвете, когда пышные гроздья как бы вырастают из зари и тумана.

Поутру на заре,По росистой траве

Я пойду свежим утром ды­шать,

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду свое счастье искать.

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

И то счастье в сирени живет,

На зеленых ветвях,      

На душистых кистях    

Мое бедное счастье живет.

М. Бекетова.

(Исп. песня "Сирень — чере­муха". Сл. А. Сафронова. Муз Ю. Милютина)

Окно открыла девушка на стук.

Качнулась к парню легче лег­кой песни

И тонкими кистями нежных рук

Взяла его лицо с сиренью вме­сте.

Второй ведущий.

Есть еще одно волшебное де­рево. (Исп. песня "Рябиновые бусы". Сл. А. Молодова и А. Жел­того. Муз. Арк. Укупника).

На протяжении ряда веков ря­бина считалась "сорной" поро­дой, ее вырубали за ненадобно­стью. Сейчас отношение к дере­ву изменилось. Установлено, что рябина приносит пользу и лесу и человеку. Знаете вы легенду о происхождении названия этого дерева? Жили как-то муж с же­ной, было у них двое детей. Старшая дочь – нелюбимая, и имя имела не ласковое, звали ее Восьмухой. Была она злой, зави­стливой. Зато меньшего сына ро­дители ласково назвали Романушкой. Был он добрый, привет­ливый. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала погу­бить. Завела как-то ребенка в гнилое болото и утопила. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце и растет с тех пор по всей русской земле, и назвали его люди ласково рябин­кой.

В народном календаре есть день, Петр-Павел Рябинник, приходящийся на конец сентяб­ря, — время созревания рябино­вых ягод. Кроме того, рябина — символ счастья и мира в семье, поэтому возле дома всегда ста­рались посадить рябину. Даже посидеть в тени рябины счита­лось полезным. Рябина воспета в песнях, о ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении ряби­на — это тонкая и нежная де­вушка.

Мне даже страшно —

Так она тонка,

Так высока,

При каждом резком звуке

Дрожит,      —

И от любого ветерка

Все гнется

И заламывает руки.

(Исп. русская народная песня "Тонкая рябина". Сл. И. Сурико­ва.)

Рябина — постоянная спут­ница девичьих печалей. Под ря­биной встречались и расставались, у рябины просили совета. (Исп. песня "Уральская ряби­нушка". Сл. М. Пилипенко. Муз. Е. Родыгина).

В народной медицине плоды рябины употребляли для укреп­ления желудка, как мочегонное и кровоостанавливающее сред­ство; благодаря высокому содер­жанию витаминов варят из пло­дов варенья, пастилу, делают конфеты, настойки и наливки. Корой рябины лечат заболева­ние печени. Древесина ценится в столярном производстве и при изготовлении музыкальных инс­трументов.

Первый ведущий.

Богата природа нашей страны.

Вы любите цветы? Каждый цве­ток — как упавшая с неба звез­да. Например, ландыши. Помни­те А. Фета:

О, первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

* * *

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем исходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!

Этот чарующий, загадочный цветок с тонким ароматом, слег­ка кружащим голову, до боли в сердце, до "бешеного обожа­ния", любил П. Чайковский. Во Флоренции, оглушенный не­истовым запахом магнолий и буйствующих роз. Петр Ильич так затосковал, что обратился к поэзии:

В чем тайна чар таких? —

Не знаю. Но меня твое благо­уханье

Как винная струя и греет, и пьянит,

Как музыка она стесняет мне дыханье,

И как огонь питает жар ланит.

Читая "Снегурочку" А. Остро­вского, нельзя не заметить изу­мительные строчки:

Полна чудес могучая приро­да!

Дары свои обильно рассыпая,

Причудливо она играет: бро­сит

В болотинке, в забытом уголке

Под кустиком, цветок весны

Жемчужный,

Задумчиво склоненный лан­дыш...

По древнерусской легенде морская царевна Волхова полю­била юношу Садко, а он отдал свое сердце любимице полей и лесов Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали сле­зинки царевны, выросли ланды­ши — символ чистоты, любви и грусти.

(Исп. песня "Ландыши". Сл. О. Фадеевой. Муз. О. Фельцмана.)

Но ландыш прекрасен не только тайной чар, он — спаси­тель человеческих жизней. Пре­параты ландыша майского при­меняются для лечения сердеч­но-сосудистой системы. Но использовать препарат без на­значения врача опасно. Ландыши не только целебны, но и ядовиты. Даже нежные цветки лан­дыша неуживчивы с другими цветами. Если поставить, напри­мер, ландыши с сиренью или фи­алкой в одну вазу, то выживут только ландыши, другие погиб­нут. Эссенция натурального ландыша используется в парфю­мерной промышленности для из­готовления духов.

Сейчас ландыш числится в списке растений, которым гро­зит гибель. Давайте беречь этих крохотных жителей леса. Ведь приятно же созерцать, как:

Веселых ландышей жемчужи­ны

Под каждым кустиком горят.

Второй ведущий.

Как великолепен июньский луг! Он сияет свежестью кра­сок.

(Исп. песня "Полевые цветы". Сл. А. Ковалева. Муз. Р. Паулса.)

Когда идешь ты на свидание,

То выбирай короче путь.

Своей любимой в знак внима­ния

Цветов нарвать ты не забудь.

Пускай они не будут розами,

Пускай они росли в лугах,

Дождями пахнут, пахнут гро­зами,

Цветы свежи в твоих руках.

Твои сомнения развеются,

Когда подаришь ей букет

И можешь ты вполне надеять­ся

На положительный ответ

(Исп. песня "Букет". С. Н. Рубцова. Муз. А. Барыкина.).

Волшебными узорами распи­сан луг с весны до осени. Когда ночи сойдут на нет и просторные июньские дни наполнятся жаром, то вдоль хлебного поля за­жгутся нежно-голубые или си­ние васильки.

Васильки, васильки средь ря­дов пожелтевшего хлеба.

Васильки, васильки, как в безоблачный, полдень ясны,

Видно, это на землю упали осколочки неба,

заставляя нас вспомнить забытые песни весны.

(Исп. песня "Васильки". Сл. Я. Холецкого, Муз. П. Аедоницко­го.)

Василек был завезен в Европу вместе с рожью еще во времена Плиния Старшего. В Европе из­давна цветок считался одним из лучших для плетения венков. В Швеции венок из васильков вхо­дит в изображение государст­венного герба. Во время празд­ника урожая вяжется первый сноп, украшенный васильками, и ставится в красный угол дома. Васильковые венки воронежцы развешивали в избах, чтобы сверчки не водились. Очень лю­бил эти цветы великий русские баснописец И. А. Крылов.

Есть такая история. Когда е 1823 году с Крыловым случился сильный апоплексический удар, императрица Мария Федоровна (мать Александра I), почитавшая его творчество, прислала ему бу­кет цветов, и попросила поэта пе­ребраться к себе в Павловск сказав "Под моим надзором он быстрее поправится". Такое вни­мание глубоко тронул Крылова и потом он написал басню "Ва­сильки", в которой под видом цветка изобразил себя, а под ви­дом солнца — императрицу.

В глуши расцветший василек

Вдруг захирел, завял до поло­вины

И голову склонил на стебелек

Уныло ждал кончины.

Подаренный букетик Крылов бережно засушил, часто им лю­бовался и завещал, чтобы, когда он умрет, букет этот был положен г ним. Говорят, что так и было исполнено.

Синий василек – прекрасный медонос, ни шмель, ни пчела не пронесутся мимо него. В народ­ном врачевании отваром из ва­сильковых цветков смачивали воспаленные глаза. Француз­ская Медицинская академия считала васильковый настой на снеговой воде лечебным для глаз. Назывался он "разбиваю­щим очки". Из васильков добыва­ли добротную синюю краску, а позже стали делать уксус. Ва­сильки являются популярным элементом орнамента в народ­ных вышивках, где мастерицы изображают их с колосьями ржи.

Василькам "посвятили" свои работы многие живописцы. Вспомните полотно Игоря Граба­ря "Васильки", где на фоне жар­кого полудня две подруги вспо­минают о своей юности перед огромной охапкой васильков.

Первый ведущий.

А ромашка?

Посреди лугов увядших,

Опаленных жарким зноем,

Белокурые ромашки

Поднимаются прибоем,

Белокурые ромашки

Травы красят белой кистью,

И звенит, звенит протяжно

Жаворонок в синей выси.

(Исп. песня "Ромашки спрята­лись". Сл. И. Шаферана. Муз. Е. Птичкина)

Ромашки по форме похожи на зонтики, и по легенде они в давние времена служили зонтиками для маленьких степных гноми­ков. А еще ромашки похожи на удивленные глаза, если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох,— это шорох белых ромашковых ресниц. Кажется, наклонись к цветку, и он поведает самое сокровенное. А тайн у ромашки ве­ликое множество.

Девчонка гадает у реки –

Ромашки лучистые губит.

И, словно снежинки,

летят лепестки:

Любит —не любит — любит.

Ты правду всю знаешь,

цветок полевой,

Иль это придумали люди?

За все отвечаешь своей голо­вой:

Любит — не любит — любит.

Известна ромашка своими це­лебными свойствами: противовоспалительными, противоаллергическими и заживляющими.

Народные лекари говорят: “У кого в горле болит, возьми стакан снятого молока, стакан воды и по одной щепотке ромашки, лилово­го цвета и бузины — смешай все вместе, вскипяти, процеди сквозь тряпицу, остуди как пар­ное молоко и пей вместо чая”.

Известно, что волосы, промы­тые в ромашковом отваре, приоб­ретают красивый золотистый от­тенок. А кто часто умывается ее крепким отваром, у того кожа ли­ца становится бархатной и неж­ной.

В парфюмерии ромашка при­меняется для производства ду­хов, одеколонов, мыла и т. д. Ро­машку полезно держать на кухне и в чуланах, где хранятся съест­ные припасы, потому что запаха цветов боятся мыши. Пасечники хвалят ромашку за медоносность. Ромашка— любимый цве­ток для венков и советчик деву­шек в сердечных делах при во­рожбе.

(Исп. песня "Ой, ромашка, бе­лый цвет". Сл. И. Лашкова. Муз. А. Аверкина.)

Второй ведущий.

Вспомните стихи О. Антропо­ва:

Ой, в саду, саду зеленом

Розу поливала.

Вырастай, расти на счастье,—

Розе я сказала.

(Исп. песня "Миллион роз". Сл. А. Вознесенского. Муз. Р. Паулса.)

Нет цветов красивее и благо­уханнее, чем роза. Зная кратко­временность жизни розы, древ­ние персы придумали очень муд­рую поговорку: "Если ты прошел мимо розы, не ищи ее более …”

(Исп. хороводная песня “Роза белорозовая”).

Первый ведущий.

Как хороши, как свежи были розы

В моём саду! Как взор прель­щали мой!

Как я молил осенние морозы

Не трогать их холодною ру­кой !

Как я берег, как я лелеял мла­дость

Моих цветов заветных, доро­гих.

Казалось мне, в них расцвета­ла радость.

Казалось мне, любовь дышала в них.

Но в мире мне явилась дева рая,

Прелестная, как ангел красо­ты,

Венка из роз искала молодая,

И я сорвал заветные цветы.

И. Мятлев

С розой связано множество легенд. Одна из них — Архангел Гавриил сплел для святой Бого­родицы три венка: из белых роз — радость, из красных — страдание, из желтых — ее славу Венками из роз греки украшала невест, а розовыми лепестками осыпали покои новобрачных. Но венки на голове и груди древних греков являлись также и знаком траура, и символом кратковременной жизни. Римляне верили, что роза вселяет в сердце мужество, поэтому вместо шлемов на воинов надевали венки из роз и на щитах выбивали изображение этого цветка.

Персы очень любили цветы. Самые популярные темы их поэ­зии — красота весны, любовь соловья и розы... Если розу сры­вают, соловей вскрикивает. Весна прекрасна, но, к сожалению, мимолетна. Поэма Низами о любви Лейлы и Меджнуна дает нам представление о персидских садах XII века.

Розой врачевали, лепестки на­кладывали на лицо для придания ему свежести, а собранная с цветков роса считалась средст­вом против воспаления глаз.

Второй ведущий.

Рассказ о розе не будет пол­ным, если не вспомнить ее "прапрадедушку" — шиповник. Белые и желтые цветы шиповни­ка любил французский поэт Шатобриан. Однажды он решил по­дарить шиповник любимой жен­щине и с огорчением увидел, что цветы по дороге увяли. Шатобриан хотел извиниться, но женщи­на с улыбкой заметила: "Увы, мой друг, цветы умирают раньше, чем слова".

(Чит. стихотворение Ф. Алие­вой "Шиповник".)

Из трав и плодов шиповника делают настои, напитки, даже приворотное зелье.

(Исп. песня "Заговорные сло­ва". Сл. Б. Емельянова. Муз. Ю. Кашука.)

Когда придет к вам возлюбленный, напоите его "приворот­ным чаем", приготовленным сле­дующим образом: 4 щепотки чабреца, 2 щепотки мяты, одну щепотку розмарина (можно за­менить зеленым чаем) залейте в термос 0,5 литра кипятка, и че­рез 10 минут напиток готов. Чаем этим следует поить в течение трех месяцев, как это делали Тристан и Изольда. Успех гаран­тирован.

О приворотном зелье, об уди­вительных историях, необыкно­венных целительных свойствах других растении, о которых мы не смогли рассказать на нашем вечере, вам поведают книги, ко­торые вы можете взять в библи­отеке.

Давайте будем внимательны и бережливы к зеленому миру, и природа воздаст нам сторицей. В одном из современных между­народных документов — "Меж­дународная стратегия охраны природы" — говорится: "Мы не унаследовали землю у наших от­цов. Мы взяли ее в долг у наших детей". Поэтому давайте поста­раемся жить по поэтическому наказу Н. Старшинова:

Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете...

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

Наш вечер подошел к концу. Очень хотелось, чтобы мы не только познакомились с лекарственными травами, но и еще больше полюбили нашу приро­ду, нашу землю.

(Исп. песня "Травы, травы, травы". Сл. И. Юшина. Муз. В. Шаинского).

приложение 2

Природа и поэзия

«Цветные» стихи

Прежде чем приступить к сочинению стихотворения, решите, о каком цвете вы будете писать. Оглядитесь, составьте список всех попавшихся на глаза предметов выбранного цвета. Затем придумайте несколько предложений о каждом предмете. Например:

Красный цвет

Я вижу красную обложку книги.

На листике я вижу красную точечку.

На моей карте проведены красные линии.

Попробуйте написать стихи о каком – нибудь другом, необычном цвете, например сиреневом. Добавьте юмористические строки, чтобы наше стихотворение стало интереснее.

С помощью цвета можно выразить свои чувства:

Когда я вижу что – нибудь желтое,

Я представляю,

Будто я плыву над морем одуванчиков.

Зеленый цвет

Зеленый цвет – это цвет свежей травы, на которой утром сверкает роса.

Зеленый цвет – это запах сосны.

Зеленый цвет – это трава, колышущаяся на лугу.

Зеленый цвет это молодые всходы пшеницы.

«Стихотворения из двух слов»

Под этим названием мы имеем в ви­ду стихи, каждая строка которых состо­ит всего из двух слов. Вы можете напи­сать сколько угодно строк, но в каждой должно быть не более днух слов. Это стихотворение может быть длинным — читатель должен точно представлять себе то, что вы описываете. Обычно тема стихотворения называется по первой строке, однако можно сделать это и по последней.

Шоколадное масло,

Шоколадное масло,

Вязкая смесь,

Очень вкусное,

Обожаю его,

Наелся так,

Что трудно

Даже говорить!

Стихи-прикосновения

Чтобы написать стихотворение о том, какими мы чувствуем предметы на ощупь, отправьтесь на прогулку. Найдите дерево или куст и запишите все ощущения, которые вы испытали, ощу­пывая его. Кора дерева может быть шершавой, листья — гладкими, а ма­ленькие веточки...

А какие ощущения вы испытываете, находясь в машине? Начните с перед­ней панели, затем ощупайте руль, окна, внутреннюю обивку салона, рычаги управления. Стихотворения-прикосно­вения можно написать о чем угодно и где угодно — надо лишь прикоснуться к чему-то.

Стихотворения об ощущениях

Вы знаете, что мы обладаем пятью чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием и вкусом. Напишите названия чувств на бумаге. Когда вы ис­пытываете какие-нибудь ощущения, за­писывайте их.

Кузнечик прыгал с листика на лист.

Запах нафталина был так силен,

Что у меня защипало и косу.

Я почувствовал песчинку у себя в ботинке.

Для того чтобы написать стихотво­рение, переделайте эти предложения в метафоры и сравнения. Можно описать в одном стихотворении ощущения, по­лученные с помощью какого-то одного органа чувств, а можно — ощущения нескольких органов сразу.

* Кузнечик, словно акробат на трапеции,

   Прыгал с куста на куст.

* Запах нафталина был так неожидан и резок.

  Словно меня ударило током!

* Песчинка в моем ботинке показалась мне горой,

  Упершейся в небосвод моей стоны.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7