рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Курсовая работа: История социологии рефераты

Социология Эмиля Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм(1858—1917) — основатель современной социологии, французский социолог. Благодаря ему произошла институциализация социологии, т. е. он основал первый социологический журнал, открыл первый факультет социологии, стал готовить социологов. Автор более 200 работ по социологии, три из них стали классикой: «О разделении общественного труда»(1893), «Метод социологии»(1895) и «Самоубийство»(1897). Дюркгейм утверждал принцип эмпирической обоснованности социологической теории. Его подход именуется «социологизмом». Сам он назвал свою теорию «социологическим реализмом», т. е. считал, что общество является целостным субъектом, который отличается от простой суммы индивидов. Закономерности присущие обществу не могут быть выведены из закономерностей индивидуального сознания. Он был против психологического направления в социологии и считал, что социальное явление можно объяснить только при помощи другого социального явления. Социология, по Дюркгейму, изучает социальные факты. Социальные факты — это способы действия или мышления, которые оказывают принуждающие воздействия на человека. Социальные факты следует изучать как вещи. Предлагал различать социальную норму и патологию. Критерии нормы — это распространенность, неизбежность явлений; природа вещей; польза; то, что является условием существования. Законы общества — это разновидности универсальных законов. Важной проблемой Дюркгейм считал солидарность, которая является основным критерием социального развития. Он различал органическую, т. е. свободную, естественную и механическую, т. е. принудительную солидарности. Силой, созидающей социальное целое является разделение труда. Оно обуславливает обмен продуктами труда, обмен деятельностью, денежный обмен. Его также интересовала проблема аномии — состояния общества, для которого характерна слабость или отсутствие социальных норм. Теорию аномии Дюркгейм развивал в русле социологического объяснения как самоубийства. Он выделяет 4 вида самоубийств: 1) эгоистическое — человек изолирован от сообщества: у него сосредоточие всех ценностей в себе; 2) альтруистическое — от чрезмерной привязанности, любви к людям; 3) фаталистическое — связано с чрезмерной зависимостью от общества; 4) аномическое — связано с недостатком социальных норм. Э. Дюркгейм изучал проблемы преступности, семейной неустойчивости, социальной дезорганизации, социальных патологий, социального контроля, социальной интеграции и многое другое. В центре внимания Дюркгейма взаимоотношения индивида и общества. Общество наступает как внешний фактор, осуществляющий контроль над действиями индивида, но общество должно быть организовано, а индивид — воспитан. Общество, по Дюркгейму, существует в индивидах и через индивидов. Оно является композицией и идеей верований, чувств, которые реализуются индивидами. Дюркгейм разработал правила социологического метода. Общее требование к методике — методы должны быть объективными. Социальные факты должны изучаться на основе наблюдения. Дюркгейм использовал историко-сравнительный анализ, применял причинный анализ.

Основы социологической теории Макса Вебера

Макс Вебер(1864—1920) — немецкий социолог, историк, политолог, философ, основатель современной социологии. Основные его работы: «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировой религии». Тема его исследований — проблема происхождения и специфики западноевропейского капитализма как системы хозяйствования, основа которой является калькуляцией расходов, прибыли и рациональной организации свободного труда. Капитализм Вебер рассматривал как этап всемирного и всеобщего процесса рационализации, т. е. усиление рационального компонента в поведении человека. Он различал рациональность экономическую, политическую, социального действия. Прогресс — это увеличение рациональности. Это положение позже вызвало резкую критику, поскольку не все явления человеческой жизни могут быть рациональны, но теория Вебера сыграла громадную роль в понимании социального действия. Рациональность Вебер классифицировал по целям и по средствам. Вебер выделяет 4 типа социального действия: целерациональное, ценностнорациональное, традиционное, аффективное. Он предложил теорию идеальных типов, т. е. теоретически описанных образцов того или иного явления. Идеальный тип — это логический эталон, с которым можно сопоставить конкретное явление, и благодаря этому лучше понять их значение и тенденции развития Вебера рассматривал бюрократов как государственных служащих, действующих согласно формально-рациональным нормам, что соответствует требованиям современного общества. В традиционном обществе социальное действие не является рациональным. Рационально-экономическое поведение сформировалось под влиянием профессиональной этики протестантизма, т. е. распространенной в Европе и Америке христианской религиозной идеологии. Компонентом религиозной ответственности протестанта является добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей. Вебер был одним из основателей понимающей социологии. Она противостоит позитивизму и предполагает понимание смысла человеческой деятельности и на основе этого объяснение поступков человека. Предметом этой социологии является социальное взаимодействие. Не всякое взаимодействие, по Веберу, является социальным, а только то, в котором человек действует осмыслено, сознательно и учитывает в своих действиях поведение других людей и старается влиять на них. Для социального взаимодействия важны цели и мотивы индивида, а не внешнее поведение. Вебер развивает социологию власти. Источниками власти являются традиция, легитимность и харизма. Общество, по Веберу, не является гармоничным целым, оно формируется и борьбой, и согласием.

Чикагская социологическая школа

Возникла на рубеже XIX—XX веков. Основателями чикагской социологической школы являются Вильям Томас и Роберт Парк. Классическим образцом этой школы является 5-томная работа В. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке»(1918—1920). Эта книга об адаптации польских крестьян в Америке. Другой видной работой была «Негры Чикаго» Р. Парка. Книги ученых чикагской школы: «Негритянская семья в Чикаго», «Золотое побережье и трущоба», «Гетто», «Бурлак», «Средний город в процессе изменений». Исследование В. Уорнера «Американский город». Важнейшей чертой школы является ориентация на эмпирические исследования. Теоретической базой являются бихевиоризм и прагматизм. Роберт Парк основал направление экологии города. Основные процессы изменений в городе — это: 1) концентрация населения; 2) централизация(выделение центра); 3) сегрегация(отделенное проживание разных социальных групп); 4) инвазия(наплыв эмигрантов); 5) сукцессия(усвоение определенных образцов поведения типичных для данной зоны города). Основной метод исследования — монографический, который объединяет в себе интервью, наблюдение, анализ документов в отношении отдельного явления или территории.

Социология В. Парето

Вильфредо Парето(1848—1923) — итальянский социолог. Основная его работа — «Трактат всеобщей социологии». Парето — позитивист, т. е. считает необходимым эмпирически обосновывать социологические знания. Основная сфера его интересов — политическая социология. Он разрабатывал теорию мотивации деятельности людей в политике. Метод его исследований он называет логико-экспериментальным, предлагает концепцию социального равновесия. Общество, считает Парето, находится в состоянии динамического равновесия. Равновесие опирается на психологический фундамент, а не на экономический. Парето является сторонником психологического направления социологии. Поступки людей в социальном развитии делятся на логические(целесообразные) и нелогические(неосознанные). Движущей силой общественного развития являются нелогические поступки. Парето считает, что в действиях людей есть нелогический мотивационный остаток(резидуи). Но у человека есть потребность в логической мотивации, поэтому свои нелогические мотивы и действия человек прикрывает логическими. Это действие называется деривацией. По Парето, функциональными элементами всякой системы являются экономический фактор, интеллектуальный фактор, идеология и социальный фактор. Парето развивает теорию политического лидерства, в которой делит лидеров на лис, действующих путем хитрости и обмана, и львов, действующих путем насилия. Он предложил теорию циркуляция элит. Согласно ей в обществе есть две группы элит: правящий класс, который возглавляется властвующей элитой, и контрэлита. Инструментом управления общества являются согласие и сила. Момент смены элит у Парето называется революцией.

Символический интеракционизм

Создателем этой теории считается Джорж Мид(1863—1931). Интеракционизм означает взаимодействие. Теория объясняет взаимодействие между людьми при помощи символов. Символы — это язык, жесты, знаки, передающие информацию. Основные тезисы этого учения: 1. Смысл и символы позволяют людям осуществлять действие и взаимодействие. 2. Сознание человека формируется в процессе социального взаимодействия. 3. В процессе социального взаимодействия люди научаются смыслам и символам, которые позволяют им реализовать свои способности разумных существ. 4. Люди обладают способностями использовать смыслы и символы, исходя из конкретной ситуации. 5. Люди обладают способностью изменять смыслы и символы, исходя из критической оценки результатов деятельности. 6. Сплетающиеся модели действия и взаимодействия создают группы и общества. 7. Общественные структуры не обладают реальностью, а являются продуктом кристаллизации процессов межличностного общения. Социальный мир, по Миду, — это мир значений.. Человек не соотносится с реальностью на прямую, а лишь через использование интерпретивных механизмов. Главная задача процесса взаимодействия, считает Мид, — прояснить как взаимодействие формирует социальную структуру. Социальная структура рассматривается как сеть взаимодействий, которые формируют индивидов. Индивидуальное действие осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации.«Я» индивида состоит из: 1) личностного «Я»(набора спонтанных желаний и потребностей); 2) «Мы»(усвоенные групповые нормы, социальное внутри человека); 3) Акт взаимодействия. Механизм формирования значений — это набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, соотносит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. В ответ он получает истолкование действий другого; определение для себя значений тех или иных действий окружающих. Объект — это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая ему значение. Продолжателем Мида стал Герберт Блумер, который и открыл для науки эту теорию.

Социология знания. К. Маннгейм

Социология знания — анализирует зависимость знания от социальных факторов. Важную роль в формировании социологии знания сыграл Карл Мангейм(1893—1947) — немецко-английский философ и социолог. Наиболее известные работы: «Идеология и утопия»(1929). «Человек и общество в эпоху преобразования»(1935); «Диагноз нашего времени: очерки военного времени, написанные социологом»(1943). Мангейм полагает, что общественное бытие не сводится только к «экономическим отношениям производства». Социальное бытие — это исторический жизненный процесс. В рамках одной эпохи могут существовать различные исторически сложившиеся расстановки социально-классовых позиций и сил. Последние обусловливают существование различных «стилей мышления» или «мыслительных позиций». Специфическая задача социологии познания — соотнести «’духовные образования» с социальными позициями их носителей. Это соотнесение выявляет, сколь различным образом может представляться одна и та же ситуация наблюдателям, находящимся на разных позициях. Любая идеология есть оправдание существующего строя, теоретизированные взгляды класса, добившегося господства и заинтересованного в сохранении существующего положения. «Идеологиям» всегда противостоят «утопии» — как правило, недостаточно теоретизированные, эмоционально окрашенные «духовные образования», порожденные сознанием оппозиционных, угнетенных классов, слоев, групп, стремящихся к социальному реваншу, а потому столь же субъективно пристрастные, как и «идеологии». «Утопии» ничем не отличаются от «идеологий», они также стремятся выдать часть за целое, свою одностороннюю правоту за абсолютную истину. С приходом к власти ранее угнетаемых слоев «утопии» автоматически превращаются в «идеологии». К утопиям можно отнести «консервативную идею», «коммунистическую утопию». Существует особая социальная группа, потенциально способная освободиться от «связанности бытием», неизбежной для человеческого мышления. Это «интеллигенция». С интеллектуалами Мангейм связывал надежды на сохранение демократий в эпоху «массовых обществ», подверженных опасности установления тоталитарного режима. Можно сохранить демократические свободы с помощью политической элиты. Сделать это надо с помощью планомерного применения «социальных технологий» — систем научно обоснованных социально-политических, акций, призванных рационально регулировать конкретные социальные процессы. Объектом воздействия «социальных технологий» должны быть социальные группы — групповое сознание, групповые отношения, ценности, нормы. Мангейм предостерегает от двух крайностей современного общества: с одной стороны, полная дезинтеграция(анархия) ценностей, когда каждый живет только по собственным жизненным установкам; с другой, — тотальная регламентация общественной жизни(диктатура), когда интеграция ценностей общества достигается за счет подавления индивидуального начала. «Социальная технология» стремится к социальному контролю, который бы делал возможным «демократическую саморегуляцию» общества на новом, более высоком уровне осознания и целенаправленной организации. Поскольку концентрация власти в современном обществе достигает невиданных ранее масштабов, повышаются требования к интеллектуалам и политической элите: они должны быть социологически образованными, чтобы управлять и учить управлять. Разработка системы ценностей, необходимых для выживания цивилизации, — одна из основных задач современной социологии.

Психоаналитическая теория З. Фрейда

Родоначальником современного психологического направления в социологии является австрийский ученый Зигмунд Фрейд(1856—1939). Суть его учения состоит в том, что доминирующая роль в жизни человека неосознанных импульсов прежде всего сексуального характера. Факты социальной жизни связаны с либидо(любовной энергией), которое является первопричиной социальных связей. Позже Фрейд вводит другие импульсы: жизнь и смерть(Эрос и Талатос), где жизнь и есть любовь. В работе «Я и Оно» Фрейд разобрал взаимодействие трех компонентов: «Я» — то, что человек понимает; «Оно» — бессознательное начало; «Сверх Я». Задачей «Я» является такое удовлетворение импульсов «Оно», которое бы не противоречило требованиям социальной реальности, которую воплощает «Сверх Я». В основе учения Фрейда лежит противоречие природного начала(агрессивных природных импульсов) и культуры. По Фрейду, культура приводит к отказу человека от удовлетворения своих желаний, поэтому прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья, увеличению чувства вины. Патология, существующая в человеке, существует и в обществе в качестве коллективного невроза. Отсюда Фрейд объясняет такие явления как религиозный фанатизм и другие социальные патологии. История общества, по Фрейду, представляет собой развертывание либидо в системе общности(самым крупным является государство).

Неофрейдизм. Э. Фромм

Последователи Фрейда, часто не соглашаясь с основными его утверждениями относительно роли сексуального фактора в социальной жизни, применяли психоаналитический метод в изучении подсознательных процессов, их роли в формировании поведения людей. Так, американская исследовательница Карен Хорни(1885—1952) занималась изучением социальных аспектов появления неврозов. Она считала, что неврозы у людей отражают иррациональные аспекты общества(страх, восприятие внешней среды как враждебной). Вследствие встречи с враждебной средой происходит наркотизация страха, т. е. человек начинает неумеренно употреблять алкоголь и наркотики. Хорни выделяет 4 вида неврозов: 1) невроз благосклонности(поиск любви, признания); 2) невроз власти(погоня за властью, престижем); 3) невроз покорности(покорность ко всему); 4) невроизоляция(бегство от общества). Это нерациональные способы решения конфликта, они усиливают отчуждение человека от общества. Заметной фигурой в социологии XX ст. стал немецко-американский социолог и психолог Эрих Фромм(1900—1980). Сначала он разрабатывал теорию фрейдистского направления, сотрудничал с учеными франкфуртской школы. Поэтому Э. Фромма часто считают неофрейдистом или неомарксистом. На самом деле в 50-80-е годы он создал оригинальную социологическую теорию, используя и критически оценивая при этом разные социологические течения. Фромм считал, что идеология и культура базируются на социальном характере. Социальный характер — это совокупность типичных черт определенной социальной группы. Идеология культуры формируется образом жизни. Фромм исследовал феномен фашизма и считал, что носителями идеологии фашизма является низший слой среднего класса. Типичные черты характера этого слоя: угнетенность, садизм, мазохизм. Если классу угрожает экономическая опасность, то он реагирует на нее идеологически и психологически. Поскольку в 30-е годы в Германии было тяжелое экономическое положение, то Фромм считал, что фашизм порожден трудностями экономической жизни рабочих. Социальный характер, который формируется у людей, — это результат адаптации биологических и психических особенностей к трудностям и сложностям экономической среды. Кроме фашизма Фромм изучал контрреволюцию, элиту. Любая элита, по Фромму, обладает одинаковым социальным характером. Поэтому элита будет стремиться к сохранению основных элементов старого общества. Победа любой революции очень скоро внутренне сопровождается ее поражением. Фромм — один из авторов концепции радикального гуманизма. Он считал, что производство должно служить человеку, а не экономике. Отношение между человеком и природой должно строиться на кооперации, а не на эксплуатации. Фромм выступал за солидарность в обществе. Целью всей социальной деятельности должно быть благо человека, предотвращение страданий.

Социологические идеи франкфуртской школы

Франкфуртская школа получила свое название в честь Института социальных исследований, существовавшем в 30-х годах ХХ в. в немецком городе Франкфурт-на-Майне. С приходом Гитлера к власти этот институт был распущен, а его члены разъехались по миру. Главными особенностями этой школы были неомарксизм, т. е. франкфуртцы стремились применить теорию Маркса к современным условиям, и леворадикализм, т. е. борьба с капитализмом, новыми средствами и в новых условиях. Идеи франкфуртской школы в последствии стали причиной геноцида в Камбодже и молодежной революции 1968 года. Представители: Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Харкхаймер, Лукач, Рихард Зорге, Юрген Хабермас. Основная работа Т. Адорно «Авторитарная личность». Здесь изучалась связь между социальным положением человека и его идеологическими представлениями. Типичные черты авторитарной личности: антисемитизм, расизм, консерватизм в экономических и политических вопросах, некритическое отношение к групповым авторитетам, их идеализация, стремление проявить и наказать тех, кто не разделяет почтения к этим авторитетам, склонность к суеверию, вере в судьбу, повышенная чувствительность с проявлением силы и твердости. Авторитарная личность не проявляет гуманного отношения и неуступчива, механически подчиняется общим ценностям, подражает авторитетам, ненавидит всяких оппонентов, аутсайдеров, склонна к предрассудкам и стереотипам. Для фрункфуртцев характерна психологизация социальных отношений. Они изучают отчуждение личности, угнетение, ее агрессивность. Считают, что авторитаризм является естественным проявлением западной цивилизации. Основная работа Герберта Маркузе «Одномерный человек». Маркузе считал, что в результате действий государства, господствующих классов и подчиненных им средств массовой информации у людей формируется одномерное видение мира. Черты одномерного человека: 1) ориентация на эффективность производства; 2) искусственное создание развращающих людей потребностей; 3) тождественность технологического и духовного развития. В результате рабочий класс интегрировался в буржуазное общество и перестал быть революционным. Само индустриальное общество Маркузе отождествлял с буржуазным. Борьба с таким обществом возможна на путях революции сознания, составной частью которого является сексуальная революция. Носителем сексуальной революции является молодежь. Другие носители — это интеллигенция, национальные и религиозные меньшинства, нищие массы третьего мира.

Страницы: 1, 2, 3, 4