Реферат: Эффективность речевого взаимодействия
Реферат: Эффективность речевого взаимодействия
Московский институт
банковского дела
Факультет «Финансы и
кредит»
Курсовая работа по
дисциплине
«Русский язык и
культура речи»
Тема: «Эффективность
речевого взаимодействия»
Подготовила:
Махмутова Г.А.
Преподаватель: к.н.д.
Лихачев С.В.
План курсовой работы:
1. Русский литературный
язык
2. Этика речевого
общения
3. Речевое общение
4. Нормы литературного
языка
5. Стилистическая
система русского языка
6. Виды
красноречия и жанры ораторской речи
1.
Литературный язык- это форма существования национального языка, как такого
средства речевого общения, которое должно быть понятно всем, говорящим
по-русски, а, следовательно, и общеобязательно для всех. «Быть всем понятным»-
так Л.Ф.Щерба формулировал главное назначение литературного языка, его основную
функцию, которая и делает его общепринятым, т.е. литературным, а потому и
общепонятным. Для того чтобы люди быстрее и лучше понимали друг друга, они все
должны говорить одним языком. Это требование диктуется общественной
целесообразностью.
Русский
национальный язык включает в себя, наряду с литературным языком,
народно-разговорную речь: просторечие, местные, или территориальные, говоры,
жаргоны и арго (социальные диалекты). Если сопоставить диалектный и литературный
языки, то в первом увидим большое разнообразие номинаций одних и тех же
понятий, предметов, явлений с одинаковой или однотипной стилистической хар-ой
их обозначений.
Так,
петуха в южнорусских говорах называют кочетом, а в северорусских – пеуном,
кузнеца - соответственно ковалем и кузнецом. Аналогичные различия наблюдаются в
фонетике, орфоэпии, грамматике, словообразовании диалектов.
Литературный
язык всегда стремится к тому, чтобы избежать фактов, явлений, абсолютно
тождественных по своей семантике и функции, или свести такие слова и формы к
допустимому минимуму.
Диалекты,
жаргоны, просторечие, литературный язык – формы исторического существования
национального языка.
2. Сведения
из истории Р.Л.Я.: Древнерусская народность распалась на 3 вида (русская,
украинская, белорусская), русская ветвь впервые продемонстрировала себя, как
единая нация в 1612 году при изгнании польско-шведской интервенции. В эту эпоху
и складывался русский национальный язык. Роль литературного языка вплоть до
реформ Петра 1 выполнял церковно-славянский язык, наследник языка
древнеболгарского, понятный далеко не всем, и поэтому вместе с реформами Петра
появилась реформа Р.Л.Я.
Основные
этапы формирования нормативной базы:
1) Пётр 1 реформировал
Алфавит
2) Создание грамматики
Ломоносовым
3) Конец 18 века – издан
первый словарь Российско-Академический.
В состав Р.Л.Я. вошли схожие церковные слова:
Плен – полон
Млеко – молоко
Горожанин – гражданин
Агнец – ягненок
Главный – головной
(не вежливый – невежа) – (невежда –
несведущий)
Горячий – (горящий – форма глагола)
Надежда – (надежа (устаревшее))
Р.ïЦ. слав.
Оро – гра
Ере – ре
Оло – ле, ла
Еле – ле
Же – жде
Ч – щ
Этика речевого общения – совокупность правил
поведения, касающихся отношения к людям. Этикет выражается в самых разных сторонах
нашего поведения. Наиболее важную роль в этикетном выражении отношений к людям
играет наша речь.
В
обыденной речи этикет употребляется при установлении контактов.
1)Выбор Ты и Вы.
Ты
– используется в обращении к детям, близким людям, молодые люди внутри одного
общества.
Вы
– используется в остальных случаях и может быть отменен договором.
Аспирант доктора на
Вы.
В
некоторых ситуациях присутствие 3 лиц вынуждает перейти на Вы и после договора.
При
желании можно возобновить договор с разрешения 3 лиц.
2)Выбор
обращения к незнакомому собеседнику:
А.
Обращение ко многим незнакомым:
А)
Стандартные – товарищи, граждане, дамы и господа
Б)
Характерные – любезные мои, дорогие
В)
Нестандартные – народ, пойдем, люди…
Г)
Официозные – сограждане, соотечественники, россияне…
Д)
Ситуативные – ребята, студенты, уч-ся
Б.
Обращение к одному незнакомому адресату:
А)
Стандартные – гражданин, гражданка, госпожа, мадам
Обращение
дама является грубым, просторечным.
Б)
Нестандартное – начальник, командир
В)
По степени родства – мать, отец, брат, сестренка
Г)
Профи – мастер, доктор, хозяин, батюшка
Д)
Просторечие – мужчина, женщина, дама
Е)
Рекомендуемые – сударь, сударыня (отмершие)
Ё)
Эмоционально-выразительные – друг, землячок
3)Этикет:
А)
Приветствие – доброе утро, день, вечер, ночь
Б)
Прощание – прощайте, до свидания
В)
Извинение – извиняюсь, прошу прощения
Г)
Условности – просьбы (вам не трудно; скажите, пожалуйста)
4)Совет
(правила толкования)
Поварнин
С.И. «Спор о теории споров»
а)
не перебивай; б) выслушивай, не игнорируй; в) учитывай; г) не критикуй; д) не
наклеивай «ярлычки» - относительно человека к какой-либо общности; е) не
формировать просьбы и предложения в виде отрицательного вопроса; ё) не говорить
о присутствующем в 3 лице; ж) не спрашивать о том, о чем знаете; з) не просить
о том, что постоянно выполняется.
3.
Вся человеческая деятельность, в т.ч. и общение, отражает соц. условия, в
которых она протекает. И наша речь, несомненно, строится по-разному в
зависимости от того, кто общается, с какой целью, каким способом, какие между
общающимися отношения. В одном из трудов по риторике (риторика – наука и
искусство красноречия). М.В.Ломоносов советовал пишущим и говорящим наблюдать 3
вещи:
1) Состояние особы, к
коей речь говорить или писать письмо должно
2) Материю, которая
предлагается
3) Состояние самого
себя
Кто, кому и о чем – вот самое главное, что
влияет на построение речи, по мнению Ломоносова, который в данном случае
опирается на многовековую традицию, идущую от античности.
Значительно тон речи и ее словесное
содержание действует «заодно». Причем соответствует мимика, жесты, поза и все
наше поведение. Не случайно словом тон мы передаем впечатление от речи в целом.
Например, «мне не понравился тон его
письма!..». В прошлом слово тон обозначало и общий характер поведения человека.
Говорили: хороший тон, дурной тон. Выражение «задать тон» у Даля В.И. так:
«Франтить, пускать пыль в глаза».
Общее: любые 2 собеседника стремятся к
единой цели. Каждый демонстрирует это стремление с соблюдением следующих
правил:
1) Не отклоняться от
темы
2) Не говорить больше и
меньше, чем требуется
3) Не говорить того, что
ты считаешь ложным и для чего нет достаточных оснований
4) Языковое оформление
речи – будь краток, будь организован, избегай непонятных слов, выражайся
однозначно
Данные правила можно
нарушить, сохраняя беседу:
А)
В иронической речи
Б)
Ирония – преувеличение, преуменьшение
В)
Скрытые выражения информации.
Единицы речевого
общения:
1) Речевые акты – это
высказывание, ограниченное сметой говорящего.
Типы речевых актов:
А)
Сообщающий – информационный (вопрос, утверждение, возражение)
Б)
Управляющий – директивный (просьба, приказ, угроза)
В)
Действующий – хромотивный (обещание, объявление, клятва)
Г)
Вежливый – смотри этикет.
2) Речевые жанры – это
крупные речевые произведения, способные включать в себя речевые акты (лекции,
доклады, стихи, указы).
Отличия устной и
письменной речи.
Не следует путать устную и письменную речи со
стилем разговорным и книжным. Устная речь спонтанна, она включает компоненты,
не понятные в не ситуации речи.
Это указания пространственные (слева,
справа), временные и персональные. При записи устной речи она не становится
письменной, т.к. указания, связанные с ситуацией, теряют смысл.
Поскольку письменная речь лишена ситуативных
указаний временных пространств в официальных документах, всегда проставляется –
персона, дата и место.
4.
Нормы литературного языка – это вариант языковой единицы,
предписанной словарем и справочником.
Признаки
выбора норм:
1) Традиционный – по
традиции бухгалтера
2) Образцы в литературе
– в закуте у Есенина поклал – не правильно
3) Система языка
(аналоги) – закутать – закуток
4) Мнение большинства
говорящих – салями – средний род; кухня – кухонный
5) Частотность – компас
– компас; наркомания; 1 банкнот
Функции языковой нормы
1) Обеспечение общей понятности
2) Преемственность
поколений
3) Норма служит для
обучения языку и для изучения языка
Нормы могут быть абсолютными и вариативными,
объективными и оценочными, стилистическими и региональными. Норма может быть
вызвана даже политическими причинами и поэтому является предметом, сколько
языковым или общественным.
5. Стилистическая система русского языка
Стилистика как самостоятельная наука считается
детищем 20 века. Однако многие из вопросов, которыми она занимается,
интересовали и волновали людей уже в далекой древности. Этот интерес связан с
извечным стремлением людей к наиболее полному познанию и осознанию основных
событий.
Наиболее раннее свидетельство
целенаправленного внимания к организации языковых средств в тексте, к
построению образцовой речи относится к 7 веку до нашей эры, т.е. за 27 веков до
нас.
Истина в отношении стилистики
состоит в том, что современная стилистика объединяет исследование эмоциональных
и оценочных элементов в языке и функциональных разновидностей (стилей)
литературного языка.
Система стилей
Официально-деловой стиль
1.
Сведения из истории официально-делового стиля (ОДС) – был представлен еще в
эпоху Петра1.
Значительное
влияние на ОДС оказал церковно-славянский язык, откуда пришли слова и обороты:
пачи, тщетно, борще…
ОДС
консервативен, не допускает проникновения других стилей, поэтому крайне мало
изменяется. Долгая история ОДС бедна событиями. Коренным преобразованиям он
подвергался 1 раз – после октябрьской революции, тогда вышли из обращения,
титулования, со словом ваше, милостивый государь, вошли в употребление:
сложносокращенное и абривиатура.
2.
Особенности
ОДС
1) Цель ОДС –
зафиксировать и сохранить общественно-важные положения и установления
2) Для ОДС характерны
штампы, которые не считаются ошибкой, как в других стихиях, потому что
позволяют упростить создание, чтение и обработку документа:
В дело – разрешить
Штампы – объединение
3) ОДС – лаконичен и
содержателен
4)
В ОДС используются специальные слова:
а) Термины
– слова со строго определенными понятиями (правоспособность, подсудность)
б)
Номенклатура – официально утверждающие названия общественно важных реалий
(светильник настенный)
в)
Сложносокращенные слова – Минфин, Профком, Мосхлеб
г)
Аббревиатуры – ГАИ, МИД, ФСБ
5) Использование специальной разновидности
частей речи:
а)
Отименые предлоги, позволяющие перестраивать сложные предложения в простые: в
силу, по достижению, в результате
б)
Сложные производные союзы - по мере того как, тот факт что, до тех пор, пока,
при том условии если
в)
Отглагольные существительные – подчинения, распоряжения
6) Для ОДС характерны безглагольные или
сильно-распорядительные предложения
7) Для ОДС характерен официальный характер
изложения
8) ОДС не использует эмоциональные и образные
средства
9) ОДС не допускает индивидуальных черт
авторских речей
3. Типы
и жанры ОДС
Дипломатический
– нота, декларация, договор
Законодательный
– конституция, указ, закон, положение, постановление, поправка
Канцелярский
– инструкция, устав, накладная, резюме, хар-ка
Сведения о некоторых типах и жанрах ОДС
1.
Дипломатический
стиль – более свободный, он допускает устаревшие выражения (холодная война),
слова в переносном смысле: Кремль – правительство России; Белый дом – США.
2. Законодательный –
разносторонне соответствует всем перечисленным особенностям, является образцом
для других типов.
3. Канцелярский –
предполагает стандартное расположение материала в кисти, весь материал делится
– реквизиты, имеющие строго определенное место.
Левый угол – только герб резолюции
Правее – гриф – ДСП – для служебного
пользования, типичные ошибки культуры речи характерны для канцелярского типа.
«От кого» - в документах не пишется, ставятся
дата и подпись.
4. Частный стиль –
резюме (трудовой опыт, наличие патентов)
Вспомогательные вопросы, информация –
вождение, владение языками, стенографией, компьютером. Сведения о личных
качествах, рекомендации, характеристики.
5. Научный стиль – является самым богатым
стилем среди всех стилей.
Особенности:
объективное отражение фактов действительности.
·
Цель
·
Научный
стиль лаконичен и содержателен
·
В
научном стиле используются специальные слова, термины
·
Используется
специализация разных частей речи:
А)
Отглагольные существительные
Б)
Сложные союзы
В)
Авторские сложные прилагательные
·
Для
научного стиля наиболее характерны сложноподчиненные предложения
·
В
научном стиле почти не допускается использование образных и
эмоциональных средств
А)
Запрещена оценочно-эмоциональная хар-ка коллег и их научной деятельности (автор
ошибся®позиция автора
ошибочна) достоверность фактов. Требуется систематизация.
Б)
Разрешены эмоциональные средства, рассчитанные на эмоции адресата, устные речи.
В)
Допустимы отдельные слова, выражающие чужую деятельность – демагогия, софиты.
·
В
научном стиле сильно ограничена индивидуальность авторской речи
Типы и жанры научного
стиля
Научный стиль
1. Монография – это
работа, посвященная одной теме
Реферат
– собственный жанр, кратко и четко изложить чужие работы
Тезисы
– это утверждение, рецензия, аннотация, отзывы
2. Научно-методический
стиль – стиль, обслуживающий учения – учебник, курсовая работа, конспект
3. Научно-популярный –
упрощенная разновидность научного стиля близко к публицистическому
4. Научно-производственный
– он близок к ОДС. Инструкции по эксплуатации, как жанр НС.
Требования к стилю и оформление научных работ
1) Работа должна
соответствовать теме, а тема предмету.
2) В разделе введение
дать комментарий к теме.
3) Не следует
употреблять 1 лицо.
4) В работе должна быть
рубрикация, термины, условные обозначения, сокращения должны быть единообразны.
5) Термины не могут
иметь синонимы и быть многозначными.
6) В работе должна быть
система ссылок
7) Не следует
использовать оценочные местоимения – тот, он, данный, упомянутый. Надо
употреблять один и тот же термин столько, сколько потребуется.
Ораторская речь
Способы подачи речи
1. Экспромт
Положительные стороны (+) – актуальность,
малая трудоемкость, эмоциональность.
Отрицательные стороны (-) – нелогичность,
неосновательность, риск потерять вдохновение.
2. Чтение с места
(+) – малая трудоемкость, снятие стресса,
воспроизведение точных данных
(-) – неавторитетность, монотонность,
отсутствие контакта с аудиторией
3. Произнесение наизусть
речи
(+) – зрительный контакт, живая интонация.
(-) – способ трудоемкий, опасен сбой
конструкций, забывчивость.
4. Произнесение
заученной речи по плану
(+) – нетрудоемкость, живой контакт с
аудиторией, творческий процесс.
(-) – творческий процесс – напряжение,
усилие, несоблюдение регламента, риск пропуска важного материала.
Виды красноречия и жанры ораторской речи
Цель рассказа ораторской речи – познакомить с
разнообразием
·
Лекция
1 тип – деловое красноречие
·
Доклад
– подробное, развернутое сообщение на тему детально – известное оратору
·
Отчет
– включает факты, цифры результата проделанной работы, быстро (группировка)
Задача отчета – доходчивость
Торжественная речь – комплименты
вначале и в конце, в адрес собравшихся и виновников торжества, повод –
основанность торжественной речи – мемуар.
·
Большое
увидеть на расстоянии
·
Инструктаж
– произносится не в специально отведенной аудитории
Компоненты: 1) требования; 2) условия возможности;
3) цель; 4) нужно определить санкции на выполнение; 5) санкции на выполнение.
Пленарное выступление
·
Комплименты
в адрес собравшихся
·
Цели
и задачи
·
Регламент
(столько-то времени отводится каждому выступающему)
·
Повестка
дня
·
Предполагаемые
результаты
Академическое красноречие
·
Лекция
– подчиняется научному стилю, есть другой подход к лекции – должна быть
эмоциональной и художественной: не прерывая логики, течь плавно. Цель лекции –
передача важной информации, например, история публицистичности. В лекции нужны
пункты.
Речь при защите
работы
Пересказ содержания (сколько в работе глав,
какие цели содержит по параграфам). Должна быть структура.
Речь оппонента
·
Научная
·
Судебная
Проповедь
·
Мораль
Речь на соборе
·
Пленарное
заседание
·
Церковная
Речь (которая нужна
всем)
·
Тост
(1 из жанров) – застольно-бытовое красноречие
1 тост: берем афоризм, извлекаем из него суть
– так давайте выпьем за это.
Поздравительные речи
и заздравные
Удобнее
всего строить поздравления на типичном – желаем крепкого здоровья, африканских
страстей, японской хитрости
Типы ораторской речи, не связанные конкретной целью и ситуацией
·
Развлекательная
речь (неожиданно развивающийся сюжет)
·
Можно
построить сюжет на дружеском высмеивании
Информационная речь
·
Новизна
·
Актуальность
·
Учет
интересов аудитории
·
Содержательность
Речь вдохновляющая – сложный жанр.
Речь, призывающая к
действию:
1) Учитывать возможность
аудитории
2) Брать на себя
ответственность
3) Вести диалог с
позиции – это чисто риторический прием
Убеждающая речь
·
Процесс
замещения одного другим
·
Способы
убеждения – авторитарный
·
Иллюстративный
способ
·
Логический
способ (причины, следствия)
·
Наглядный
способ (макет, плакат)
Список использованной литературы:
1. Акишина А.А., Формановский
Н.И. «Русский речевой этикет». М.1978
2. Гольдин В.Е. «Речь и
этикет». М.1983
3. Ю.А. Бельчиков
«Стилистика и культура речи». М.2000
4. Свои добавления +
конспект. М.2003
|