Курсовая работа: Программа по литературе 10—11-е классы. Профильный уровень
Историко- и теоретико-литературные понятия
Углубление
представлений о стиле, гротеске, комическом, сатирическом и публицистическом
пафосе, о фантастическом и его функциях, о жанрах романа-путешествия,
авантюрного романа, поэмы.
Возможные
направления самостоятельной исследовательской работы школьников
Сны
в русской литературе первой и второй половины XIX века. Сходства и различия
функций. Черты преемственности.
Влияние
изображения стихии и истории у Пушкина на литературу XX века.
Традиция
Лермонтова в изображении психологии героя в романах Достоевского (рекомендуется
обратить внимание учеников не только на программные произведения Достоевского).
Гоголь и Гофман.
Соединение
в произведениях Гоголя социальной сатиры, эсхатологии и “беззаботного” смеха.
Многоаспектность
и многозначность образов и произведений Гоголя.
Особенности русской литературы второй
половины XIX века
Общая
характеристика периода. Общественно-политическая, философская проблематика в
литературе этого времени (художественное воплощение жизненной, религиозной и исторической
философии в творчестве Гончарова, Тургенева, Достоевского, Л. Толстого,
Чехова). Споры о злободневном в поэзии. Развитие и становление русского романа.
Поэзия как форма публицистики (Н. А. Некрасов и его школа). Становление театра
как полноценного поля для обсуждения больных вопросов современности и
глобальных вопросов мироустройства (А. Н. Островский и его школа).
В.
Г. Белинский. Интерпретация Пушкина и Гоголя и становление русской прозы 1840-х
годов («О русской повести и повестях г. Гоголя»).
И.
А. Гончаров. «Обломов». История создания романа. Система
персонажей в “романе одного героя”. Роман «Обломов» как социально-бытовой и
психологический роман. Сон Обломова в композиции романа. Черты полемики с
романтической литературой в изображении природы, любовных переживаний, народных
поверий фольклора, отношений Востока и Запада (халат Обломова, Обломов и Штольц
и другие). Судьба России и национальный тип в изображении Гончарова. Проблема
счастья в романе, проблема воспитания в романе («Обломов» как российский роман
воспитания). Традиция “натуральной школы” в первой главе романа. Традиция
Пушкина и Гоголя (прежде всего «Капитанской дочки» и «Мёртвых душ») в романе
Гончарова. Значение детали и своеобразие художественного пространства (сон,
сказка, Петербург) в романе.
И.
С. Тургенев. «Отцы и дети». Раскол в «Современнике» как одна из причин формирования
особенностей героя романа. Проблема временного и вечного в романе. Тема
гармонии и конфликта в человеческих отношениях (либералов и нигилистов, мужчин
и женщин, поколений одной семьи, современников, принадлежащих к разным
поколениям). Место природы, искусства (в особенности музыки и поэзии), семейных
связей, стремления к взаимопониманию в гармоническом устройстве мира. Система
персонажей в романе. Мастерство Тургенева в смысловой нагруженности деталей
внешности, речи, одежды, интерьера. Композиция романа и её художественная
функция. Значение последней главы романа. Особенности выражения авторской
позиции в романе.
Полемика
в русской критике вокруг романа Тургенева (критики об авторской позиции).
Историко-
и теоретико-литературные понятия
Понятие
“натуральной школы” («Физиология Петербурга»). Черты “натуральной школы” в «Записках охотника» Тургенева, «Бедных людях» Достоевского, в изображении сатирических
персонажей романа Гончарова «Обломов». Углубление представлений о литературной
полемике средствами художественной литературы. Социальная и историософская
проблематика, выражаемая литературными средствами.
Ф.
И. Тютчев. Человеческая и литературная судьба Тютчева: поэт пушкинского
поколения в эпоху превращения литературы в поле выяснения, в том числе и
публицистических вопросов, в эпоху становления русского психологического и
философского романа; самоощущение поэта-“дилетанта” в эпоху профессионализации
литературного труда. Натурфилософский характер лирики Тютчева («Весенняя гроза», «Весенние воды», «Видение», «Певучесть есть в морских волнах. . . », «Не то, что мните вы, природа. . . », «Когда пробьёт последний час природы. . . »,
«День и ночь»). Единство личности и вселенной как одна из центральных тем
Тютчева* («Фонтан», «Как океан объемлет шар земной. . . », «Тени сизые смесились. . . », «О чём ты воешь, ветр ночной?»). Поэт о человеческой истории и жизни вселенной («Цицерон», «От жизни той, что бушевала здесь. . . »). Тютчев о России («Эти бедные селенья. . . », «Слёзы людские, о слёзы людские. . . », «Умом Россию не понять. . . »). Соотношение мысли и драматизма
переживания лирического героя Тютчева («Silentium!», «Душа моя — Элизиум теней. . . »). Любовная лирика поэта: любовь как трагический конфликт,
изображение психологии женщины в любовной лирике Тютчева («Я помню время золотое. . . », «О, как убийственно мы любим. . . », «Не раз ты слушала признанье. . . », «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит. . . », «Есть и в моём страдальческом застое. . . », «Чему молилась ты с любовью. . . », «Последняя
любовь», «Любовь, любовь, — гласит преданье…»).
А.
А. Фет*. Лирический герой поэзии А. Фета, его погружённость в природу.
Чувственность, вещественность мира, изображённого в поэзии Фета. Образ
одухотворённой природы, в том числе в безглагольных стихах поэта («Печальная берёза», «Я пришёл к тебе с приветом. . . » (повторение), «Ещё весна — как будто не земной. . . », «Шёпот, робкое дыханье. . . »,
«Осень»). Представление Фета о творчестве («Одним толчком согнать ладью живую. . . »). Медитативная лирика* («На стоге сена ночью южной. . . », «Измучен я жизнью, коварством надежды. . . »). “Невыразимость” и “непостижимость” как темы поэзии Фета («Учись у них — у дуба, у берёзы. . . »).
Н.
А. Некрасов. Журнал «Современник» в биографии Некрасова. Круг авторов журнала
«Современник». Формирование общественного мнения вокруг журнала.
Некрасов-журналист и поэт. Публицистичность, повествовательность, “сюжетность”,
прозаизмы. “Непоэтические” темы и образы. “Антиэстетизм” как поэтическая
программа Некрасова в сочетании с изысканностью и мастерством поэтической
техники (перебои ритма, многообразие размеров, игра с фонетической
благозвучностью и неблагозвучностью. Цикл «В дороге», «Еду ли ночью. . . ». Некрасов о поэте и поэзии («Праздник жизни — молодости годы», «Блажен незлобивый поэт. . . », «Поэт и гражданин»). Петербург Пушкина и Гоголя в цикле стихотворений «О погоде»; связь этого цикла с творчеством Достоевского
(бедный Макар Некрасова и сон Раскольникова о лошади у Достоевского).
Антиромантизм в некрасовском изображении русской деревни, Петербурга и
человеческих, в том числе любовных, отношений («Секрет»,
«Мы с тобой бестолковые люди. . . »).
«Кому на Руси жить хорошо». Послереформенная Россия глазами крестьян
— стилистика и сюжетные черты фольклорных жанров в поэме (песня, сказка,
пословица, примета и другие).
Эмоциональный
накал как характерная черта лирики и поэм Некрасова. Влияние поэзии Некрасова
на русскую поэзию XX века.
Историко-
и теоретико-литературные понятия
Противопоставление
гражданской лирики и поэзии “чистого искусства”. Психологизм в лирике.
Углубление представлений о философской лирике, о значении и характерности
пейзажа в лирике. Понятие поэтического цикла. Дальнейшее формирование
представлений о реалистическом стиле, народности, национальном своеобразии,
значение традиции и новаторства в литературе.
Возможные
направления самостоятельной исследовательской работы школьников
Понятие
о композиции пейзажа в лирическом стихотворении.
Философские
основы лирики Ф. Тютчева.
Тютчев
и Мандельштам.
Некрасовский
город в прозе Достоевского (или лирике А. Блока; или в поэзии В. Маяковского).
Героини
любовной лирики Тютчева и Некрасова в сопоставлении с героинями Достоевского.
Ф.
М. Достоевский. Биография и литературный путь.
«Преступление и наказание».
Связь понятий — “преступление”, “грех”, “наказание”, “искупление” — в романе
Достоевского. Духовный путь и эволюция внутреннего мира Раскольникова как центр
содержания романа. Психологический портрет Раскольникова и средства его
создания. Система персонажей романа. Двойники и антиподы Раскольникова (от
Афросиньюшки и Миколки до Свидригайлова, Лужина и Порфирия Петровича) как
параллели к духовному пути и психологии главного героя. Сны Раскольникова как
средство создания психологического портрета героя. Средства создания
противоречивости внутреннего мира персонажа. Своеобразие образа и место
Петербурга в романе. Психологические, социальные и идейные причины преступления
Раскольникова.
Полемическое
начало романа Достоевского. Высмеивание примитивных социалистических идей
(Лебезятников). Разоблачение идеи исключительной личности (наполеоновское
начало). Категорическое отрицание принципа “цель оправдывает средства”. Идея
всеобщего братства (“сестринства”): Алёна Ивановна, Лизавета, Соня,
Раскольников. Символика романа, в том числе евангельские образы (воскрешение
Лазаря). Полемика с романтическим представлением о противостоянии “толпы” и
“нестандартной личности”.
«Идиот»*. Сквозные темы романов Достоевского: тема денег, Петербург,
болезнь и выздоровление, влюблённость и красота, Россия и Запад.
«Речь о Пушкине»*.
Своеобразие прочтения Пушкина Достоевским. Стремление к достижению общего
счастья всех людей как определяющее движение русской литературы в целом.
Историко-
и теоретико-литературные понятия
Углубление
представлений о сказе. Понятие “двойник”. Психологизм Достоевского в
сопоставлении с психологизмом в лирике Некрасова и Тютчева.
А.
Н. Островский. Творческий путь Островского. Жанровое многообразие
драматургического наследия Островского.
«Гроза». Художественное пространство, система персонажей, своеобразие
конфликта драмы. Русская критика о пьесе Островского. Перспектива изображённого
Островским мира русской провинции и купечества (от «Грозы» к «Бесприданнице»).
Смена власти традиции властью денег.
«Лес». Разрушение мира русской усадьбы в комедийном изображении
Островского. Судьба русского дворянства. Искренность, фальшь и театральность
как категории измерения человеческих отношений и качеств личности.
«Бесприданница»*. Эволюция образа героини у Островского
(от Катерины и Кабанихи к Ларисе и Огудаловой). Появление нового типа героя
(Карандышев и герои Достоевского).
Историко-
и теоретико-литературные понятия
Углубление
представлений о драматическом роде литературы и драматургических жанрах.
Психологизм и драматургия. Решение современной социальной проблематики.
Л.
Н. Толстой. «Севастопольские рассказы»* («Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855-го», «Севастополь в декабре»). Изображение войны в повестях. Неприятие
официально-шаблонных или наивно-романтических представлений о героизме.
«Война и мир». История
создания романа. Черты эпопеи в романе «Война и мир». Принципы композиции романа:
противопоставление и сопоставление в романе противоположных начал: мира и
войны, Москвы и Петербурга, отдельных персонажей и так далее. Принципы создания
портретов персонажей (значение детали). Толстой-психолог. Различные приёмы
изображения героев, любимых писателем и не принимаемых им. Принципы изображения
истории в романе. История как “семейная хроника”. Принципы изображения семей
Ростовых — Курагиных — Болконских в романе. Философская и историософская
позиция автора. Средства полемики с романтическим представлением о роли
личности в истории. Изображение Наполеона как полководца, человека и кумира
России и Европы начала XIX века. Изображение Кутузова. Понятия музыкальности и
гармонии у Толстого, воплощённых в отдельном персонаже, в семье, в законах мироустройства
(сны Пети и Пьера), в национальном характере (Платон Каратаев и танец Наташи у
дядюшки). Исторический фатализм Толстого и война и мир как состояния жизни (при
неприемлемости для автора войны как таковой). Семейное, мирное начало в военных
сценах (батареи Тушина, Раевского и другие).
«Смерть Ивана Ильича»*.
Сюжетно-композиционные особенности повести. Духовный переворот в сознании Ивана
Ильича. Тема смерти у Толстого (в сравнении с темой смерти в романе «Война и
мир»).
Историко-
и теоретико-литературные понятия
Понятие
о романе-эпопее. Законы соединения психологического романа и историософского
сочинения. Решение исторических и философских проблем художественными
средствами.
Возможные
направления самостоятельной исследовательской работы школьников
Актуальность
исторической проблематики (событий 1812 года) в 1860-е годы.
Актуальность
фигуры Наполеона в общественной жизни второй половины XIX века и в творчестве
Достоевского и Толстого.
Россия
и Европа у Толстого и Достоевского.
Христианские
идеи Достоевского.
Н.
С. Лесков*. «Левша». Стилистические особенности сказа,
стилизация под народную легенду. Близость повествователя и героев сказа.
Авторское видение героя и событий повести. Пародийное осмысление исторических
персонажей и реалий времени в сказе Лескова. Трагический пафос произведения.
Проблема национального характера в повести: “маленькие великие люди” (Лесков) в
изображении автора.
«Очарованный странник». Житийное начало повести. Проблема
русского характера. Образ Ивана Флягина в художественной системе повести. Иван
Флягин — герой и повествователь. Своеобразие стиля повести.
Проблема
русского национального характера в творчестве Лескова. Развитие традиции сказа
в русской литературе XX века*.
М.
Е. Салтыков-Щедрин*. Журналистская деятельность Салтыкова-Щедрина (обзор). «История одного города»:
фельетон, пародийное описание русской истории, использование гротеска.
Совмещение исторических времён в «Истории одного города». Идея принципиальной
невозможности перемен в России. Сравнение сатирического изображения истории
Салтыковым-Щедриным и пародийной поэмы А. К. Толстого «История государства
Российского от Гостомысла до Тимашёва».
А.
П. Чехов. Этапы творческого пути Чехова. Юмористические рассказы. Своеобразие
темы “маленького человека” в рассказах раннего Чехова. Современный мир и его
социальная иерархия; “маленький человек” как жертва несправедливости и как её
носитель. Проза зрелого Чехова. Проблема отчуждения человека в творчестве
Чехова. Разрыв человеческих связей как характерная примета времени в
изображении Чехова. «Студент». Особенности категории времени и
пространства в рассказе. Идея преемственности в человеческой истории и реальный
жизненный опыт человека. Маленькая трилогия («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Композиционное единство цикла.
Несводимость жизни к тем определениям, которые дают ей рассказчики. Живая жизнь
и абсурдность попыток жёстко её регламентировать. «Ионыч». Идеалы русской интеллигенции конца XIX века в изображении
Чехова. Характер чеховской детали, повторяемость её; “случайная” и
мотивированная деталь.
Принципиальный
отказ автора от морализирования в повествовании. Значение случайности в
человеческой судьбе (например, «Дама с собачкой»).
Театр
Чехова. «Вишнёвый сад».
Своеобразие драматургического конфликта, лежащего в основе чеховской драмы.
Новаторская система персонажей. Значение эпизодических и внесценических
персонажей. Своеобразие диалогов. Значение эмоциональной атмосферы в пьесах
Чехова. Символическое значение образа вишнёвого сада, роль ремарок. Традиции
русской литературы и русской драматургии в пьесе «Вишнёвый сад». Комическое и
его роль в пьесе.
Историко-
и теоретико-литературные понятия
Возникновение
драматургии нового типа. Драматургия настроения. Понятие внутреннего и внешнего
действия. Углубление представлений о системе персонажей драматургического
произведения.
Возможные
направления самостоятельной исследовательской работы школьников
Маленький
человек у Чехова и его предшественников.
Нетрадиционность
соединения героев и философской проблематики у Чехова.
Драматургия
“без действия” или “бездействия” — Чехов и Ибсен, Чехов и Горький.
Средства
создания настроения в драматургии Чехова и Горького.
Одиннадцатый класс
Особенности реализма конца XIX — начала XX
века
И.
А. Бунин. «Антоновские яблоки».
Лирическое преображение быта в повествовании. Образ повествователя и его
стилистическое воплощение. Ностальгические мотивы в рассказе и их значение;
единство мира, основанное на памяти, хранящей живой облик ушедшего.
Противопоставление вечного и временного. Значение символической детали в прозе
Бунина.
«Лёгкое дыхание». Необычность, иррациональность поведения
героини, её природная сущность. Парадоксальность изображения любви,
привязанности, восхищения у Бунина.
«Господин из Сан-Франциско». Противопоставление сиюминутных ценностей цивилизации и
вечных ценностей культуры. Образы современной цивилизации (американское
богатство; пароход и его устройство; времяпрепровождение туристов на пароходе и
в Италии; итальянские отели для богатых туристов). Мотивы живой и мёртвой жизни
в рассказе. Формы воплощения мёртвой (псевдоживой) жизни: образы дьявольского в
рассказе. Апокалиптические мотивы и образы в рассказе «Господин из
Сан-Франциско». Реалистическое и символическое в рассказе.
«Чистый понедельник»*. Конкретное и символическое в рассказе.
Образы героев и образ России в рассказе.
«Окаянные дни»*. Своеобразие жанра записок,
стилизованных под дневник. История глазами “пристрастного” свидетеля.
Гармоничность прежней жизни и бесформенность современной. Символы прошлого и их
значение в записках. Невосполнимая утрата красоты. Значение подлинного
документа в структуре произведения. Портреты знаменитых современников писателя.
Тема разрушения слова как разрушения смысла в записках.
А.
И. Куприн*. «Гранатовый браслет».
Своеобразие главного героя повести, его несоответствие традиционной роли
“маленького человека”. Несовпадение “романтической” таинственности, к которой
стремится герой, и его социальной роли (телеграфист Желтков).
Противопоставление понимания любви Желтковым и обществом, собирающимся в доме
Шеиных. Тема высоты истинной любви в «Гранатовом браслете».
М.
Горький. «На дне». Место
творчества М. Горького в культуре конца XIX — начала XX века. Черты драматургии
рубежа XIX и XX веков в пьесе. Драматургическое новаторство М. Горького.
Своеобразие места действия и социальной принадлежности персонажей. Своеобразие
системы персонажей: отсутствие главных и второстепенных действующих лиц.
Особенности драматического конфликта. Житейский и философский смысл пьесы. Спор
о человеке. Понятие правды в драме. Возможности символического прочтения драмы.
Страницы: 1, 2, 3
|